Научная статья на тему 'Построение региональной медицинской информационной системы Псковской области'

Построение региональной медицинской информационной системы Псковской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение региональной медицинской информационной системы Псковской области»

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

А.В. ЕГОРОВ,

директор филиала ЗАО «МАКС-М», г. Псков

ПОСТРОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Псковская область — самый западный (не считая анклава — Калининградской области) регион России. Административно она разделена на 26 муниципальных образований, из них 9 приграничных и имеет 14 городов, из которых два — относительно крупные экономические центры: Псков с населением 202,7 тыс. человек и Великие Луки с населением 104,9 тыс. человек (по данным переписи населения 2002 года). В области проживают 747,3 тыс. человек. Общая площадь области 55,3 тыс. кв. км, расстояние между самыми удаленными точками области 450 км. Удаление от мегаполисов: Псков — Санкт-Петербург — 270 км, Великие Луки — Москва — 550 км.

Система здравоохранения Псковской области представлена немногим более 80 учреждений, в том числе:

• 28 государственных учреждений здравоохранения с общим коечным фондом 2778 коек;

• 44 муниципальных учреждения здравоохранения, в том числе 24 центральных районных больницы (ЦРБ), в составе ЦРБ 18 офисов (кабинетов) общей практики, 14 врачебных амбулаторий и 434 фельдшерских медицинских пункта. Общий коечный фонд 4979 коек;

• Станции переливания, санатории, образовательные учреждения и т.д.

Также на территории области находится и осуществляет свою деятельность ряд ведомственных медицинских учреждений: одна железнодорожная больница, две железнодорожные поликлиники, три военных госпиталя, госпиталь УВД и поликлиника ФСБ.

Государственный комитет по здравоохранению и фармации осуществляет общее руководство системой.

Вопрос, связанный с информатизацией здравоохранения Псковской области, ставится не первый раз. Еще в 1986 году в Областной больнице был создан отдел АСУ, поступила отечественная электронно-вычислительная техника М5000 и М5100. При помощи этой на тот момент времени передовой техники планировалось вести учет медицинских услуг, ведение медицинской статистки. Впоследствии в 1992-1993 годах на смену М5100 пришли первые персональные компьютеры типа IBM PC XT/AT, кото-

© А.В. Егоров, 2008 г.

■ 4 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

www.idmz.ru 2008, № 4

рые решали ряд вопросов, связанных с подачей реестров медицинских услуг на оплату в Фонд обязательного медицинского страхования. С небольшими изменениями данная картина информатизации здравоохранения дошла до настоящих дней.

Стоит отметить, что в области с появлением приоритетных национальных проектов появились готовые решения для реализации таких социальных программ, как ДЛО, персонифицированного учета медицинских услуг, оказанных застрахованным по ОМС гражданам в ЛПУ области, и т.д. Эти программы явились следствием необходимости вести таковой учет, в противном случае область лишилась бы федерального финансирования, поэтому в появлении и развитии этих программных продуктов видится прямой и неотделенный экономический интерес области.

Расчеты в системе ОМС между страховой компанией и ЛПУ ведутся на основании регламентирующих документов, которые мало чем отличаются от подобных документов, применяемых в своей работе в других субъектах РФ. Для того, чтобы получить деньги за оказанные медицинские услуги, ЛПУ составляет реестр оказанных медицинских услуг, на его основании выставляет в страховую компанию счет-фактуру и после проведения медико-экономической экспертизы производятся расчеты между сторонами. Для составления вышеобозначенного реестра медицинских услуг в подавляющем большинстве ЛПУ используется программное обеспечение, написанное для работы под MS DOS, в которое данные об оказанных услугах заносят операторы ПК с бумажных носителей (стат-талонов). Надо отметить, что расчеты в системе ОМС происходят по тарифу за медицинскую услугу в стационаре за койко-день и отдельно за оперативное вмешательство (только для ЦРБ), в амбулаторно-поликлиническом звене — за посещение. В ходе обсуждения возможности, а также порядка перехода на оплату медицинских услуг по законченному

случаю на основании медико-экономических стандартов администрация области столкнулась с необходимостью расчета затрат, которые необходимо будет понести при переходе на указанный порядок оплаты. Для такого расчета понадобились более подробные статистические данные, чем имелись в распоряжении администрации. Поэтому проведенные расчеты имели слишком высокую степень погрешности, которая не давала адекватно оценить величину предстоящих расходов и соответственно затрудняла принятие окончательного решения по данному вопросу.

Именно в тот момент губернатор области определил как первоочередную задачу информатизации системы здравоохранения области. Причем поставил задачу четко и ясно: половинчатых решений быть не должно. Информатизацию проводить необходимо полно, как «снизу» — клиническая медицинская информационная система (рабочие места врачей и медицинских сестер в ЛПУ), так и «сверху» — региональная информационно-аналитическая медицинская система (Комитет здравоохранения, ФОМС, страховые компании, отраслевой Центр обработки и накопления данных).

Перед клинической медицинской информационной системой (МИС) ставились следующие задачи:

• Ведение первичной медицинской документации (истории болезни и амбулаторной карты) в электронном виде с внесением всей информации в базу данных МИС.

• Как отдаленная перспектива переход ЛПУ полностью на электронный документооборот без ведения бумажных первичных медицинских документов.

• Сокращение трудозатрат персонала на выполнение рутинных операций, не связанных с оказанием медицинской помощи (оформление статистических талонов, выписка рецептов по ДЛО, подготовка вторичной медицинской документации, такой как эпикризы, санаторно-курортные карты, направления и т.д.).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ I Л ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

• Оптимизация и четкое управление потоком пациентов, обращающихся в ЛПУ. Как следствие — сокращение, а где это возможно — и исключение очередей пациентов в кабинеты ЛПУ.

Перед региональной информационноаналитической медицинской системой

(РИАМС) ставились иные задачи, а именно:

• Создание единого информационного пространства для взаимодействия между ЛПУ в плане обмена нормативной, справочной и медицинской информацией, включая передачу электронных историй болезни, электронных амбулаторных карт или отдельных электронных медицинских документов между ЛПУ.

• Автоматизация администрации системы здравоохранения за счет внедрения региональной медицинской информационной системы.

• Достоверный мониторинг деятельности системы здравоохранения в режиме, максимально приближенном к реальному времени (не более 1 суток при наличии постоянных каналов связи).

• Повышение эффективности и качества информационной поддержки финансирования в системе здравоохранения.

• Систематизация электронного документооборота в здравоохранении, связанного с медико-статистическим учетом и финансированием в системе здравоохранения.

• Повышение эффективности и снижение трудозатрат в процессах сбора, обмена и обработки медико-статистической и медико-экономической информации между субъектами систем здравоохранения и ОМС Псковской области.

Как было сказано выше, здравоохранение Псковской области представлено более 80 ЛПУ, из которых в системе ОМС работают 53 больницы и поликлиники. Безусловно, внедрение даже самого простого программного обеспечения (ПО) во всех ЛПУ сразу является задачей крайне сложной и затратной. Поэтому администрация области приняла реше-

ние вынести на конкурс следующий порядок внедрения медицинской системы в ЛПУ Псковской области: победителю конкурса предлагалось в течение 90 дней провести пилотное внедрение своего программного продукта в 3-х ЛПУ и в администрации области.

За это время в ЛПУ должна быть установлена клиническая МИС и соответствующая часть РИАМС. Медицинский персонал ЛПУ должен пройти обучение работе с этими системами, технический персонал должен быть обучен сопровождению систем и методике их внедрения для проведения подобных мероприятий в остальных ЛПУ, не вошедших в пилотный проект своими силами.

Для пилотного проекта были выбраны три различных по структуре и уровню оказываемой медицинской помощи ЛПУ, а именно:

• Псковская областная больница — 228 рабочих мест;

• Центральная районная больница Островского района — 105 рабочих мест;

• Поликлиника № 3 г. Пскова — 95 рабочих мест.

В выборе именно этих учреждений немаловажную роль сыграли готовность коллектива к внедрению, сильные позиции первого лица в коллективе и 100%-ная гарантия, что главный врач будет способен возглавить процесс информатизации.

В каждом ЛПУ было проведено предварительное обследование на предмет выяснения необходимого количества рабочих мест, а также для составления технического задания для проведения конкурсов на монтаж компьютерных сетей. Даже на этом этапе проведения пилотного проекта отказались от половинчатых решений и экономии и определили количество рабочих мест quantum satis (лат. сколько потребуется). Например, если речь идет о кабинете в поликлинике, то это как минимум 2 рабочих места: одно для врача, второе для медицинской сестры. Если это ординаторская стационара круглосуточного или дневного

■ 6 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

www.idmz.ru 2008, № 4

пребывания, то рабочие станции должны быть на столах всех без исключения докторов, работающих в этой ординаторской. Не забыли также про таких сотрудников ЛПУ, как заместители главного врача, лаборанты, экономисты (не путать с бухгалтерами), инспекторы по кадрам, диетсестры на пищеблоке, старшие сестры отделений, аптекари.

Таким образом, в результате пилотной информатизации в каждом конкретном ЛПУ рабочая станция будет у каждого сотрудника лечебного учреждения, который непосредственно вносит какого-либо рода информацию в историю болезни или амбулаторную карту или, наоборот, получает информацию из этих первичных медицинских документов. Другими словами, все участники процесса работают совместно над одним документом — историей болезни или амбулаторной картой.

Работа региональной медицинской информационной системы представляется следующей: в каждом ЛПУ области установлены серверы для электронных документов МИС, а также для консолидации статистической и финансовой информации. Типовой набор включает 2 основных и один резервный сервер, а также систему хранения данных (основную и резервную). Информация, полученная из клинической информационной системы, в обезличенном виде попадает в РИАМС, где подвергается соответствующей обработке и анализу. При этом система содержит в себе все необходимые формы государственной отчетности, а также аналитический инструментарий, основанный на OLAP-анализе.

Для независимости всей информационной системы области от разработчиков, а также для наиболее эффективного управления и внедрения системы во всех ЛПУ создано государственное учреждение «Центр информационных систем Псковской области» (ГУ «ЦИС ПО»), основной задачей которого является управление создаваемой региональной медицинской информационной системой.

При создании ГУ «ЦИС ПО» администрация области столкнулась с типичной для многих регионов проблемой кадров. Для ее решения на областное собрание депутатов Псковской области был вынесен вопрос не только о создании ГУ «ЦИС ПО», но и о штатном расписании, в котором были предусмотрены адекватные реальному положению дел в IT-отрасли заработные платы сотрудников. Причем этот вопрос вызвал бурные дебаты, и необходимое положительное решение после трех слушаний стало возможным благодаря личному вмешательству губернатора. Депутатов было сложно убедить в том, что рядовой сотрудник ГУ «ЦИС ПО», к которому предъявляются определенные требования в знании и умении эти знания применить, должен получать не менее 18-20 тысяч рублей. Тем не менее, необходимое штатное расписание было принято депутатами, что позволило провести конкурс среди претендентов на вакантные места, что сразу принесло свои результаты. Набранные сотрудники на редкость инициативны, трудолюбивы, грамотны и не перестают совершенствовать свои знания.

Перечень задач, поставленных перед сотрудниками ГУ «ЦИС ПО», весьма обширен. Это составление технического задания на проведение конкурсов по прокладке компьютерных сетей, контроль и приемка выполненных работ у исполнителей, установка серверов и рабочих станций в ЛПУ, установка общесистемного программного обеспечения, настройка сетевых подключений, установка медицинской информационной системы, обучение медицинских работников работе в клинической медицинской информационной системе, то есть именно внедрение.

Предполагается, что после удачного пилотного внедрения силами разработчика внедрение в остальных ЛПУ будет производиться силами сотрудников ГУ «ЦИС ПО», что должно существенно сократить затраты на внедрение и владение системами.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ I N ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

Врач lisa

™ и инсЬоомаиионные

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

1 и информационные

технологии

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-SaOS»

С

> Нельзя сказать, что проект протекает просто и гладко. Проблемы есть, но они появились там, где их совершенно не ждали. После проведения конкурсов на монтаж компьютерных сетей при заключении государственных контрактов были определены корректные сроки, которые, к огромному сожалению, были сорваны. Задержка сроков сдачи составила до 2,5 месяцев. Качество работ крайне низкое. Хотя условия контракта на первый взгляд выполнены, качество материалов, которыми пользовались исполнители, оставляет желать лучшего. Для удешевления стоимости работ нанимаются работники с низкой квалификацией, результатом чего явились грубые ошибки и небрежное исполнение и, как следствие, удлинение сроков. Из этой ситуации нами сделан очень важный вывод о том, что при подготовке аналогичных проектов необходимо как можно точнее прописывать технические условия для конкурса, в проектах государственных контрактов предусматривать самые строгие и действенные меры воздействия на нарушителя условий контрактов.

При покупке компьютерного оборудования (серверов и рабочих станций) фирмы-участники аукциона с целью любой ценой заполучить дорогостоящий контракт до такой степени снижают цены, что впоследствии просто не могут выполнить условия, которые сами на себя взяли. А это вновь приводит к затягиванию выполнения проекта, что в условиях сжатых сроков, отведенных губернатором на пилотное внедрение, значительно осложняет ситуацию как для разработчиков МИС, так и для локальных сотрудников ЛПУ, специалистов ГУ «ЦИС ПО» и администрации области в целом.

Несомненно, в информатизации здравоохранения заинтересованы и страховые компании, работающие по обязательному медицинскому страхованию. Очевидным плюсом электронной истории болезни является скорость ее предоставления на экспертизу качества медицинской помощи. На сегодня первичная медицинская документация предоставляется старым «дедовским» способом: запрос письмом —

ответ с историей болезни нарочным. На это уходит в среднем от 3 до 10 дней. Электронная история болезни или амбулаторная карта даст возможность вести автоматический поиск дефектных случаев лечения с последующим их запросом на экспертизу. Сегодня же врачам-экспертам при проведении плановых проверок необходимо вручную просматривать сотни первичных медицинских документов за день, чтобы отобрать дефектные на экспертизу. Мы не говорим уже о том, что целая бригада вра-чей-экспертов выезжает на место проверки в ЛПУ и работает с историями до двух дней, что при больших расстояниях между ЛПУ в Псковской области весьма затруднительно и дорого. Предполагается, что абсолютное количество экспертиз, проведенных врачами-экспертами страховой компании существенно возрастет и положительно отразится на качестве медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ области.

В проекте информатизации здравоохранения, реализуемом в Псковской области, можно выделить основные особенности:

• одновременное внедрение в ЛПУ области клинической и региональной медицинских систем;

• проведение пилотного внедрения в 3-х различных ЛПУ области с целью отработки методики внедрения и подготовки собственных специалистов;

• принятие окончательного решения о покупке ПО после успешного завершения пилотного проекта;

• создание ГУ «ЦИС ПО» для управления отраслевыми системами.

В данное время проект создания региональной медицинской информационной системы Псковской области ведется в активной фазе: осуществляются поставки техники, пилотные внедрения, обучение персонала и сотрудников ГУ «ЦИС ПО», отлаживаются схемы информационного обмена и взаимодействия между различными участниками системы здравоохранения. Ожидается, что предварительные итоги выполнения проекта администрация области сможет подвести к концу лета 2008 г.

■ 8 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.