Научная статья на тему 'Разработка технического средства, обеспечивающего транспортировку пострадавшего'

Разработка технического средства, обеспечивающего транспортировку пострадавшего Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / НОСИЛКИ СКЛАДНЫЕ / МЕХАНИЗМ СЛОЖЕНИЯ / ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ / МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / МЕДИЦИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / TRANSPORTATION OF VICTIMS / EMERGENCY SITUATION / FOLDING STRETCHERS / THE MECHANISM OF ADDITION / THE DEVICE OF CONTROL OF TRANSPORTATION OF THE VICTIM / STRENGTH CALCULATION / DISASTER MEDICINE / EMERGENCY MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Топоров Алексей Валериевич, Шарабанова Ирина Юрьевна, Базанов Сергей Владимирович, Потапенко Людмила Владимировна, Легкова Ирина Анатольевна

Транспортировка пострадавших является неотъемлемой и важной составляющей первой помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), поскольку жизнь и здоровье пострадавших во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения. Носилки незаменимы для осуществления медицинской эвакуации пострадавших. Улучшение характеристик конструкций существующих носилок с целью повышения безопасности при транспортировке пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций является актуальной задачей. Нами разработаны носилки складные, которые имеют ряд преимуществ перед существующими аналогами. Отличительной особенностью предлагаемой конструкции является запатентованная система сложения. Носилки складные содержат тканевое полотнище, натянутое на два бруса, каждый из которых выполнен с возможностью сложения в поперечном направлении. Предложенная конструкция имеет следующие преимущества: разработанная конструкция носилок в сложенном состоянии является компактной, что позволяет размещать их, в том числе в отсеке пожарного автомобиля; носилки снабжены простым механизмом сложения, обеспечивающим прочность, надежность и быстроту приведения в рабочее положение. Таким образом, разработанные носилки могут применяться экстренными оперативными службами, в т.ч. пожарно-спасательными подразделениями и формированиями службы экстренной медицинской помощи и медицины катастроф для транспортировки пострадавших в ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Топоров Алексей Валериевич, Шарабанова Ирина Юрьевна, Базанов Сергей Владимирович, Потапенко Людмила Владимировна, Легкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TECHNICAL MEANS FOR TRANSPORTATION OF THE INJURED

Transportation of victims is an integral and very important component of first aid in the aftermath of emergency situations, as the life and health of victims largely depend on its timely and professional implementation. The stretcher is essential for the organization of immediate emergency assistance. Improving the design characteristics of existing stretchers and giving them additional properties that increase the safety of transportation of victims of emergencies is an urgent task. We have developed folding stretchers, which have a number of advantages over analogues. A distinctive feature of the proposed design is a patented addition system. Folding stretchers contain fabric cloth stretched on two beams, each of which is made with the possibility of adding in the transverse direction. The proposed design has the following advantages: the developed design of the stretcher in the folded state is compact, which allows you to place them, including in the compartment of a fire truck; stretchers are equipped with a simple mechanism of addition, providing strength, reliability and speed of bringing to the working position. Thus, the developed stretchers can be used by emergency operational services, including fire and rescue units and units of the emergency medical service and disaster medicine for the transportation of victims in emergencies.

Текст научной работы на тему «Разработка технического средства, обеспечивающего транспортировку пострадавшего»

УДК 614.88

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТИРОВКУ ПОСТРАДАВШЕГО

А. В. ТОПОРОВ1, И. Ю. ШАРАБАНОВА1, С. В. БАЗАНОВ2, Л. В. ПОТАПЕНКО2, И. А. ЛЕГКОВА1, О. Г. ЗЕЙНЕТДИНОВА1

1ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново 2ГКУЗ ИО «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области» Российская Федерация, г. Иваново E-mail: ironaxe@mail.ru, sharabanova@bk.ru, legkovai@mail.ru

Транспортировка пострадавших является неотъемлемой и важной составляющей первой помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), поскольку жизнь и здоровье пострадавших во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения. Носилки незаменимы для осуществления медицинской эвакуации пострадавших. Улучшение характеристик конструкций существующих носилок с целью повышения безопасности при транспортировке пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций является актуальной задачей.

Нами разработаны носилки складные, которые имеют ряд преимуществ перед существующими аналогами. Отличительной особенностью предлагаемой конструкции является запатентованная система сложения. Носилки складные содержат тканевое полотнище, натянутое на два бруса, каждый из которых выполнен с возможностью сложения в поперечном направлении.

Предложенная конструкция имеет следующие преимущества:

- разработанная конструкция носилок в сложенном состоянии является компактной, что позволяет размещать их, в том числе в отсеке пожарного автомобиля;

- носилки снабжены простым механизмом сложения, обеспечивающим прочность, надежность и быстроту приведения в рабочее положение.

Таким образом, разработанные носилки могут применяться экстренными оперативными службами, в т.ч. пожарно-спасательными подразделениями и формированиями службы экстренной медицинской помощи и медицины катастроф для транспортировки пострадавших в ЧС.

Ключевые слова: транспортировка пострадавших; чрезвычайные ситуации; носилки складные; механизм сложения; прочностной расчет; медицина катастроф; медицина чрезвычайных ситуаций.

DEVELOPMENT OF TECHNICAL MEANS FOR TRANSPORTATION OF THE INJURED

A. V. TOPOROV1, I. Yu. SHARABANOVA1, S. V. BAZANOV2, L. V. POTAPENKO2 , I. A. LEGKOVA1 O. G. ZEINETDINOVA1

и '

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

о

State Establishment of health care of the Ivanovo region «Regional Centre of Disaster Medicine of the Ivanovo region»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: ironaxe@mail.ru, sharabanova@bk.ru, legkovai@mail.ru

Transportation of victims is an integral and very important component of first aid in the aftermath of emergency situations, as the life and health of victims largely depend on its timely and professional implementation. The stretcher is essential for the organization of immediate emergency assistance. Improving the design characteristics of existing stretchers and giving them additional properties that increase the safety of transportation of victims of emergencies is an urgent task.

© Топоров А. В., Шарабанова И. Ю., Базанов С. В., Потапенко Л. В., Легкова И. А. Зейнетдинова О. Г., 2019

We have developed folding stretchers, which have a number of advantages over analogues. A distinctive feature of the proposed design is a patented addition system. Folding stretchers contain fabric cloth stretched on two beams, each of which is made with the possibility of adding in the transverse direction.

The proposed design has the following advantages:

- the developed design of the stretcher in the folded state is compact, which allows you to place them, including in the compartment of a fire truck;

- stretchers are equipped with a simple mechanism of addition, providing strength, reliability and speed of bringing to the working position.

Thus, the developed stretchers can be used by emergency operational services, including fire and rescue units and units of the emergency medical service and disaster medicine for the transportation of victims in emergencies.

Key words: transportation of victims; emergency situation; folding stretchers, the mechanism of addition; the device of control of transportation of the victim; strength calculation; disaster medicine; emergency medical service.

Важнейшей задачей первой помощи является проведение быстрой, безопасной, щадящей транспортировки пострадавших в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Способы и средства транспортировки пострадавших определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных и подручных средств, а также расстояния транспортировки [1, 2, 3].

В соответствии с нормами табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, утвержденных приказом МЧС России №425 от 25.07.2006 года, многие типы пожарных автомобилей комплектуются носилками. Улучшение характеристик конструкций существующих носилок и придание им дополнительных свойств, повышающих безопасность транспортировки пострадавших в результате ЧС, является актуальной задачей.

Для транспортировки пострадавших широко известны носилки, имеющие жесткий каркас и полотнище. Недостатком таких носилок является невозможность компактного складывания для их перевозки. Поэтому пожарные автомобили и автомобили спасателей оснащают тканевыми бескаркасными носилками «МЧС-Н». В нерабочем транспортном положении эти носилки занимают мало места и в тоже время их можно использовать в ограниченном пространстве. В этом случае к недостаткам можно отнести то, что для транспортировки пострадавшего необходимо не менее четырех человек.

Учесть перечисленные выше недостатки позволяют разработанные нами носилки складные, которые имеют ряд преимуществ перед аналогами. Отличительной особенностью предлагаемой конструкции является запатентованная система сложения [4].

Особенности предложенной конструкции позволят: за счет исключения из системы сложения шарнирных соединений повысить надежность; обеспечить возможность сложения в транспортном положении в необходимое количество раза без увеличения внешних габаритов шарниров.

Практическая значимость технического средства, обеспечивающего транспортировку пострадавшего: разработанная конструкция носилок в сложенном состоянии является компактной, имеет небольшие габаритные размеры, что позволяет размещать их в отсеке пожарного автомобиля; носилки снабжены простым механизмом сложения, обеспечивающим прочность, надежность и быстроту приведения в рабочее положение.

На рис. 1 представлены данные носилки в рабочем положении, на рис. 2 приведены носилки складные в сложенном положении, на рис. 3 представлена схема, поясняющая приведение носилок складных в рабочее положение.

Носилки складные содержат тканевое полотнище 1 (рис. 1), натянутое на два бруса 2, каждый из которых выполнен с возможностью сложения в поперечном направлении. Каждый из двух брусьев 2 выполнен из металлической трубы и снабжен ручками из нескользящего материла. Каждый брус 2 выполняют длиной /_, которую выбирают не менее 2 м. Каждый брус 2 состоит из N опорных частей 3 равной длины /. N выбирают из условия обеспечения прочности бруса и обеспечения необходимых габаритов носилок в сложенном положении. Каждый брус 2 содержит N-1 фиксирующих элементов 4 длиной /, выполненных из трубы, расположенных в полости опорных частей 3. Фиксирующие элементы 4 последовательно соединены между собой тросом 5, размещенным в их полости, при этом длину троса 5 выбирают не менее 1,5*/_, а крайние опорные части 3 каждого бруса снабжены средством

фиксации троса (на рисунке не показано). Трос 5 выполняют из высокопрочного синтетического материала, например, паракорда. Фиксирующие элементы 4 расположены в полости опорных частей 3 с возможностью осевого перемещения на расстояние 0,5*/.

2

1

Рис. 1. Носилки складные с устройством контроля транспортировки пострадавшего (общий вид)

В сложенном положении при транспортировке фиксирующие элементы 4 размещены в соответствующих опорных частях 3 бруса, при этом трос 5 ослаблен, каждый брус 2 сложен по принципу гармошки (рис. 2).

Рис. 2. Носилки в сложенном состоянии

При необходимости привести носилки в рабочее положение, их укладывают на ровную поверхность, опорные части 3 каждого бруса ориентируют в линию, производится вытягивание троса 5, со стороны крайней опорной части 3, в которой отсутствует фиксирующий элемент 4. При этом закрепленные на тросе 5 фиксирующие элементы смещаются на расстояние 0,5*/ и перекрывают зазоры между опорными частями 3, таким образом обеспечивая жесткость брусьев (рис. 3). Трос 5 фиксируют, препятствуя перемещению фиксирующих элементов 3 внутри опорных частей 3. Перевод носилок в сложенное положение осуществляется в обратном порядке (рис.4).

Направление вытягивания шнура

3

з

5

4

5

3

3 4 5

МЕХАНИЗМ СЛОЖЕНИЯ НОСИЛОК:

1 - петля;

2- веревка;

3-крышка торцевая;

4-крестовина универсальная;

5-труба 35 к 3 мм;

6-кольцо стопорное; 7 - на г ра вля ющи й конус; 8-труба 42 х 3 мм; Э- рукоятка; 10- заглушка.

Рис. 4. Общий вид механизма сложения носилок

Для проверки прочности разработанного устройства был проведен расчет элементов носилок в графической системе КОМПАС-ЗР, которая в настоящее время широко используется для проведения инженерных расчетов и их визуализации. КОМПАС-ЗР оснащен встро-

енной системой прочностного анализа АРМ РЕМ, которая основана на методе конечных элементов [5]. Для разработанного устройства определен коэффициент запаса прочности, найдено максимальное перемещение брусьев (рис. 5) [6].

Наименование Тип Минимальное значение Максимальное значение

Суммарное линейное перемещение USUM [мм] 0 0.180589

1, [м] 0.0 0.2 0.4 Об 0.8 1.0 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0

4 [мм] 0.0000 0.0326 0.0731 0.1171 0.1457 0.1806 0.1456 0.1172 0.0732 0.0325 0.0000

Рис. 5. Результаты значений прогиба по длине бруса

По результатам проведенных расчетов возможно сделать вывод, что разработанное устройство имеет необходимую прочность и жесткость; значения напряжений и прогиба несущей основы не превышают допустимых величин при нагрузке на рабочую часть носилок 160 кг1.

Разработанная конструкция носилок в сложенном состоянии является компактной, имеет небольшие габаритные размеры

(80x25x25 см), что позволяет размещать их в отсеке пожарного автомобиля, носилки снабжены простым механизмом сложения, обеспечивающим прочность, надежность и быстроту приведения в рабочее положение.

Таким образом, разработанные носилки могут применяться экстренными оперативными службами, в т.ч. пожарно-спасательными подразделениями и формированиями службы экстренной медицинской помощи и медицины катастроф для транспортировки пострадавших в ЧС.

1ГОСТ 16940-89. Носилки санитарные. Общие технические требования и методы испытаний.

Список литературы

1. Шарабанова И. Ю., Базанов С. В., Потапенко Л. В. Алгоритмы выполнения практических навыков при оказании первой помощи пострадавшим. Иваново, 2017. 231 с.

2. Шарабанова И. Ю., Базанов С. В. Практическое руководство по оказанию первой помощи пострадавшим в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2015. 122 с.

3. Значение практической подготовки спасателей в спасении жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях / И. Ю. Шарабанова [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9 (Часть 2). С. 225-228.

4. Патент РФ на полезную модель №187114 МПК А 61 С 1/00 Носилки медицинские складные / С. В. Базанов, И. А. Малый, И. Ю. Шарабанова, Л. В. Потапенко, М. А. Базанова, А. В. Топоров, О. Г. Зейнетдинова; опубл. 19.02.2019, Бюл. №5.

5. Легкова И. А., Зарубин В. П., Сычев С. А. Возможности современной компьютерной техники для проведения инженерных расчетов // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов международной научно-практической конференции. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 265-267.

6. Проведение прочностного расчета конструкции в КОМПАС-ЗР / И. А. Легкова [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. С. 496-499.

References

1. Sharabanova I. Yu., BazanovS. V., Potapenko L. V. Algoritmy vypolnenija praktich-eskih navykov pri okazanii pervoj pomoshhi postradavshim [Algorithms of performance of practical skills in providing first aid], Ivanovo, 2017. 321 p.

2. Sharabanova I. Yu., BazanovS. V. Prakticheskoe rukovodstvo po okazaniju pervoj pomoshhi postradavshim v jekstremal'nyh i chrez-vychajnyh situacijah [A practical guide to providing first aid in extreme and emergency situations], Ivanovo, 2015. 122 p.

3. Znachenie prakticheskoj podgotovki spasatelej v spasenii zhizni postradavshih v dorozhno-transportnyh proisshestvijah [The Value of practical training of rescuers in saving the life of victims in road accidents], Mezhdunarodnyj zhur-nal jeksperimental'nogo obrazovanija, 2016, vol. 9 (p. 2), pp. 225-228.

4. BazanovS. V., Malyj I. A., SHara-banoval.Yu., Potapenko L. V., Bazanova M. A., ToporovA. V., Zejnetdinova O. G. Nosilki medicinskie skladnye [Stretchers, medical, folding], Patent RF na poleznuyu model' №187114 MPKA61 G 1/00/; opubl. 19.02.2019, Byul. №5.

5. Legkova I. A., Zarubin V. P., Sychev S. A. Vozmozhnosti sovremennoj komp'yuternoj tekhniki dlya provedeniya inzhe-nernyh raschetov [Capabilities of modern computer technology for engineering calculations], Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost': sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ivanovo, 2016, pp. 265267.

6. Provedenie prochnostnogo rascheta konstrukcii v KOMPAS-3D [Strength calculation of the structure in COMPASS-3D] / I. A. Legkova [et al.]. Pozharnaya /' avarijnaya bezopasnost': sbornik materialov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Ivanovo, 2017, pp..496-499.

Топоров Алексей Валериевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент

E-mail: ironaxe@mail.ru

Toporov Aleksey Valerievich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

candidate of tech. sciences, assistant professor

Russian Federation, Ivanovo

E-mail: ironaxe@mail.ru

Шарабанова Ирина Юрьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат медицинских наук, доцент

E-mail: sharabanova@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharabanova Irina Yur'evna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

candidate of med. sciences, assistant professor

Russian Federation, Ivanovo

E-mail: sharabanova@bk.ru

Базанов Сергей Владимирович

Государственное казенное учреждение здравоохранения Ивановской области «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области», директор главный внештатный специалист по медицине катастроф Департамента здравоохранения Ивановской области Российская Федерация, г. Иваново E-mail: tcmkio@rambler.ru Bazanov Sergey Vladimirovich

The director of state establishment of health care of the Ivanovo region "Regional Centre of Disaster Medicine of the Ivanovo region ", the chief non-staff specialist on medicine of accidents of Department of health care of the Ivanovo region Russia, Ivanovo. E-mail: tcmkio@rambler.ru

Потапенко Людмила Владимировна,

Государственное казенное учреждение здравоохранения Ивановской области «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области», главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Ивановской области по скорой медицинской помощи, заведующая клиническим отделом

Российская Федерация, г. Иваново кандидат медицинских наук, доцент E-mail: tcmkio@rambler.ru Potapenko Ludmila Vladimirovna

The candidate of medical sciences, the manager of clinical department of state establishment of health care of the Ivanovo region "Regional Centre of Disaster Medicine of the Ivanovo region ", the chief n on-staff specialist of Department of health care of the Ivanovo region on emergency medical service Russian Federation, Ivanovo E-mail: tcmkio@rambler.ru

Легкова Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент

E-mail: legkovai@mail.ru

Legkova Irina Anatolyevna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

candidate of tech. sciences, assistant professor

Russian Federation, Ivanovo

E-mail: legkovai@mail.ru

Зейнетдинова Ольга Геннадьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат биологических наук, доцент E-mail: zeinet@bk.ru

Zeynetdinova Ol'ga Gennad'evna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor E-mail: zeinet@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.