Научная статья на тему 'Некоторые аспекты технического регулирования в области генно-инженерной деятельности'

Некоторые аспекты технического регулирования в области генно-инженерной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты технического регулирования в области генно-инженерной деятельности»

Лякишева Ю.А.,

аспирантка Московской государственной юридической академии

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В феврале 2001 года Межведомственный совет по защите прав потребителей одним из приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001—2010 годы выделил совершенствование стандартизационной базы с целью приведения требований государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий в соответствие с международными стандартами (регламентами, образцами)1, акцентировав внимание

1 См. подробнее: Приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001—2010 годы, одобренные Межведомственным советом по защите прав потребителей 26 февраля 2001 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2004. № 4.

на решение проблемы обеспечения выпуска новой и модифицированной продукции только по нормативным документам (стандартам), приведения положения стандартов и санитарных правил и норм, определяющих требования к качеству и безопасности продукции, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»1 (в первую очередь это относится к информации), необходимости разработки и пересмотра стандартов на пищевую продукцию и медицинские препараты, полученные на основе генетически модифицированных источников.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании), который коренным образом изменил подход к существу технической политики, конкретизировав ее содержание и направленность, выделив приоритетность цели и задач 2.

Настоящий документ устанавливает сложную систему технического регулирования, имеющую следующую двухуровневую структуру:

1) документы, обязательные для исполнения: технические регламенты — документы в форме ратифицированных международных договоров Российской Федерации, межправительственных соглашений, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающие минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования и единство измерений в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

2) документы, носящие добровольный характер и которые не обязательны для исполнения: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил.

Закон о техническом регулировании кардинально изменил порядок установления обязательных и добровольных требований к продукции и порядок осуществления государственного контроля за их соблюдением. С принятием указанного документа к категории «обязательных» были причисле-

1 См.: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; Российская газета. 2002. № 245. 31 дек.

ны только требования безопасности, которые стали объектом контроля. Из всех качественных показателей критерий обязательности сохранили только показатели «подлинности и достоверности состава продукции» как способ пресечения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (фальсификации). Что касается остальных потребительских свойств товара, то гарантии их обеспечения перенесены в сферу деятельности саморегулируемых и общественных организаций.

С принятием Закона о техническом регулировании завершился переход от «качества», как основного объекта государственного нормирования, и контроля к «безопасности» потребительских товаров

Закон о техническом регулировании имеет огромное значение для регулирования отношений в области генно-инженерной деятельности. Прежде всего это касается требований, предъявляемых при идентификации продукции, полученной с использованием генетически модифицированных источников, с помощью различных методов идентификации.

Так, для идентификации пищевого сырья (в т.ч. посевного и посадочного материала), пищевых продуктов, цветов применяется метод идентификации генетически модифицированных источников растительного происхождения с использованием биологического микрочипа. Этот метод одновременно устанавливает наличие или отсутствие в анализируемой пробе не менее пяти различных трансгенных последовательностей ДНК. Проведение исследований методом ПЦР сопряжено с необходимостью соблюдения правил биологической безопасности и требований к организации и проведению анализа с целью предотвращения ложноположительных и лож-ноотрицательных результатов, которые установлены в Методических указаниях МУК 4.2.1903-04 «Продукты пищевые. Метод идентификации генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения с применением биологического микрочипа», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 6 марта 2004 года 2. Исследования продукции на безопасность на оборудовании и биологических микрочипах осуществляются только при наличии экспертного заключения Технического комитета на их соответствие данному методу 3.

Кроме метода идентификации генетически модифицированных источников растительного происхождения с применением биологического

1 См. подробнее: Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования // Адвокат. 2005. № 7.

2 См. подробнее: Методические указания МУК 4.2.1903-04 «Продукты пищевые. Метод идентификации генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения с применением биологического микрочипа», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 марта 2004 года // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 2.

3 Приказ Госстандарта РФ от 10 марта 2004 г. № 327 // СПС «Гарант».

микрочипа применяются и методы полимеразной цепной реакции. Последние обязательны при контроле пищевых продуктов на наличие генетически модифицированных источников на этапах поставки на производство, гигиенической экспертизы, государственной регистрации, закупки, ввоза в страну и реализации \

Актуальной в наши дни остается проблема маркировки или этикетиро-вания продуктов, содержащих генетически модифицированные компоненты. Любопытно, что еще в 1999 году обязательная ГМ-маркировка была принята Государственной Думой РФ, но эта норма действовала всего три месяца и была заменена на необязательную маркировку под предлогом нехватки лабораторий для экспертизы продуктов питания 2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2000 г. № 13 «О нанесении информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» были утверждены рекомендуемые формы нанесения информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников»3.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36 «О введении в действие санитарных правил» была введена норма об обязательной маркировке продуктов, содержащих ГМ-компоненты: «Для пищевых продуктов из генетически модифицированных источников обязательна информация: «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генетически модифицированных источников», или «продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников» (для пищевых продуктов, содержащих более 5% компонентов ГМИ)»4.

Однако эта норма о маркировке продукции, содержащей более 5% ГМ-компонентов, вызвала недоумение и протест, как со стороны правозащитных организаций, так и со стороны общественности. Следует отметить, что в госу-

1 См. подробнее: Методические указания МУК 4.2.1902-04 «Определение генетически модифицированных источников (ГМИ) растительного происхождения методом полимеразной цепной реакции», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 марта 2004 г. // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2004. № 3 (17).

2 Афанасьев В. Госдума РФ — против обязательной маркировки ГМ-продукции // Россия. 2004. 9—15 декабря. С. 9; Постановление Министерства здравоохранения РФ от 26 сентября 1999 г. № 12 «О совершенствовании системы контроля за реализацией сельскохозяйственной продукции и медицинских препаратов, полученных на основе генетически модифицированных источников» // СПС «Гарант». Документ официально опубликован не был.

3 См. подробнее: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2000 г. № 13 «О нанесении информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» // Библиотека «Российской газеты». 2002. № 4; Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2001. № 1.

4 См. подробнее: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36 «О введении в действие санитарных правил» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 22 (до прил. 1 включительно); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 23 (окончание).

дарствах Европейского союза все изготовленные из генетически модифицированного сырья пищевые продукты без различия между теми, которые содержат ДНК или генетические модификации в хромосомах, и теми, которые содержат белки, полученные из генетически модифицированных организмов генетически модифицированные корма, а также продукция, содержащая генетически модифицированные компоненты, составляющие более 0,9 % от общей массы продукта, подлежат обязательной маркировке. Кроме того, операторы, размещающие на рынке предпакетированную продукцию, состоящую из или содержащую генетически модифицированные компоненты, на всех стадиях производства и распределения должны гарантировать, что слова «этот продукт содержит генетически измененные организмы» или «этот продукт произведен из ГМО» появляются на ярлыке, прикрепленном к продукту. В случае если большинство продуктов не пакетированы, и прикрепление ярлыка невозможно, соответствующая информация передается с продуктом, например, в форме сопроводительной документации.

В Греции, Франции и Италии обязательной маркировке подлежит вся продукция, содержащая любое количество генетически модифицированных компонентов. А в Новой Зеландии и большинстве стран Африки генетически модифицированные продукты и вовсе запрещены.

Первые попытки привести российское законодательство, касающееся маркировки генетически модифицированной продукции, в соответствие с европейскими стандартами были предприняты в изменениях к Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, вступивших в силу с 1 января 2005 года и обязавших производителей маркировать генетически модифицированные продукты. Однако данные законодательные изменения не устанавливали порог содержания генетически модифицированных компонентов. Буквальное толкование Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав

1 В соответствии с российским законодательством пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников и не содержащие дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, не подлежат обязательной маркировке в случае полной эквивалентности пищевой ценности продукта традиционному аналогу. Это значит, что рафинированные масла, сахар, крахмал маркироваться не будут, хотя известны случаи, что именно продукция, не содержащая модифицированной ДНК, но произведенная из генетически модифицированного источника, оказывалась опасной. См.: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г. № 36 (с изменениями от 31 мая 2002 г., 20 августа 2002 г., 15 апреля 2003 г.) // Российская газета. 2002. № 106. 15 июня; Колесников В.Б. Российский Минздрав: гора родила генномодифицированную «мышь» // Сб. материалов круглого стола всероссийской конференции по экологической безопасности. Москва: МСОП Всемирный союз охраны природы, Представительство для России и СНГ, 2002. С. 53.

2 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; Письмо Роспотребнадзора от 7 февраля 2005 г. № 0100/830-05-32 «О Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу п. 28 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // www.gsen.ru.

потребителей» позволяло делать вывод о том, что обязательной маркировке подлежала вся продукция, содержащая любое количество генетически модифицированных компонентов.

Однако Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в своем письме от 24 января 2006 г. № 0100/ 446-06-32 разъяснила, что согласно Директиве Европейского Парламента и Совета (ЕС) от 22 сентября 2003 № 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах, этикетированию подлежит вся пищевая продукция при содержании компонентов ГМО более 0,9%. Содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, и пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО, и не подлежат этикетированию 1.

Новые изменения к Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» внесли ясность относительно маркировки продукции, содержащей генетически модифицированные компоненты 2. В соответствии с этими «новшествами» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженер-но-модифицированных организмов в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%.

Что касается документов, носящих добровольный характер в области технического регулирования, то в целях реализации Закона о техническом регулировании 1 июля 2005 года был впервые введен национальный стандарт РФ ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», который распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя 3.

Информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о наименовании продукта, которое должно быть понятно потребителю, конкрет-

1 Письмо Роспотребнадзора от 24 января 2006 г. № 0100/446-06-32 «Об этикеровании пищевых продуктов, содержащих ГМО» // СПС «Гарант». Данный документ носит ненормативный, необязательный и рекомендательный характер.

2 См.: Федеральный закон от 25 октября 2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 241. 27 окт.

3 См.: Национальный стандарт РФ ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст // М., ИПК Издательство стандартов, 2004; Вестник Госстандарта. 2004. № 7.

но и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения и информацию об отличительных состояниях и специальной обработке (например, «генетически модифицированный»).

Лекарственные средства гомеопатические, для детей, для клинических исследований, ветеринарии, полученные на основе генетически модифицированных источников, должны содержать надписи: «генетически модифицированные», «на основе генетически модифицированных источников», «содержащие компоненты, полученные из генетически модифицированных источников»1.

С 1 июля 2007 года в городе Москве в добровольном порядке применяется маркировка продуктов питания (пищевых продуктов) на отсутствие в их составе ГМО 2. Добровольная маркировка осуществляется знаком «Не содержит ГМО!» производителями или продавцами за счет собственных средств на основании разрешения на использование знака «Не содержит ГМО!».

Кроме этого, производителям, поставщикам и розничным продавцам рекомендовано воздержаться от производства, поставок и реализации пищевых продуктов, содержащих ГМО, на территории города Москвы. В связи с этим крупные столичные торговые сети отказываются заключать и пролонгировать соответствующие договоры на поставку продукции, если на поставляемых товарах отсутствует указанная маркировка.

Тем не менее, большинство продуктов питания содержат в своем составе генетически модифицированные компоненты и не маркируются, если содержат их менее 0,9 %. Складывается следующая ситуация: потребитель, приобретая тот или иной продукт, даже и не догадывается, что этот товар генетически модифицированный. Таким образом, отсутствие информации о продукции, в которой присутствуют примеси или следы генетически модифицированных компонентов, вводит в заблуждение потребителей.

Кроме этого, даже если упаковка товара маркирована как «генетически модифицированный» либо «на основе генетически модифицированных источников», либо «содержащие компоненты, полученные из генетически модифицированных источников», подобная информация нечитабельна (используется очень мелкий шрифт и иные «тонкости»).

Каждый потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о приобретаемой продукции. Каждый потребитель имеет право выбора покупать генетически модифицированные товары или отказаться от их покупки. В связи с этим российскому законодателю необходимо последовать опыту Греции, Франции и Италии, где обязательной маркировке подлежит вся продукция, содержащая любое количество генетически модифицированных компонентов.

1 См.: Методические указания МУ 9467-015-05749470-98 «Графическое оформление лекарственных средств. Общие требования» (введены в действие письмом Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 15 марта 1999 г. № 293-22/11) // СПС «Гарант».

2 См. подробнее: Постановление Правительства Москвы от 13.02.2007 № 88-ПП «О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в г. Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.