Научная статья на тему 'Оценка формирования психологической готовности обучающихся к деятельности в чрезвычайных ситуациях на основе полученных знаний'

Оценка формирования психологической готовности обучающихся к деятельности в чрезвычайных ситуациях на основе полученных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ADAPTATION / KNOWLEDGE CONTROL / PSYCHOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейнетдинова Ольга Геннадьевна, Шарабанова Ирина Юрьевна, Пронин Артем Викторович, Данилов Павел Владимирович, Костылев Дмитрий Николаевич

Психологическая готовность к действию в чрезвычайных ситуациях специалиста «опасных профессий» определяется лабильностью профессионального мышления, что в значительной степени определяется качеством полученного образования. Нами было проведено исследование уровня остаточных знаний курсантов и студентов выпускных курсов. Полученные результаты позволили обнаружить проблемные компоненты преподавания и определить основные направления введения инновационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейнетдинова Ольга Геннадьевна, Шарабанова Ирина Юрьевна, Пронин Артем Викторович, Данилов Павел Владимирович, Костылев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FORMATION OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS BASED ON ACQUIRED KNOWLEDGE

Psychological readiness for action in emergency situations specialist "dangerous professions" is determined by lability of professional thinking, which is largely determined by the quality of education. We conducted a study of the level of residual knowledge of cadets and graduate students. The obtained results allowed to discover the problem components of teaching and to determine the main directions of introduction of innovative educational technologies.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования психологической готовности обучающихся к деятельности в чрезвычайных ситуациях на основе полученных знаний»

УДК 378.146

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

О. Г. ЗЕЙНЕТДИНОВА, И. Ю. ШАРАБАНОВА, А. В. ПРОНИН, П. В. ДАНИЛОВ, Д. Н. КОСТЫЛЕВ, А. Р. РОМАНОВА

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: KGZiUii@mail.ru

Психологическая готовность к действию в чрезвычайных ситуациях специалиста «опасных профессий» определяется лабильностью профессионального мышления, что в значительной степени определяется качеством полученного образования. Нами было проведено исследование уровня остаточных знаний курсантов и студентов выпускных курсов. Полученные результаты позволили обнаружить проблемные компоненты преподавания и определить основные направления введения инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: учебная деятельность, адаптация, контроль знаний, психологическая готовность, профессиональная деятельность.

ASSESSMENT OF THE FORMATION OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS BASED ON ACQUIRED KNOWLEDGE

O. G. ZEJNETDINOVA, I. YU. SHARABANOVA, A. V. PRONIN, P. V. DANILOV, D. N. KOSTYLEV, A. R. ROMANOVA

Federal State budgetary educational Institution of higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: KGZiUii@mail.ru

Psychological readiness for action in emergency situations specialist "dangerous professions" is determined by lability of professional thinking, which is largely determined by the quality of education. We conducted a study of the level of residual knowledge of cadets and graduate students. The obtained results allowed to discover the problem components of teaching and to determine the main directions of introduction of innovative educational technologies.

Key words: educational activity, adaptation, knowledge control, psychological readiness, professional activity.

Современные направления развития высшего образования, обусловленные преобразованиями во всех сферах деятельности государства, потребовали новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Компетентностный подход повлек за собой кардинальные изменения не только в содержании учебных программ, но и внедрение в образовательный процесс но-

© Зейнетдинова О. Г., Шарабанова И. Ю., Пронин А. В., Данилов П. В., Костылев Д. Н., Романова А. Р., 2019

вых методов обучения. Инновационный подход особенно актуален для вузов МЧС России, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов, стоящих на переднем крае борьбы с природными катаклизмами и техногенными катастрофами. Именно от профессиональной грамотности и психологической готовности специалистов «опасных» профессий, определяемыми в значительной степени закрепленными навыками и умениями, зависят жизнь и благополучие людей. Тенденции последнего времени показывают, что образовательным организациям необходимо вы-

пускать специалистов, которые в равной степени хорошо владеют теорией в сфере выбранной профессии, а также готовы на практике применить полученные знания. Это касается как выпускников высших учебных заведений, так и специалистов, получивших среднее профессиональное образование.

При этом эффективность подготовки в учебных заведениях должна быть в первую очередь основана на оценке удовлетворенности работодателя выпускником. МЧС России, в том числе, предстоит выработать критерии оценки эффективности образования в собственных профильных вузах и выбрать для себя оптимальные методы обучения, позволяющие выпускать наиболее подготовленных к работе в сложных условиях специалистов [1].

Наметившиеся противоречия в критериях оценки на уровне учебного заведения и на уровне работодателя показали, что на данном этапе традиционная система профессиональной подготовки и оценки результатов не оправдывает себя в полной мере, так как не учитывает произошедших изменений в объеме и сложности решаемых министерством задач по ликвидации последствий ЧС.

Не менее важной является задача совершенствования методик измерения уровня профессиональной подготовленности к деятельности в условиях ЧС на различных этапах обучения.

И, как уже неоднократно подчеркивалось, разрешение противоречий между сложившейся системой обучения и требованиям к специалистам «опасных» профессий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки организационно-педагогической системы профессиональной подготовки деятельности в чрезвычайных ситуациях [1, 2].

Система закрепления полученных знаний, необходимых будущему спасателю, должна носить комплексный характер, обусловленный постановкой определенных задач на каждой конкретной дисциплине и вовлечения междисциплинарных связей, расширяющие возможности создания ситуационных моделей в ходе изучения. Для того чтобы оценить системно-адаптированный подход, учитывающий междисциплинарные связи при подготовке пожарных-спасателей, мы провели анализ контроля уровня остаточных знаний у выпускников.

Остаточными считаются знания, включающие часть изученного материала, которые длительное время сохраняются в памяти респондента и обеспечивают минимум умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности [3,4]. Основная задача гра-

мотного построения хода учебного процесса заключается в том, чтобы остаточные знания были обширными, глубокими и имели специализированную направленность, связанную с родом предполагаемой профессиональной деятельности.

Нами были выбраны дисциплины медико-биологического профиля («Основы первой помощи», «Экология») по нескольким параметрам. Во-первых - это дисциплины, освоение которых преимущественно проходит на первом курсе, то есть имеет место максимальный временной промежуток от момента освоения дисциплины до проверки остаточных знаний.

Во-вторых, это дисциплины, заканчивающиеся зачетом, что формирует в понимании обучающихся менее ответственное отношение к подготовке к аттестации по данному предмету. Данные дисциплины непродолжительны по времени прохождения. На их изучение каждой из них отводиться не более трех зачетных единиц.

В-третьих, в понимании курсантов, особенно на начальном этапе освоения, - это дисциплины весьма опосредованно относятся непосредственно к будущей деятельности курсантов. Безусловно, это заблуждение, и чтобы подчеркнуть значимость выбранных дисциплин в профессиональном становлении обучаемых следует отметить, что ряд тем, изучаемых на данных предметах имеют четкие междисциплинарные связи с дисциплинами, которые проходят на старших курсах. Для «Основ первой помощи» - это дисциплины «Медицина катастроф» и «Медико-биологические основы безопасности».

Более того, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 в статье 31 устанавливается обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими (спасатели, пожарные, сотрудники полиции). Кроме вышеуказанного закона, обязанность изучать и оказывать первую помощь, закреплена в ФЗ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в ФЗ 151-ФЗ от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Именно поэтому в ВУЗах МЧС России в базовой части дисциплин находится «Основы первой помощи». Перечень тем, изучаемых по дисциплине, создается в строгом соответствии с руководящими документами, в частности с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г.

№ 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

В главе XIII «Основы формирования экологической культуры» Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отмечается, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов преподавание основ экологических знаний осуществляется в учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля». В основе программы по дисциплине «Экология» лежит блок тем, связанных с экологией ЧС, в том числе экологическими последствиями пожаров, и эта тематика находит продолжение в специальных дисциплинах. Более того завершающим этапом овладения экологическими знаниями являются выпускные квалификационные работы, которые либо полностью посвящены вопросам экологической безопасности в условиях ЧС или содержат раздел, посвященный экологическому обоснованию принимаемых решений.

Основная цель экологического обучения в ВУЗах МЧС России заключается в том, чтобы будущие специалисты могли предвидеть экологические последствия чрезвычайных ситуаций, были к этому психологически готовы и заранее могли продумать свои решения и действия в этих обстоятельствах. Средства защиты человека и среды его обитания от пожаров и ЧС являются объектами профессиональной деятельности выпускников. Знание теоретических положений, методов оценки и нормативных документов в сфере воздействия пожаров и чрезвычайных ситуаций на человека и окружающей среды крайне необходимы будущим профессионалам в области пожарной и техносферной безопасности, так как они, согласно ФГОС ВО, будут осуществлять организационно-управленческую, научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, сервисно-эксплуатационную, экспертную, надзорную и инспекционно-аудиторскую виды деятельности.

Целью нашего исследования являлось не только проведение анализа сохранности знаний по медико-биологическим дисциплинам у студентов и курсантов 4-го и 5-годов обучения, но и изучение мнения респондентов о необходимости внесения корректив в преподавании дисциплин данной направленности в пожарно-техническом вузе, что позволит установить «обратную связь» с выпускниками для уточнения вопросов, связанных с внедрением в образовательный процесс и использованием инновационных методик преподавания.

Для соблюдения чистоты эксперимента задания курсантам и студентам давались без предупреждения, обучающимся не предлагалось повторить материал, что исключало возможность предварительного подготовки. Тестирование проводилось одновременно для всего курса в лекционной аудитории. Комплект материалов для обучаемых включал тестовые задания и бланк с вариантами ответа. Тестирование проводилось анонимно. За ходом тестирования наблюдала группа преподавателей. Дальнейшую статистическую обработку результатов проводили с использованием программы MS Excel 2016.

Перечень вопросов включал основные понятия и определения, на которых базируется изучение дисциплины, а также тестовые вопросы относящиеся непосредственно к будущей деятельности выпускников.

Тесты включали вопросы с одиночным и множественным выбором и были направлены на анализ степени усвоения теоретических знаний и практических навыков.

В опросе учувствовало 115 курсантов и студентов выпускных курсов. Для оценки знаний курсантов и студентов установлены были следующие критерии. Оценка «неудовлетворительно» выставлялась, если респондент отвечал менее чем на 50 % вопросов (менее 15 правильных ответов из 30 вопросов); оценка «удовлетворительно» от 51 до 70 % правильных ответов (от 16 до 21 правильных ответов); оценка «хорошо» от 71 до 85 % правильных ответов (от 22 до 27 правильных ответов); оценка «отлично» при показатели более 86 % правильных ответов при решении теста (более 27 правильных ответов).

При анализе результатов (рис. 1) было выявлено, что большая часть опрошенных показала удовлетворительные и хорошие знания по дисциплинам медико-биологической направленности, неудовлетворительно ответили 28 человек (23 %), удовлетворительно 78 человек (65 %), хорошо 14 человек (12 %). Однако все же следует отметить в основном удовлетворительные знания обучаемых.

В большей степени нас интересовал анализ результатов выполнения заданий по тематике предложенных тестов (рис. 2), которые мы в последующем привязали к применяемой методике преподавания той или иной темы.

Анализ опроса (рис. 2) показал, что по дисциплине «Основы первой помощи» обучающиеся показали наилучшие результаты при ответе на 6 блок вопросов (100 отвеченных вопросов из 115), что составило 87 %. Больше ошибок было допущено на 8 блоке (91 отвеченных вопроса

из общих 115), что составило 79,1 % правильных ответов, на 4 блоке вопросов (82 отвеченных вопроса из общих 115), что соотвествовало 71,3%, на 2 блоке вопросов (461 ответ из 690), что составило 66,8 % правильных ответов. Удовлетворительные знания были показаны обучаемыми при ответе на 7 блок вопросов (62 отвеченных вопроса из

115), что составило 53,9 %, на 1 блок вопросов (64 отвеченных вопроса из 115), что составило 55,65 %, 5 блок (609 отвеченных вопросов из 1035), 58,84 %. Самые низкие результаты были отмчены при ответах на 3 блок вопросов (338 отвеченных вопросов из 690), что составило 49 %.

70 65

со £ 60 а> m

° 50 ><

л

5 40 ц

I 30

а.

£ 20 а»

I 10

23

12

0-15 16-21 22-27 28-30

Количество правильных ответов

Рис. 1. Результаты тестирования остаточных знаний среди курсантов и студентов 4, 5 года обучения

Итого 60,4

Отравления 79

Отморожение и другие эффекты 53 9

Ох'зги эффекты воэдействиг ,87 Травмы различных областейтела 58.8

Инородные тела верхни) 71,3

Наружные кровотечения 49

Остановка дыхания и 66.8

Отсутствие сознания 55.7

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Соотношение правильных и неправильных ответов по результатам тестирования остаточных знаний по дисциплине «Основы первой помощи» среди курсантов 4, 5 года обучения (блоки вопросов)

При анализе результатов тестирования осточных знаний по дисциплине «Экология» наиболее (рис. 3) успешными для запоминания оказались темы, связанные с экологическими последствиями чрезвычайных ситуаций и

пожаров. Наиболее трудными для усвоения и долгосрочного запоминания показали себя вопросы, касающиеся основ экологического права.

Итого Ш^ШШШ^ШЯШШ^Ш 69.1

Основы экологического права 54

35,1

Основы учения о техносфере 63,2

Экологические последствия чрезвычайных ситуаций и пожаров

Основы учения о биосфере Z^HI 67.5

Структура исвойстьа экосистем 69

—ШЯЯШШШШШШШШШШМ 76

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Экологические проблемы современности

Рис. 3. Соотношение правильных и неправильных ответов по результатам тестирования остаточных знаний по дисциплине «Экология» среди курсантов 4, 5 года обучения (блоки вопросов)

Анализ результатов тестирования позволил определить наиболее оптимальный режим проведения занятий для дисциплин медико-биологического профиля в рамках выделенных для усвоения программы часов (согласно основной профессиональной образовательной программы).

Если говорить о традиционных методиках преподавания, то, безусловно, на дисциплинах, изобилующих специальной терминологией необходим курс классических лекций, обеспечивающих плавное введение в изучаемый предмет и позволяющих в дальнейшем ориентироваться в специфичных понятиях и определениях.

Изучение дисциплины «Основы первой помощи» наиболее эффективно на практических занятиях, позволяющих отработать навыки и умения до автоматизма. Данная система позволяет не только закрепить полученные знания на долговременный период, но и обеспечивает психологическую готовность к принятию решения по методике оказания помощи пострадавшим. Это наиболее наглядно подтверждается в период обучения на комплексных учениях.

Эффективность практических занятий по дисциплине «Основы первой помощи» подтвердил и анализ опроса среди обучаемых,

нацеленный на выявление мнений студентов и курсантов об основных аспектах преподавания первой помощи. Одной из важнейших оценок проведенного анкетирования явилась его репрезентативность, как свойство, обеспечивающее надежность и достоверность полученной в ходе исследования информации. Анкетирование отражало мнения и взгляды курсантов и студентов, определяло сферы преподавания дисциплины «Основы первой помощи», в которые, по мнению обучаемых, следует внести изменения, способствующие улучшению всего процесса обучения. Девяносто процентов респондентов однозначно подтвердили необходимость в увеличении количества практических занятий. Более эффективным при изучении тем, связанных с оказанием первой помощи, явился комплексный подход. При этом практику по отработке необходимых навыков предваряет занятие, основанное на методике ситуационного анализа. И, безусловно, превалирующими по проценту усвоения и долгосрочного запоминания оказались темы, имеющие прямое отношение к будущей профессиональной деятельности курсантов, и в дальнейшем закрепляемые на смежных дисциплинах.

Аналогичную ситуацию мы наблюдали при анализе остаточных знаний по дисциплине «Экология». Наиболее эффективно показали

себя занятия с применением инновационных технологий. Занятия по темам, которые широко освещены в прессе, интернет-источниках (например, экологические проблемы современности, качество окружающей среды, экологические последствия чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера) наиболее эффективно проходят в форме круглого стола, дискуссии. На данном этапе - основная задача преподавателя, как носителя информации, пробудить интерес к обсуждаемой тематике и подтолкнуть круг обсуждаемых вопросов в нужное русло. Для курсантов подобные занятия полезны практикой публичных выступлений, учат анализировать и систематизировать большой объем информации. Они формируют психологическую готовность внимательно относиться к мнению оппонента при принятии решения, развивают критическое мышление, как формы получения новых знаний об окружающем мире.

Практика показала, что темы, касающиеся вопросов мониторинга окружающей среды, методов исследования параметров техногенного загрязнения, эколого-экономического управления риском чрезвычайных ситуаций наиболее эффективно усваиваются обучаемыми при решении ситуационных задач на практических занятиях.

Вопросы, связанные с экологической опасностью пожаров большей степени, усваивались курсантами при использовании ситуационного анализа и «мозгового штурма». Эти методы позволяют не только ввести курсантов первого года обучения в суть обозначенной проблемы, но и стимулируют их на поиск оптимальных решений при постановке проблемных задач профессионального характера.

В целом примененная методика преподавания дисциплины «Экология» оправдала себя, и курсанта показали достаточно стабильные остаточные знания по всем предлагаемым темам. Однако, при анализе результатов по дисциплине «Экология» мы, также, как и при оценке результатов тестирования по дисциплине «Основы перовой помощи», отметили безусловный приоритет в долгосрочном запоминании вопросов, относящихся к профессиональной деятельности будущих пожарных-спасателей.

По нашему мнению, эффективность усвоения материала на долгосрочный период напрямую зависит от целесообразности применяемой методики преподавания. Для дисциплин медико-биологического профиля приоритетным является использование учебных ситуаций профессиональной направленности. Значение таких ситуаций в том, что они позволяют: а) позиционируя предлагаемую ситуацию с

воображаемой профессиональной деятельностью, развивать у курсантов профессиональное мышление, накапливать умения для грамотных действий в типичных чрезвычайных ситуаций и обладать психологической готовностью к принятию решений в экстремальных условиях; б) создавая у обучающихся модель профессиональной ситуации, обучать курсантам профессиональным умениям, навыкам, давая посыл в будущем обращения курсанта к собственному профессиональному пусть и учебному опыту.

Проведенные нами исследования по выявлению специфики влияния различных составляющих индивидуальности на стиль и успешность профессиональной деятельности позволили определить на основе учета динамики социально-психологических и личностных характеристик курсантов основные направления оптимизации процесса адаптации к условиям обучения и работы в экстремальных ситуациях. В ходе выявления особенностей влияния индивидуальных психофизиологических характеристик курсантов на адаптацию были выявлены определяющие факторы, среди которых принципиальное значение имели наряду с социально-психологическими, личностным характеристиками успешность обучения и освоения дисциплин.

При изучении динамики адаптированное™ у курсантов выявлено, что уже при переходе от первого года обучения ко второму число курсантов с низким уровнем психофизиологической адаптации снижается независимо от возраста (рис. 4).

На более старших курсах менее значимыми становятся такие показатели, как уровень ранее полученного среднего образования, социальное происхождение, опыт военной службы. При анализе результатов отмечено, что наиболее значимые отличия в показателях функционального состояния, индивидуально-личностных и социально-психологических характеристик наблюдаются именно у наиболее успешно проявивших себя в учебной деятельности и отстающих курсантов. Курсанты, более «успешные» в учебе, проявили себя, как легко адаптирующиеся к профессиональным требованиям. Кроме того, сравнение групп «успешных» и «отстающих» курсантов представляет интерес еще и в связи с тем, что явные затруднения в деятельности «отстающих» курсантов, определяют их как категорию лиц, нуждающихся в дополнительных поддерживающих мероприятиях и более тщательного подбора методик преподавания, направленных на формирование психологической готовности к ведению профессиональной деятельности.

2 год обучения

21

X ф

з-

ю 1 год обучения

с га к

до обучения

49

I 0.4 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 _8

1 11

56

10 20 30 40 Уровень эдаптиоованнссти

50

60

высоки всрэднии ■ низким

Рис. 4. Распределение курсантов по уровням адаптации

Таким образом, показано, что такое необходимое качество специалиста «опасных профессий», как «готовность к риску» имеет значимую положительную корреляцию с креа-

тивностью и с лабильностью профессионального мышления, что в значительной степени определяется системностью образования.

Список литературы

1. Узун О. Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. С.-Пб., 2012. 51 с.

2. Шарабанова И. Ю., Шипилов Р. М., Харламов А. В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.

3. Кислякова Ю. Г. Квалиметрическая технология диагностики остаточных знаний студентов: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2002. 158 с.

4. Нохрина H. Н. Система тестового контроля // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 106-107.

References

1. Uzun O. L. Sistema nauchnogo obespecheniya professional'noj podgotovki spe-cialistov MCHS Rossii k deyatel'nosti v chrezvy-chajnyh situaciyah. avtoreferat dis. ... d-ra ped. nauk [The system of scientific support for professional training of EMERCOM of Russia specialists in emergency situations], S.-Pb, 2012. 51 p.

2. Sharabanova I. Yu., Shipilov R. M., Harlamov A. V. Primenenie novyh metodov podgotovki i obucheniya spasatelej, rabotayushchih v chrezvychajnyh situaciyah [The use of new methods of training and training rescuers working in emergency situations], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, issue 4.

3. Kislyakova Yu. G. Kvalimetricheskaya tekhnologiya diagnostiki ostatochnyh znanij stu-dentov: dis. ... kand. ped. nauk. [Qualimetric diagnostics technology residual knowledge of students], Izhevsk, 2002. 158 p.

4. Nohrina N. N. Sistema testovogo kontrolya [Test control system], Vysshee obra-zovanie v Rossii, 2002, issue 1, pp. 106-107.

Зейнетдинова Ольга Геннадьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры E-mail: zeinet@bk.ru

Zejnetdinova Ol'ga Gennad'evna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of biological Sciences, associate Professor, associate Professor of unit E-mail: zeinet@bk.ru

Шарабанова Ирина Юрьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат медицинских наук, доцент, заместитель начальника академии по научной работе E-mail: sharabanova@bk.ru Sharabanova Irina Yur'evna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of medical Sciences, associate Professor, Deputy head of the Academy for scientific work E-mail: sharabanova@bk.ru

Пронин Артем Викторович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

Старший преподаватель

E-mail: doctormchs1978@mail.ru

Pronin Artem Viktorovich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Ivanovo senior lecturer

E-mail: doctormchs1978@mail.ru Данилов Павел Владимирович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

Старший преподаватель кафедры

E-mail: KGZiUii@mail.ru,

Danilov Pavel Vladimirovich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: KGZiUii@mail.ru

Костылев Дмитрий Николаевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

Начальник кафедры

E-mail: Kostilev@rambler.ru

Kostylev Dmitri] Nikolaevich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo Head of Unit

E-mail: Kostilev@rambler.ru

Романова Алина Романовна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

Курсант

E-mail: KGZiUii@mail.ru Romanova Alina Romanovna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo Cadet

E-mail: KGZiUii@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.