Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ'

РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гадисламова А. И., Глыбин М. И.

В данной статье рассмотрен этап проектирования автоматизированной информационной системы для стоматологической. Статья включает детализацию вариантов использования проектируемой системы.This article describes the design phase of an automated information system for dental. Article includes detail of the use cases of the designed system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ»

Гадисламова А.И. бакалавр Информационных систем и технологий

Глыбин М.И.

бакалавр Информационных систем и технологий

СПбГЭТУ ЛЭТИ Россия, г. Санкт-Петербург

РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ

КЛИНИКИ

Аннотация: в данной статье рассмотрен этап проектирования автоматизированной информационной системы для стоматологической. Статья включает детализацию вариантов использования проектируемой системы.

Ключевые слова: АИС, СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА, БАЗА ДАННЫХ.

Abstract: this article describes the design phase of an automated information system for dental. Article includes detail of the use cases of the designed system.

Keywords: AUTOMATED INFORMATION SYSTEM, DENTAL CLINIC, DATABASE.

В современном мире прочно обосновались информационные технологии, полностью поменяв как бизнес-процессы, так и повседневную жизнь людей. Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и проникновение их во все области жизни, есть отрасли, которые до сих пор остаются в прошлом веке, и одна из этих областей - как ни странно, медицина. Каждый год разрабатываются новые лекарства, методы диагностики и лечения, а больной, приходящий сегодня в медицинское учреждение, как и 20 лет назад, зачастую стоит в очереди, в регистратуре ищут его карточку, написанную от руки, а на ведение отчетности по приему больных и проведенному лечению, врач тратит до 70% своего рабочего времени [1].

Одно из главных условий успешности бизнеса - способность использовать каждую возможность к развитию, повышению эффективности работы и уменьшению затрат. А возможности современных информационных систем позволяют организовать эффективный, прозрачный для управления и отчетности бизнес. Информационная система представляет совокупность программно-аппаратных средств для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей. Система рассматривается в рамках стоматологической клиники - комплексного медицинского учреждения, которое располагает кадрами специалистов, оснащением и оборудованием для оказания специализированной стоматологической помощи.

Разрабатываемая автоматизированная информационная система для стоматологической клиники должна осуществлять информационную поддержку сотрудников стоматологической клиники, автоматизировать

процесс приёма пациентов, а также решать маркетинговые задачи и оперативно получать аналитическую и управленческую отчётность, что позволяет увеличить прибыль и повысить лояльность пациентов. Будет вестись точный учёт пациентов и оказанных услуг в клинике. За счёт автоматизации ручных операций, будет увеличена эффективность сотрудников, а значит и стоматологической клиники в целом. Процесс взаимодействия с пациентом является одним из ведущих бизнес-процессов организации, наравне с управлением персоналом [2].

Организацией приёма пациентов занимается администратор клиники. В его основные обязанности входит обеспечение конфиденциальности информации (личные данные пациентов, характер и стоимость оказанных пациенту услуг), осуществление информационного обеспечения пациентов, обратившихся в клинику, информирование (консультация) пациентов об услугах и ценах, регистрация услуг, оказываемых пациенту и расчёт пациента.

Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен обеспечивать удобный, дружественный доступ к основным функциям системы.

Для обозначения сходных операций должны использоваться сходные управляющие (навигационные) элементы (иконки). Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление, редактирование), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы.

Для данных, имеющих установленные форматы, должен осуществляться логический контроль ввода данных с выводом сообщений об ошибках ввода.

Формы интерфейса пользователя, используемые для представления входных/выходных документов, должны по возможности предоставлять информацию в той же последовательности и в том же расположении, что и их бумажные аналоги.

Взаимодействие пользователя с АИС должно осуществляться преимущественно в документно-ориентированном виде. В тех случаях, когда представление информации в документно-ориентированном виде невозможно или имеет худшее качество восприятия, осуществлять вывод информации в табличной форме.

Во всех возможных случаях при заполнении полей ручной ввод данных должен быть заменен выбором из шаблонов и справочников. Контекстные подсказки, а также все сообщения АИС, за исключением сообщений от СУБД и операционной системы, должны быть выполнены на русском языке и понятны пользователю.

Система должна удовлетворять требованиям к защите информации, установленным действующим законодательством и обеспечивать возможности разграничения и контроля доступа к системе в целом, отдельным ее функциям, хранилищам документов, отдельным документам и частям документов на ролевой основе, включая группы пользователей. С точки зрения конфиденциальности информации в системе используются:

- персональные данные, составляющие "личную тайну", а также врачебную тайну;

- данные о взаиморасчетах между пациентом и стоматологической клиникой, составляющие коммерческую тайну.

Система должна поддерживать следующие функции защиты информации от несанкционированного доступа:

- аутентификация и авторизация пользователя по логину и паролю;

- регистрация действий пользователей по доступу к информационным ресурсам и использованию функций АИС, изменений и запросов к данным, включая их содержание;

- обеспечение доступа к данным системы только зарегистрированным авторизованным пользователям, подписавшим соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и врачебной тайны.

АИС должна обеспечивать защиту персональных данных пациентов на основе ролевого управления доступом, ограничивающего и контролирующего доступ пользователей к информации, содержащей сведения о пациентах. Каждый пользователь должен проходить процедуру аутентификации, а затем, при попытках получения доступа к данным, -авторизацию, т.е. проверку разрешений пользователя по отношению к какому-либо защищаемому ресурсу. АИС должна быть устроена таким образом, чтобы функции, осуществляющие контроль за безопасностью данных, вызывались и успешно выполнялись прежде, чем разрешается выполнение любой другой функции в пределах АИС. Система должна эффективно предотвращать любые попытки доступа к данным со стороны неавторизованных лиц. Объем и содержание обрабатываемых персональных данных определяется в соответствии с согласиями на обработку персональных данных, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О персональных данных" и другими ФЗ.

Сформированные требования к системе позволят разработать ИС, которая будет автоматизировать процесс приёма пациентов стоматологической клиники, а также решать маркетинговые задачи и оперативно получать аналитическую и управленческую отчётность, что позволяет увеличить прибыль и повысить лояльность пациентов. Система направлена на ведение точного учёта пациентов и оказанных услуг в клинике. За счёт автоматизации ручных операций, будет увеличена эффективность сотрудников, а значит и стоматологической клиники в целом.

Использованные источники:

1. DMG.RU. ИТ-консалтинг и автоматизация [Электронный ресурс]: URL: http://www.dmg.ru/it. [Дата обращения: 26 04 2016];

2. Fordent Импортёр стоматологического оборудования [Электронный ресурс]: URL: http: //www.fordent .ru/about/news/1582/.

Гаршин М. В. магистр 1курса Биологический факультет Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Уфа

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ТУКОВЫХ СМЕСЕЙ

В статье рассматривается эффективность применения туковых удобрений на зерновых и технических сельскохозяйственных культурах в сравнении со стандартными сложными минеральными удобрениями.

Ключевые слова: сельское хозяйство, минеральные удобрения, туковые смеси, увеличения урожая.

In article efficiency of application fertilizer mixtures on grain and technical crops in comparison with standard complex mineral fertilizers is considered.

Keywords: agricultural industry, mineral fertilizers, fertilizer mixtures, increases in a harvest.

Существуют два закона, которые определяют правильное использование удобрений. Первый - это закон возврата питательных элементов: количество их, вынесенное с урожаем, должно быть возвращено в почву. Несоблюдение этого закона приводит к бесплодию земли. Второй закон - закон минимума Либиха: «Величина урожая, полученного с данного поля, зависит от элементов питания (необходимого для роста растений), находящихся в почве в минимуме. Следовательно, недостаток хоть одного питательного элемента, как макро- , так и микро- элемента, приводит к тому, что урожай становится меньше, чем мог быть»

Использование стандартных марок сложных удобрений с фиксированным содержанием NPK выпускаемых химическими заводами страны не позволяет учесть большую часть агрохимических факторов растениеводства. В полной мере решить эту проблему возможно используя туковые смеси.

Туковая смесь - это комплексное минеральное удобрение, получаемое методом высококачественного механического смешивания простых и сложных удобрений с целью подбора оптимальной концентрации питательных компонентов NPK с учетом специфики питания конкретной с/х культуры, климатических условий региона и количества уже присутствующих питательных элементов в почве.

На основе почвенных анализов можно изготовить туковые смеси с индивидуальным соотношением и количеством питательных веществ под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.