Научная статья на тему 'Тенденции российского законодательства в области маркировки ГМИ'

Тенденции российского законодательства в области маркировки ГМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бень Л. Б.

Описаны законодательные нормативные документы, в которых отражены вопросы маркировки продукции, содержащей генетически модифицированные источники. Предлагаются меры для улучшения ситуации контроля за производством продукции с ГМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendencies in Russian legislation of GMS (genetic modified sources) labeling

The law bills for labelling of products with genetic modified sources are listed. The National Association of genetic safety suggests measures to improve the control on the products with GMS.

Текст научной работы на тему «Тенденции российского законодательства в области маркировки ГМИ»

УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

Тенденции российского законодательства в области маркировки ГМИ

Л.Б.Бень

Общенациональная Ассоциация генетической безопасности

Важным направлением развития российского законодательства становится защита окружающей среды и здоровья человека от негативных последствий генно-инженерной деятельности. Не требует подтверждения тезис, что применение биотехнологических достижений в различных областях пищевой промышленности и сельского хозяйства предполагает взвешенную и всестороннюю оценку возможных применений современных технологий, в том числе и оценку рисков их использования. Быстрое и массовое производство генетически-модифицирован-ных (ГМ) сортов, легкость и научная предсказуемость приобретения ими заданных свойств привели к их широкому использованию. Так, в настоящий момент посевы ГМО (генетически модифицированных организмов) во всем мире занимают площади более 70 млн га. Существует определенный «миф» о полной безопасности применяемых генно-инженерных технологий, обладающих своими недостатками. Их замалчивание не только не приведет к эффективному использованию биотехнологий, но может дискредитировать и надолго остановить такую перспективную область применения научных достижений, как прикладная генетическая инженерия.

Учитывая потенциально опасный характер трансгенной продукции для здоровья человека, когда признаки мутации могут проявиться через десятки лет, необходимо гарантировать право потребителей на получение достоверной информации посредством маркировки, в частности, о применении ГМИ в продуктах питания.

Предоставление выборочной, случайной информации, которая не всегда доступна населению, нельзя назвать государственным обеспечением права граждан на благоприятную для жизни человека окружающую среду. Тем самым можно говорить о нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и связанного с ним права на получение достоверной информации о ее состоя-

нии, закрепленных в ст. 42 действующей Конституции РФ.

Формирование российской государственной политики по использованию результатов биоинженерии началось в 90-х годах ХХ века с принятием Федеральных законов «Об экологической экспертизе», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». В них провозглашались такие основные направления государственного регулирования, как охрана здоровья и улучшение условий жизни человека; повышение эффективности сельского хозяйства и сохранение биологического разнообразия.

В законах указывалось на «обеспечение общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности, но не содержалось конкретного упоминания о необходимости информирования населения о наличии в продуктах ГМО.

Обязанность производителя маркировать свою продукцию на наличие ГМИ указана в постановлении Главного государственного санитарного врача (начиная с 5 %-ного порога). А действующие законы «О защите прав потребителей» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязали изготовителей представлять потребителю необходимую и достоверную информацию и запретили к реализации пищевые продукты, не имеющие обязательной маркировки.

С января 2005 г. вступили в силу изменения к Федеральному закону «О защите прав потребителей», обязывающие производителей маркировать продукты питания, содержащие ГМИ, независимо от объема таких ингредиентов. Несомненным плюсом этого закона является также и то, что впервые необходимость маркировки ГМ-про-дукции заявлена на уровне федерального закона, что свидетельствует о процессе гармонизации российской и европейской законодательных баз. Тем не менее следует отметить и существенный недостаток в формулировке закона, способный практически дискредитировать проблему: в законе не указан нижний предел концентраций

ГМ-ингредиента, что автоматически требует маркировки продукции с любым содержанием ГМО. Проблема состоит в том, что методы контроля способны достоверно улавливать концентрации не ниже 0,5-0,9 % ГМ-ингре-диента от любого данного компонента, а при более низких концентрациях возможны ложные негативные и позитивные ответы. Именно поэтому в европейском законодательстве долгое время была указана цифра 0,9, а теперь при повышении точности аналитических методов - 0,5. Кроме этого, в связи с выходом ситуации с ГМ-сорта-ми сои и кукурузы из-под контроля, что выражается в появлении ГМ-конст-рукций в традиционных сортах за счет переопыления, низкие концентрации ГМ-ингредиента могут присутствовать и в качестве заноса не по вине производителей. Поэтому указать нижний предел концентраций, при которых необходимо осуществлять маркировку, представляется разумным и необходимым.

В настоящее время в России за данные правонарушения применяется административная ответственность, предусмотренная ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно данной статье выпуск, продажа, хранение, перевозка товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30-50 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц - 300-500 МРОТ.

Как видим, указанные санкции просто несоразмеримы с той прибылью, которую приносит реализация трансгенных продуктов, и тому вреду, который причиняется экологии.

В результате усиления общественно-политического резонанса по проблеме ГМО наблюдается значительный прогресс в российском нормотворчестве:

• в Госдуме находится на обсуждении проект дополнения к закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором предполагается ввести обязательную маркировку пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % ГМИ;

• в текущем году создана Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности, которая помимо оценки безопасности ГМ-продуктов будет заниматься гармонизацией российской правовой базы с нормами международного права.

Госсанэпиднадзор России определил одной из приоритетных задач на

PACKAGING AND LOGUISTICS

2005 г. усиление надзора за продуктами из ГМИ.

В Москве за недобросовестными производителями, не маркирующими ГМ-продукцию, будет следить Совет по вопросам безопасности пищевой продукции, полученной из ГМО.

Таким образом, можно констатировать, что российское законодательство в области ГМИ стало одним из самых жестких в Европе. Но при этом было бы хорошо, чтобы законы не носили декларативный характер, а ужесточение правил сопровождалось созданием соответствующей контрольно-аналитической базы. А пока жесткость законов в России компенсируется либерализмом в их соблюдении.

Общенациональная Ассоциация генетической безопасности (ОАГБ), ведущая постоянный мониторинг столичного рынка пищевой продукции и имеющая значительный опыт в области ГМО, считает необходимым на данном этапе принять ряд мер:

• устранить противоречия российского законодательства в области маркировки ГМ-продуктов, когда прописанный в действующем СанПиН

№ 2.3.2. 1078-01 нормативный порог для маркировки ГМ-продуктов равен 5 %, а новая редакция ФЗ «О защите прав потребителей» предписывает маркировать все продукты независимо от процентного состава ГМИ;

• установить нижний пороговый уровень для обязательной маркировки продукции, содержащей ГМО в 0,5 % от отдельного ингредиента, что будет отвечать требованиям Евросоюза;

• усилить ответственность нарушителей правил маркировки ГМ-продук-ции. Ввиду того, что предусмотренные в российском законодательстве санкции (КоАП - 30-50 МРОТ для физических лиц, 300-500 МРОТ для юридических лиц) не соразмеримы с той прибылью, которую приносит реализация трансгенных продуктов, и с тем ущербом, который наносится экологии человеческого существования, квалифицировать такие правонарушения как «сокрытие информации об обстоятельствах, создающую опасность для жизни и здоровья людей», предусмотренного ст. 237 УК РФ с санкцией вплоть до лишения свободы.

В мировом сообществе есть четкое понимание, что отдельно взятая страна не справится с проблемой обеспечения биобезопасности. И поэтому необходимо создать систему глобального мониторинга как основу биологической безопасности планеты.

В условиях глобальной экономики необходимы единые стандарты пищевой безопасности, прозрачности, ответственности, охраны окружающей среды и природы. Но в то же время эти " стандарты не должны подавлять местное самоопределение народов.

В преддверии вхождения России в ВТО необходимо продолжить процесс гармонизации российского законодательства (в частности, норм, регулирующих оборот ГМО) с нормами международного права и ускорить подписание Россией Картахенского протокола.

Все указанные предложения ОАГБ являются ответственными и базируются на международном принципе Предосторожности, провозглашенном в Конвенции о биологическом разнообразии.

Упаковка в зеркале СМИ ^^

Новый упаковочный завод в Гатчине

Строительство трех новых заводов одобрено Межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области. ЗАО «ЕвроАэроБетон» получило разрешение на строительство завода строительных материалов, ООО «Ланитекс-Оптима» намерено открыть предприятие по производству моющих средств, и наконец, третий крупный инвестор, получивший одобрение Комиссии, - это упаковочное производство ООО «Ве-реск-1».

«Вереск» вложит 6,6 млн долл. США в предприятие по производству упаковки из гофрированного картона на территории промышленной зоны № 1 г. Гатчины. Предполагаемая мощность производства - 72 млн м2 в год.

Unipack.ru

«Арарат» в модном обличье

Для борьбы с подделкой дизайнеры компании «Арарат» разработали три вида упаковки. При создании первой упаковки дизайнеров вдохновляла средневековая армянская архитектура. Эта упаковка предназначена для молодых коньяков, выдержкой 3-5 лет. Новыми элементами стали прозрачное стекло бутылки и

объемные рельефы. Вторая упаковка предназначена для марочных коньяков, выдержкой 6-10 лет. Бутылки имеют выпуклое кольцо вокруг горлышка, рельефный круглый логотип «Арарат» и этикетку, отпечатанную в стекле. Третья упаковка, предназначенная для самых выдержанных коньяков - 15-20 лет, выполнена в виде графинов с этикеткой, отпечатанной в стекле.

РИА «Новости»

Упаковка для фруктового мороженого

К наступлению жары в магазинах появится новое сладкое лакомство от «Подольского мороженого» - фруктовый шербет «Фрут Бум». Благодаря удобной форме - «мини-эскимо на палочке» - «Фрут Бум» комфортно употреблять и на природе, и на улице, и на ходу. В основу концепции упаковки, разработанной агентством маркетинговых коммуникаций КСВ Creative Concepts, положены ассоциации с натуральными фруктовыми соками. Яркая, даже броская упаковка рассчитана в первую очередь на ядро целевой аудитории - молодежь, однако реализована таким образом, чтобы оставаться привлекательной и для остальных целевых групп.

Unipack.ru

Новое оформление продукции «Рот Фронт»

Optima DMG завершил комплексную работу по визуальному ре-брен-дингу логотипа и продукции торговой марки «Рот Фронт». Этот проект длился полтора года. За это время был проведен анализ концепций упаковок и брендов на рынке сладостей, и в результате разработан новый оригинальный логотип «Рот Фронт» в индивидуальном оберточном оформлении и с новым дизайном. В новом концептуальном решении представлена вся основная продукция компании: карамель, вафли, бисквиты, драже, печенье, батончики, халва.

Sostav.ru

Сок в новой «одежке»

ООО «Троя-Ультра» приступило к производству соковой продукции в новой упаковке - так называемой ТВА Slim (объемом 0,5 л) с «телескопической трубочкой». В этом формате будут выпускаться марки соков «Нектаринка», «Долька» и «Северная ягода». За год будет реализовано 3850 тыс. штук соковой продукции в обновленной таре, что составляет 8 % общей доли в структуре продаж компании.

«Деловой Петербург»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.