Научная статья на тему 'Шесть лет работы медицинского центра в условиях, приближенных к национальному проекту'

Шесть лет работы медицинского центра в условиях, приближенных к национальному проекту Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дуданов И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шесть лет работы медицинского центра в условиях, приближенных к национальному проекту»

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмана»

И.П.ДУДАНОВ, член-корр. РАМН,

Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, г. Петрозаводск

ШЕСТЬ ЛЕТ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

В свете последних инициатив Президента и Правительства Российской Федерации в здравоохранении наиболее значимы те мероприятия и направления работы, которые способствуют максимально быстрому получению положительных результатов в первичном здравоохранении и преимущественно в амбулаторно-поликлиническом его звене. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности работы, формирование у населения культуры здоровья, углубленная диспансеризация, формирование паспорта здоровья для каждого жителя страны названы одними из главнейших задач отрасли на ближайшие годы.

Развитие здравоохранения невозможно без соответствия материально-технической базы растущему спросу населения и требованиям органов контроля и управления к качеству медицинских услуг. Объем медицинской информации, требующей тщательного анализа и систематизации, уже на этапе первичного звена в настоящее время таков, что без современных информационных технологий обойтись уже невозможно. Информация для медицинского учреждения, ее качество и адекватность — это решение проблем, связанных с жизнью и здоровьем пациентов, проблем жизнеобеспечения самого ЛПУ. В силу известных причин в большинстве медицинских учреждений функционируют фрагменты автоматизированных медицинских систем: административно-хозяйственных, экспертных, лаборатории и т.п. Это облегчает решение части задач, облегчает работу некоторых сотрудников, но не позволяет максимально эффективно работать ЛПУ как единому организму. Организация же работы подавляющего большинства ЛПУ России соответствует законодательству середины 20 века.

Половинчатые меры при этом только затягивают и отсрочивают достижение максимальных эффектов от внедрения информационных технологий в медицинскую практику. С учетом целей и задач, стоящих перед ЛПУ с входящими в его состав подразделениями, максимально оперативный обмен данными и

© И.П.Дуданов, 2007 г.

Г, ,6 , 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !!■!!!!!!!!!!! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения

и социельной сферы в регионех России:

проблемы координеции и информеционного обмене»

www.idmz.nu 2007, № 4

полноценный анализ результатов возможнб только при использовании комплексной медицинской информационной системы (КМИС). В этом мы многократно убедились на собственном опыте и совершенно уверенно можем это утверждать. К таким же выводам пришли участники проходивших на базе Карельского научно-медицинского центра СЗО РАМН в городах Кондопоге и Петрозаводске совещаний по проблемам информатизации в медицине в 2002, 2005 гг. и совещания деканов медицинских факультетов университетов России в феврале 2006 года. Здесь также состоялся обмен мнениями по поводу отсутствия единых общепринятых стандартов в области информационных технологий для здравоохранения страны. В разных ЛПУ применяются различные, нередко не совместимые между собой, информационные системы. В то же время процесс автоматизации сейчас — это неизбежность, и лишь те ЛПУ, которые в основном своими силами, на свой страх и риск находят возможность внедрения МИС, могут рассчитывать на какую-то стабильность и повышение эффективности своей работы.

Цель информатизации в медицине понятна: повышение эффективности труда персонала и качества медицинской помощи. Под КМИС мы понимаем совокупность средств вычислительной техники, объединенную в единую сеть и позволяющую выполнять весь комплекс задач, стоящих перед ЛПУ:

♦ наличие полного спектра требуемых функциональных возможностей;

♦ все, что нужно для работы, — в одном информационном пространстве;

♦ в силу требований мер информационной безопасности — работа в системе с учетом разделения прав доступа;

♦ внесение информации в месте ее зарождения с совместным многократным ее использованием в дальнейшем.

В медицинском центре более 6 лет успешно используется КМИС, имеющая около 130 рабочих мест, оснащенных персональными

компьютерами. В единую информационную сеть объединены многопрофильная поликлиника, диагностический центр, санаторий-профилакторий и удаленные здравпункты. Все они подключены к единому центру обработки данных, в состав которого включены 5 серверов и необходимое активное сетевое оборудование, включая точки беспроводного доступа и ADSL-модемы для удаленных подключений.

Основное назначение КМИС «Кондопога» — внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над различными документами: электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни (в стационаре или санатории), с возможностью хранения и просмотра графических документов (данных УЗИ, рентгенограмм, данных эндоскопии и прочее), использования материалов различных справочников и т.д. При этом целью разработки и совершенствования системы было улучшение качества медицинской помощи и повышение эффективности труда врачей и среднего персонала за счет комплексной автоматизации всех возможных видов деятельности в ЛПУ: от регистрации пациента, внутреннего документооборота, более рациональной и экономичной организации лечебно-диагностического процесса, питания, снабжения, учета расходов и данных о сотрудниках вплоть до занесения накопленных данных из архива каждому пациенту на отдельный носитель информации (чип).

Разработанная нами КМИС «Кондопога» достаточно универсальна и может быть использована для автоматизации работы медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное или ведомственное) и специализации: поликлиники, многопрофильные стационары с различными клиническими и диагностическими отделениями или санаторий, а также для объединения в единое информационное пространство подразделений или отдельных ЛПУ. Успешно используется подсистема безопасности, осно-

■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11

'■ и информационные

технологии

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмана»

ванная на распределении прав доступа и использовании надежной процедуры аутентификации. При этом каждый документ с заключением диагностического кабинета так же, как и любой другой документ в базе данных МИС, имеет электронную цифровую подпись, гарантирующую актуальность и сохранность всех данных, имеющихся в документе.

Все направления работы обеспечены специальными подсистемами в рамках КМИС. Традиционно для автоматизации рабочего места врача в ЛПУ используется персональный компьютер. Возможности доступа к информации расширены за счет дополнительного использования мобильной связи с ноутбука, работы на планшетном компьютере в восстановительной палате отделения амбулаторной хирургии, оff-line-доступа.

Работа с электронными документами начинается с регистратуры, где однократно для всего периода наблюдения за пациентом заполняется паспортная часть, фиксируются данные о категории пациента, льготах, о страховой кампании, вносится номер страхового полиса и другие общие данные, используемые затем во всех последующих документах, а также заводится бланк электронной амбулаторной карты.

Основу системы информатизации многих разделов работы поликлиники представляет единая электронная амбулаторная карта (АК) пациента, в которой накапливается вся информация о его обращениях в ЛПУ, выполненных исследованиях, назначенном лечении, консультациях и т. д. По сути, электронная АК представляет собой полный аналог бумажного варианта, но значительно усовершенствованный и состоит из разделов: законченных случаев с документами осмотров и диагностических исследований, уточненных диагнозов, диспансеризации, вакцинации, рентгенодиагностических исследований (лист лучевой нагрузки), медицинских профилактических осмотров, стоматологической карты, гинекологической (урологической) карты.

Первичные документы АК — это посещение (первичный и контрольный осмотры), квартирный вызов, дневниковая запись, карта и контрольная явка диспансерного наблюдения, санаторно-курортная карта, анкета здоровья отделения профилактики, представление и протокол ВК и другие. Каждый из этих документов имеет стандартные поля, характерные для бумажного аналога, и создается в виде формализованных бланков, позволяющих в дальнейшем использовать накопленные данные по принципу наследования, в том числе установленные окончательные диагнозы и коды по МКБ 10.

При создании последующих документов автоматически заполняются поля паспортных данных пациента, анамнеза, основного и сопутствующего диагнозов, затем вносятся или корректируются данные объективного обследования, рекомендации, уточняется диагноз. При сохранении и подписании документа вся накопленная информация становится моментально доступной на рабочих местах всех участников лечебно-диагностического процесса. За считанные секунды в любом разделе АК создаются различные вторичные документы — статистические выборки, выписки, эпикризы, а также данные для многочисленных журналов: учета ЛВН, учета квартирных вызовов, учета льготных рецептов.

Работа с электронными первичными документами позволяет автоматически без дополнительных команд накапливать данные о нагрузке врачей и формировать статистические талоны со стандартными полями, которые по специальной команде можно распечатать или передать в ТФОМС по электронной почте. При этом автоматизирован процесс создания отчетности по врачебным нагрузкам и исключены ошибки, возможные при ручном заполнении документов. Подсистема учета временной нетрудоспособности позволяет фиксировать электронные листы временной нетрудоспособности (ЛВН); автоматически формировать журнал выдачи ЛВН с возмож-

' I :8 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 i i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения

и социельной сферы в регионех России:

проблемы координеции и информеционного обмене»

www.idmz.nu 2007, № 4

ностью сортировки по дате выдачи ЛВН, по номеру, лечащему врачу, цеху; автоматизировать процесс контроля продолжительности временной нетрудоспособности по законченным случаям, за квартал, календарный год; использовать данные для формирования представлений на ВК и МСЭ; автоматически формировать документы статистической отчетности: форму 16-ВН, специальные отчеты о показателях нетрудоспособности на 100 работающих по участку, цеху, лечащему врачу, нозологическим формам.

Работа отделений диагностики также построена на принципах электронного документооборота. Этот раздел в создании КМИС является наиболее важным из-за необходимости накопления и сохранения результатов исследования состояния и функционирования различных органов пациента в течение всей его жизни. Уже через 2 месяца после внедрения все диагностическое отделение Медицинского центра полностью перешло на электронный документооборот, фактически исключив из своей работы бумажные носители информации. Как известно, подобного результата в работе лечебного учреждения удалось добиться единичным клиникам не только в России, но и за рубежом. Вместе с тем документы с описанием исследования и заключением врача имеют гиперссылки для быстрого переключения пользователя из описательной части исследования в архив.

При этом возникают совершенно определенные требования к диагностическому оборудованию — предпочтительно приобретение современного медицинского оборудования, адаптированного к работе в информационной сети. Это позволяет легко внедрить подсистему архивирования. Таким требованиям отвечает значительная часть аппаратуры центра: компьютерные электрокардиографы Car-dioConcept, эндоскопическое оборудование Olympus, ультразвуковые сканнеры Aloka SSD 2200 и Aloka SSD 1100, Vivid 7 Pro, комплекс для велоэргоспирометрии Erich Jaeger,

компьютерный спирограф этой же фирмы, 24канальная установка для выполнения электро-энцефлографии Cephalo, лабораторные анализаторы и т.д.

Особое значение и актуальность имеет информатизация профилактических направлений работы поликлиники: диспансеризации работающих на предприятии, проведения профилактических медицинских осмотров, работы отделения профилактики, организованного на базе здравпунктов. За последние три года в организации диспансерного наблюдения и мониторинга здоровья работающих удалось полностью перейти на электронный документооборот и исключить в работе всех врачей рутинные операции по заполнению различных бумажных форм. У практического врача устранена привычная бумажная картотека по диспансерному наблюдению больных — ее заменил электронный аналог в системе.

Мы используем двухуровневую модель для организации учета пациентов, находящихся на ДН, и их явок. Для этого в системе предусмотрено 2 документа: «Контрольная карта диспансерного наблюдения» и «Контрольная явка по диспансерному наблюдению». При этом у каждого пациента создается карта на каждую нозологическую форму (диагноз), по которой он состоит на наблюдении. Кроме этих двух основных документов, предусмотрены еще некоторые дополнительные документы. Во-первых, это план лечения, в котором при постановке пациента на учет врач должен детально описать план обследования и наблюдения пациента. Подключение плана лечения к подсистеме стандартизации позволяет автоматически получать от МИС список необходимых мероприятий на основании кода диагноза, по которому планируется осуществлять диспансерное наблюдение. Другими документами являются постановочный и этапный эпикризы, заполнение которых осуществляется в автоматическом режиме на основании уже имеющейся в базе данных информации.

■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ + ,_+.Л + Г:+_+_+' +_®Т,+

'■ и информационные

технологии

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмана»

Разработана специальная подсистема для доступа к оперативной информации о находящихся на ДН больных. Она позволяет получить списочный состав наблюдаемых больных, распределить их по нозологическим формам, дате принятия на ДН и др. Она же автоматически контролирует своевременность явок на осмотр: с ее помощью можно получить список пациентов, не явившихся вовремя к врачу и подлежащих диспансерному осмотру в текущем месяце. Дополнительно создано программное обеспечение для обработки статистических данных. Эта часть системы предлагает не только стандартные возможности (распределение пациентов по полу, возрасту и т.п.), но и некоторые специальные расчеты: она позволяет в короткие сроки автоматически формировать стандартную отчетную документацию, в том числе годовой отчет об эффективности ДН и другие.

Анализ показателей эффективности ДН свидетельствует об определенных преимуществах внедренной три года назад подсистемы диспансерного наблюдения, например, для пациентов с ИБС:

1) снизилось количество несвоевременных явок пациентов до 2-3%;

2) к моменту явки к врачу достигается действительное полное представление о состоянии здоровья пациента, поскольку информация о результатах всех исследований находится в базе данных и в любое время доступна врачу;

3) значимым в эффективности работы является снижение затрат времени на заполнение медицинской документации, в том числе статистической отчетности (если в обычных условиях для оформления всех документов требуется несколько дней, то в настоящих условиях это выполняется автоматически в течение несколько минут);

4) важные итоговые показатели — снижение частоты госпитализаций с ИБС на 22,2%;

5) уменьшение средней продолжительности временной нетрудоспособности больных ИБС на 23,4% (с 26,05 до 19,95 суток, Р < 0,05) (рис. 1).

До внедрения МИС После внедрения МИС

Рис. 1. Снижение средней продолжительности временной нетрудоспособности больных с ишемической болезнью сердца после внедрения электронной карты наблюдения

Переход на электронное ведение документов по ДН составил около 2 лет.

Регистр, например, по гипертонической болезни (ГБ) был создан с целью полноценного учета пациентов и представляет собой электронную базу данных (БД) всех фактов, при которых была закодирована ГБ (I10-I13 согласно МКБ-10). В настоящее время регистр содержит 1583 наблюдаемых по ГБ, что составляет 20,1% от обслуживаемого поликлиникой контингента (7860 чел.) и 34,9% от состоящих на ДН по всем видам заболеваний (4524 чел.).

Регистр позволяет группировать пациентов с ГБ по стадиям заболевания, риску сердечнососудистых осложнений, отражает динамику численности пациентов на ДН, что позволяет оценивать эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Накопление записей в регистре осуществляется из различных (БД) подсистем КМИС автоматически, и ни один пациент с зарегистрированной ГБ не остается без контроля вне зависимости от того, при каких условиях и каким врачом диагностировано заболевание.

При ведении ДН с применением информационной системы получены следующие результаты: число состоящих на ДН — 1443 чел., что составляет 91,15% от зафиксированной ГБ

' ,1° III!!: 1 1 1 1 ' ' ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ Й- ■ !! SI !!!!!!!!!! ! 1 1 i i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здревоохренения

и социельной сферы в регионех России:

проблемы координеции и информеционного обмене»

www.idmz.nu 2007, № 4

среди обслуживаемого населения. Количество явок для ДН в течение 3-х лет возросло (с 455 в 2003 г. до 3866 в 2005 г.), кроме того, с использованием КМИС можно проследить их своевременность. Процент своевременных явок составил 65%. На рис 2 и 3 представлена динамика случаев и дней временной нетрудоспособности (ВН). Из представленных графиков видно, что эти показатели за период с 2003 г. до 2005 г. постоянно уменьшаются: число случаев ВН — с 414 до 284, количество дней ВН — с 5640 до 3424.

Таким образом, с помощью электронного документооборота ведение пациента с ГБ имеет ряд важнейших преимуществ: значительное сокращение рутинных операций, повышение достоверности формируемых

2003 2004 2005

Кол-во явок по ДН Из них вовремя

Рис. 2. Динамика явок по ДН за 2003-2005 г.г.

диагнозов за счет контроля над формализованными параметрами со стороны системы, повышение наглядности и читаемости медицинской информации, что в свою очередь положительно сказывается на эффективности ДН: существенном снижении количества

острых инфарктов миокарда и инсультов.

Представляют несомненный интерес также результаты работы, направленной на повышение эффективности периодических профилактических осмотров.

Перечень исследований и консультаций специалистов, необходимых для заключения о профпригодности того или иного специалиста предприятия, составляется системой на основе редактируемого шаблона, созданного с учетом существующего законодательства и возможностей конкретного ЛПУ. Так как хранение результатов предыдущих обследований, выполненных в течение года при различных обращениях в поликлинику, осуществляется в единой амбулаторной карте пациента, возможно планирование медосмотра с учетом имеющихся данных, если они не утратили актуальность. Таким образом, часть данных сбрасывается в карту профосмотра из базы данных АК, оставшаяся часть выполняется в ходе профосмотра. В базе данных хранится «Карта профосмотра» с указанием выполнен-

* Количество случаев ВН

Рис. 3. Динамика случаев и дней временной нетрудоспособности по ГБ за 2002-2005 г.г.

■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ _r.i_i_i_i_i_._i5 '._i_i_i_i_fi_i_i'i_j 11 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 11

'■ и информационные

технологии

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмана»

ных исследований и их результатов, отметками и заключениями специалистов. Система не позволит подписать документ электронной цифровой подписью, если не проведены все регламентируемые исследования. Это позволяет максимально четко представить состояние здоровья пациента, избавляет от формальности проведения профосмотра и дает возможность обладать необходимой оперативной информацией о ходе профосмотра, быстро выявлять задолжников, принимать соответствующие управленческие решения.

За три года проведения профосмотров по данной схеме удалось:

1) в среднем на 35% снизить стоимость проведения профосмотра;

2) в 7 раз увеличить выявляемость общесоматической патологии, в 2 раза — профессиональной патологии;

3) повысить организационную эффективность — нагрузка на специалистов в среднем снизилась на 11-15%, нагрузка на кабинеты диагностики — до 50%.

Эти результаты были достигнуты главным образом за счет автоматизации процессов планирования и проведения профосмотра с применением КМИС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По аналогии с диспансерным наблюдением и профилактическими осмотрами вакцинопрофилактика учтена в базе данных информационной системы через специальную электронную карту.

Со времени внедрения КМИС функционирует подсистема планирования и учета рабочего времени в виде электронных календарей лечебных и диагностических кабинетов. Она позволяет до минут расписать маршрут пациента, экономя массу времени его и персонала. При этом практически нет пустующих электронных номерков или накладок по времени. Кроме того, это позволяет с рабочего места главному врачу или заведующему отделением контролировать нагрузки кабинетов.

Гибкая функциональная подсистема статистики создает большое подспорье в повсе-

дневной работе персонала, администрации, в организации научных исследований. Встроенное программное обеспечение «Статистика» дает возможность: создавать неограниченное количество выборок; самостоятельно в режиме real-time создавать и исполнять разнообразные запросы к имеющимся таблицам, что позволяет получить практически любую статистическую информацию; экспортировать результаты выполнения любого запроса в Microsoft Word или Microsoft Excel; производить автоматическое создание диаграмм и графиков; автоматизировать заполнение форм статистической отчетности.

Неменьший интерес представляют подсистемы аптеки и питания, используемые в поликлинике, стационаре, санатории, когда с момента поступления на склад медикаменты, расходные материалы или продукты подлежат полному контролю и учету до таблетки и до копейки в процессе их расходования. Такой учет позволяет в автоматизированном режиме за считанные минуты формировать любые бухгалтерские отчеты и планы дальнейшей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицинский центр, имея в своем составе различные подразделения, в течение 6 лет работает в совершенно новых условиях организации оказания помощи населению. Анализируя отдельные этапы этой сложнейшей работы и сопоставляя их с национальным проектом реформирования здравоохранения, мы рискнули бы прогнозировать некоторые его этапы. В частности, необходимость организации единого информационного пространства всех ЛПУ как основы реализации национального проекта «Здоровье» и оснащение учреждений здравоохранения первичного звена медицинской техникой по разработанным стандартам. Не менее важной задачей является совершенствование рабочих программ подготовки кадров в ВУЗах и при постдипломном усовершенствовании. Обозначился дефицит специалистов в обла-

' 12 III!!: 1 1 1 1 1 1 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ й- ■ ■ И 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ III!!!!! ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 , 1 , . 1 , , 1 , 1 1 , . , 1

Информационные системы муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информвтизвция здревоохренения

и социельной сферы в регионех России:

проблемы координеции и информеционного обмене»

www.idmz.nu 2007, № 4

сти разработки и технической поддержки программных систем для медицины, а также в эксплуатации медицинской техники.

В течение 6 лет мы прошли все этапы: от разработки, совершенствования и адаптации системы к работе в условиях изменяющегося российского законодательства до внедрения ее в ЛПУ различного уровня в других регионах. Программный продукт для ЛПУ, по нашему мнению, сегодня должен отвечать следующим требованиям.

1. Информационная система должна улучшать организацию лечебного процесса, оказывая положительное влияние на качество лечения пациентов.

2. Информационная система должна быть комплексной и централизованной, то есть охватывать работу всех клинических, диагностических и хозяйственных подразделений ЛПУ с развитым механизмом взаимодействия баз данных.

3. Информационная система должна быть не столько административной, сколько клинической, то есть служить для документирования и обработки результатов лечебно-диагностического процесса и подготовки их для переноса на индивидуальный носитель.

Представленный опыт использования ИС отвечает этим требованиям. Система является клинически ориентированной и создана как комплексная, охватывающая все аспекты работы ЛПУ первичного звена. При этом могут быть использованы важные технологические новшества, которые сейчас только начинают требоваться некоторым специалистам, но которые будут широко востребованы в будущем — это автоматическая передача отчетности в электронном виде, автоматизированный обмен информацией из электронных амбулаторных карт и историй болезни между разными ЛПУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубов В.И., Хальфин Р.А., Кокорина Е.П. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения//3дравоохране-ние. — 2005. — №12. — С.15-23.

2. Бокерия Л.А. Современные информационные технологии в управлении качеством медицинской помощи//Медицинская кафедра. — 2003. — №3. — С.10-18.

3. Кемпи СИ., Русских Н.В., Кириллова А.В., Гусев А.В, Дуданов И.П. Использование медицинской информационной системы в работе диагностического отделения ЛПУ//3дравоохранение. — 2004. — №8. — С.175-181.

4. Кириллова А.В., Кузнецова Т.Ю, Русских Н.В, Гусев А.В, Дуданов И.П. Совершенствование диспансеризации больных с ишемической болезнью сердца// Медицинский академический журнал. — 2005. — № 1. — С.93-98.

5. Гусев А.В, Романов Ф.А., Дуданов И.П. и др. Информационные системы в здравоохранении. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. — 404 с.

6. Рот Г.З, Миронов В.А., Шульман ЕИ. Современные подходы к созданию и внедрению информационной системы больницы//В кн. Труды Всероссийской конференции «Информационно-аналитические системы и технологии в здравоохранении и ОМС». — Красноярск, 2002. — С.317-327.

7. Глазатов М.В, Микшин А.Г, Пшеничников Д.Ю. и др. Значение информационных технологий в повышении безопасности пациентов и эффективности лечения// Врач и информационные технологии. — 2004. — № 1. — С. 22-26.

8. Кузнецов Г.Г. Информационная система лечебно-профилактического учрежде-ния//Главврач. — 2003. — №5. — С.71-74.

■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ - ■ лллллл_,А 13f , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.