Научная статья на тему 'Разработка технического регламента "о требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов"'

Разработка технического регламента "о требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов" Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка технического регламента "о требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов"»

LEGISLATIVE TECHNICAL REGULATION

изводства, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Основные положения проекта технического регламента гармонизированы с требованиями Директивы Совета Европейского сообщества 79/112/ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю», Директивы 2000/13 ЕС Европейского парламента и совета ЕС от 20 марта 2000 г. «Об унификации правовых предписаний государств-членов ЕС в отношении снабжения этикетками и оформления продуктов питания, а также рекламы» и Директивы 2003/89/ЕС Европейского парламента и совета от 10 ноября 2003 г., уточняющей Директиву 2000/13/ЕС в отношении указания ингредиентов, присутствующих в продуктах питания.

Кроме того, проект технического регламента предусматривает включение требований Регламента Совета (ЕС) 1139/98 от 26 мая 1998 г., касающегося обязательного указания в маркировке определенных пищевых продуктов, изготовленных из генетически модифицированных организмов и Регламента Комиссии (ЕС) 49/2000 от 10 января 2000 г., уточняющего Регламент Совета ЕС 1139/98 в части информации о наличии ГМО, также уточняющую информацию о пищевых продуктах, предусмотренную Директивой 79/ 112/ЕЭС.

Впервые в Российской Федерации вводятся в проект закона требования Регламента Комиссии (ЕС) 50/2000 в части маркировки пищевых продуктов и пищевых ингредиентов, содержащих добавки и ароматизаторы, которые были генетически модифицированы или изготовлены из генетически модифицированных организмов.

Основой для разрабатываемого технического регламента стал действующий документ «постоянного пользования» ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», который разработан на основе требований Международного стандарта «Кодекс-стандарт по маркировке предварительно расфасованных пищевых продуктов (Codex Stan 1-1985 (Rev. 1-1991).

Как известно, ГОСТ Р 51074-2003 помимо общих требований к информации о продуктах питания включает требования к информации практически обо всех группах однородной пищевой продукции. Предлагаемый технический регламент сконцентрирован на общих требованиях к продукции всех пищевых отраслей. Но так как этот национальный стандарт сохраняет свое значение с той только разницей, что переходит в разряд стандартов доброволь-

ного применения, то его требования к информации для потребителя продукции той или иной отрасли остаются «в строю».

В 2008 г. предполагается актуализировать ГОСТ Р 51074 - механизм внесения изменений в документы такого ранга хорошо отработан. Заинтересованные организации могут направить свои предложения во ВНИИС.

Кроме того, при разработке ТР «О требованиях к маркированию и этике-тированию пищевых продуктов» авторы использовали нормативную базу, содержащую около 300 национальных стандартов, на основные группы продовольствия, включающие требования по маркировке.

Технические регламенты на отдельные группы пищевых продуктов могут дополнительно устанавливать требования по предоставлению информации для потребителя в части, не противоречащей настоящему закону.

Существуют определенные группы продуктов питания, на которые действие настоящего регламента не распространяется. Это пищевые продукты, изготовленные в личных подсобных хозяйствах и фермерских хозяйствах без образования юридического лица и реализуемые на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках непосредственно потребителю.

В соответствии с техническим регламентом установлен конкретный перечень видов информации, который изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю о пищевых продуктах, включая кулинарные изделия, упакованные в потребительскую упаковку, обеспечивающие возможность их правильного выбора.

В настоящее время нет однозначного решения об обязательности обозначения нормативного или технического документа, требованиям которого соответствует пищевой продукт или в соответствии с которым он может быть идентифицирован (допускается наносить без указания года утверждения). Для импортных пищевых продуктов обозначение документа допускается не наносить (однако наличие такого документа в числе материалов, представляемых с заявкой на подтверждение соответствия, помогает всесторонне оценить продукт и при необходимости мотивированно уточнить сведения, наносимые на потребительскую упаковку). По этому вопросу необходимо выработать единый взвешенный подход, так как закон отступлений не предусматривает.

В сфере обращения пищевых продуктов не допускается вносить изменения и дополнения в содержание маркировки изготовителя.

Участники рынка пищевых продуктов должны нести ответственность за использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара.

Глава законопроекта «Оценка соответствия» предусматривает только осуществление государственного контроля (надзора) в сфере обращения пищевых продуктов.

В главе «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что пищевые продукты, изготовленные до вступления в силу настоящего технического регламента, допускаются к обращению с отклонениями от его норм до истечения их срока годности. В настоящее время проект ТР «О требованиях к маркированию и этикетиро-ванию пищевых продуктов» проходит стадию публичного обсуждения, предусмотренную Федеральным законом «О техническом регулировании».

На основании анализа полученных замечаний и предложений будет подготовлена и направлена на согласование в федеральные органы исполнительной власти вторая редакция проекта технического регламента.

По мнению разработчиков, законопроект не предполагает изменения уровня риска причинения вреда от недостоверности или неполноты информации для потребителя пищевых продуктов по отношению, установленному в настоящее время.

После принятия ТР «О требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов» в качестве закона предприятия должны провести мероприятия, которые обеспечат выполнение требований регламента. С целью оказания своевременной методической помощи производителям пищевой продукции ОАО «ВНИИС» проводит консультации по содержанию законопроекта «О требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов». Учитывая, что ФЗ № 65 от 1 мая 2007 г. утвердил перечень первоочередных технических регламентов, среди которых ТР «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации», установив срок принятия не позднее 2010 г., остается надеяться, что параллельно будет проводиться рассмотрение проекта ТР «О требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов».

Введение в действие указанных законопроектов позволит не только обеспечить выполнение требования ФЗ «О техническом регулировании», но и повысить качество и безопасность пищевых продуктов.

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 12/2007 9

¡[ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТЕМА НОМЕРА

Система

добровольной сертификации

пищевой продукции

Д. В. Ковалев

Сибирский федеральный центр оздоровительного питания, г. Новосибирск

В настоящее время государство установило основные приоритеты регуляции производства и оборота производимой продукции в рамках ФЗ № 184 от 27 января 2002 г. «О техническом регулировании». Основная задача государства в области контроля пищевой продукции - обеспечение ее безопасности и соответствие нормативам качества производства. Соответственно, вопрос более или менее высокого (преимущественного) качества, медико-биологической ценности продукции не контролируется государством в обязательном порядке. Именно качество продукции остается возможностью рекламного ресурса распространителя либо производителя и носит декларативный характер, зачастую не подтвержденный объективными, стандартизованными характеристиками. Данный факт относится как к обычной пищевой продукции, так и к специализированной (в том числе БАД к пище).

При этом следует отметить серьезные различия в медико-биологических свойствах пищевых продуктов в зависимости от состава и сочетания различных компонентов: наличие прямых и/ или метаболических (структурных и функциональных) антагонистов, си-нергистов; технологических особенностей, приводящих к изменению химической, метаболической ценности продукта; используемого сырья и многого другого. Но отсутствие оптимальных медико-биологических свойств не противоречит требованиям технической документации и нормативам действующего законодательства.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить рационы питания организованных коллективов (школьные, дошкольные учреждения, ЛПУ и др.) набором продуктов питания, соответствующих по качеству требованиям профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. В Постановлении №30 главного государственного сани-

тарного врача РФ указано, что в настоящее время включение пищевых продуктов в рацион питания организованных коллективов осуществляется без учета их медико-биологической ценности и показателей преимущественного качества, что не позволяет обеспечить ликвидацию рисков алиментарно-зависимых заболеваний и оказать корригирующий эффект при различных патологических состояниях.

В ходе парламентских слушаний «Питание населения Российской Федерации. Проблемы и пути решения», которые состоялись 26 апреля 2007 г. по инициативе Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», Научного Совета по медицинским проблемам питания РАМН, Минз-дравразвития и Российской программы «Здоровое питание - здоровье нации», отмечалось, что действующая система школьного питания обеспечивает не более 30—40 % от суточной потребности организма и белках, жирах и углеводах. Рацион питания учащихся школ характеризуется также дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, недостаточностью ряда минеральных веществ и микроэлементов. Следствием этого является широкое распространение среди российских школьников таких алиментарно зависимых заболеваний, как кариес, анемия, гипо-териоз, остеопороз, снижение иммунного ответа.

Кроме того, отсутствие системы государственного контроля качества продукции обусловливает недополучение потребителем достоверной информации, что, в свою очередь, препятствует мотивированному выбору продукции определенного качества.

Немаловажен также аспект низкой заинтересованности производителя в изготовлении продукта более высокого (по сравнению с обязательными минимальными стандартами) качества, поскольку на этапе оборота информи-

рование потребителя в показателях качества и свойствах продукции носит сравнительно одинаковый характер, независимо от объективных критериев.

Таким образом, в настоящее время актуальна процедура оценки и подтверждения преимущественного качества и медико-биологической ценности химико-технологических показателей пищевой продукции. Именно поэтому к незамедлительным мерам, по мнению участников Парламентских слушаний, посвященных проблемам в питании населения РФ, наряду с усилением контроля качества пищевых продуктов в условиях крупных предприятий, следует отнести создание независимых лабораторий, способных на современном уровне контролировать качество пищевых продуктов на малых и средних предприятиях.

Опыт продуктивной работы таких независимых лабораторий в рамках систем добровольной сертификации пищевой продукции в России уже есть.

Российской программой «Здоровое питание - здоровье нации» совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и стандартизации в 2005 г. была зарегистрирована и введена в действие Система добровольной сертификации пищевой продукции «Здоровое питание - здоровье нации».

Система добровольной сертификации продукции «Здоровое питание -здоровье нации» - это комплекс исследований, посредством которых независимая от изготовителя и потребителя организация - Сибирский федеральный центр оздоровительного питания (СФЦОП) - удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям и высоким показателям качества и эффективности. Принципиальное отличие Системы «Здоровое питание - здоровье нации» заключается в том, что она создана на базе аккредитованной экспертной и независимой организации - Сибирского федерального центра оздоровительного питания (СФЦОП), которому решением Научного совета по медицинским проблемам питания РАМЕ, МЗиСР РФ от 18 июня 2004 г. поручена координация работы по внедрению единой системы мониторинга рынка качества и эффективности пищевой продукции, в том числе обогащенной специализированной, и БАД к пище.

К объектам сертификации в Системе «Здоровое питание - здоровье нации»

Ю ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 12/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.