Научная статья на тему 'Практика применения информационных технологий'

Практика применения информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения информационных технологий»

организация служебной деятельности

в. н. Жданов,

главный инженер

ФКУз МСЧ-13 ФСИН России

(Республика Мордовия)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г "Ж 7" О «Медико-санитарная часть № 13 €11 г^ у Федеральной службы исполнения Ть XV «7 К.} наказаний» (далее МСЧ-13) ведет целенаправленную работу по повышению качества лечения рядового, начальствующего состава и неаттес-тованных сотрудников УФСИН, учету диспансерных больных, составлению планов оздоровления и контролю за их выполнением, снижению и профилактике заболеваемости, внедрению стационарзамещающих технологий с использованием современных информационных систем в лечебной деятельности. С этой целью в течение 2006-2012 годов осуществлена автоматизация рабочих мест врачей-терапевтов, кабинета диспансерного наблюдения, медицинских статистиков. В 2010 году за счет средств бюджетного финансирования была разработана и внедрена АИС «Поликлиника», которая позволила автоматизировать ведение медицинской документации, увеличить оперативность деятельности медицинского персонала, обеспечила проведение своевременной экспертизы качества оказания медицинской помощи.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по разделу иммунопрофилактики инфекционных болезней, в целях упорядочения процессов сбора, учета и анализа сведений об иммунизации населения, приобретен и внедрен программный

комплекс «Управление иммунизацией». Данный программный продукт позволяет вести персонифицированную электронную прививочную базу и является составной частью программы «Диспансеризация».

Одновременно в МСЧ-13 в течение четырех лет проводится работа по раздельному учету медикаментов, используемых для лечения пациентов и приобретаемых за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Кроме того, в настоящее время в МСЧ-13 начата работа по внедрению региональной информационной системы автоматизации родовспоможения (РИСАР), которая гарантирует предоставление современной и высокоэффективной перинатальной помощи всем беременным из приписных поселков. Это позволит снизить материнскую, перинатальную и детскую смертность, заболеваемость беременных, рожениц и новорожденных, врожденную инвалидность детей. В рамках проекта по внедрению РИСАР автоматизируются процессы на уровне женских консультаций и ку-

рирующих организации, сокращаются временные затраты на получение и уточнение информации о состоянии здоровья беременных.

ОПИСАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ МСЧ-13

В МСЧ-13 функционируют две локальные компьютерные сети (стационара и поликлиники), не связанные между собоИ и не имеющие выход в сеть Интернет.

Компьютерная сеть стационара объединяет один сервер и 21 рабочее место следующих служб: бухгалтерии, отдела кадров, экономического отдела, юриди-ческои группы, склада готовых лекарственных средств, главнои медицинскои сестры, старших медицинских сестер отделении стационара и поликлиники, клинико-диагностическои лаборатории, а также начальника МСЧ-13 и его заместителя по медицинскои части. В сети функционирует программныи комплекс «Парус» с модулями «Бюджет», «Зарплата» и «Учет лекарственных средств», позволяющими осуществлять учет финансовых средств, начислять зарплату, учет прихода и расхода лекарственных средств по складу и списание по отделениям, различную отчетность по товарно-материальным и лекарственным средствам как в денежном, так и натуральном выражении. Программныи продукт «Консультант» - сетевая версия - дает возможность любому пользователю сети получить необходимую юридическую и нормативную информацию.

Кроме того, имеются локальные рабочие места, позволяющие в электронном виде осуществлять различные платежи, перечислять налоги, передавать информацию в налоговую инспекцию и Пенсионный фонд Российской Федерации.

В локальной компьютерной сети поликлиники (13 рабочих мест и один сервер) и отдельных автоматизированных рабо-

чих местах функционирует ряд информационных программ: реестр пролеченного населения в поликлинике и стационаре, диспансеризация населения, реестр родовых сертификатов, медицинская статистика, выписка больничных листов, мониторинг беременных женщин (система РИСАР) с базой данных в перенатальном центре столицы Республики Мордовия (работа через сеть Интернет) и др. Благодаря этому осуществлена автоматизация рабочих мест регистратуры, врачей-терапевтов, гинекологического кабинета, кабинета диспансерного наблюдения, медицинских статистиков, заместителя начальника по клинико-экспертной работе, заместителя начальника по поликлинике. В 2010 году за счет средств бюджетного финансирования была разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Поликлиника» (АИС «Поликлиника»), которая позволила автоматизировать ведение медицинской документации, увеличить оперативность деятельности медицинского персонала, обеспечила проведение своевременной экспертизы качества оказания медицинской помощи. Краткое описание возможностей информационной системы приведено ниже.

1. Назначение и функциональные возможности

АИС «Поликлиника» разработана ООО «Системы. Технологии. Информация» (ООО «СТИН»). Она предназначена для автоматизации информационной, лечебно-диагностической, отчетно-статистической и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - взрослой и детской поликлиник, женской консультации, диспансеров и стоматологии.

Ядром системы является электронная медицинская карта, которая создается один раз для каждого пациента

(прототип бумажной) и далее пополняется информацией по мере любого посещения поликлиники этим пациентом. Электронная карта содержит все основные сведения «Медицинской карты амбулаторного больного» (форма № 025/у-04), заполняемые специалистами при регистрации, приеме, осмотре, лечении и выписке пациента при каждом его обращении в ЛПУ. Все электронные карты содержат компактно представленную информацию и располагаются в единой базе данных на сервере. В базе данных «Электронные медицинские карты» предусмотрено размещение всей информации, необходимой не только для описания медицинской карты (данные о пациенте и медицинские данные), но и для решения лечебно-диагностических, экономических, отчетных, статистических и аналитических задач учрежденческого, ведомственного и регионального уровней. Все электронные медицинские карты хранятся на сервере (при наличии локальной вычислительной сети поликлиники) или в компьютере (при отсутствии локальной сети), там же расположена и нормативно-справочная информация.

Система обеспечивает решение следующих основных задач:

создание, ведение и обработка электронных медицинских карт прикрепленного к ЛПУ контингента;

автоматизация работы регистратуры, включая электронное расписание работы врачей, формирование и печать амбулаторного талона, учет движения бумажной медицинской карты;

поиск пациента в базе данных «Электронные медицинские карты» по различным критериям (по учетному номеру пациента в базе данных, по фамилии, имени, отчеству или их первым буквам, по номеру страхового полиса, по СНИЛС);

ввод данных через экраны «Амбулаторный талон» или «Ввод профосмот-ров» либо через экран соответствующего раздела электронной карты (например, «Больничный лист», «Диспансеризация», «Обследования», «Лаборатория», «Дневники», «Госпитализация» и др.);

учет, анализ и отчетность: посещений пациентов; заболеваемости; временной нетрудоспособности; диспансерного наблюдения за больными, состоящими на диспансерном учете; медосмотров, в том числе периодических медосмотров по приказам (с выделением ОМС, ДМС, платных услуг); вакцинаций; проведенных обследований; стоматологических услуг (с выделением ОМС, ДМС или платных услуг; раздел «Стоматология»); выписанных льготных рецептов и лекарственных средств категориям граждан, имеющим право на льготу; учет госпитализаций; учет и анализ оздоровительных мероприятий; выполненных лабораторных исследований (раздел «Лаборатория», перечень задач приведен ниже);

консультативная помощь врачу при формировании дневниковых записей при приеме пациента (жалобы, анамнез, объективные данные осмотра, диагноз, назначения). При этом существует возможность формирования дневниковых записей, используя шаблоны, ввод/доввод от руки или с применением базы медицинских знаний соответствующей специализации врача, автоматизирующий процесс формирования дневника;

формирование протоколов и заключений проведенных обследований, используя шаблоны и базы медицинских знаний соответствующих обследований (УЗИ, функциональной диагностики, эндоскопических и И-исследований);

расчет стоимости оказанных услуг с формированием реестров и счетов-фак-

тур для страховых компаний (например, по Нижегородской области);

формирование как утвержденных отчетных форм (формы 36, 12, 16-ВН, 57, 63 и др.), так и дополнительных статистических и аналитических форм;

формирование нерегламентирован-ных запросов, позволяющих получить из базы данных информацию с представлением ее в удобном для пользователя табличном виде;

ведение классификаторов, включая МКБ-10, справочников и тарифов;

ведение баз медицинских знаний для врачей различной специализации и другие задачи;

копирование и восстановление баз данных;

ведение архива выбывших пациентов. Основными задачами, решаемыми АИС «Поликлиника» (раздел «Лаборатория»), являются:

создание и ведение единой базы данных персонифицированного учета лабораторных исследований (БД «Лаборатория»);

идентификация видов лабораторных исследований;

ввод и обработка результатов исследований: гематологических; общеклинических; биохимических; серологических; иммуноферментных; ПЦР исследований;

просмотр результатов лабораторных исследований врачом любого кабинета в соответствии с правами доступа к информации.

распечатка результатов лабораторных исследований по пациенту с индикацией нормативных значений и отметками патологии;

формирование и печать журналов лабораторных исследований.

2. Состав АИС «Поликлиника»

В состав системы входят основные модули: «Ведение электронных амбулаторных карт»; АРМы: «Регистратура.

Электронное расписание», «Больничный лист», «Диспансерный учет», «Прививки», «Исследования (УЗИ, ЭКГ и др.)», «Лаборатория», «Периодические медицинские осмотры», «Медстатистика, аналитика и реестры», а также АРМы врачей различной специализации (например, терапевта, кардиолога, эндокринолога, хирурга, уролога, акушера-гинеколога, инфекциониста и др.); модуль «Запрос».

Проводится настройка системы и ее баз данных на конкретные условия ЛПУ

Обеспечена настройка каждого программного модуля (АРМ) с учетом прав доступа к этому модулю и к обрабатываемой информации.

Система функционирует как в составе локальной вычислительной сети ЛПУ в архитектуре «клиент-сервер», так и в локальном режиме (например, на компьютере, установленном в кабинете статистики).

3. Программное и техническое обеспечение АИС «Поликлиника»

АИС «Поликлиника» разработана в архитектуре «клиент-сервер» с использованием средств программирования Borland Delphi 2006 и системы управления базами данных Firebird 1.5.3.

Для нормального функционирования системы необходимы персональные компьютеры с характеристиками, представленными ниже, их подключение к сети (при ее наличии) и оборудование для печати выходной информации.

Минимальные требования к компьютеру:

процессор 400 МГц, ОЗУ 64 Mb, не менее 1 ГЬ свободного места на жестком диске, лазерный принтер для формата А4, сетевые средства, видеокарта 8 Mb; операционная система Windows ХР; Microsoft Office 97 и выше; СУБД Firebird 1.5.3 (устанавливается разработчиком).

4. Меню АИС «Поликлиника» Основной экран АИС «Поликлиника»

Некоторые пункты меню

Чсчи. ^Г-ЯЬ Нй1р«И .-грс-ч !^№ЛР1 ЖЧ :-1-С-С-:-г- 1'ДОЫ.

И ,г и

*

*■— Г "*Р г»:-:. ^ Ииш'1 Т1Н1 & ч ^ "71— ДЛМП 1 Г,—у-1- ОЭТ- Г^-, [-д

2.

Я р!^ г^чгаитп■Г'гг^

Й

|ПГЧГГ1Н1 1.1 г ^уТУЧГгГ УЧАГТПК

"'ч! 1Р-*и -1С

с: г1кт'|

/^^чр-.т т.. 111&1

ИЙ1., 1-Е Ь

ЧН I ВКМ<НЬ||1 I ьмднг-ч^

►] 1 Л ^ I ■'

1.

4.

» -л N щ Г^.иь П-.Р«»^ Я Г1 ^ Л ¡¡■■I Ю4«4мН№ ч оивг- сам Ммтлии» + 1 НИМ пнч ИМ 1 МНС ТОМ

с .Ч-ь-М"Н" У 17 ■ гЛ^-^ н

-V, .(Г.^Т^^* Н к 1 ГТЧ1П.--Ч.Т Метсжг

Гч'Ж" - 0 * к ■ IV .И*-«

5.

-Л ~ь'шИ CJL.L-.-mvh С1Ч.1Н Нл1^ -м 11-. п T-.r-.Jjj.

Мнаип

(Ъншмший . |д.р |Г*ЕДГ!|МЯ1№ || Ю^ЛК Г |'Н й ■ 14-= |

£ С1М1И1 н^-)

1 Ч 1-- "-¡Н-Г Пк- 1 1"1>"1 ГС К1-Г|# • 4-1 •

,

7.

Ннд ГяЧЛк. Ос-Ыл,- №Н

ЯП ^ ^

С1Ч11Ы Нк1|жт Гт14Н " Ш-1Ч

Iл. ■■ [гТИЩ1У1Н1Н

Ссч'Н ■■■■г Ач.-пся П Пй мч

И*

ТЛ1 1 1А]. Ни]

5. Внедрение АИС «Поликлиника»

АИС «Поликлиника» внедрена и функционирует в ряде ЛПУ г. Нижний Новгород и Нижегородской области, Республики Мордовия, Ямало-Ненецкого автономного округа и др.

Система внедрена и функционирует также и в ведомственных учреждениях, в том числе Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 13 Федеральной

службы исполнения наказаний», ФБУЗ «Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва), ФБУЗ ЦМСР УФСИН России по Республике Марий Эл, ФБУ ЦМСР УФСИН России по Удмуртской Республике, ФБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии». ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.