Научная статья на тему 'Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов гут им. М. А. Бонч-бруевича'

Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов гут им. М. А. Бонч-бруевича Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1421
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЛИЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иваненко Александр Васильевич, Стародубцев Михаил Павлович, Астафьев Василий Вячеславович, Базанов Андрей Николаевич

Физическая культура в вузе представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Авторами экспериментально доказано, что студенты, занимающиеся физической культурой, более успешны в обучении и обладают высоким уровнем когнитивных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иваненко Александр Васильевич, Стародубцев Михаил Павлович, Астафьев Василий Вячеславович, Базанов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of exercise on cognitive abilities of students of Bonch-Bruevich University of Telecommunications

Physical culture in the University is presented as an important base component of formation of the General culture of the students. An important condition for determining the efficiency of the educational process is the high level of mental and physical health of students, including educational and labor activity of students. The authors experimentally proved that students, who are engaged in physical culture, are more successful in learning and have a high level of cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов гут им. М. А. Бонч-бруевича»

4. Pirogova, E.A., Ivashchenko, L.Ia. and Strapko, N. P. (1986), Influence of physical exercises on working capacity and human health, Health, Kiev.

5. Pirogova, E.A. (1989), Improving the physical condition of a person, Health, Kiev.

6. Soloviev, G.M. (2001), Healthy life: Scientific-theoretical and methodological foundations: Textbook, publishing house Stavropol State University, Stavropol.

Контактная информация: zorina_sd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2017

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУТ ИМ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Вячеславович Астафьев, старший преподаватель, Андрей Николаевич Базанов, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Аннотация

Физическая культура в вузе представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Авторами экспериментально доказано, что студенты, занимающиеся физической культурой, более успешны в обучении и обладают высоким уровнем когнитивных способностей.

Ключевые слова: когнитивные способности, влияние, физические упражнения, уровень.

IMPACT OF EXERCISE ON COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS OF BONCH-BRUEVICH UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS

Alexander Vasilyevich Ivanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vasily Vyacheslavovich Astafyev, the senior teacher, Andrey Nikolaevich Bazanov, the senior teacher, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications

Annotation

Physical culture in the University is presented as an important base component of formation of the General culture of the students. An important condition for determining the efficiency of the educational process is the high level of mental and physical health of students, including educational and labor activity of students. The authors experimentally proved that students, who are engaged in physical culture, are more successful in learning and have a high level of cognitive abilities.

Keywords: cognitive ability, influence, physical exercise level.

Теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.

Существование связи между физической активностью и умственной работоспособностью было отмечено еще в XIX в. П.Ф. Лесгафт утверждал, что умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собой. Физиологическое обследование активного отдыха И. М. Сеченовым позволило сформировать принцип организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим

образом труда, в процессе и по его окончании оказывает высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности [1, 4].

Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы к нему постоянно поступали импульсы от разных систем организма, которые почти наполовину состоят из мышц. Благодаря работе мышц в мозг поступает огромное количество нервных импульсов, обогащающих его и поддерживающих в работоспособном состоянии. Мышечные сокращения создают мощную нервную импульсацию, посылаемую в головной мозг, поддерживающую его в необходимом рабочем тонусе для выполнения умственных задач.

По современным научным представлениям физическая активность (в частности, совмещение кардионагрузки вместе со сложными моторными упражнениями) сказывается на: 1) более эффективном контакте нейронов посредством нейротрансмиттеров (дофамина, серотонина, норэпинефрина); 2) увеличении количества синаптических контактов путем синтеза нейротрофина ВБОТ, стимулирующего образование дендритов нейронов; 3) образовании новых нейронных связей в мозжечке, которые в последствии могут быть использованы для выполнения когнитивных функций головного мозга; 4) стимуляции нейрогенеза [2, 4].

Начиная с 2008 года ученые стали публиковать исследования, которые показывают, что когнитивные возможности - способность учиться, решать новые задачи и проблемы и понимать глубинную суть вещей - можно развивать с помощью тренировки и обучения.

В настоящее время существуют научные данные о развитии когнитивных способностей человека благодаря физической активности не только в рамках известных пределов, но и на качественно новом уровне.

Цель работы - в связи с расширением научных представлений о влияния физической активности на когнитивные способности человека (в частности, память, мышление, обучаемость) рационально оценить возможность формирования более устойчивой мотивации людей к ведению физически активного образа жизни посредством преподнесения данной информации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

- Разработать анкету с целью определения степени осведомленности респондентов относительно влияния физической активности на когнитивные способности человека с точки зрения нейробиологических механизмов, современных научных представлений.

- Определить отношение респондентов к дополнительной возможности формирования мотивации к ведению физически активного образа жизни.

Педагогический эксперимент проводился на базе ГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Всего в исследовании приняло участие 138 студентов.

Разработанная анкета включала вопросы, позволившие получить информацию 1) об осведомленности респондентов в нейробиологической основе утверждения, что физическая активность способствует развитию умственных способностей человека (выявлялась субъективная оценка опрошенных об их осведомленности и посредством возможности свободного развернутого ответа данная оценка сравнивалась с реальной картиной); 2) об источниках данной информации; 3) о заинтересованности опрошенных в получении этих сведений; 4) о оценке респондентами влияния данной информации на формирование мотивации к ведению более физически активного образа жизни. Анкетирование проводилось анонимно.

Анализ результатов показал, что 38% опрошенных считают, что они осведомлены о нейробиологических механизмах влияния физической активности на когнитивные способности человека. Из них в форме развернутого ответа попытались подтвердить свою осведомленность 43 участника. 27 ответов затрагивал давно известные физиологические механизмы активации метаболизма, улучшения кровоснабжения и, соответственно, окси-генации головного мозга во время физической активности. Из всех опрошенных около 8%

в форме свободного ответа затронули аспекты современного научного представления о влиянии физической активности на когнитивные способности человека. 62% опрошенных не встречали в СМИ и других ресурсах информации по данной теме; остальные 38% указали следующие источники (приведены в порядке убывания популярности): интернет и социальные сети; курсы учебных программ ( биология, физиология, патологическая физиология, биохимия, неврология) в ВУЗе; занятия физической культурой; журналы и газеты; спортивные секции; телевидение; школьная программа; информационные стенды. 84% респондентов подтвердили, что, если бы им встретилось доступное объяснение механизмов влияния физической активности на умственные способности, они стали бы вести более активный образ жизни. 91% опрошенных заинтересованы в получении информации о влиянии физической активности на нейрогенез и метаболизм головного мозга.

Вопросы мотивов студентов к занятиям физической культурой в вузе рассмотрены в [3, 5]. Авторы указывают следующие группы мотивов: а) коммуникативные б) двига-тельно-деятельностные, в) воспитательные, г) эстетические, д) оздоровительные, е) административные, ж) творческие, к) профессионально-ориентированные, л) соревновательно-конкурентные, м) культурологические, н) статусные, о) познавательно-развивающие п) психолого-значимые.

Приведенный выше список мотиваций не затрагивает расширение когнитивных возможностей личности при занятии физической культурой. В связи с чем, мы считаем правомерным дополнить его еще одной группой мотивов: когнитивно-развивающих, что отражает функциональные и структурные изменения в головном мозге вместе с производством новых нейронов и выживанием старых, способствующие развитию памяти, мышления и обучаемости.

Таким образом, большинству респондентов, считающих себя осведомленными о нейробиологических механизмах связи физической активности и когнитивных способностей человека, неизвестны современные научные представления. В связи, с чем популяризация современной научной точки зрения на вышеупомянутые процессы является потенциальный фактором формирования мотивации к ведению физически активного образа жизни у населения, что открывает практическую значимость и дальнейшие перспективы для проведения просветительской работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изменения структурно-функциональной пластичности головного мозга, индуцированные обогащенной средой / Ю.К. Комлева, А.Б. Салмина, С.В. Прокопенко, Л.А. Шестакова, М.М. Петрова, Н.А. Малиновская, О.Л. Лопатина // Вестник РАМН. - 2013. - № 6. - С. 39-48.

2. Моргунов, Ю.А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры / Ю.А. Моргунов, А.В. Федоров, С.А. Петров ; Моск. гос. машиностр. ун-т. - M. : [б.и.], 2009. - 32 с.

3. Наговицын, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 293-298.

4. Сланевская, Н.М. Мозг, мышление и общество / Н.М. Сланевская. - Санкт-Петербург : Центр междисциплинарной нейронауки, 2012. - 321 с.

5. Стародубцев, М.П. Анализ мотивов, определяющих направленность занятий физическими упражнениями у студентов / Стародубцев М.П., Иваненко Т.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 208-211.

REFERENCES

1. Komleva, Yu.K., Salmina, A.B., Prokopenko, S.V., Shestakova, L.A., Petrova ,M.M., Mali-novskaya, N.A. and Lopatina, O.L. (2013), "Changes in the structural and functional plasticity of the brain, induced by an enriched environment", VestnikRAMN, No. 6, pp. 39-48.

2. Morgunov, Yu.A., Fedorov, A.V. and Petrov, S.A. (2009), Impact on physical and mental health of regular exercise Wellness forms physical culture, publishing house MAMI, Moscow.

3. Nagovitsyn, R.S. (2011), "Motivation of students to employments by physical culture at the University", Fundamental research, No. 8, pp. 293-298.

4. Slanevskaya, N.M. (2012), The brain, thinking and society, Centre for interdisciplinary neuroscience, St. Petersburg.

5. Starodubtsev, M.P. and Ivanenko, T.A. (2016), "Analysis of the motives determining the direction of the physical exercises of the students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No.11, pp. 208-211.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2017

УДК 796.85

ДИНАМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ МЕТАСПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Чингис Тагирович Иванков, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Анатольевич Литвинов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация

Тренировочный процесс юных спортсменов спортивных единоборств (каратэ и греко-римской борьбы) должен опираться на широкое использование инновационных модульно-ситуацион-ных технологий, компьютерное моделирование, интерактивные методы. Использование модульно-ситуационных технологий признается необходимым и востребованным в тренировочном процессе юных спортсменов, позволяет представить элементы осваиваемой техники более детально, увидеть собственные ошибки исполнения технических действий на экране, соотнести свою технику с техникой эталонной группы. Современные спортивные единоборства характеризуются высоким темпом соревновательной деятельностью, точностью проведения технических действий, бросков. Это обуславливает необходимость более детального исследования не только современной техники атакующих действий единоборцев, но и разработки новых технологий, способствующих повышению учебной и соревновательной деятельности. Полученные новые данные, отражающие взаимосвязь развития теории и методики спорта по критериям системно-структурного модульно-ситуационного метода совершенствования СТТД юных единоборцев можно констатировать, что определены информативные и интересные направления в структуре развития спорта.

Ключевые слова: юношеский спорт, спортивные единоборства, технико-тактическая подготовка, интерактивные задания, реализация модульно-ситуационных технологий динамических ситуаций в единоборствах, срочная информация, соревновательная деятельность.

DYNAMIC SITUATION AS A UNIQUE METAWAY OF PERCEPTION AND UNDERSTANDING OF COMPETITIVE ACTIVITY IN MARTIAL ARTS

Chingis Tagirovich Ivankov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Anatolyevich Litvinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Annotation

The training process of the young athletes in the combat sports (karate and Greco-Roman wrestling) should be based on a wide use of the innovative modular situational technologies, computer simulation, and interactive methods. Use of the module-situational technology is considered as necessary and sought after in the training process of the young athletes, allows us to represent the elements of the master techniques in more detailed form, to see own mistakes in execution of the technical actions on the screen, to correlate the technique with the technique of the reference group. Modern combat sports are characterized by a high rate of competitive activity, accuracy of the technical actions, throws. It leads to the need in more detailed studies of not only the modern techniques of attacking in martial artists, but also in developing the new technologies contributing to the improvement of the educational and competitive activities. Obtained new data, reflecting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.