УДК 372
СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ И ИХ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Современное общество трудно представить себе без Интернета. Молодое поколение проводит в нем значительную часть своего времени. Чтобы оно не было потрачено зря, необходимо, чтобы молодежь знакомилась с полезными и интересными интернет-ресурсами, их назначением и возможностями. Важную роль в этом процессе должны играть педагоги, которые общаются со школьниками и студентами, влияют на их мировоззрение и предпочтения. В статье рассматриваются современные сетевые сервисы, имеющие большое дидактическое значение, т. е. они могут быть использованы в образовательной деятельности. К таковым можно отнести дистанционное репетиторство, онлайн-тестирование, онлайн-переводчики, создание кроссвордов онлайн. Раскрываются особенности указанных ресурсов, подробно описываются их виды. Приведены примеры конкретных сайтов, которые можно использовать в учебном процессе, во внеурочной и научной деятельности, а также для самообразования.
Ключевые слова: сетевые ресурсы, образовательная деятельность, дистанционное репетиторство, онлайн-тестирование, онлайн-переводчики, создание кроссвордов онлайн.
Л. А. Сафонова L. A. Safonova
MODERN ONLINE RESOURSES AND THEIR DIDACTIC VALUE
Modern society is hard to imagine without the Internet. The younger generation spends a considerable part of their time on it. In order not to waste time, young people need to get acquainted with useful and interesting Internet resources, their purpose and capabilities. The important role in this process should be played by teachers who interact with students and affect their attitudes and preferences. This article discusses advanced network services with great didactic value, i.e. they can be used in educational activities. Among these activities there are remote tutoring, online testing, online translators and creating crossword puzzles online. The specific features of these resources are discovered and their species are described in detail. The examples of specific sites, which can be used in the educational process, in extracurricular and research activities, as well as for self-education, are given.
Keywords: network resources, educational activities, remote tutoring, online testing, online translators, creating crossword puzzles online.
Глобальная компьютерная сеть является важнейшей частью современного общества, в особенности молодого поколения. Это обусловлено тем, что Интернет предоставляет возможность мгновенного доступа практически к любым источникам информации разной тематики, электронным средствам массовой информации, развлекательным сайтам, а также открывает большие возможности для глобального общения в реальном времени. Ценность виртуальных ресурсов заключается в том, что они практически неисчерпаемы, находятся в актуальном состоянии, сохраняются и постоянно увеличиваются.
Существуют интернет-ресурсы, которые имеют дидактическое значение, т. е. они могут быть использованы в образовательной деятельности на уроках или во внеурочной работе. Здесь мы рассмотрим онлайн репетиторство и тестирование, а также прикладные программы, оказывающие помощь учителям и преподавателям.
Под репетитором (от лат. гереШог - тот, кто повторяет) традиционно понимался домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Сегодня данное слово следует понимать более широко, так как назначение репетитора не только в ликвидации пробелов в знаниях, но и подготовке учащихся к итоговым испытаниям, работе с одаренными детьми. Репетитор есть практически у каждого современного ученика, а у некоторых он не один Особую роль репетиторы
стали играть в связи с появление ГИА и ЕГЭ. Школьными дисциплинами, изучаемыми с помощью репетиторов, являются в первую очередь те, которые выносятся на обязательные экзамены - русский язык и математика, далее те, которые чаще требуются при поступлении в вузы: об-ществознание, физика. В силу своей специфики продолжает быть востребованным иностранный язык.
В последнее время в Интернете появилось много ресурсов, предоставляющих услуги дистанционных репетиторов - учителей, преподавателей, ведущих обучение дистанционно, обладающих знаниями в области информационных технологий, учитывающих специфику дистанционной формы обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения [1]. Считается, что самый быстрорастущий рынок дистанционных образовательных услуг в мире - русскоязычный, он возрастает на 23 % в год.
Дистанционное репетиторство можно разделить на две большие группы. Первая - это ресурсы, публикующие электронные образовательные курсы. Они обладают огромным научно-методическим материалом в виде текстовых документов, видеолекций, заданий практического характера и тестов. Такие ресурсы особенно полезны для самообразования, поэтому основная их аудитория - это студенты и работающие специалисты. Сейчас глобальная аудитория различных электронных курсов составляет
около 100 млн человек. В России безусловным лидером сферы дистанционного образования является Национальный открытый университет «Интуит», предлагающий около 600 различных дистанционных курсов [2].
Вторая группа дистанционных репетиторов - это сайты, предлагающие образовательные услуги в виде занятий с преподавателями непосредственно в режиме реального времени. Данная форма наиболее близка к традиционному репетиторству и лучше подходит детям и подросткам. В настоящее время это наиболее распространенная модель организации дистанционного обучения. Занятия проходят в синхронном онлайн-режиме посредством Интернета с использованием Skype и других программных продуктов. Репетиторов, использующих данную модель, называют онлайн-репетиторами [3].
Сервисы подобного типа предоставляют полную информацию об учителе: ФИО, образование, опыт работы педагогом и репетитором в сети Интернет, профессиональные интересы и достижения, стоимость и график работы. Некоторые ресурсы позволяют зарегистрироваться, заполнить анкету и самому стать онлайн-репе-титором. Примерами качественных ресурсов онлайн-репетиторов являются сайты Disttutor и Регистратор онлайн [4; 5].
Сегодня активно используются и развиваются сервисы веб-конференций, или вебинаров, которые позволяют учащимся общаться с преподавателем непосредственно через браузер. Они используются многими компаниями, предоставляющими услуги дистанционного обучения. Удобство веб-конференций заключается в том, что учащемуся и преподавателю не требуется устанавливать на персональный компьютер сторонние приложения. Отличительной чертой этих сервисов является использование специальной доски (whiteboard) для написания формул, рисования графиков и т. п., а также совместный просмотр презентаций, обучающих видеороликов и др. [3].
Вебинары, в отличие от индивидуальной работы онлайн репетиторов, организуются, как правило, одновременно для нескольких слушателей и зачастую являются для них бесплатными. Ведущий вебинара может не только излагать материал, показывать приготовленные заранее файлы, но и получать вопросы, замечания слушателей, отвечать на них, проводить опросы, тесты, работать с whiteboard как с обычной классной доской. В качестве примера компании, организующей обучающие вебинары, можно привести платформу Мираполис [6].
Рассмотрим сетевые ресурсы, связанные с тестированием.
Возможны два режима интернет-тестирования: оффлайн и онлайн.
Онлайн-тестирование проводится в сети в режиме реального времени, свои результаты испытуемые узнают сразу же по окончании теста.
Оффлайн-тестирование позволяет проводить тестирование без подключения к Интернету в данный момент времени. При этом проверяются отправленные скриншоты ответов, а результаты могут стать известны по истечении некоторого времени.
Второй вид используется в основном для аттестации образовательных организаций и подготовке к ней. Примером такого ресурса является Единый портал интернет-тестирования [7].
Учителям и преподавателям в учебном процессе эффективнее применять ресурсы онлайн. Они бывают двух видов: организующие онлайн тестирование и позволяющие создавать свои тесты в сети. Первые сервисы поражают своим разнообразием, это и правила дорожного движения, и психологические тесты, гороскопы, всевозможные прогнозы и многое другое. В образовательном плане большую популярность имеют сайты, предназначенные для подготовки к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, например, Яндекс ЕГЭ [8], Решу ЕГЭ [9] и др. Данные ресурсы применимы для самообразования и самопроверки знаний учащихся, востребованы учителями и репетиторами. Указанные сайты имеют удобную навигацию, охватывают все школьные дисциплины, по которым проводится итоговая аттестация, предоставляют большой банк заданий, ответы к ним. Можно пройти пробный тест целиком или выбрать задание случайным образом.
Хотелось бы остановиться на создании тестов онлайн, поскольку, как бы ни были хороши готовые тестовые программы, учителю хочется привнести что-то свое, организовать поэтапную и дифференцированную проверку предметных результатов обучения. Использование компьютерного тестирования освобождает преподавателя от долгой работы по оформлению тестовых заданий, их размножению, раздаче и сбору, статистической обработке ответов. Тестирование через Интернет позволяет создавать тесты без установки специальных программ.
К онлайн-сервисам, которые позволяют создавать, редактировать и проводить тестирование относятся: BankTestov.ru [10], Твой тест [11], TestsOnline [12], Мастер-Тест [13] и др. Разница в работе тестовых оболочек выражается в формах тестовых заданий, скорости работы, интерфейсе ресурса. Указанные оболочки дают возможность создавать различные виды тестовых заданий (порой очень экзотические), устанавливать их уровень сложности, автоматически проверять результаты выполнения теста и отображать их как испытуемому, так и преподавателю. Большинство из них содержат банк готовых тестов, которыми можно воспользоваться. Освоить технологию создания онлайн-тестов несложно, для этого достаточно внимательно прочитать справочную информацию. Зарегистрировавшись и перейдя по ссылке из своей электронной почты, нам присваивается статус Учителя, который дает право создавать, редактировать и назначать тест. Далее высылаются приглашения ученикам, которым может быть назначен тест. Результаты теста можно просмотреть, распечатать, сохранить, отправить по электронной почте.
В заключение опишем еще два вида ресурсов, которые могут помочь учителю в урочной и внеклассной работе, а также научной деятельности.
Онлайн-переводчики - это системы, позволяющие выполнить перевод текстов, документов и даже целых сайтов за один клик. Онлайн-переводчики призваны
118
Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)
«сломать» языковой барьер между людьми, дать им возможность общаться, читать новости, блоги, иностранные сайты, изучать культуру других стран, путешествовать. Переводчики могут быть полезны не только в работе учителя иностранных языков и учащимся при их изучении. Сейчас многие преподаватели и их воспитанники публикуют свои труды в сборниках и журналах, регистрируются в международных конференциях и организациях. Для этого необходимы грамотные переводы аннотаций и статей. Онлайн-переводчики окажут в этом неоценимую помощь.
К наиболее популярным онлайн-переводчикам можно отнести следующие.
Translate.ru - самый известный в мире переводчик текстов, web-страниц, электронной почты и wap (мобильных приложений); доступны 24 направления перевода [14].
Google Translate содержит 42 языка перевода, осуществляет проверку орфографии, голосовой перевод, работу словаря синонимов, заполнение разговорника и др. [15].
Яндекс. Перевод - это сервис автоматического перевода слов, фраз, целых текстов, а также веб-страниц, содержит 44 языка перевода. Перечислим функциональные возможности этого сервиса. Это автоматическое определение языка, синхронный перевод, подсказки при наборе, проверка правописания, машинный словарь, словарь синонимов [16].
Рассмотрим ресурсы по созданию кроссвордов онлайн. Они могут быть полезны учителю как на уроке, например, при проверке знания терминов, так и во внеурочной деятельности. Например, в процессе организации исследовательской деятельности учащихся можно предложить творческое задание: «Создать кроссворд на определенную тему».
Ресурсы с кроссвордами могут работать по-разному.
Например, на сайте «Фабрика кроссвордов» [17] слово располагается самим пользователем в нужном месте поля по горизонтали или вертикали, далее в специальном окне вводится определение слова. И так заполняется весь кроссворд. После этого кроссворд сохраняется, и он может быть разгадан онлайн, а может быть скачан для печати. Можно сказать, что данный ресурс аналогичен традиционному, бумажному способу составления кроссвордов. В качестве достоинства данного ресурса следует отметить его интерактивность на этапе разгадывания кроссворда, а также имеющийся на сайте банк готовых кроссвордов.
По-другому работает ресурс «Cross: составь свой кроссворд онлайн» [18]. На этом сайте запрашивается сразу весь набор слов, которые мы хотим поместить в кроссворд, а затем программа располагает их, предлагая различные структуры. Причем некоторые слова из набора не могут быть размещены, в связи с чем структуру кроссворда можно менять и делать это неоднократно, пока не будет подобрано максимальное количество слов. После выбора оптимального варианта пустую структуру и заполненный кроссворд можно скачать в Word. Далее следует указать трактовки терминов из кроссворда. С этой целью в качестве вспомогательного средства можно предложить электронные словари, например ресурс Словари и энциклопедии на Академике [19], который дает
различные определения введенным понятиям и ссылки на первоисточники.Такой способ автоматизирует процедуру составления кроссворда, что очень удобно, но не предоставляет возможности разгадывать его в режиме реального времени и проверять себя.
Рассмотренные онлайн-ресурсы могут быть использованы в образовательной деятельности, как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. Особую роль они играют в самообразовании, поэтому будут востребованы обучаемыми и работниками образования.
1. Термины и определения дистанционного обучения. URL: http://www.distant.ioso.ru/do/termin.htm (дата обращения 8.02.2015).
2. Национальный открытый университет «Интуит». URL: http://www.intuit.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
3. Дистанционный репетитор. URL: http://www.dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1786420 (дата обращения 8.02.2015).
4. Disttutor. URL: http://www.dist-tutor.info/ (дата обращения 8.02.2015).
5. Репетитор онлайн. Уроки с дистанционным репетитором через интернет. URL: http://www.tutoronline.ru (дата обращения 8.02.2015).
6. МираполисНСМ (HumanCapitalManagement). URL: http://www.mirapolis.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
7. ЕГЭ и ГИА 2014-2015 на Яндекс. URL: https://www. ege.yandex.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
8. «Решу ЕГЭ»: математика. Обучающая система Д. Гущина. URL: http://www.reshuege.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
9. Единый портал интернет-тестирования. URL: http:// www.i-exam.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
10. BankTestov.ru. URL: http://www.banktestov.ru/ (дата обращения 12.01.2014).
11. Твой тест. URL: http://www.make-test.ru/ (дата обращения 12.01.2014).
12. TestsOnline. URL: http://www.tests-online.ru/ (дата обращения 12.01.2014).
13. Мастер-Тест. URL: http://master-test.net/ (дата обращения 8.12.2014).
14. Translate.ru. URL: http://www.translate.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
15. Переводчик Google. URL: https://www.translate. google.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
16. Яндекс.Перевод-онлайн переводчик. URL: https:// www.translate.yandex.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
17. Фабрика кроссвордов. URL: http://www.puzzlecup. com/crossword-ru/ (дата обращения 1.02.2015).
18. Cross: составь свой кроссворд онлайн. URL: http://www.cross.highcat.org/ru_RU/ (дата обращения 1.02.2015).
19. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http:// www.dic.academic.ru/ (дата обращения 8.02.2015).
© Сафонова Л. А., 2015