Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ТЕЛЕГРАМ-БОТА КАК СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РАЗРАБОТКА ТЕЛЕГРАМ-БОТА КАК СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / тьюторское сопровождение / рефлексия / рефлексивные умения студентов / информационные технологии / телеграм-бот / higher education / tutor support / reflection / students' reflexive skills / information technology / telegram bot

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Якушева Мария Андреевна

Современный профессионал должен обладать достаточно высоким уровнем развития рефлексивных умений, необходимых для непрерывного личностного и профессионального развития. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем при проектировании и реализации образовательного процесса в высшей школе является необходимость развития рефлексивных умений в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов. Это возможно как за счёт организации рефлексии на занятиях, таки и организации соответствующего тьюторского сопровождения. В ходе осуществления тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза могут быть использованы различные информационно-коммуникационные технологии. В статье представлен опыт разработки телеграм-бота, который может быть использован при проведении тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза. Информационной основой для телеграм-бота выступают вопросы и незаконченные предложения. Телеграм-бот включает 6 основных категорий: про цель; про содержание занятия; про способы представления информации обучающимся; про формы взаимодействия; про учебную деятельность; про организацию занятия. Некоторые из категорий разделены на подкатегории. Каждая категория включает три группы вопросов: бинарные закрытые вопросы с целью формирования мотивационной готовности студентов к развитию рефлексивных умений; открытые вопросы, предусматривающие краткий ответ, с целью выявления усвоенных знаний и приобретенного в ходе образовательной деятельности студентами субъектного опыта; открытые вопросы, предусматривающие развернутый ответ, с целью преодоления студентами поглощенности собственной деятельностью и анализа причинно-следственных связей в их действиях, поведении. Разработанный телеграм-бот может быть использован тьюторами в ходе осуществления тьюторского сопровождения, а также преподавателями системы высшего образования для организации рефлексии образовательной деятельности студентов на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Якушева Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern professional should have a sufficiently high level of development of reflexive skills necessary for continuous personal and professional development. Therefore, one of the most pressing problems in the design and implementation of the educational process in higher education is the need to develop reflexive skills during the professional training of future specialists. This is possible both through the organization of reflection in the classroom and the organization of appropriate tutor support. Various information and communication technologies can be used during the implementation of tutor support for the development of reflexive skills of university students. The article presents the experience of developing a telegram hot, which can be used when conducting tutor support for the development of reflexive skills of university students. The information basis for the telegram bot is questions and unfinished sentences. The telegram bot includes 6 main categories: about the purpose; about the content of the lesson; about ways of presenting information to students; about forms of interaction; about educational activities; about the organization of classes. Some of the categories are divided into subcategories. Each category includes three groups of questions: binary closed questions in order to form students' motivational readiness for the development of reflexive skills; open questions providing a short answer in order to identify the acquired knowledge and the subjective experience acquired by students in the course of educational activities; open-ended questions that provide a detailed answer in order to overcome students' preoccupation with their own activities and analyze cause-and-effect relationships in their actions and behavior. The developed telegram bot can be used by tutors during the implementation of tutor support, as well as by teachers of the higher education system to organize the reflection of students' educational activities in the classroom.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ТЕЛЕГРАМ-БОТА КАК СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Седых Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Якушева Мария Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

РАЗРАБОТКА ТЕЛЕГРАМ-БОТА КАК СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ

РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Современный профессионал должен обладать достаточно высоким уровнем развития рефлексивных умений, необходимых для непрерывного личностного и профессионального развития. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем при проектировании и реализации образовательного процесса в высшей школе является необходимость развития рефлексивных умений в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов. Это возможно как за счёт организации рефлексии на занятиях, таки и организации соответствующего тьюторского сопровождения. В ходе осуществления тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза могут быть использованы различные информационно-коммуникационные технологии. В статье представлен опыт разработки телеграм-бота, который может быть использован при проведении тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза. Информационной основой для телеграм-бота выступают вопросы и незаконченные предложения. Телеграм-бот включает 6 основных категорий: про цель; про содержание занятия; про способы представления информации обучающимся; про формы взаимодействия; про учебную деятельность; про организацию занятия. Некоторые из категорий разделены на подкатегории. Каждая категория включает три группы вопросов: бинарные закрытые вопросы с целью формирования мотивационной готовности студентов к развитию рефлексивных умений; открытые вопросы, предусматривающие краткий ответ, с целью выявления усвоенных знаний и приобретенного в ходе образовательной деятельности студентами субъектного опыта; открытые вопросы, предусматривающие развернутый ответ, с целью преодоления студентами поглощенности собственной деятельностью и анализа причинно-следственных связей в их действиях, поведении. Разработанный телеграм-бот может быть использован тьюторами в ходе осуществления тьюторского сопровождения, а также преподавателями системы высшего образования для организации рефлексии образовательной деятельности студентов на занятиях.

Ключевые слова: высшее образование, тьюторское сопровождение, рефлексия, рефлексивные умения студентов, информационные технологии, телеграм-бот.

Annotation. A modern professional should have a sufficiently high level of development of reflexive skills necessary for continuous personal and professional development. Therefore, one of the most pressing problems in the design and implementation of the educational process in higher education is the need to develop reflexive skills during the professional training of future specialists. This is possible both through the organization of reflection in the classroom and the organization of appropriate tutor support. Various information and communication technologies can be used during the implementation of tutor support for the development of reflexive skills of university students. The article presents the experience of developing a telegram bot, which can be used when conducting tutor support for the development of reflexive skills of university students. The information basis for the telegram bot is questions and unfinished sentences. The telegram bot includes 6 main categories: about the purpose; about the content of the lesson; about ways of presenting information to students; about forms of interaction; about educational activities; about the organization of classes. Some of the categories are divided into subcategories. Each category includes three groups of questions: binary closed questions in order to form students' motivational readiness for the development of reflexive skills; open questions providing a short answer in order to identify the acquired knowledge and the subjective experience acquired by students in the course of educational activities; open-ended questions that provide a detailed answer in order to overcome students' preoccupation with their own activities and analyze cause-and-effect relationships in their actions and behavior. The developed telegram bot can be used by tutors during the implementation of tutor support, as well as by teachers of the higher education system to organize the reflection of students' educational activities in the classroom.

Key words: higher education, tutor support, reflection, students' reflexive skills, information technology, telegram bot.

Введение. В условиях стремительно изменяющегося мира для современного профессионала становится важным не только уметь быстро обучаться и осваивать новые компетенции, но и проводить анализ ситуации, собственных мыслей и действий. Это становится возможным только при наличии достаточно высокого уровня развития аналитической культуры в целом и рефлексивных умений в частности.

В последнее время педагогическое сообщество особое внимание уделяет вопросам развития рефлексивных умений обучающихся на всех уровнях системы непрерывного образования. На наш взгляд, особенно актуальной данная проблема является и для системы высшего образования, ориентированной на подготовку способных к непрерывному личностному и профессиональному развитию на основе самоанализа собственной деятельности.

Основными инструментами, используемыми для развития рефлексивных умений, выступают организация рефлексии образовательной деятельности обучающихся во время занятий, проведение мероприятий психологической направленности и др.

Поскольку одной их задач тьюторского сопровождения является организацию тьюторантом рефлексии собственной деятельности и полученных результатов, можно утверждать, что оно ориентировано на развитие рефлексивных умений. Основной сложностью при организации рефлексии в ходе тьюторского сопровождения является ограниченность методических ресурсов самого тьютора, связанных с методами и приёмами организации рефлексии.

На наш взгляд, всё вышеперечисленное актуализирует проблему поиска и обоснования инструментов тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с обозначенной проблемой исследования целью нашего исследования стала обоснование условий разработки телеграм-бота как средства тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза. Для этого необходимо в начале рассмотреть специфику рефлексивных навыков студентов и их развития в условиях вуза (в том числе в ходе тьюторского сопровождения), а также условия разработки самого телеграм-бота.

Изучением феномена рефлексии и вопросов ее организаций у обучающихся занимались такие известные психологи и педагоги, как А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьевым, В.А. Лефевр, Б.Г. Мещеряков, А.В. Россохин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриковым, Г.П. Щедровицким и др. Анализ

теоретических источников позволяет утверждать, что рефлексия рассматривается как деятельность, процесс, механизм, способность по обработке информации, которая связана с выполняющим её субъектом. Различия в трактовке обусловлены тем, что авторы определения берут в качестве основных следующие характеристики рефлексии: осознание собственных действий; сознательный контроль своих действий; действия, связанные с осмыслением и оценкой собственного «Я» и т.д.

В своем исследовании мы ассоциируем рефлексию студентов вуза с процессом мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо жизненной, образовательной, профессиональной ситуации или проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности ситуации или проблемы и новые перспективы ее решения.

При этом рефлексивные умения идентифицируются как самостоятельно выполняемые и осознаваемые интеллектуальные действия (анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, самоконтроль), детерминирующие творческую активность при выполнении различных видов деятельности на основе усвоенных знаний и приобретенного субъектного опыта [4].

Если говорить про классификацию рефлексивных умений, то некоторые ученые основывают её на видах, аспектах, типах, а некоторые выделяют процесс, опираясь на его этапы. A.B. Карпов утверждает, что рефлексивные процессы входят в состав метакогнитивного опыта и определяются как "произвольный интеллектуальный контроль", для существования которого необходимы следующие способности: планировать; предотвращать последствия принимаемых решений; оценивать этапы собственной интеллектуальной деятельности: прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе; выбирать и модифицировать стратегию собственного обучения [2].

На основе анализа работ Е.В. Савченко, Н.В. Тельтевской, Д. Хакера, X. Хартмана, A.B. Шорина были выделены четыре группы характерных для студентов вуза рефлексивных умений: аналитические, проективные, прогностические, самоконтроля.

На наш взгляд, тьюторское сопровождение обладает значительным потенциалом для развития рефлексивный умений студентов. При этом могут использоваться как традиционные методы и приёмы тьюторской деятельности (тьюториалы, консультации, рефлексивные техники), так и информационно-коммуникационные технологии.

Мы предлагаем в качестве одного из средств тьютосркого сопровождения развития рефлексивных умений студентов вуза использовать телеграм-бот, включающий возможные вопросы для организации тьютором рефлексии с тьюторантом. Использование телеграм-бота для образовательных целей не является чем-то инновационным, его популярность среди населения разных возрастных групп является несомненным преимуществом.

Информационной основой телеграм-бота как средства тьюторского сопровождения выступают вопросы и незаконченные предложения, направленные на развитие описанных выше рефлексивных умений и организации рефлексии студентами собственной образовательной деятельности в ходе занятий.

Вопросы для телеграм-бота были созданы на основе элементов педагогической системы, описанной Г.А. Еникеев [1]. Нами были выделены 6 основных категорий вопросов: про цель; про содержание занятия; про способы представления информации обучающимся; про формы взаимодействия; про учебную деятельность; про организацию занятия.

В вопросах, касающихся содержания занятия, были выделены ещё и подкатегории: термины, понятия и их связь друг с другом; логика изложения; примеры; личности; даты и события; умения навыки; формулы; правила законы явления.

В вопросах, раскрывающих способы представления информации обучающимся, были выделены подкатегории, исходя из видов информации по форме представления: текстовая информация; числовая информация; графическая информация; видеоинформация; звуковая информация.

В вопросах про формы взаимодействия были выделены подкатегории исходя из форм обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

В общей сложности получилось 20 категорий. Было составлено минимум 5 вопросов или незаконченных предложений для каждой категории. Предполагается, что тьютор или педагог будет выбирать категорию для организации рефлексии студентами и из этой категории выбирать те вопросы и незаконченных предложений, которые он считает наиболее подходящими в каждой конкретной ситуации и соответствующим контингентом студентов.

При этом вопросы в каждой категории подразделялись на три группы в зависимости от цели из применения и формы: бинарные закрытые вопросы с целью формирования мотивационной готовности студентов к развитию рефлексивных умений; открытые вопросы, предусматривающие краткий ответ, с целью выявления усвоенных знаний и приобретенного в ходе образовательной деятельности студентами субъектного опыта; открытые вопросы, предусматривающие развернутый ответ, с целью преодоления студентами поглощенности собственной деятельностью и анализа причинно-следственных связей в их действиях, поведении.

Для создания телеграм-бота был выбран сайт-конструктор Botmother. Это сайт, который позволяет без строчек кода создавать систему в соответствии, с которой будет работать телеграм-бот. На сайте есть ужа заранее представлены компоненты, каждый из которых выполняет определенное действие в Телеграме (отправляет сообщение, предоставляет пользователю выбор из вариантов, отправляет изображение и т.д.) эти компоненты можно соединять между друг другом и создавать систему действий в зависимости от действия пользователя. Этот сайт был выбран нами за его простоту в использовании, наличие бесплатного тарифа и большое число инструкций по работе с ним.

При открытии бота в мессенджере «Телеграм» пользователь попадает в приветственное поле, в котором рассказывается, для чего создан данный бот и каким инструментарием он обладает. Пользователю предлагается выбирать категорию вопросов и незаконченных предложений (категории соответствуют схеме педагогической системы) из предложенных вариантов.

К примеру, если пользователь выбирает категорию «О цели», то ему предлагается список вопросов, которые он может использовать в ходе рефлексии целей занятия:

1 Бинарные закрытые вопросы:

- Ставили ли вы себе цель на занятие?

- Смогли ли вы достичь цель занятия?

- Спрашивали ли вы у преподавателя, какова цель занятия?

2 Открытые вопросы с кратким ответом:

- Какова была цель занятия?

- Опишите пути достижения цели занятия?

- Как можно было достичь цель занятия?

- Какую цель занятия вы ставили себе?

- Как вы определили, что цель занятия достигнута?

- В какой момент вы решили, что цель занятия достигнута вами?

- Почему нужно ставить цель занятия?

- Какие есть критерии у правильной цели занятия?

- Моей целью на занятии сегодня было...

- Я понял, что достиг цели, потому что..

-Цель помогала мне....

3 Открытые вопросы с развернутым ответом:

- Какие факторы влияют на мотивацию вашей деятельности?

- Какие Ваши действия или деятельность станут более успешными (результативными), если для них поставить цель?

После разработки описанного телеграм-бота была проведена его экспертная оценка. Она свидетельствует о том, что

разработанный телеграм-бот соответствует требованиям логичности, понятности, наглядности, удобства использования. Помимо этого эксперты подтвердили, что использование разработанных вопросов будет способствовать развитию рефлексивных умений студентов.

Выводы. Разработанный телеграм-бот может быть использован в ходе тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов. На наш взгляд, логичным продолжением данной работы будет совершенствование бота за счёт создания алгоритмов анализа ответов на вопросы на основе методов машинного обучения и перехода работы телеграм-бот в режим диалога со студентами, что позволит повысить самостоятельность студентов при осуществлении ими рефлексии собственной образовательной деятельности.

Представленный в статье опыт может быть интересен тьюторам и преподавателям системы высшего образования, а также специалистам, занимающимся профессиональной подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.

Литература:

1. Еникеев, Г.А. Системная педагогика. Кн. 2: Теория педагогических систем: учебное пособие / Г.А. Еникеев. -Красноярск: изд-во «Кларетианум», 2003. -244 с.

2. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография / A.B. Карпов; Российская академия наук [РАН]. Институт психологии. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 422 с.

3. Савченко, Е.В. Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности / Е.В. Савченко // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №3. - С. 97-108

4. Тельтевская, Н.В Сущность и структура рефлексивных умений / Н.В. Тельтевская, A.B. Шорина // Педагогика и психология образования. - 2018. - №2. - С. 38-47

5. Hacker, D.J. Metacognition: Definitions and empirical foundations / D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser 11 Metacognition in Educational Theory and Practice. - 1998. -Ch. l.-P. 123-134

6. Hartman, H.J. Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice / H.J. Hartman. - 2001. - 287 p.

Педагогика

УДК 372.878

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЖАНР ПСАЛМА В КУРСЕ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация. Авторы обращаются к проблемам обучения педагогов-музыкантов. В статье акцентируется внимание не том, что в ходе изучения таких объемных дисциплин, как «История зарубежной музыки» или «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве» из поля внимания преподавателя и студентов выпадают важные жанровые модели, тексты, а также некоторые композиторские фигуры, например, творчество авторов так называемого «второго ряда». Это значительно обедняет представление о развитии музыки. Между тем, обозначенный круг дисциплин необходим будущему педагогу музыки как профессиональная основа, позволяющая сформировать музыкально-исторические знания и заложить фундамент музыкальной эрудиции. В качестве выхода из создавшегося положения авторы предлагают организацию самостоятельной работы студентов над изучением отдельных текстов, партитур и жанров. Особенно продуктивным может стать обращение к жанровым моделям, имеющим длительную историю, например, к жанру псалма, существующему в европейской традиции как духовная кантата. Эволюцию псалма и подобных ему духовных жанров можно проследить от древности до современности, привлекая редкий материал, не затронутый на лекционных занятиях. Размышляя об эволюции псалма, авторы обращаются к исследованиям, в которых указываются различные этапы развития жанра. В частности, в них говорится о движении псалма от литургической традиции к этапу эмансипации его и существованию как концертного жанра. Период эмансипации совпадает по времени с XIX веком и композиторским творчеством рубежа XIX-XX вв. Показательным примером в этом отношении является кантата немецкого композитора Макса Регера «Сотый псалом», созданная в 1908-1909 гг. Партитура Регера иллюстрирует идею «памяти жанра» и является образцом модели концертного типа псалма, с признаками жанрового микста. В ней синтезирован собственно хоровой жанр (кантаты) и жанр симфонии. По своим жанрово-стилевым признакам она перекликается с созданными в начале XX века сочинениями русских композиторов - кантатой С.И Танеева «По прочтении псалма» и поэмой - кантатой «Колокола» С.В. Рахманинова. Обращение к этим сочинениям в курсе изучения «Истории музыки» и их сравнение представляется полезным с точки зрения понимания жанрово-стилевых процессов, происходящих как в русском, так и в зарубежном композиторском творчестве рубежа XIX-XX веков.

Ключевые слова: псалом, хоровая музыка, кантата, церковная традиция, жанровая модель, стиль.

Annotation. The authors address the problems of teaching music teachers. The article draws attention not only to the fact that in the course of studying such voluminous disciplines as "History of foreign music" or "Historical and stylistic trends in foreign musical art", important genre models, texts, as well as some composer figures fall out of the field of attention of the teacher and students , for example, the work of the authors of the so-called "second row". This greatly impoverishes the idea of the development of music. Meanwhile, the indicated range of disciplines is necessary for the future music teacher as a professional basis that allows to form musical and historical knowledge and lay the foundation for musical erudition. As a way out of this situation, the authors propose the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.