УДК 796.011.3
ВЫНОСЛИВОСТЬ - БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
(ГТО)
Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, Ольга Викторовна
Ишанова, кандидат педагогических наук, Волжский институт экономики педагогики и права (ВИЭПП), Елена Владимировна Егорычева, старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университет (ВПИ), город Волжский, Волгоградская область
Аннотация
Статья посвящена анализу тестов и нормативов комплекса ГТО 5 и 6 ступеней для девушек и юношей 16-17 лет и мужчин и женщин 18-29 лет. В результате установили, что из одиннадцати тестов комплекса ГТО 5 и 6 ступени семь, то есть почти 60%, преимущественно ориентированы на то, чтобы учащаяся и студенческая молодежь обладала хорошей выносливостью. В связи с этим фактом, развитие выносливости в старших классах общеобразовательных школ и в высших учебных заведениях является приоритетным направлением на уроках и занятиях физической культурой со школьниками и студентами.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс ГТО, содержание и нормативы, студенты, выносливость.
ENDURANCE - BASIC PHYSICAL ABILITY FOR PERFORMING THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" Svetlana Dmitrievna Zorina, the candidate of pedagogical sciences, Olga Viktorovna
Ishanova, the candidate ofpedagogical sciences, Volzhsky Institute of Economics of Pedagogy and Law, Elena Vladimirovna Egorycheva, the senior lecturer, Volzhsky Polytechnic Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Volzhsky, Volgograd region
Annotation
The article is devoted to the analysis of the tests and standards of the complex Ready for labor and defense of the 5th and 6th stages for the girls and boys aged 16-17 years and men and women aged 18-29 years. As a result we have found out that seven of the eleven tests of the complex Ready for labor and defense of the 5th and 6th degrees, that is, almost 60%, mainly aimed at high endurance among the students and young people. In connection with this fact, the development of endurance in senior classes of the secondary schools and in higher education is a priority at the classroom and physical culture lessons with the students.
Keywords: physical culture and sports complex Ready for labor and defense, content and standards, students, endurance.
ВВЕДЕНИЕ
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента России от 24 марта 2014 года введен в действие Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Данный комплекс является программной и нормативной основой физического воспитания населения нашей страны.
В связи с этим ключевым положением, все образовательные программы в различных учебных заведениях должны быть приведены в соответствие с содержанием, требованиями и нормативной базой физкультурно-спортивного комплекса ГТО. То есть, содержание уроков физической культуры в общеобразовательных школах, занятий физической культурой в вузах в первую очередь должно быть ориентировано на подготовку
школьников и студентов к успешной сдаче норм ГТО.
Особенно актуальным выполнение норм ГТО является для старшеклассников. Дело в том, что большинство высших учебных заведений в нашей стране при поступлении в них абитуриентов увеличивают конкурсную сумму баллов для тех, кто сдал нормативы комплекса ГТО 5 ступени на золотой значок. Учитывая, что объем времени, выделяемый как на уроки физической культуры в школе, так и на занятия физической культурой в вузах ограничен, важно определить наиболее значимую физическую способность, которая в большей мере, чем другие, определяет успешность выполнения большинства нормативов ГТО для старшеклассников и студентов, и акцентировать внимание на ее развитии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для девушек и юношей 16-17 лет и мужчин, и женщин 18-29 лет 5 и 6 ступень комплекса ГТО включает 4 вида обязательных тестов и 7 видов тестов по выбору.
И так, из четырех обязательных тестов один направлен на выявление общей выносливости - бег 2 км или 3 км для всех категорий. Еще один тест, который разработчики комплекса отнесли к определению силы (подтягивания из виса на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, рывок гири), на самом деле требуют проявления ни сколько силы, сколько силовой выносливости. Например, для выполнения норматива золотого значка 6 ступени мужчины должны выполни рывок гири 16 кг 40 раз. Даже если это упражнение выполнять в очень быстром темпе, то понадобиться не менее 1 минуты. Да и вес гири не является достаточно большим, чтобы говорить о проявлении максимальной силы.
Таким образом, из четырех обязательных тестов комплекса ГТО 5 и 6 ступени как для юношей и мужчин, так и для девушек и женщин половина из них, то есть 50%, для успешной сдачи установленных нормативов от претендентов требуют достаточно высокого уровня развития общей и силовой выносливости, особенно на золотой значок.
Из семи тестов на выбор в комплексе ГТО 5 и 6 ступени два однозначно направлены на выявление общей выносливости. Это, прежде всего, бег на лыжах 3 км или 5 км, или кросс по пересеченной местности 3 км. Кроме этого, предусмотрен туристический поход на 10 км для 5 ступени и 15 км для 6 ступени.
Еще один тест для юношей и девушек 5 ступени и женщин 6 ступени предусматривает поднимание туловища из положения лежа на спине в течение 1 минуты. Это явное проявление силовой выносливости.
Плавание на 50 м, которое выполняется в пределах от 40 до 70 секунд, также в большей мере требует проявления выносливости, причем также преимущественно силового характера, так как испытание проводится в водной среде, которую приходится преодолевать.
То есть из семи тестов на выбор в комплексе ГТО 5 и 6 ступени четыре также предъявляют к испытуемым требования к высокому уровню развития выносливости.
Таким образом, из одиннадцати тестов комплекса ГТО 5 и 6 ступени семь, то есть почти 60%, преимущественно ориентированы на то, чтобы учащаяся и студенческая молодежь обладала хорошей выносливостью. И это вовсе не случайно, так как именно выносливость в значительной степени отражает состояние здоровья человека.
Специалисты считают, что минимальной нагрузкой для молодых людей в возрасте 18-19 лет для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также улучшения показателей здоровья, должен быть легкоатлетический бег в объеме 15 км в неделю, лучше всего - это 3 занятия по 30 мин. Таким образом, на одном занятии рекомендуется пробегать 5 км за 30 минут, или 1 км за 6 минут. Считается, что это пороговая величина физической нагрузки на одном занятии. Как известно, пороговая нагрузка - это та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый оздоровительный эффект для организма человека, выражающийся в возмещение недостающих энергозатрат, повышении функциональных возможностей кардиореспираторной системы, снижении
факторов риска многих заболеваний [3].
В физическом воспитании и оздоровительной физической культуре пороговой величиной интенсивности нагрузки обычно считают физическую работу на уровне 50% от максимального потребления кислорода (МПК), или же 65% от максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС) для каждого возраста. Если говорить обобщенно, то для начинающих бегунов величина ЧСС должна соответствовать 120 уд/мин. Занятия при ЧСС ниже 120 уд/мин не принесет ожидаемого эффекта, так как во время такой работы ударный объем крови не достигает максимальной своей величины, а, следовательно, сердечная мышца не будет гипертрофироваться, то есть, не будет увеличиваться объем сердца.
Если же говорить о возмещении недостающих энергозатрат [6], то здесь оптимальной величиной нагрузки считается такая, при которой организм дополнительно расходует не менее 2000 ккал в неделю. Например, такой расход энергии возможен при легкоатлетическом беге с равномерной скоростью 10 км/ч общей продолжительностью около 3 ч. Это обусловлено тем, что при такой физической работе затрачивается примерно 1 ккал/кг на 1 км пути.
Однако многолетние наблюдения, сделанные ранее К. Купером [2], показали, что оптимальные физические нагрузки продолжительностью 40-60 мин 3-4 раза в неделю (в среднем пробегается около 30-40 км в неделю) характерны только бегунам, имеющим предварительную физическую подготовленность. А вот для начинающих бегунов - это могут оказаться максимальные нагрузки.
Увеличение объема бега более 30-40 км в неделю, по мнению автора, не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма, а, наоборот, создает высокую вероятность получения различных травм опорно-двигательного аппарата, возникновения сбоев в деятельности сердечно-сосудистой системы, ухудшения показателей самочувствия и в целом здоровья.
Кроме этого, дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок может сопровождаться негативными изменениями и психического состояния, не говоря и серьезных отклонениях параметров физиологических функций организма от принятой нормы. Так, например, рост объема недельного бега до 50-60 км у здоровых молодых женщин из-за значительного снижения жировой ткани в ряде случаев привел к нарушению менструального цикла. Некоторые авторы критической величиной объема беговой нагрузки в неделю называют 90 км, указывая, что превышение этого порога может привести к чрезмерной стимуляции выработки эндорфинов, создав предпосылки для нарушения многих функций организма, связанных прежде всего, с гормональной его регуляцией [4].
Весьма интересные данные, касающиеся оптимальной частоты занятий в недельном цикле, получены Е.А. Пироговой [5]. Так, сравнивая, эффективность двух-, трех- и пяти-разовых занятий по 30 мин (с интенсивностью 60% МПК) в неделю, установила, что положительная динамика ряда функциональных показателей у большинства занимающихся более выражена при трех тренировках, чем при пяти. Снижение некоторых показателей в деятельности сердечно-сосудистой системы при пятиразовых занятиях объясняется тем, что в таких случаях недостаточно времени между тренировками для полного восстановления организма, то есть, каждое последующее занятие приходится начинать на фоне утомления. А при трехразовых тренировках времени на полноценный отдых достаточно, поэтому организм занимающихся восстанавливается полностью.
Тем не менее, особое значение для интенсивного развития общей выносливости имеют большие (околопредельные по продолжительности) физические нагрузки, например, такие как бег длительностью 1,5-2,0 ч. Однако такие нагрузки могут использоваться не чаще 1 раза в неделю, да и то, только для подготовленных бегунов. Причем, для профилактики возникновения состояния перетренированности такие нагрузки должны строго чередоваться: например, на первой неделе - бег продолжительностью 1 ч, на второй - 1,5 ч, на третье - снова 1 ч и т. д. В оставшиеся дни физические нагрузки должны быть в
пределах от 30 до 60 мин. Чередование больших, малых и средних нагрузок в тренировочных циклах гарантирует полное восстановление организма к очередному занятию, снижает риск перенапряжения его функциональных систем, возникновение травм и заболеваний.
Таким образом, большинство специалистов считают, что оптимальная частота занятий для начинающих, направленных на развитие общей выносливости, в недельном цикле составляет три раза. Большее их количество может привести к переутомлению организма, снижению его физической и умственной работоспособности. Рекомендации для подготовленных студентов увеличить частоту занятий в неделю до пяти раз недостаточно обоснованы, так как установлено, что дополнительный прирост МПК при такой организации физической нагрузки очень незначительный или же вообще не наблюдается, по сравнению с трехразовыми тренировками. Уменьшение количества занятий для развития общей выносливости до двух раз в неделю оправдано только тогда, когда необходимо поддержать достигнутый уровень выносливости. Двухразовые занятия малоэффективны для ее роста.
Тем не менее, некоторые авторы [1], уверены, что при нечастых занятиях физическими упражнениями для достижения значимого физиологического эффекта необходимо в обязательно порядке увеличивать тренировочную нагрузку. Например, для того, чтобы наступил выраженный тренировочный эффект двухразовых занятия в неделю, необходимо выполнять мышечную работу (при ЧСС 120 уд/мин) продолжительностью не 60, а не менее 90 мин. Такая продолжительность тренировочной нагрузки соответствует длительности учебного занятия в высших учебных заведениях, что позволяет предполагать о достаточности 2-х разовых тренировок студенческой молодёжи не только для поддержания уровня функциональной подготовленности, но и его повышении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вопрос о величине беговой физической нагрузки на занятиях физической культурой студентов в вузе остается в научно-методической литературе открытым. Тем не менее, можно считать, что оптимальный объем бега на одном учебном занятии физической культурой в вузе для юношей должен составлять не менее 5 км, которые необходимо преодолеть не менее, чем за 30 минут. Однако, учитывая, что данные рекомендации были предназначены для студенческой молодёжи 80-90 г.г., а не современной, имеющей более низкий уровень функциональной подготовленности, указанные рекомендации необходимо проверять в ходе экспериментальных исследований в каждом конкретном вузе, и только на основе полученных результатов разрабатывать соответствующие методики развития выносливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иващенко, Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев : Здоровье, 1988. - 155 с.
2. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
3. Мильнер, Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 112 с.
4. Пирогова, Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев : Здоровье, 1986. - 151 с.
5. Пирогова, Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е.А. Пирогова. -Киев : Здоровье, 1989. - 167 с.
6. Соловьев, Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы : учебное пособие / Г.М. Соловьев. - Ставрополь : Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001. - Ч. 1. - 179 с.
REFERENCES
1. Ivashchenko, L.Ia. and Strapko, N.P. (1988), Self-physical exercises, Health, Kiev.
2. Cooper, K. (1989), Aerobics for good health, Physical culture and sport, Moscow.
3. Milner, E.G. (1991J, Formula of life: Biomedical foundations of physical culture education, Physical culture and sport, Moscow.
4. Pirogova, E.A., Ivashchenko, L.Ia. and Strapko, N. P. (1986), Influence of physical exercises on working capacity and human health, Health, Kiev.
5. Pirogova, E.A. (1989), Improving the physical condition of a person, Health, Kiev.
6. Soloviev, G.M. (2001), Healthy life: Scientific-theoretical and methodological foundations: Textbook, publishing house Stavropol State University, Stavropol.
Контактная информация: zorina_sd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2017
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУТ ИМ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА
Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Вячеславович Астафьев, старший преподаватель, Андрей Николаевич Базанов, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Аннотация
Физическая культура в вузе представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Авторами экспериментально доказано, что студенты, занимающиеся физической культурой, более успешны в обучении и обладают высоким уровнем когнитивных способностей.
Ключевые слова: когнитивные способности, влияние, физические упражнения, уровень.
IMPACT OF EXERCISE ON COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS OF BONCH-BRUEVICH UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS
Alexander Vasilyevich Ivanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vasily Vyacheslavovich Astafyev, the senior teacher, Andrey Nikolaevich Bazanov, the senior teacher The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
Physical culture in the University is presented as an important base component of formation of the General culture of the students. An important condition for determining the efficiency of the educational process is the high level of mental and physical health of students, including educational and labor activity of students. The authors experimentally proved that students, who are engaged in physical culture, are more successful in learning and have a high level of cognitive abilities.
Keywords: cognitive ability, influence, physical exercise level.
Теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.
Существование связи между физической активностью и умственной работоспособностью было отмечено еще в XIX в. П.Ф. Лесгафт утверждал, что умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собой. Физиологическое обследование активного отдыха И. М. Сеченовым позволило сформировать принцип организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим