Научная статья на тему 'Разработка технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов в восточных единоборствах на основе модульноситуационного подхода'

Разработка технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов в восточных единоборствах на основе модульноситуационного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНО-СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODULE / MODULE-SITUATIONAL APPROACH / TECHNOLOGY OF IMPROVEMENT / LONG-TERM TRAINING / YOUNG ATHLETES / EASTERN MARTIAL ARTS / ATHLETIC RESULTS / FIGURES OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Сергей Анатольевич

Статья посвящена определению компонентов модульно-ситуационного подхода в технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств. В работе представлено детальное содержание каждого модуля, входящего в состав разработанной системы воспитания спортсменов. Установлено, что использование описываемого подхода положительно влияет на эффективность и качество обучения. Автором признается особая роль педагога при осуществлении модульно-ситуационного подхода, в частности при разработке им информационного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN IMPROVEMENT TECHNOLOGY FOR YOUNG ATHLETES’ LONG-TERM TRAINING IN THE EASTERN MARTIAL ARTS ON THE BASIS OF THE MODULE-SITUATIONAL APPROACH

The article is concerned with the definition of the components of the module-situational approach to the methods aimed at improvement of young athleteslong-term training in the Eastern Martial Arts. The paper presents detailed content of each module of the developed system of athletes’ training. The author recognizes a special role of a teacher in implementation of the module-situational approach, particularly, development of information field by the teacher.

Текст научной работы на тему «Разработка технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов в восточных единоборствах на основе модульноситуационного подхода»

УДК 796.8

Литвинов Сергей Анатольевич Litvinov Sergey Anatolyevich

кандидат педагогических наук,

доцент общеинститутской кафедры физического

воспитания

Московского городского педагогического университета

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОСИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education Department, Moscow City Teachers’ Training University

DEVELOPMENT OF AN IMPROVEMENT TECHNOLOGY FOR YOUNG ATHLETES’ LONG-TERM TRAINING IN THE EASTERN MARTIAL ARTS ON THE BASIS OF THE MODULE-SITUATIONAL APPROACH

Аннотация:

Статья посвящена определению компонентов модульно-ситуационного подхода в технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств. В работе представлено детальное содержание каждого модуля, входящего в состав разработанной системы воспитания спортсменов. Установлено, что исполь-зование описываемого подхода положительно влияет на эффективность и качество обучения. Автором признается особая роль педагога при осуществлении модульно-ситуационного подхода, в частности при разработке им информационного поля.

Ключевые слова:

модуль, модульно-ситуационный подход, технология совершенствования, многолетняя подготовка, юные спортсмены, восточные единоборства, спортивные результаты, показатели творческой деятельности.

Summary:

The article is concerned with the definition of the components of the module-situational approach to the methods aimed at improvement of young athletes’ long-term training in the Eastern Martial Arts. The paper presents detailed content of each module of the developed system of athletes’ training. The author recognizes a special role of a teacher in implementation of the module-situational approach, particularly, development of information field by the teacher.

Keywords:

module, module-situational approach, technology of improvement, long-term training, young athletes, Eastern Martial Arts, athletic results, figures of creative activity.

В настоящее время в организации управления многолетней подготовкой юных спортсменов восточных единоборств наибольшее значение приобретает необходимость в инновационных направлениях, которые смогут определить взаимодополняющие средства и методы, выявить перспективные позиции, предполагающие высокие спортивные результаты и показатели творческой деятельности. Одним из наиболее перспективных методологических направлений является модульно-ситуационный подход.

Во взаимозависимости от видов реализации технологии совершенствования учебно-тренировочного процесса содержание модулей на этапах многолетней подготовки направлено на использование индивидуального подхода к каждому занимающемуся. В связи с чем становится возможным комплектование подобных модулей, в которых изложены иные варианты к преподаванию одного и того же раздела. В этом случае основным принципом обучения становится образовательная деятельность занимающегося, а не работа педагога, так как модульный подход подразумевает возложение ответственности на обучаемого за результат своей учебной деятельности. Важным элементом модульного подхода в учебном процессе является активно-познавательная деятельность занимающихся детей, так как модули для этого создают все условия. При модульном подходе важное место отводится педагогу, которому необходимо иметь большой профессионализм и высокое качество знаний для решения иногда непростых проблем творческой направленности, появляющихся у занимающихся детей в учебном процессе.

Принцип ситуационного подхода состоит в проявляющихся основных распространенных факторах для определенных случаев, преимущество которых выявляется для всякого отдельного случая во взаимосвязи непосредственных условий в данный период времени. Ситуационными факторами могут являться: характеристика поставленных задач, воздействие сбивающих факторов, интересы и личные качества занимающихся, уровень соревновательной деятельности

- вв -

и степень сложности выполняемых технических элементов. Состав и содержание ситуаций разрешает предположить взаимное дополнение, изменение и рост различных объектов [1, с. 5-6].

Приобретение юными спортсменами умений и навыков в модульно-ситуационном обучении производится через порядок действий, где проверяющий блок разрешает выявить уровень усвоения учебного материала. Контрольные упражнения и задания ставятся в зависимости от намеченной цели. Непосредственная связь разнообразных видов и средств многолетней подготовки при модульно-ситуационном подходе в организации учебно-тренировочного процесса разрешает целенаправленно вести работу педагога и выявлять слабые места. Таким образом, показатели состава данного этапа подготовки определяют наиболее эффективные пути для их модернизирования и позволяют лучше управлять работой тренерского коллектива.

В учебном процессе необходимым является разработка педагогом информационного поля, содержащего поурочные конспекты, плановые задания, специальные вопросы, контрольные упражнения, сведения о текущей и итоговой подготовленности юных спортсменов. На начальном, текущем и итоговом видах контроля занимающиеся получают оценку по каждому модулю. В текущем и итоговом контроле выявляется эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов и педагога. Следовательно, дается оценка совокупности методов обучения, которые предусматривают обеспечение наиболее необходимых мотивов для творчески активной личности в учебном процессе [2, с. 160-163]. У юных спортсменов возникает осознанная мотивация к приобретению необходимых знаний; к умению срочно реагировать на возникающие ситуации в соревновательной деятельности; к участию совместно с педагогом в учебно-тренировочном процессе; к повышению фактора удовлетворения от полученных результатов обучения.

Использование модульно-ситуационного подхода в современной технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств дает возможность выявить основные элементы в содержании технической, тактической, психологической и физической подготовленности. Совместно с этим определяет направления повышения спортивного мастерства, учитывая специализацию разделов многолетней подготовки [3, с. 112-113; 4, с. 55-58].

Для повышения уровня технико-тактического мастерства юных спортсменов и развития творческого потенциала педагога высокой квалификации в условиях учебно-тренировочного процесса была разработана технология обучения с использованием модульно-ситуационного подхода, включающего следующие модули:

Модуль 1. Теоретическая подготовка. Модуль раскрывает историю возникновения восточного единоборства, знакомит с правилами гигиены, методикой проведения учебно-тренировочного процесса, закономерностями спортивной подготовки, использует обучающую методику связи педагога и обучающимися через ситуацию (информацию), то есть передачу сообщения о наиболее эффективных способах реализации теоретического материала в ходе учебного процесса.

Модуль 2. Техническая подготовка. Модуль включает в себя методику традиционного обучения в восточных единоборствах: техника «кихон», формальные комплексы «ката» и спарринг «ку-митэ», критерии выполнения технических действий. Изучение у спортсмена свойственных ему излюбленных технических действий и воспитание коронных действий на основе исследованных повторяющихся взаимосвязей изменения динамических ситуаций в выявленных временных промежутках.

Модуль 3. Тактическая подготовка. Модуль содержит обучающую методику тактики поведения спортсмена на соревнованиях, в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности «кумитэ» и «ката», тактические приемы ведения поединка с соперниками различного физического развития и технической подготовленности. Применение в соревновательной деятельности большого арсенала неиспользованных ситуаций.

Модуль 4. Психологическая подготовка. Модуль знакомит юных спортсменов с правилами поведения в коллективе, с психологическими средствами контроля предстартовым состоянием, методами мышечной релаксации. Используется методика воспитания воли, умения постоять за себя и товарищей, поведения в зале, уважения к старшим и друг другу. Выполняется коррекция деятельности спортсмена в напряженных и конфликтных ситуациях, где возможно проявление сбивающих факторов.

Модуль 5. Физическая подготовка. Модуль включает методику воспитания физических качеств юных спортсменов и методику воспитания специальных физических качеств, необходимых в соревновательной деятельности, так как технико-тактические действия спортсменами в основном выполняются при высокой физической напряженности и утомляемости в стрессовых ситуациях.

Модуль 6. Судейская практика. Модуль содержит методику обучения занимающихся судейской жестикуляции рефери и судьи на площадке, изучение правил соревнований, принятия судейских решений в проблемных соревновательных ситуациях.

Модуль 7. Условия развития творчески активной личности. Модуль включает методику развития творческой активности личности юных спортсменов в восточных единоборствах на основе использования педагогических условий, применения проблемных ситуаций, а также создания в ходе учебно-тренировочного процесса ситуации успеха.

Использование модульно-ситуационного подхода в ходе учебно-тренировочного процесса спортивного отделения каратэ учреждения дополнительного образования детей МГДТДМ «Марьино» показало, что в период с 2009 по 2013 гг. результаты спортивных достижений выросли на 56 % (Первенство г. Москвы по каратэ и т. д.), показатели творческой деятельности повысились на 39 % (смотр-конкурс «Одаренные дети» и т. д.). Данные аттестации на технический уровень «кю» и «дан» увеличились на 30 %.

Таким образом, использование модульно-ситуационного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов восточных единоборств в значительной степени позволяет повысить эффективность и качество обучения юных спортсменов восточных единоборств, гарантировать целеустремленность творческой деятельности личности.

Разработанная технология совершенствования учебно-тренировочного процесса в восточных единоборствах на основе модульно-ситуационного подхода также повышает уровень профессиональных умений и навыков педагога дополнительного образования, способствует активации творческого мышления и повышению организаторских способностей, что выражается в числе занятых его воспитанниками мест на физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня и показателях творческой деятельности.

Ссылки:

1. Иванков Ч.Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 48 с.

2. Енин А.В. Формирование творчески активной личности // Управление развитием воспитательного пространства малого народа : материалы регион. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2008. С. 160-163.

3. Литвинов С.А. Традиционное каратэ: организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий : учеб.-ме-тод. пособие. М., 2010. 224 с.

4. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 12. С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.