УДК 796.8
Литвинов Сергей Анатольевич Litvinov Sergey Anatolyevich
кандидат педагогических наук,
доцент общеинститутской кафедры физического
воспитания
Московского городского педагогического университета
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОСИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА
PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education Department, Moscow City Teachers’ Training University
DEVELOPMENT OF AN IMPROVEMENT TECHNOLOGY FOR YOUNG ATHLETES’ LONG-TERM TRAINING IN THE EASTERN MARTIAL ARTS ON THE BASIS OF THE MODULE-SITUATIONAL APPROACH
Аннотация:
Статья посвящена определению компонентов модульно-ситуационного подхода в технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств. В работе представлено детальное содержание каждого модуля, входящего в состав разработанной системы воспитания спортсменов. Установлено, что исполь-зование описываемого подхода положительно влияет на эффективность и качество обучения. Автором признается особая роль педагога при осуществлении модульно-ситуационного подхода, в частности при разработке им информационного поля.
Ключевые слова:
модуль, модульно-ситуационный подход, технология совершенствования, многолетняя подготовка, юные спортсмены, восточные единоборства, спортивные результаты, показатели творческой деятельности.
Summary:
The article is concerned with the definition of the components of the module-situational approach to the methods aimed at improvement of young athletes’ long-term training in the Eastern Martial Arts. The paper presents detailed content of each module of the developed system of athletes’ training. The author recognizes a special role of a teacher in implementation of the module-situational approach, particularly, development of information field by the teacher.
Keywords:
module, module-situational approach, technology of improvement, long-term training, young athletes, Eastern Martial Arts, athletic results, figures of creative activity.
В настоящее время в организации управления многолетней подготовкой юных спортсменов восточных единоборств наибольшее значение приобретает необходимость в инновационных направлениях, которые смогут определить взаимодополняющие средства и методы, выявить перспективные позиции, предполагающие высокие спортивные результаты и показатели творческой деятельности. Одним из наиболее перспективных методологических направлений является модульно-ситуационный подход.
Во взаимозависимости от видов реализации технологии совершенствования учебно-тренировочного процесса содержание модулей на этапах многолетней подготовки направлено на использование индивидуального подхода к каждому занимающемуся. В связи с чем становится возможным комплектование подобных модулей, в которых изложены иные варианты к преподаванию одного и того же раздела. В этом случае основным принципом обучения становится образовательная деятельность занимающегося, а не работа педагога, так как модульный подход подразумевает возложение ответственности на обучаемого за результат своей учебной деятельности. Важным элементом модульного подхода в учебном процессе является активно-познавательная деятельность занимающихся детей, так как модули для этого создают все условия. При модульном подходе важное место отводится педагогу, которому необходимо иметь большой профессионализм и высокое качество знаний для решения иногда непростых проблем творческой направленности, появляющихся у занимающихся детей в учебном процессе.
Принцип ситуационного подхода состоит в проявляющихся основных распространенных факторах для определенных случаев, преимущество которых выявляется для всякого отдельного случая во взаимосвязи непосредственных условий в данный период времени. Ситуационными факторами могут являться: характеристика поставленных задач, воздействие сбивающих факторов, интересы и личные качества занимающихся, уровень соревновательной деятельности
- вв -
и степень сложности выполняемых технических элементов. Состав и содержание ситуаций разрешает предположить взаимное дополнение, изменение и рост различных объектов [1, с. 5-6].
Приобретение юными спортсменами умений и навыков в модульно-ситуационном обучении производится через порядок действий, где проверяющий блок разрешает выявить уровень усвоения учебного материала. Контрольные упражнения и задания ставятся в зависимости от намеченной цели. Непосредственная связь разнообразных видов и средств многолетней подготовки при модульно-ситуационном подходе в организации учебно-тренировочного процесса разрешает целенаправленно вести работу педагога и выявлять слабые места. Таким образом, показатели состава данного этапа подготовки определяют наиболее эффективные пути для их модернизирования и позволяют лучше управлять работой тренерского коллектива.
В учебном процессе необходимым является разработка педагогом информационного поля, содержащего поурочные конспекты, плановые задания, специальные вопросы, контрольные упражнения, сведения о текущей и итоговой подготовленности юных спортсменов. На начальном, текущем и итоговом видах контроля занимающиеся получают оценку по каждому модулю. В текущем и итоговом контроле выявляется эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов и педагога. Следовательно, дается оценка совокупности методов обучения, которые предусматривают обеспечение наиболее необходимых мотивов для творчески активной личности в учебном процессе [2, с. 160-163]. У юных спортсменов возникает осознанная мотивация к приобретению необходимых знаний; к умению срочно реагировать на возникающие ситуации в соревновательной деятельности; к участию совместно с педагогом в учебно-тренировочном процессе; к повышению фактора удовлетворения от полученных результатов обучения.
Использование модульно-ситуационного подхода в современной технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств дает возможность выявить основные элементы в содержании технической, тактической, психологической и физической подготовленности. Совместно с этим определяет направления повышения спортивного мастерства, учитывая специализацию разделов многолетней подготовки [3, с. 112-113; 4, с. 55-58].
Для повышения уровня технико-тактического мастерства юных спортсменов и развития творческого потенциала педагога высокой квалификации в условиях учебно-тренировочного процесса была разработана технология обучения с использованием модульно-ситуационного подхода, включающего следующие модули:
Модуль 1. Теоретическая подготовка. Модуль раскрывает историю возникновения восточного единоборства, знакомит с правилами гигиены, методикой проведения учебно-тренировочного процесса, закономерностями спортивной подготовки, использует обучающую методику связи педагога и обучающимися через ситуацию (информацию), то есть передачу сообщения о наиболее эффективных способах реализации теоретического материала в ходе учебного процесса.
Модуль 2. Техническая подготовка. Модуль включает в себя методику традиционного обучения в восточных единоборствах: техника «кихон», формальные комплексы «ката» и спарринг «ку-митэ», критерии выполнения технических действий. Изучение у спортсмена свойственных ему излюбленных технических действий и воспитание коронных действий на основе исследованных повторяющихся взаимосвязей изменения динамических ситуаций в выявленных временных промежутках.
Модуль 3. Тактическая подготовка. Модуль содержит обучающую методику тактики поведения спортсмена на соревнованиях, в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности «кумитэ» и «ката», тактические приемы ведения поединка с соперниками различного физического развития и технической подготовленности. Применение в соревновательной деятельности большого арсенала неиспользованных ситуаций.
Модуль 4. Психологическая подготовка. Модуль знакомит юных спортсменов с правилами поведения в коллективе, с психологическими средствами контроля предстартовым состоянием, методами мышечной релаксации. Используется методика воспитания воли, умения постоять за себя и товарищей, поведения в зале, уважения к старшим и друг другу. Выполняется коррекция деятельности спортсмена в напряженных и конфликтных ситуациях, где возможно проявление сбивающих факторов.
Модуль 5. Физическая подготовка. Модуль включает методику воспитания физических качеств юных спортсменов и методику воспитания специальных физических качеств, необходимых в соревновательной деятельности, так как технико-тактические действия спортсменами в основном выполняются при высокой физической напряженности и утомляемости в стрессовых ситуациях.
Модуль 6. Судейская практика. Модуль содержит методику обучения занимающихся судейской жестикуляции рефери и судьи на площадке, изучение правил соревнований, принятия судейских решений в проблемных соревновательных ситуациях.
Модуль 7. Условия развития творчески активной личности. Модуль включает методику развития творческой активности личности юных спортсменов в восточных единоборствах на основе использования педагогических условий, применения проблемных ситуаций, а также создания в ходе учебно-тренировочного процесса ситуации успеха.
Использование модульно-ситуационного подхода в ходе учебно-тренировочного процесса спортивного отделения каратэ учреждения дополнительного образования детей МГДТДМ «Марьино» показало, что в период с 2009 по 2013 гг. результаты спортивных достижений выросли на 56 % (Первенство г. Москвы по каратэ и т. д.), показатели творческой деятельности повысились на 39 % (смотр-конкурс «Одаренные дети» и т. д.). Данные аттестации на технический уровень «кю» и «дан» увеличились на 30 %.
Таким образом, использование модульно-ситуационного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов восточных единоборств в значительной степени позволяет повысить эффективность и качество обучения юных спортсменов восточных единоборств, гарантировать целеустремленность творческой деятельности личности.
Разработанная технология совершенствования учебно-тренировочного процесса в восточных единоборствах на основе модульно-ситуационного подхода также повышает уровень профессиональных умений и навыков педагога дополнительного образования, способствует активации творческого мышления и повышению организаторских способностей, что выражается в числе занятых его воспитанниками мест на физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня и показателях творческой деятельности.
Ссылки:
1. Иванков Ч.Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 48 с.
2. Енин А.В. Формирование творчески активной личности // Управление развитием воспитательного пространства малого народа : материалы регион. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2008. С. 160-163.
3. Литвинов С.А. Традиционное каратэ: организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий : учеб.-ме-тод. пособие. М., 2010. 224 с.
4. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 12. С. 55-58.