Гадисламова А.И. бакалавр Информационных систем и технологий
Глыбин М.И.
бакалавр Информационных систем и технологий
СПбГЭТУ ЛЭТИ Россия, г. Санкт-Петербург
РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
КЛИНИКИ
Аннотация: в данной статье рассмотрен этап проектирования автоматизированной информационной системы для стоматологической. Статья включает детализацию вариантов использования проектируемой системы.
Ключевые слова: АИС, СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА, БАЗА ДАННЫХ.
Abstract: this article describes the design phase of an automated information system for dental. Article includes detail of the use cases of the designed system.
Keywords: AUTOMATED INFORMATION SYSTEM, DENTAL CLINIC, DATABASE.
В современном мире прочно обосновались информационные технологии, полностью поменяв как бизнес-процессы, так и повседневную жизнь людей. Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и проникновение их во все области жизни, есть отрасли, которые до сих пор остаются в прошлом веке, и одна из этих областей - как ни странно, медицина. Каждый год разрабатываются новые лекарства, методы диагностики и лечения, а больной, приходящий сегодня в медицинское учреждение, как и 20 лет назад, зачастую стоит в очереди, в регистратуре ищут его карточку, написанную от руки, а на ведение отчетности по приему больных и проведенному лечению, врач тратит до 70% своего рабочего времени [1].
Одно из главных условий успешности бизнеса - способность использовать каждую возможность к развитию, повышению эффективности работы и уменьшению затрат. А возможности современных информационных систем позволяют организовать эффективный, прозрачный для управления и отчетности бизнес. Информационная система представляет совокупность программно-аппаратных средств для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей. Система рассматривается в рамках стоматологической клиники - комплексного медицинского учреждения, которое располагает кадрами специалистов, оснащением и оборудованием для оказания специализированной стоматологической помощи.
Разрабатываемая автоматизированная информационная система для стоматологической клиники должна осуществлять информационную поддержку сотрудников стоматологической клиники, автоматизировать
процесс приёма пациентов, а также решать маркетинговые задачи и оперативно получать аналитическую и управленческую отчётность, что позволяет увеличить прибыль и повысить лояльность пациентов. Будет вестись точный учёт пациентов и оказанных услуг в клинике. За счёт автоматизации ручных операций, будет увеличена эффективность сотрудников, а значит и стоматологической клиники в целом. Процесс взаимодействия с пациентом является одним из ведущих бизнес-процессов организации, наравне с управлением персоналом [2].
Организацией приёма пациентов занимается администратор клиники. В его основные обязанности входит обеспечение конфиденциальности информации (личные данные пациентов, характер и стоимость оказанных пациенту услуг), осуществление информационного обеспечения пациентов, обратившихся в клинику, информирование (консультация) пациентов об услугах и ценах, регистрация услуг, оказываемых пациенту и расчёт пациента.
Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен обеспечивать удобный, дружественный доступ к основным функциям системы.
Для обозначения сходных операций должны использоваться сходные управляющие (навигационные) элементы (иконки). Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление, редактирование), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы.
Для данных, имеющих установленные форматы, должен осуществляться логический контроль ввода данных с выводом сообщений об ошибках ввода.
Формы интерфейса пользователя, используемые для представления входных/выходных документов, должны по возможности предоставлять информацию в той же последовательности и в том же расположении, что и их бумажные аналоги.
Взаимодействие пользователя с АИС должно осуществляться преимущественно в документно-ориентированном виде. В тех случаях, когда представление информации в документно-ориентированном виде невозможно или имеет худшее качество восприятия, осуществлять вывод информации в табличной форме.
Во всех возможных случаях при заполнении полей ручной ввод данных должен быть заменен выбором из шаблонов и справочников. Контекстные подсказки, а также все сообщения АИС, за исключением сообщений от СУБД и операционной системы, должны быть выполнены на русском языке и понятны пользователю.
Система должна удовлетворять требованиям к защите информации, установленным действующим законодательством и обеспечивать возможности разграничения и контроля доступа к системе в целом, отдельным ее функциям, хранилищам документов, отдельным документам и частям документов на ролевой основе, включая группы пользователей. С точки зрения конфиденциальности информации в системе используются:
- персональные данные, составляющие "личную тайну", а также врачебную тайну;
- данные о взаиморасчетах между пациентом и стоматологической клиникой, составляющие коммерческую тайну.
Система должна поддерживать следующие функции защиты информации от несанкционированного доступа:
- аутентификация и авторизация пользователя по логину и паролю;
- регистрация действий пользователей по доступу к информационным ресурсам и использованию функций АИС, изменений и запросов к данным, включая их содержание;
- обеспечение доступа к данным системы только зарегистрированным авторизованным пользователям, подписавшим соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и врачебной тайны.
АИС должна обеспечивать защиту персональных данных пациентов на основе ролевого управления доступом, ограничивающего и контролирующего доступ пользователей к информации, содержащей сведения о пациентах. Каждый пользователь должен проходить процедуру аутентификации, а затем, при попытках получения доступа к данным, -авторизацию, т.е. проверку разрешений пользователя по отношению к какому-либо защищаемому ресурсу. АИС должна быть устроена таким образом, чтобы функции, осуществляющие контроль за безопасностью данных, вызывались и успешно выполнялись прежде, чем разрешается выполнение любой другой функции в пределах АИС. Система должна эффективно предотвращать любые попытки доступа к данным со стороны неавторизованных лиц. Объем и содержание обрабатываемых персональных данных определяется в соответствии с согласиями на обработку персональных данных, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О персональных данных" и другими ФЗ.
Сформированные требования к системе позволят разработать ИС, которая будет автоматизировать процесс приёма пациентов стоматологической клиники, а также решать маркетинговые задачи и оперативно получать аналитическую и управленческую отчётность, что позволяет увеличить прибыль и повысить лояльность пациентов. Система направлена на ведение точного учёта пациентов и оказанных услуг в клинике. За счёт автоматизации ручных операций, будет увеличена эффективность сотрудников, а значит и стоматологической клиники в целом.
Использованные источники:
1. DMG.RU. ИТ-консалтинг и автоматизация [Электронный ресурс]: URL: http://www.dmg.ru/it. [Дата обращения: 26 04 2016];
2. Fordent Импортёр стоматологического оборудования [Электронный ресурс]: URL: http: //www.fordent .ru/about/news/1582/.
Гаршин М. В. магистр 1курса Биологический факультет Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Уфа
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТУКОВЫХ СМЕСЕЙ
В статье рассматривается эффективность применения туковых удобрений на зерновых и технических сельскохозяйственных культурах в сравнении со стандартными сложными минеральными удобрениями.
Ключевые слова: сельское хозяйство, минеральные удобрения, туковые смеси, увеличения урожая.
In article efficiency of application fertilizer mixtures on grain and technical crops in comparison with standard complex mineral fertilizers is considered.
Keywords: agricultural industry, mineral fertilizers, fertilizer mixtures, increases in a harvest.
Существуют два закона, которые определяют правильное использование удобрений. Первый - это закон возврата питательных элементов: количество их, вынесенное с урожаем, должно быть возвращено в почву. Несоблюдение этого закона приводит к бесплодию земли. Второй закон - закон минимума Либиха: «Величина урожая, полученного с данного поля, зависит от элементов питания (необходимого для роста растений), находящихся в почве в минимуме. Следовательно, недостаток хоть одного питательного элемента, как макро- , так и микро- элемента, приводит к тому, что урожай становится меньше, чем мог быть»
Использование стандартных марок сложных удобрений с фиксированным содержанием NPK выпускаемых химическими заводами страны не позволяет учесть большую часть агрохимических факторов растениеводства. В полной мере решить эту проблему возможно используя туковые смеси.
Туковая смесь - это комплексное минеральное удобрение, получаемое методом высококачественного механического смешивания простых и сложных удобрений с целью подбора оптимальной концентрации питательных компонентов NPK с учетом специфики питания конкретной с/х культуры, климатических условий региона и количества уже присутствующих питательных элементов в почве.
На основе почвенных анализов можно изготовить туковые смеси с индивидуальным соотношением и количеством питательных веществ под