Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ INTERNET-ПОРТАЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОРСТВА'

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ INTERNET-ПОРТАЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОРСТВО / РЕПЕТИТОР / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ШАБЛОНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / АРХИТЕКТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Свиридова О.В., Рыбанов А.А., Филиппова Е.М., Федотова Л.А.

В статье изучена актуальность интернет-репетиторства, рассмотрены различные существующие системы организации онлайн-репетиторства, определены их сильные и слабые стороны, а также выявлены наиболее актуальные функции рассмотренных сервисов. Рассмотрено проектирование архитектуры разрабатываемого программного продукта. Определены цели для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STRUCTURE OF THE INTERNET PORTAL FOR ORGANIZING ONLINE TUTORING

The article studies the relevance of online tutoring, considers various existing systems for organizing online tutoring, identifies their strengths and weaknesses, and identifies the most relevant functions of the considered services. The design of the architecture of the developed software product is considered. The goals for further research are defined.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ INTERNET-ПОРТАЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОРСТВА»

Разработка структуры Internet-портала для организации онлайн-

репетиторства

11 2 3

О.В. Свиридова , А.А. Рыбанов , Е.М. Филиппова , Л.А. Федотова

1 Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волжский Волгоградской области 2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград ФГБОУ ВО «Волгоградский государственн ый технический университет », г.

Волгоград

Аннотация: В статье изучена актуальность интернет-репетиторства, рассмотрены различные существующие системы организации онлайн-репетиторства, определены их сильные и слабые стороны, а также выявлены наиболее актуальные функции рассмотренных сервисов. Рассмотрено проектирование архитектуры разрабатываемого программного продукта. Определены цели для дальнейшего исследования. Ключевые слова: онлайн-репетиторство, репетитор, онлайн-обучение, шаблоны проектирования, архитектура приложения, информационная система.

Введение

Репетиторство как неформальная структура образования, дополняющая формальную [1], получило широкое распространение не только в России, но и за рубежом [2, 3]. В литературе зарубежных авторов репетиторство чаще всего определяется термином «shadow education».

В классических определениях процесс обучения состоит из взаимодействия преподавателя, обучающегося и средств обучения. Современные цифровые технологии и компьютерные средства предоставляют возможности перенести на средства обучения часть функций педагога и часть функций ученика, которые приняты в классической форме обучения. Наиболее ярко это проявляется при проведении занятий в онлайн -формате, что является достаточно новой формой организации учебного процесса, ставшей доступной, вследствие планомерной и широкой компьютеризации учебных заведений, бурного развития цифровых технологий, применимых в учебном процессе.

Обучение в онлайн-формате позволяет преодолеть многие препятствия. Обучающиеся получают возможность не прерывать учебу в домашних условиях, в транспорте, в любом удобном для себя месте. Одновременно расширяются и возможности вузов, дающие доступ к материалам занятий тем студентам, которые по каким-либо причинам не могут лично присутствовать на занятиях [4].

К тому же важно отметить, что дистанционное обучение является единственным возможным способом получения знаний для школьников, пропускающих занятия по болезни. Ученику, пропустившему несколько занятий, приходится снова вливаться в образовательный процесс и восполнять пробелы в знаниях только с помощью дополнительных занятий с репетитором или самостоятельно. Кроме того, дистанционное и онлайн-обучение с успехом может применяться в образовательных учреждениях для людей с ограниченными возможностями. Иначе говоря, репетиторство, как неформальный способ обучения, дополняет традиционную систему образования и является достаточно широко востребованной услугой.

Постановка проблемы

В данный момент глобальный тренд современного развития - переход к постиндустриальной экономике - экономике знаний - проявляется через формирование новых подходов к развитию национальных систем образования [5]. В связи с этим активно развивается цифровая образовательная среда, где формируются новые форматы занятий, контролируется качество полученных знаний, профессиональных навыков, которые активно внедряются в вузы и школьное обучение [6, 7]. Эксперты указывают на постоянную тенденцию увеличения спроса на образовательные услуги и предполагают, что к 2023 г. общий объем стоимости рынка образования приблизится к $240 млрд., при этом по разным странам темпы роста варьируются от 5% до 17% в год. В России темпы роста спроса на

услуги онлайн образования выше, чем среднемировые: по различным оценкам, они достигают от 17% до 25% [8].

В настоящее время в сети Internet предлагается некоторое количество программных продуктов и систем организации дистанционного и онлайн -преподавания. Наиболее популярные и известные из них - это информационный сервис «Ассоциация репетиторов», информационные системы «TutorOnline», «Онлайн репетитор», сервис для изучения иностранных языков «Italki», интернет-мессенджер «Skype». Перечисленные программные средства выделяются удобством интерфейсов, а также набором функций, предоставляемых пользователям.

Каждая из этих систем предлагает уникальный набор предоставляемых возможностей:

• Информационная система «Онлайн репетитор»: поиск преподавателей в базе данных с функцией запроса по предмету и локации, система рейтинга преподавателей, система отзывов.

• Информационный сервис «Ассоциация репетиторов»: система планирования расписания занятий, виртуальная классная комната с видео и аудио трансляцией.

• Информационная система «TutorOnline»: гибкая система поиска преподавателей по различным критериям, например: стоимость занятия, уровень образования преподавателя, стаж, возраст, пол, количество отзывов, также имеется система планирования занятий и виртуальная классная комната.

• Сервис для изучения иностранных языков «Italki»: простой, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, просмотр расписания преподавателей, система отзывов, возможность планирования занятий, виртуальная комната для занятий.

• Интернет-мессенджер «Skype»: кроссплатформенное приложение,

поиск пользователя в системе по контактным данным, интуитивно простой и понятный интерфейс.

Произведя анализ указанных систем, можно получить следующие выводы: большинство программных средств имеют ограничения по каким-либо показателям. Некоторые системы изначально создаются под конкретную образовательную область (например, сервис для изучения иностранных языков «ПаШ») и не предусматривают возможность её изменения или расширения. Некоторые системы не дают возможности непосредственного проведения онлайн-занятия, а только предоставляют доступ к контактам преподавателя, оставляя дальнейшее взаимодействие на усмотрение пользователей («Ассоциация репетиторов», «Репетитор.ру», «Профи»). Не во всех системах реализована возможность планирования расписания ученика и просмотра расписания преподавателя.

Таким образом, системы организации онлайн-репетиторства характеризуется множеством параметров. Основными из них являются следующие: наличие виртуальной комнаты для занятий, подбор преподавателя по различным критериям, система рейтинга преподавателей, возможность оставлять отзывы о преподавателях и занятиях, возможность планирования расписания для ученика и для преподавателя. Следовательно, чтобы повысить эффективность приложения, необходимо ещё на этапе проектирования учесть все озвученные выше особенности.

Анализ базовых требований к информационной системе Основываясь на поставке проблемы, а также выбранной архитектуре приложения, можно сформулировать следующие требования к информационной системе. Разрабатываемое приложение должно иметь два уровня иерархии:

- Уровень централизованной базы данных;

- Уровень пользователей приложения.

и

Приложение должно быть централизованным, т.е. все данные должны располагаться в центральном хранилище ресурса. В системе должны быть реализованы следующие возможности:

- Регистрация в системе;

- Аутентификация в системе;

- Просмотр списка преподавателей;

- Поиск преподавателя по заданным параметрам;

- Детальный просмотр профиля преподавателя;

- Бронирование урока у выбранного преподавателя;

- Проведение урока в виртуальной классной комнате с возможностью аудио и видеосвязи;

- Отмена забронированного урока;

- Оценка качества посещённого урока;

- Просмотр личного расписания;

- Формирование личного расписания;

- Подтверждение бронирования;

- Просмотр истории уроков.

Данные требования описаны в следующей диаграмме использования на рис. 1.

Рис. 1. - Диаграмма прецедентов системы организации удаленного

репетиторства

Также в системе должно быть реализовано управление доступом на основе ролей. Должны быть предусмотрены следующие роли:

- Неаутентифицированный пользователь;

- Аутентифицированный пользователь;

- Преподаватель;

- Студент.

После прохождения аутентификации система должна проверять полномочия пользователя на доступ к запрошенному разделу. Если доступ запрещён, пользователю должно быть выведено сообщение о невозможности доступа в закрытый раздел.

Для неаутентифицированных пользователей должны быть доступны следующие возможности:

1) Регистрация в системе.

При регистрации пользователю предоставляется возможность выбора, зарегистрироваться как студент или как преподаватель.

2) Аутентификация в системе.

Аутентификация в системе должна осуществляться путём ввода адреса, и пароля.

Для каждого аутентифицированного пользователя должны быть доступны следующие возможности:

1) Просмотр личного расписания.

Личное расписание должно отображаться в виде календаря, с отметками прошедших, будущих и текущих уроков.

2) Отмена забронированного урока.

Пользователь может отказываться только от той записи, на которую записан именно он. При попытке отменить запись, на которую записан другой посетитель — должно выводится сообщение контроля доступа,

сообщающее о том, что доступ к данному посещению не доступен для пользователя.

3) Просмотр истории уроков.

Просмотр всех прошедших, отменённых, а также будущих уроков, на которые имеется актуальная запись.

4) Проведение урока в виртуальной классной комнате с возможностью аудио и видеосвязи.

Не ранее чем за 15 минут до начала забронированного урока у пользователей должна быть возможность присоединиться к виртуальной комнате проведения урока.

Для студента должны быть доступны все возможности аутентифицированного пользователя плюс следующие возможности:

1) Просмотр списка преподавателей.

2) Поиск преподавателя по заданным параметрам (рейтинг, стоимость, предмет).

3) Детальный просмотр профиля преподавателя, в котором должна отображаться подробная информация о преподавателе (описание навыков, расписание преподавателя с указанием свободных и уже забронированных часов, отзывы, стоимость проведения урока).

4) Бронирование урока у выбранного преподавателя.

5) Оценка качества посещённого урока (студент может оставить отзыв о преподавателе).

Для преподавателя должны быть доступны все возможности аутентифицированного пользователя плюс:

1) Формирование личного расписания с указанием удобных даты и времени проведения урока.

М Инженерный вестник Дона, №1 (2023) ivdon.rU/ra/magazine/arcliive/nly2023/8121

2) Подтверждение бронирования. После того, как пользователь с ролью «Студент» бронирует урок, пользователь с ролью «Преподаватель» должен иметь возможность подтверждения или отмены данного бронирования.

В основе технической реализации информационной системы лежит архитектурный шаблон «Модель - Представление - Контроллер» [9, 10], представленный на рис. 2.

^^^^^ Действие

Просмотр Пользователь пользователя

Рис. 2. - Схематичное изображение архитектурной модели «Модель -

Представление - Контроллер» Оценка качества интерфейса информационной системы Для оценки качества интерфейса воспользуемся методом ООМБ - это семейство методов, которые позволяют проводить имитационное моделирование выполнения какой-либо задачи пользователем. На основе такой модели предоставляется возможность оценить качество интерфейса, т. е. оценить время выполнения задачи как основной критерий качества.

Анализ качества разработанного интерфейса проведён для пользователя с ролью «Студент», так как ему доступен наиболее обширный функционал разработанного программного средства.

Как правило, разработка интерфейса начинается с определения задачи или набора задач, для которых продукт предназначен. Если предположить, что система уже функционирует и имеет достаточно большую базу преподавателей, то главной функцией системы можно считать запись на урок к преподавателю.

По модели GOMS рассчитаем время, необходимое для выполнения записи на урок к преподавателю (таблица 1).

Пусть Н - перемещение руки к манипулятору; Р — перемещение к выбору; М - обдумывание действий; ВВ — нажатие мыши, К — нажатие клавиши. Таким образом, среднее время для выполнения наиболее частой задачи составляет всего 15,4 секунд.

Таблица 1. - Бронирование урока у выбранного преподавателя

№ Тип операции Время операции Описание

1 H 0,4 Перемещение руки к манипулятору «Мышь»

2 М 1,2 Обдумывание

3 Р 1,1 Перемещение на вкладку меню «Преподаватели»

4 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

5 М 1,2 Обдумывание

6 Р 1,1 Перемещение курсора на профиль преподавателя

7 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

8 М 1,2 Обдумывание

9 Р 1,1 Перемещение курсора к нужной дате

10 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

11 М 1,2 Обдумывание

12 Р 1,1 Перемещение курсора на нужное время

13 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 М 1,2 Обдумывание

15 Р 1,1 Перемещение курсора мыши на кнопку «Забронировать»

16 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

17 М 1,2 Обдумывание

18 Р 1,1 Перемещение курсора мыши на кнопку «Закрыть»

19 ВВ 0,2 Нажатие для выбора

Сумма 15,4

Аналогичным образом рассчитаем среднее время для выполнения каждой задачи доступной пользователю с ролью «Студент» по модели GOMS.

Детальный просмотр профиля преподавателя.

Просмотр списка преподавателей.

Поиск преподавателя по заданным параметрам.

Бронирование урока у выбранного преподавателя.

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

г

^^^^^^^^^^^^^^^^ ■ Время

Рис. 3. - Результат оценки интерфейсов по модели GOMS

По полученным результатам с использованием модели GOMS составим наглядный график затрат времени на основные действия для пользователя (рис. 3). Проанализировав указанный график, можно сделать вывод, что спроектированные интерфейсы достаточно просты, и выполнение самого трудоёмкого процесса занимает менее 20 секунд. Это существенно ниже, чем при ручном выполнении аналогичных действий.

Заключение

Таким образом, основной целью представленной статьи являлось исследование качество системы организации онлайн-репетиторства. В результате выполненной работы была обоснована актуальность разработки информационной системы для организации онлайн-репетиторства; рассмотрены особенности программ-аналогов и систем организации процесса дистанционного преподавания в сети Internet; произведен анализ базовых требований к указанному программному продукту; проведена оценка качества интерфейса разработанного программного средства. Разработанная система онлайн-преподавания может быть использована для облегчения процесса организации онлайн-уроков, позволяя автоматизировать трудоемкий процесс как подбора преподавателя, так и поиска учеников, составления расписания, организации видеосвязи и прозрачной системы отзывов, необходимой для расчета рейтингов преподавателей.

Литература

1. Макеев П.А. Репетиторство в России: Описание явления на основе онлайн-платформ. // Журнал институциональных исследований. 2019. №4 (том 11). С. 106-120.

2. Bray M. Shadow education: comparative perspectives on the expansion and implications of private supplementary tutoring // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. №77. Р. 412-420.

3. Bray M., Percy Kwok P. Demand for private supplementary tutoring: conceptual considerations, and socio-economic patterns in Hong Kong // Economics of Education Review. 2003. №22(6). Р. 611-620.

4. Гартфельдер В. А., Секлетина Л. С., Борисов М. А., Янюшкин С. А. Практика проведения онлайн-занятий на технических факультетах вуза// Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 01 декабря 2020 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда». 2020. С. 54-59.

5. Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе // Инженерный вестник Дона. 2012. №1 . URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2012/679.

6. Моисеенко Н.А. Трансформационное обучение и холистический подход в информационно-образовательной среде технического вуза // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2034.

7. Ярославцева К.А. Царенкова В. Б. Специфика дистанционого обучения в России. // Вестник науки и образования. 2020. №19-1(97). С. 4749.

8. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России // Креативная экономика. 2018. Том 12. № 8.С. 12011212. doi: 10.18334/ce.12.8.39269.

9. Фаулер М. Шаблоны корпоративных приложений. Издательский дом "Вильямс" 2016. 544 с.

10. Мартин Р. Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения. Спб.: Питер. 2020. 352 с.

References

1. Makeev P.A. Zhurnal institucional'nyh issledovanij. 2019. №4 (tom 11). pp. 106-120.

2. Bray M. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. №77. pp. 412420.

3. Bray M., Percy Kwok P. Economics of Education Review. 2003. №22 (6). pp. 611-620.

4. Gartfel'der V. A., Sekletina L. S., Borisov M. A., Janjushkin S. A. Pedagogika, psihologija, obshhestvo: aktual'nye voprosy: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Cheboksary, 01 dekabrja 2020 goda. Cheboksary: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Izdatel'skij dom «Sreda». 2020. pp. 54-59.

5. Dergieva A.I., Novoselova N.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/679.

6. Moiseenko N.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2034.

7. Jaroslavceva K.A. Carenkova V. B. Vestnik nauki i obrazovanija. 2020. №19-1(97). pp. 47-49.

8. Tagarov B.Zh. Kreativnaja jekonomika. 2018. Tom 12. № 8. pp. 12011212. doi: 10.18334/ce.12.8.39269.

9. Fauler M. Shablony korporativnyh prilozhenij [Enterprise application templates]. Izdatel'skij dom "Vil'jams". 2016. 544 p.

10. Martin R. Chistaja arhitektura. Iskusstvo razrabotki programmnogo obespechenija [Pure architecture. The art of software development]. Spb.: Piter. 2020. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.