Научная статья на тему 'Программный подход к автоматизации здравоохранения: опыт города Хабаровска'

Программный подход к автоматизации здравоохранения: опыт города Хабаровска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шапиро И. А., Топоровская Е. Л., Борейко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программный подход к автоматизации здравоохранения: опыт города Хабаровска»

ВраЧ E3SE Региональный опыт

™ и информационные

технологии

И.А. ШАПИРО,

д.м.н., начальник управления здравоохранения администрации г. Хабаровска

Е.Л. ТОПОРОВСКАЯ,

к.м.н., начальник отдела стандартизации, аналитической работы и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации г. Хабаровска

А.А. БОРЕЙКО,

директор по маркетингу ООО «Пост Модерн Текнолоджи», г. Москва

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД к АВТОМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОПЫТ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Начало территориальной программы

В 2003 году мэром г. Хабаровска была принята «Программа информатизации отрасли здравоохранения г. Хабаровска на 2004-2008 годы», предусматривающая единый комплексный подход к внедрению информационных технологий в муниципальное здравоохранение. Спустя четыре года городская дума подвела промежуточные итоги реализации программы. Результаты были оценены как положительные. Было принято решение продолжить финансирование информатизации отрасли. В сентябре 2007 года местными законодателями была утверждена программа «Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008-2012 годы)».

Параллельно с упомянутыми программными мероприятиями в Хабаровске полным ходом идет реализация «Концепции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры города», которая предусматривает создание единой многофункциональной телекоммуникационной сети, объединяющей, в том числе, и объекты здравоохранения.

Характеристика здравоохранения города Хабаровска

Муниципальное здравоохранение г. Хабаровска представлено учреждениями здравоохранения нескольких типов. Сегодня в городе работают 35 муниципальных учреждения здравоохранения: 8 стационаров, 3 родильных дома, 18 амбулаторно-поликлинических учреждений, 2 дома ребенка, станция скорой медицинской помощи, детский санаторий. Кроме того, в структуру муниципального здравоохранения входит объединенное автохозяйство и медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ).

Для оказания медицинской помощи жителям города в муниципальных учреждениях здравоохранения имеется 2,1 тыс. коек,

© И.А. Шапиро, Е.Л. Топоровская, А.А. Борейко, 2008 г.

62

Региональный опыт

на которых ежегодно получают медицинскую помощь свыше 60 тыс. пациентов. Городские поликлиники принимают за смену более 9 тыс. человек. Это свыше 4,5 млн посещений в год.

Ситуация до начала реализации программы

До запуска первой муниципальной программы в 2003 году освоение современных медицинских информационных систем (МИС) происходило медленными темпами. Перед администрацией г. Хабаровска стояли общие для всех муниципальных образований проблемы: практически полное отсутствие материально-технической базы для внедрения МИС в муниципальных учреждениях здравоохранения, низкая компьютерная грамотность рядового медицинского персонала, высокая доля врачей пенсионного возраста в амбулаторно-поликлинической службе — около 50%, отсутствие надежных высокоскоростных каналов связи между ЛПУ, информационными центрами и органами управления.

Выбор решения

Планомерное внедрение информационных технологий началось с тщательного изучения рынка медицинских информационных систем. При выборе медицинской информационной системы особое внимание уделялось следующим аспектам:

1. МИС должна удовлетворять нуждам всего персонала клиники и быть ориентированной на больного.

2. Гибкость, адаптируемость и простота ввода изменений.

3. Возможность интеграции с другими информационными системами.

4. Пол ьзователи должны видеть полезность и выгодность МИС.

5. Обеспечение удобного автоматического кодирования медицинских терминов в целях дальнейшего анализа.

www.idmz.ru 2005, N“ 5

6. Управление ключевыми элементами системы должно быть в руках медицинского учреждения, а не у разработчика системы.

7. Организация должна быть способна разрабатывать и внедрять решения постепенно, добавляя новые задачи в единую работающую систему.

8. МИС должна создаваться медициной для медицины, то есть специалисты клиник должны принимать самое активное участие в разработке концепции.

9. Непосредственный ввод данных медицинским персоналом, легкий доступ к информации, выдача в реальном времени сигналов тревоги и запланированных мероприятий.

10. МИС должна расти вместе с ростом организации.

Анализ МИС, представленных на V выставке «Информационные технологии в медицине» в Москве в 2003 г., позволил выделить несколько информационных систем, отличающихся комплексным подходом к организации деятельности ЛПУ, понятной логикой построения модулей, гибкостью настроек, удобным интерфейсом. Окончательный выбор МИС производился по итогам конкурса, проведенного администрацией города.

Победителем конкурса стала МИС «Медиалог» компании «Post Modern Technology». Важным преимуществом системы МЕДИАЛОГ, помимо соответствия вышеперечисленным критериям, было признано оптимальное соотношение цена-качество и наличие представителя в Хабаровске — компании «Аль-вис», занимающейся настройкой, внедрением и сопровождением МИС. Наличие местного партнера снимало необходимость выезда разработчиков в Хабаровск и, таким образом, вело к значительной экономии финансовых ресурсов городского бюджета.

Пипотные проекты

Пилотным учреждением для внедрения МИС была выбрана городская клиническая поликлиника № 3. В порядке подготовки к

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 63 ■

ВраЧ E3SE Региональный опыт

™ и информационные

технологии

а

> внедрению информационной системы в поликлинике была смонтирована локальная сеть, объединившая регистратуру, все кабинеты амбулаторного приема, диагностические и административные подразделения.

В каждый кабинет был установлен персональный компьютер. Причем наиболее удобной оказалась такая компоновка оборудования, которая включает один системный блок, два монитора, две клавиатуры и две «мышки». Это позволяет врачу и медицинской сестре одновременно работать с электронной картой пациента, значительно экономя время на оформление документации.

Каждый специалист поликлиники, не умевший работать с компьютером, прошел краткий курс обучения навыкам работы на ПК, а затем курс обучения навыкам работы с МИС «Медиалог».

Представитель компании-разработчика в тесном контакте с персоналом поликлиники произвел настройку системы в соответствии с требованиями специалистов ЛПУ и управления здравоохранения.

Результаты пилотного внедрения и отношение персонала

Первый опыт внедрения показал, что система быстро осваивается даже неподготовленными пользователями. Причем, самыми активными сторонниками внедрения МИС становятся сотрудники регистратур поликлиник, которые сразу ощущают преимущества электронного расписания и практически полное исчезновение очередей.

Пациентам также пришлась по душе возможность записаться в лабораторию, на повторный прием к любому специалисту, не выходя из кабинета врача, с помощью электронного расписания. Расписание настраивается с учетом зимнего и летнего времени работы поликлиники, отпусков врачей, позволяет быстро вносить изменения при заболевании врача, выезде его на дом к тяжелому больному и т.д.

Врачи в полной мере ощутили преимущества МИС в период проведения дополнительной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта. Автоматическое заполнение итоговой отчетной документации с контролем выполнения всех нормативных обследований, быстрая выгрузка в ФОМС реестров пациентов показали объективные преимущества автоматизации. Значительно повысилось качество ведения медицинской документации.

Сотрудники лаборатории формируют ответы на направления и результаты автоматически попадают в электронную медицинскую карту пациента. Значительное сокращение времени на получение результатов исследования позволяет врачам оперативно реагировать на изменения в состоянии больного.

В поликлинике, где проводился пилотный проект, имеется цифровой флюорограф. Для более эффективного использования прибора была реализована возможность автоматической передачи данных в электронную медицинскую карту пациента. А результаты сложных рентгенологических исследований вносят в электронную карту пациента врачи рентгенологического отделения.

Лечащий врач создает электронные направления на обследования, а ответные записи по результатам ультразвуковых исследований, ЭКГ, ФВД, холтеровского мониторирования формируют специалисты отделений ультразвуковой и функциональной диагностики.

В соответствии с современными требованиями при создании электронной записи используется единая нормативно-справочная информация: международная классификация болезней МКБ-10, общероссийский классификатор административно-территориальных образований (ОКАТО), справочники простых и сложных медицинских услуг, лекарственных препаратов, льготных категорий пациентов, и т.д.

Реализована интеграция МИС с регулярно обновляемыми базой данных застрахованных жителей г. Хабаровска, базой данных всех

' 64 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Региональный опыт

www.idmz.ru

гоог, № 5

категорий льготников, что позволяет всегда иметь актуальную информацию в паспортной части электронной медицинской карты.

Такой подход обеспечивает стандартное взаимодействие (обмен данными) программного обеспечения ЛПУ с программным обеспечением МИАЦ, территориального фонда ОМС, министерством здравоохранения, администрацией города.

В настоящее время в муниципальных ЛПУ принято в эксплуатацию 328 АРМ, на которых работают более 500 специалистов в 11 лечебных учреждениях (в 7 из них автоматизированы все рабочие места).

Развитие программных мероприятий на основе полученных результатов

Накопив положительный опыт работы в ходе пилотного проекта, управление здравоохранения продолжило информатизацию отрасли. Принятая в сентябре 2007 года программа информатизации предусматривает внедрение МИС во всех муниципальных ЛПУ в течение 5 лет. Составлен и утвержден приказом управления здравоохранения график монтажа локальных сетей в ЛПУ, приобретения техники и программного обеспечения. Финансирование этих мероприятий запланировано в бюджете города на 2008-2012 годы.

На руководителей ЛПУ возложена обязанность по организации первичного обучения специалистов навыкам работы на персональном компьютере. В городском информационно-аналитическом центре (МИАЦ) оборудован учебный класс для проведения обучения специалистов ЛПУ.

Руководители ЛПУ в соответствии с графиком внедрения МИС вводят в штат администраторов ЛВС и медицинской базы данных. Специалисты МИАЦ проходят обучение по администрированию и сопровождению МИС.

В 2007 году в число пользователей системы включены врачи общей практики клинико-диагностического центра, а с 2008 года весь клини-

ко-диагностический центр начинает работу в МИС. Механизм настройки системы позволяет вести электронную медицинскую карту с учетом особенностей работы специалистов разных профилей. Врачи принимают активное участие в оформлении дополнительных элементов электронной карты своего профиля: готовят для администратора МИС графические материалы, схемы, шаблоны, необходимые им для ведения карты. Врачи общей практики могут вести документацию с учетом специфики своей работы (совмещение профилей терапевта, хирурга, гинеколога, отоларинголога, офтальмолога).

В 5 детских муниципальных учреждениях здравоохранения работает служба ранней помощи детям с особенностями развития. Специалисты службы ведут учет детей-инвали-дов, разрабатывают индивидуальные программы помощи.

Отсутствие единой базы данных таких пациентов серьезно затрудняло работу специалистов, нарушало преемственность медицинской помощи на разных этапах.

Особенности форм медицинской документации, большой объем вносимой в нее информации, подготовка дубликатов информации для родителей значительно удлиняли время приема специалистов. В настоящее время все отделения ранней помощи работают в МИС, возможности которой позволили вести нестандартные виды медицинских документов, оформлять особые виды приемов специалистов врачей и педагогов.

Технологическая интеграция МИАЦ в единую систему управления

МИАЦ относится к медицинским учреждениям особого типа и предназначен для формирования единой базы данных отрасли. Но для соблюдения единообразия применяемых в отрасли информационных систем, специалисты МИАЦ настроили медицинскую систему для рациональной организации внутренних процессов учреждения.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■

ВраЧ E3SE Региональный опыт

™ и информационные

технологии

а

> После формирования целевых групп (специалисты МИАЦ, лечебные учреждения, клиенты полиграфического отдела и т.п.) для каждой целевой группы оформлена индивидуальная учетная карта, включающая свой набор реквизитов. В учетные карты лечебных учреждений специалисты МИАЦ заносят информацию о техническом профилактическом обслуживании компьютерной техники ЛПУ, установке и обновлении программного обеспечения и другую информацию, характеризующую взаимоотношения МИАЦ и ЛПУ.

Например, автоматизированный учет заявок ЛПУ на обслуживание программного обеспечения позволил фиксировать причины вызовов и фактически выявленные сбои в работе. Анализ заявок показал, что 90% вызовов обусловлены ошибками пользователей, которые не всегда знакомы с инструкциями к установленному программному обеспечению. Результаты анализа выявили необходимость проведения дополнительных обучающих семинаров, усиления контроля за обучением пользователей, в результате чего резко сократилось количество вызовов для обслуживания ПО.

В личных карточках специалистов содержится информация для отдела кадров, а также планы работ. Регистрация в системе выполненных работ позволяет автоматизировать формирование ежемесячных планов и отчетов, контролировать работу специалистов.

Учитывая то, что работа специалистов МИАЦ достаточно динамична и связана с выездами в ЛПУ, особую актуальность имеют вопросы рационального использования автотранспорта МИАЦ, планирование маршрутов объездов ЛПУ. Все эти проблемы решены с помощью использования единого электронного расписания, в которое заносится требуемое время выезда в ЛПУ, примерная его длительность. На основании этих данных ежедневно планируются маршруты машин и комплектуется состав выездных бригад.

В электронном расписании отдела статистики сформированы графики приема специалистов ЛПУ, контролируется предоставление отчетных форм и т.д.

С помощью блока «Учет материалов» происходит ежемесячное формирование заявок на канцтовары и другие необходимые средства от каждого отдела МИАЦ, а также подготовка сводной заявки.

Курс — на единую территориальную систему

Переход от автоматизации отдельных ЛПУ к созданию единой территориальной системы управления здравоохранением предполагает развертывание ряда дополнительных приложений. Это, прежде всего, программное решение для паспортизации ЛПУ. Развитие базы данных медучреждений является основой для учета ресурсов здравоохранения и отраслевого планирования. Система предоставляет оперативный доступ к детальной информации по каждому ЛПУ, находящемуся в ведении городского управления здравоохранения.

Территориальные компоненты системы обеспечат персонифицированный учет и мониторинг показателей заболеваемости граждан, оказанной медицинской помощи, использованных лекарственных средств и связанных с этим затрат. Повсеместное использование средств учета и мониторинга предполагает дальнейшее развитие инфраструктурных элементов системы и постепенный переход от периодического информационного обмена к управлению всеми ЛПУ в режиме реального времени.

В дополнение к уже имеющимся в МИС «Медиалог» возможностям для сбора и анализа статистической информации в рамках программы планируется развивать такие перспективные и пока мало используемые в здравоохранение средства информационной поддержки управленческих решений, как хранилища и центры обработки данных (ЦОД), а

■ 66 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Региональный опыт

www.idmz.ru

гоог, № 5

Структура ЛПУ

Финансовый отдел бухгалтер Экономист Касса Главны!

Администрация ЛПУ

i bds4 Заместитель главного

" врача по лечебной части

Структура отрасли здравоохранения г. Хабаровска включает 36 муниципальных учреждений здра-

Я'г‘г воохранения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ч* * 7 * TCP/IP Склад - ш — 9 стационаров; — 3 родильных дома; — 18 поликлиник;

- Ш1^ ■ ч* ■ v4 Я*4 - ъ* — 2 дома ребенка; — 1 санаторий;

^>1 Ш'"1 1 .■ 1 — ССМП;

’г ^ ■ ■ 1 , и ■ -ч* Сервер — автохозяйство;

Y^ L Щ Тр- 1. J к' . — — МИАЦ.

- 4* С 2004 по 2008 гг. внедрено

Регистратура Статистика Врачи около 300 р.м. МИС «Медиалог» в 8 ЛПУ.

Сервер МИАЦ

Сервер УЗО

Ч____________

J

Сервер

Администрации г. Хабаровска J

ч___________________J

Сервер

ХКФОМС

Ч_____________J

Рис. J. Структура отрасли здравоохранения г. Хабаровска

также техники многомерного анализа. Это позволит получать отчеты не только согласно установленным на государственном или территориальном уровне обязательным формам, но проводить более сложные исследования

связей и закономерностей, отслеживать эффективность управленческого воздействия, начиная с федеральных и территориальных программ и заканчивая отдельными лечебнопрофилактическими мероприятиями.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 67 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.