Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение самостоятельной работы курсантов первого года обучения военного вуза'

Тьюторское сопровождение самостоятельной работы курсантов первого года обучения военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ПРАКТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TUTOR / TUTORING / TUTORING ASSISTANCE / CADETS / PRACTICE / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Сергей Иванович

Проблема и цель. В ситуации смены образовательной парадигмы возникает необходимость разработки новых подходов к решению проблемы подготовки в современном военном вузе специалистов, способных системно мыслить, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью. В статье приводится анализ одного из этапов педагогического эксперимента, проводимого в военном вузе, целью которого является проверка разработанной методики тьюторского сопровождения самостоятельной работы курсантов военного вуза по одной из изучаемых дисциплин. Методология. Тьюторы в своей деятельности использовали следующие методы: методы активного обучения, анализа, самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей), самостоятельной работы курсантов. При этом занятия проводились в форме индивидуальной и групповой тьюторской консультации, тьюториалов (учебный тьюторский семинар), тренингов. Результаты. Результатами проведения эксперимента должны стать выводы о целесообразности занятия тьюторской деятельностью в военном вузе, а в частности: как тьюторское сопровождение самостоятельной работы курсантов влияет на процесс обучения и приобретения ими необходимых для офицера компетенций. Выводы. По результатам проведения первого этапа эксперимента нельзя сделать однозначных выводов о роли тьюторского сопровождения самостоятельной работы курсантов, но промежуточные итоги говорят об эффективности данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING ASSISTANCE OF INDEPENDENT WORK OF THE FIRST YEAR CADETS OF THE MILITARY ACADEMY

Introduction. In the situation of changing educational paradigm it is necessary to develop new approaches to solve the problem of training specialists in a modern military academy being able to think systematically, having creativity, leadership qualities, noticed by their initiative and independence. This article presents the analysis of one of the stages of the pedagogical experiment conducted at the academy; the purpose of the experiment is to test the developed methods of tutoring assistance of independent work of cadets in the military academy on one of the studied disciplines. Methodology. Tutors used such methods as: active learning methods, analysis, self-analysis (reflection, educational goals reflexive report, activities to achieve the goals, analysis and self-analysis of abilities, aptitudes) of students independent work. At the same time, classes were organized in the form of individual and group tutorial consultations, tutorials (tutorial training workshop), and trainings. Results. The results of the experiment should be conclusions about the feasibility of tutoring activities at the military academy, and in particular how tutoring assistance of independent work of cadets affects the learning process and the acquisition of competencies necessary for an officer. Conclusions. According to the results of the first stage of the experiment, it is impossible to make unambiguous conclusions about the role of tutoring assistance of independent work of cadets, but intermediate results indicate the effectiveness of this method.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение самостоятельной работы курсантов первого года обучения военного вуза»

УДК 378.096 Б01 10.17238Л88п1998-5320.2019.35.117

С. И. Сергеев,

Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в г. Челябинске

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Проблема и цель. В ситуации смены образовательной парадигмы возникает необходимость разработки новых подходов к решению проблемы подготовки в современном военном вузе специалистов, способных системно мыслить, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью.

В статье приводится анализ одного из этапов педагогического эксперимента, проводимого в военном вузе, целью которого является проверка разработанной методики тьюторского сопровождения самостоятельной работы курсантов военного вуза по одной из изучаемых дисциплин. Методология. Тьюторы в своей деятельности использовали следующие методы: методы активного обучения, анализа, самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей), самостоятельной работы курсантов. При этом занятия проводились в форме индивидуальной и групповой тьютор-ской консультации, тьюториалов (учебный тьюторский семинар), тренингов. Результаты. Результатами проведения эксперимента должны стать выводы о целесообразности занятия тьюторской деятельностью в военном вузе, а в частности: как тьюторское сопровождение самостоятельной работы курсантов влияет на процесс обучения и приобретения ими необходимых для офицера компетенций.

Выводы. По результатам проведения первого этапа эксперимента нельзя сделать однозначных выводов о роли тьюторского сопровождения самостоятельной работы курсантов, но промежуточные итоги говорят об эффективности данного метода.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторское сопровождение, курсанты, практика, самостоятельная работа.

Проблема и цель. Современный этап функционирования высшей военной школы Министерства обороны Российской Федерации предполагает подготовку специалистов, обладающих творческой активностью, качествами лидера, способных системно мыслить, отличающихся инициативностью и самостоятельностью.

По этой причине перед преподавателями стоит задача не только выпустить специалиста, обладающего компетенциями по своей специальности, но и развить у курсантов качества, позволяющие самостоятельно совершенствовать эти знания и грамотно применять их в сложных и быстроменяющихся обстоятельствах. Такими качествами, на наш взгляд, могут являться самоконтроль, самоорганизация, инициативность, самостоятельность, способность нестандартно мыслить.

В достижении поставленных целей огромную роль играет правильно организованная и обязательная в военных вузах самостоятельная работа курсантов, на которую ежедневно отводится 4 часа учебного времени.

Самостоятельная подготовка курсантов организуется в учебных аудиториях, а при подготовке к проведению некоторых видов практических занятий - в специализированных классах, тренажёрах, городках.

Основными целями самостоятельной работы являются:

- систематизация знаний, совершенствование умений и навыков, полученных в ходе плановых учебных занятий, проводимых под руководством преподавателя;

- подготовка курсантов к предстоящим занятиям, зачётам, экзаменам, конференциям, защите курсовых работ и проектов, отчётов по войсковой стажировке (практике) и защите выпускных квалификационных работ;

- формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, а также самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний, умений и навыков;

- развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской, изобретательской и рационализаторской работы [8, с. 11].

Учебная дисциплина «Парашютно -спасательная подготовка и выживание лётных экипажей» является одной из специальных дисциплин, изучаемых курсантами первого факультета (подготовки

штурманов) филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске. Целью дисциплины является формирование практических навыков и психофизиологической готовности к вынужденному покиданию воздушного судна с парашютом, основам выживания после аварийного приземления в различных климатогеографических условиях в мирное и военное время.

Для достижения поставленных целей курсанты совершают учебно-тренировочные прыжки с парашютом, то есть происходит выполнение реальной боевой задачи, связанной с риском для жизни. Подготовка и выполнение прыжков с парашютом требует от курсантов глубоких теоретических знаний, практических навыков, кроме того, преследуется цель формирования у курсантов уверенности в положительном исходе прыжка и надёжности парашюта. Следовательно, здесь огромную роль играет индивидуальная работа преподавателя с курсантом. Курсантов, одновременно проходящих подготовку к выполнению первого в жизни прыжка с парашютом, более двухсот человек, поэтому один преподаватель не в состоянии провести индивидуальные консультации при проведении самостоятельной подготовки.

Возникает необходимость применения современных образовательных технологий, которые позволили бы более продуктивно использовать время, отводимое на самостоятельную работу.

Такой образовательной технологией могло бы стать тьюторское сопровождение как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс обучения.

Деятельность тьюторов в системе профессионального образования рассматривалась в трудах Н. В. Борисова, Ю. Л. Деранже, Т. В. Лютовой, Н. Г. Милорадовой, Е. С. Полат, А. Г. Теслинова, Г. П. Щедровицкого, С. А. Щенникова и др.

Анализ научных исследований по проблеме тьюторской деятельности в военном вузе в целом, а также тьюторского сопровождения самоподготовки курсантов, позволил выявить ряд объективно существующих противоречий между:

- возросшей ролью самостоятельной работы курсантов в образовательной системе военных вузов и не отвечающими образовательным стандартам методами её проведения на сегодняшний момент;

- необходимостью принятия курсантами военных вузов решения в отношении своего профессионального будущего и неготовностью его сделать по причине непонимания курсантами своих образовательных потребностей;

- потребностью преподавателей вуза внедрять в повседневную педагогическую практику технологию тьюторского сопровождения самостоятельной подготовки курсантов и отсутствием должного программно-методического обеспечения этого процесса.

Названные противоречия формулируют проблему исследования, которая состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий и методик тьюторского сопровождения самоподготовки курсантов военных вузов.

«Тьютор», в переводе с английского tutor, значит - наблюдаю, забочусь, а в качестве глагола переводится как обучать, давать уроки, наставлять [6].

Методология. На собственном примере курсанты-тьюторы, исходя из личного опыта, приобретённого отчасти на занятиях, отчасти самостоятельно, должны заинтересовать курсантов, побудить в них интерес к самостоятельному углубленному изучению дисциплины.

Для проверки данного предположения на базе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в городе Челябинске проводится педагогический эксперимент «Проверка эффективности внедрения тьюторского сопровождения самостоятельной работы по дисциплине «Поисково-спасательная подготовка и выживание лётных экипажей».

Гипотеза исследования сводится к тому, что процесс обучения по дисциплине «Поисково-спасательная подготовка и выживание лётных экипажей» курсантов второго и третьего курсов первого факультета (подготовки штурманов) будет более эффективен, если в образовательном процессе вуза будет использоваться тьюторское сопровождение самостоятельной работы. В качестве тьюторов будут выступать курсанты четвёртого курса первого факультета (подготовки штурманов), занимающиеся с 2016 года в группе кандидатов в инструкторы парашютно-спасательной подготовки.

В статье представлены промежуточные итоги одного из этапов эксперимента.

В рамках эксперимента в вузе создана группа подготовки инструкторов, состоящая из курсантов четвёртого курса, заинтересовавшихся изучением дисциплины, которые и стали участниками эксперимента в качестве тьюторов-стажёров.

Целями создания группы являются:

- повышение уровня знаний и навыков участников группы;

- повышение уровня знаний по дисциплине в тех в учебных группах, в которых обучаются курсанты -тьюторы;

- привлечение наиболее подготовленных участников группы в качестве тьюторов при проведении занятий по дисциплине на первых и вторых курсах;

- реализация потенциала группы в научно-исследовательских работах по дисциплине;

- получение звания инструктора и проведение уже в качестве тьюторов дополнительных занятий с группой подготовки инструкторов, которая будет формироваться из курсантов второго курса осенью.

На подготовительном этапе были проведены установочные занятия с группой кандидатов в тьюторы в форме лекционных (ЛК) (22 часа), практических занятий (ПР) (14 часа), а также самостоятельная работа курсантов (СР) (50 часов), обозначены требования к уровню знаний и приняты зачёты на допуск к работе в качестве тьюторов-стажёров.

В качестве экспериментальных учебных групп выступили 79 курсантов первого курса, составляющих 3 учебные группы, и в качестве контрольной - учебная группа из 25 курсантов.

На данном этапе проводилась работа тьюторов-стажёров по тьюторскому сопровождению самостоятельной работы курсантов первого курса при изучении первого раздела дисциплины «Пара-шютно-спасательная подготовка и выживание лётных экипажей», итогом которого стал зачёт на допуск к выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом. Согласно тематическому плану на самостоятельную работу по первому разделу отводится 10 часов.

Основными методами работы тьюторов на данном этапе были различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультациии, тьюториалы.

В рамках таких индивидуальных и групповых занятий тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Большое внимание уделялось мотивационной работе тьюторов-стажёров, которая заключалась в определении уровня мотивации курсантов на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов в отношении их приоритетов и целей при изучении дисциплины.

Итоги изучения первого раздела дисциплины «Парашютно-спасательная подготовка и выживание лётных экипажей»

№ группы Количество курсантов/ тьюторов-стажёров / % Средний балл текущей успеваемости Зачёт

Тема № 1 Тема № 2 Тема № 3 Тема № 4 Средний балл

Экспериментальные учебные группы

1 28/5/18 4,3 4,5 4,4 4,4 «Отлично» - 11 чел. (41 %) «Хорошо» - 13 чел. (48 %) «Удовл.» - 3 чел. (11 %) «Неудовл.» - 0 чел. (0 %) Ср. балл - 4,3

2 26/5/19 4,8 4,5 4,7 4,7 «Отлично» 15 чел. (57 %) «Хорошо» 11 чел. (43 %) «Удовл.» - 0 чел. (0 %) «Неудовл.» - 0 чел. (0 %) Ср. балл 4,8

3 25/5/20 4,2 4,4 4,2 4,6 «Отлично» - 14 чел. (56%) «Хорошо» - 11 чел. (44 %) «Удовл.» - 0 чел. (0 %) «Неудовл.» - 0 чел. (0 %) Ср. балл 4,6

Контрольная учебная г руппа

4 25/0/0 3,5 4,0 3,9 4,0 «Отлично» - 7 чел. (28 %) «Хорошо» - 11 чел. (44 %) «Удовл.» - 6 чел. (24 %) «Неудовл.» - 1 чел. (4 %) Ср. балл 3,8

Коммуникативная работа тьюторов-стажёров была направлена на обеспечение обратной связи в группе и её результативности; умение вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа курсантов и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.

Важной задачей при проведении групповых консультаций и тьюториалов была морально психологическая подготовка курсантов к выполнению прыжка с парашютом, ведь у большинства курсантов он первый. Необходимо было вселить уверенность в надёжную работу парашюта.

Результаты. Итоги изучения первого раздела дисциплины «Парашютно-спасательная подготовка и выживание лётных экипажей» приведены в таблице.

Выводы. Проанализировав итоги изучения первого раздела дисциплины, можно сделать следующие выводы:

- при изучении тем курсанты экспериментальных групп проявляли интерес и активность;

- в экспериментальных группах средний балл значительно выше, чем в контрольной;

- в контрольной группе один курсант по итогам промежуточной аттестации практики получил оценку «неудовлетворительно» и шесть человек - оценку «удовлетворительно», и согласно действующим руководящим документам они не допущены к выполнению прыжков с парашютом. В экспериментальных группах таких курсантов только трое;

- предварительно в группу «кандидатов в инструкторы» изъявило желание записаться 39 курсантов из экспериментальных групп и три человека из контрольной группы.

Пока рано делать вывод о морально-психологической подготовке курсантов к выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом, но активное желание заниматься парашютным спортом настраивает на оптимистический лад.

Библиографический список

1. Бобков О. Б., Бобкова Т. С. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования // Сибирский педагогический журнал 2011. № 9. С. 217-231.

2. Бородина В. А., Цилицкий В. С. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (теоретические основы): учеб. -метод. пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гум.-пед. ун-та, 2017. 117 с.

3. Девтерова З. Р. Информационная культура педагога-тьютора в условиях дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 58-60.

4. Димухаметов Р. С., Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 422-424.

5. Димухаметов Р. С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов. Челябинск: АТОКСО, 2004. 223 с.

6. Медведева А. В., Клюбина И. Б. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства [Электронный ресурс] : учебно-практическое издание: Владивосток: ДФУ, 2014. URL: www.dviu.ru/ schools/school_of_education/e-ublications/2014/medvedeva-av_istoricheskie-istoki-i-teoret-osnovy-tutorstva.pdf.

7. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика : учебно-методическое пособие для курсантов-тьюторов и педагогов высшей школы; КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2009. 136 с.

8. Организация самостоятельной работы обучающихся в Филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске : рабочая инструкция / введена в действие приказом начальника Филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске № 202 от 14 марта 2018 года.

S. I. Sergeev,

Senior lecturer of the Department of Tactics and General Military Disciplines of Chelyabinsk Branch of Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after рго!^ог

N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin" Gorodok-11, 454015, Chelyabinsk, Russian Federation

РИНЦ SPIN-4155-9134 e-mail: sis-74@mail.ru

TUTORING ASSISTANCE OF INDEPENDENT WORK OF THE FIRST YEAR CADETS OF THE MILITARY ACADEMY

Introduction. In the situation of changing educational paradigm it is necessary to develop new approaches to solve the problem of training specialists in a modern military academy being able to think systematically, having creativity, leadership qualities, noticed by their initiative and independence.

This article presents the analysis of one of the stages of the pedagogical experiment conducted at the academy; the purpose of the experiment is to test the developed methods of tutoring assistance of independent work of cadets in the military academy on one of the studied disciplines.

Methodology. Tutors used such methods as: active learning methods, analysis, self-analysis (reflection, educational goals reflexive report, activities to achieve the goals, analysis and self-analysis of abilities, aptitudes) of students independent work. At the same time, classes were organized in the form of individual and group tutorial consultations, tutorials (tutorial training workshop), and trainings.

Results. The results of the experiment should be conclusions about the feasibility of tutoring activities at the military academy, and in particular how tutoring assistance of independent work of cadets affects the learning process and the acquisition of competencies necessary for an officer.

Conclusions. According to the results of the first stage of the experiment, it is impossible to make unambiguous conclusions about the role of tutoring assistance of independent work of cadets, but intermediate results indicate the effectiveness of this method.

Keywords: tutor, tutoring, tutoring assistance, cadets, practice, independent work.

References

1. Bobkova T. S., Bobkov O. B. Professional development of a military expert in the period of study at the university in conditions of modernization of military education. Siberian Pedagogical Magazine. 2011, no. 9, pp. 217-231.

2. Borodina V. A., Tsilitskiy V. S. Tutor support of the formation of reflective mechanisms of socialization of children with disabilities (theoretical basis): studies.-method. manual. Chelyabinsk: publishing house of South Ural state gum., 2017. 117 p.

3. Devterova Z. R. Information culture of the teacher - tutor in the conditions of remote training. The World of Science, Culture and Education, 2012, no. 2 (33), pp. 58-60.

4. Dimukhametov R. S., Stolbova E. A., Tsilitskiy V. S. Value orientation as a predictor of formation of professional image of future teachers. The Baltic journal of Humanities. 2017. Vol. 6. no. 4 (21). pp. 422-424.

5. Dimukhametov R. S. Scientific and methodological support of professional development of teachers. Chelyabinsk: ATOKSO 2004, 233 p.

6. Medvedeva A. V., Klyubina I. B. The historical roots and theoretical background of the tutorship: educational-practical edition: the textbook on the subject: "The historical roots and theoretical background of the tutorship" The Far East Federal University: The School of Pedagogics [ed. A. V. Medvedeva, I. B. Klyubina]. electronic data. -Vladivostok: The Far East Federal University, 2014. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p= epublications.

7. Pilipchevskaya N. V. Tutoring activities : theory and practice : textbook for students, tutors and teachers of the higher school. Krasnoyarsk, 2009, p. 136.

8. The organization of independent work of students in the branch of the Military training and scientific center of the Air Force "Military Air Academy " in Chelyabinsk: work instruction / put into effect by the order of the head of the Military training and scientific center of the Air Force Military Air Force in Chelyabinsk no. 202, March 14, 2018.

Поступила в редакцию 1.02.2019 © С. И. Сергеев, 2019

Автор статьи: Сергей Иванович Сергеев, старший преподаватель кафедры тактики и общевоенных дисциплин, Филиал Военно-учебного центра Военно-воздушных сил, Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в г. Челябинске, 454015, Челябинск, Городок-11, e-mail: sis-74@mail.ru

Рецензенты:

О. Л. Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск.

В. В. Баннов, кандидат педагогических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.