Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПЕТИТОРСТВА В РОССИИ И КИТАЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПЕТИТОРСТВА В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
репетитор / обучение / Россия / Китай / обучающая среда / образовательные запросы / индивидуальный подход / tutor / training / Russia / China / learning environment / educational requests / individual approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давэй Сунь

В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки такой образовательной формы, как репетиторство. Как в России, так и в Китае репетиторство направлено на удовлетворение образовательных запросов, повышение уровня знаний и развитие способностей обучающихся, подготовку их к сдаче экзаменов, тестов. Отмечаются преимущества (индивидуальный подход, интенсивность занятий) и недостатки репетиторства (слабое внимание развитию универсальных учебных действий, отсутствие коллективной учебной деятельности). Указаны также такие негативные аспекты репетиторства, присущие и России, и Китаю, как прагматический подход к выбору учебного контента, направленность обучения на частные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF TUTORING IN RUSSIA AND CHINA

The article discusses the main advantages and disadvantages of such an educational form as tutoring. Both in Russia and in China, tutoring is aimed at meeting educational needs, increasing the level of knowledge and developing the abilities of students, and preparing them for passing exams and tests. The advantages of this form of education (individual approach, intensity of classes) and the shortcomings of tutoring (poor attention to the development of universal learning activities, lack of collective learning activities) are noted. Also indicated are such negative aspects of tutoring, inherent in both Russia and China, as a pragmatic approach to the choice of educational content, the focus of training on private individual goals.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПЕТИТОРСТВА В РОССИИ И КИТАЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

и

СуньДавэй

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 168-174. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 2. P. 168-174. Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2224-0772-2022-83-168-174

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПЕТИТОРСТВА В РОССИИ И КИТАЕ

Сунь Давэй

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, dawei0318@ outlook.com

Аннотация. В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки такой образовательной формы, как репетиторство. Как в России, так и в Китае репетиторство направлено на удовлетворение образовательных запросов, повышение уровня знаний и развитие способностей обучающихся, подготовку их к сдаче экзаменов, тестов. Отмечаются преимущества (индивидуальный подход, интенсивность занятий) и недостатки репетиторства (слабое внимание развитию универсальных учебных действий, отсутствие коллективной учебной деятельности). Указаны также такие негативные аспекты репетиторства, присущие и России, и Китаю, как прагматический подход к выбору учебного контента, направленность обучения на частные цели.

Ключевые слова: репетитор, обучение, Россия, Китай, обучающая среда, образовательные запросы, индивидуальный подход

Для цитирования: Давэй Сунь. Педагогические проблемы репетиторства в России и Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 168-174. https://doi.org. 10.24412/ 2224-0772-2022-83-168-174.

© Давэй Сунь, 2022 168

Original article

Pedagogical problems of tutoring in Russia and China

Dawei Soon

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, dawei0318@outlook.com

Abstract. The article discusses the main advantages and disadvantages of such an educational form as tutoring. Both in Russia and in China, tutoring is aimed at meeting educational needs, increasing the level of knowledge and developing the abilities of students, and preparing them for passing exams and tests. The advantages of this form of education (individual approach, intensity of classes) and the shortcomings of tutoring (poor attention to the development of universal learning activities, lack of collective learning activities) are noted. Also indicated are such negative aspects of tutoring, inherent in both Russia and China, as a pragmatic approach to the choice of educational content, the focus of training on private individual goals.

Keywords: tutor, training, Russia, China, learning environment, educational requests, individual approach

For citation: Dawei Soon. Pedagogical problems of tutoring in Russia and China. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(2):168-174. (In Russ.). https://doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-168-174.

Повышение уровня технологичности образовательного процесса в России и Китае обусловлено активным поиском педагогических концепций и методов, которые способствуют превращению образования в развивающий и одновременно производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. Это повышает интенсивность обучения и создает определенные трудности. И если учесть, что у большинства школьников есть планы продолжения образования, то понятно, почему они и их родители обращаются за помощью к репетиторам. Опыт также показывает, что популярность репетиторства обусловлена тем, что репетиторскими практиками, как правило, занимаются учителя, обладающие высоким уровнем компетентности в области преподаваемых дисциплин.

Из-за различных недостатков формальной системы образования, таких как большая наполняемость классов, недостаточное внимание к каждому ученику, невысокий уровень государственных расходов на образование, частное репетиторство (иногда называемое «теневым образованием») стало значительным явлением во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии, таких как Китай [10; 11; 12]. Россия

также является страной, где репетиторство достаточно распространено [8]. Особенностью применяемых репетиторами технологий тьюторства в Китае и России является то, что, например, при поступлении в вузы обращение к репетитору происходит по критерию его основной работы в том вузе, куда планирует поступать ученик.

Сторонники данной формы образования считают, что частное репетиторство является эффективным дополнением к системе формального образования как для школьников и студентов, так и для преподавателей [1; 6]. Это связано с тем, что, по их мнению, частное репетиторство может улучшить обучение студентов, одновременно предоставляя больше возможностей для заработка штатным учителям и учащимся колледжей, студентам университетов (не являющимся учителями) для работы в качестве частных репетиторов. Таким образом происходит повышение уровня занятости части населения, его благосостояния.

Противники репетиторства утверждают, что, несмотря на эти преимущества, частные уроки вызывают негативные побочные эффекты на различных уровнях. На индивидуальном уровне частные уроки могут быть неэффективными, если они отнимают внимание и энергию учащихся, которые должны быть направлены на прохождение образовательной программы в рамках основной системы обучения [3; 4]. На уровне общества высокие затраты, связанные с частным репетиторством, могут усилить существующее социально-экономическое неравенство, создавая неравный доступ к образовательным ресурсам среди семей с разным социально-экономическим положением [11; 15]. Китай представляет собой интересный пример для изучения всего комплекса проблем, связанных с репетиторством.

За последнее десятилетие в Китае значительно выросло количество учебных заведений. В 2016 году по всей стране насчитывалось более 380 000 репетиторских учреждений, в которых работало около 8,5 млн наставников [12]. Репетиторство проводилось в различных формах — от индивидуальных занятий до встреч в небольших группах и масштабных лекций, с учебными материалами, адаптированными к потребностям клиентов в обучении.

Тем не менее наблюдатели в Китае выражают обеспокоенность по поводу этого быстро развивающегося рынка, особенно относительно негативной реакции тех, кто на нем функционирует, на обычное школьное образование. Значительная часть (15,9%) частных репетиторов в Китае

являются учителями обычных школ. Частное репетиторство, как считают эксперты, отвлекает этих учителей от их обычных преподавательских обязанностей. Некоторые учителя резервируют силы для частных уроков, зная, что они все равно будут получать свою стандартную зарплату, даже если их работа в школе не будет качественной.

Было обнаружено, что некоторые из недобросовестных учителей и в России, и в Китае намеренно предоставляют ученикам неполное обучение, чтобы «вынудить» их записаться на частные уроки репетиторства [12]. Более того, учащиеся могут уделять больше внимания частным репетиторским занятиям (независимо от того, проводятся ли они их обычными школьными учителями или нет), потому что они часто охватывают материалы, которые опережают школьное расписание и более ориентированы на подготовку к успешной сдаче экзаменов, что приводит к расхождению в программах школьного и частного обучения [13].

Также партнерство между репетиторством и школой при приеме, при котором формальные школы зачисляют успешных учеников на тесты, организованные репетиторскими учреждениями (содержание которых обычно выходит за рамки стандартных учебных программ), может исказить официальные процедуры приема и подорвать усилия правительства по продвижению сбалансированного развития образования. В связи с данным обстоятельством подобные проблемы побудили правительство Китая принять меры по регулированию рынка частного репетиторства. Тем не менее, несмотря на серию строгих правил, недавно введенных на рынке частного репетиторства Китая, более 100 миллионов учащихся начальных и средних школ по-прежнему прибегают к услугам частного репетиторства.

Доля учащихся, участвующих в частном репетиторстве (включая академическое и неакадемическое репетиторство), среди учащихся начальной, младшей и старшей средней школ в 2017 г. достигла 47,7%, 47,3% и 51,9% соответственно. Ежегодно китайские семьи тратят значительную сумму на частное репетиторство: только в 2017 г. средняя китайская семья потратила 5 616 юаней (примерно 832 долл. США), что составляет 21,6% от общего располагаемого дохода, на частное репетиторство. Временные затраты также значительны. Было подсчитано, что ученики начальной школы тратили 6 часов в неделю, а ученики средней школы — 15 часов в неделю на частные уроки во время обычных семестров и каникул. Ожидается, что участие в частном репетиторстве улучшит обучение студентов.

Обратим внимание еще на такие особенности репетиторства. Во-первых, репетиторство по конкретным предметам оказывает статистически значимое и положительное влияние на успеваемость учащихся средней школы по стандартным тестам по китайскому языку и математике, хотя по размеру это влияние невелико. Во-вторых, что, возможно, более важно, частное репетиторство в Китае, по-видимому, по своей природе ориентировано более на прохождение тестов, а не на выработку глубоких, систематических знаний и навыков. Оно повышает успеваемость учащихся в основном за счет улучшения их навыков сдачи тестов или предоставления им более широкого объема предметных знаний, а не за счет улучшения их общих когнитивных навыков и развития способностей.

Следует отметить основные отличия репетиторства от формального обучения. Влияние частного репетиторства неоднородно в подгруппах с разными характеристиками, что имеет серьезные последствия для усиления неравенства в образовании. Репетиторство в Китае в определенной степени больше, чем в России, предназначено для девочек и изначально неуспевающих учеников, что, с одной стороны, помогает уменьшить неравенство в образовании. В то же время в ряде случаев данная обучающая технология применяется и для учеников, стремящихся к более качественному, элитарному образованию, которое могут предоставить более обеспеченные родители, что может привести к усилению неравенства. Это присуще обеим странам.

Суть образовательной реформы дает ясное представление о тенденциях в современном российском обществе: усложнение всех сторон человеческой активности за счет возрастающей роли интеллектуальной составляющей, быстрого устаревания информации, необходимость немедленной адаптации к меняющимся требованиям рынка труда и постоянное профессиональное развитие. Обществу нужны профессионалы, способные делать исследования не только в области науки, но и практически в любой другой области [9].

Это определяет важность познавательной активности учащихся, которая является ключевым направлением их деятельности. В свою очередь, требуется развитие исследовательских навыков для получения приемлемых междисциплинарных результатов в рамках основной образовательной программы. И в России, и в Китае существует потребность в учителе нового типа, способном проводить собственные исследования, осуществлять репетиторство в случае необходимости без ограничений

основного учебного процесса и создавать условия для осуществления аналогичной деятельности учащихся.

В практике репетиторства выработаны методики, которые целесообразно перенести в официальную массовую школу.

Во-первых, следует отметить повышенный уровень мониторинга изучаемого материала при тьюторстве, тщательную, а не формальную проверку заданий, которые ученик выполняет самостоятельно. Так, зачастую при проверке большого объема заданий в классе учитель уже не успевает объяснять подробно допущенные ошибки, тогда как частный учитель предпочтет сконцентрировать внимание ученика именно на этом. Проработка слабых мест, а не быстрое прохождение учебной программы «по верхам» позволит достичь фундаментальных знаний, ликвидировать имеющиеся пробелы. Это позволит успешно пройти все тестовые задания, сдать выпускные экзамены.

Во-вторых, репетитор заинтересован в повышении уровня знаний конкретного ученика. В связи с данным обстоятельством формируется устойчивая обратная связь, при которой репетитор постоянно побуждает своего подопечного отвечать, где и что ему непонятно. Именно наличие постоянной обратной связи позволяет достичь необходимых высоких показателей обучения.

В-третьих, репетитор напрямую заинтересован в интенсивном обучении, когда за сжатый промежуток времени предоставляется больший объем знаний, причем многие информационные блоки носят элективный, инновационный характер. Для этого используются иллюстративные, наглядные материалы, выполненные различными маркерами на листах формата А4, А5 с вклейками различных блоков. Задействуется более высокая схематизация материала, классификационные таблицы, данные из различных учебников, а не одного, рекомендованного в рамках государственной программы обучения.

Особый интерес представляет работа репетитора, направленная на углубленное обучение, решение задач повышенной трудности. Обучение «на высоком уровне трудности», как отмечал еще Л. В. Занков, является важным принципом развивающего обучения, нацелено на развитие детской одаренности. Этому также способствует дифференцированный подход, при котором учитывается не только успешность ребенка, но и его творческий потенциал.

Данные эффективные формы и методы репетиторства представляют

интерес и для учителей обычных школ, поскольку позволяют повысить заинтересованность учащихся в обучении, их мотивацию и познавательную активность, способствуют сотрудничеству педагога и обучающихся.

Список источников / References

1. Bhorkar S., Bray M. The expansion and roles of private tutoring in India: From supplementation to supplantation // International Journal of Educational Development. 2018. No. 62. P. 148-156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.03.003.

2. Bray M., Kwok P. Demand for private supplementary tutoring: Conceptual considerations, and socio-economic patterns in Hong Kong // Economics of Education Review. 2003. Vol. 22, No. 6. P. 611620. DOI: https://doi.org/10.1016/S0272-7757(03)00032-3.

3. Chinese Society of Education: Investigation report on current situations of after-school tutoring institutions and tutors in China [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/ w84dYy77VoFznoOLxWUgrw? (дата обращения: 17. 02. 2022). [In Chinese].

4. Choi J., Cho R. M. Evaluating the effects of governmental regulations on South Korean private cram schools // Asia Pacific Journal of Education. 2016. Vol. 36, No. 4. P. 599-621. DOI: https://doi.org/ 10.1080/02188791.2015.1064356.

5. Damayanthi B. W. R. Academic performance of students: The effect of classroom level factors and private tutoring // American Journal of Educational Research. 2018. Vol. 6, No 3. P. 262-269. DOI: https://doi.org/10.12691/education-6-3-13.

6. Kim K. -M., Park D. Impacts of urban economic factors on private tutoring industry // Asia Pacific Education Review. 2012. Vol. 13, No. 2. P. 273-280. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-011-9192-7.

7. Liu J. Review of Regulatory Policies on Private Supplementary Tutoring in China // ECNU Review of Education. 2018. Vol 1, No. 3. P. 143-153. DOI: https://doi.org/10.30926/ecnuroe2018010307.

8. Макеев П. А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ // Journal of Institutional Studies. 2019. № 4. С. 106-120.

9. Sergeeva M. G., Poliakova Ia. V., Petrova M. G. et al. Tutoring as the pedagogical technology for the development of research skills in language students // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, Num Especial. P. 249-259.

10. Zhang W., Bray M. Shadow education: The rise and implications of private supplementary tutoring // Spotlight on China: Changes in education under China's market economy / S. Guo, Y. Guo (Eds.). Rotterdam: Sense Publishers, 2016. P. 85-99. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6209-881-7_6

11. Zhang W. The demand for shadow education in China: Mainstream teachers and power relations // Asia Pacific Journal of Education. 2014. Vol. 34, No. 4. P. 436-454. DOI: https://doi.org/10.1080/0218 8791.2014.960798.

12. Zhang W. Regulating private tutoring in China: Uniform policies, diverse responses // ECNU Review of Education. 2019. Vol. 2, No. 1. P. 25-43. DOI: https://doi.org/10.1177/2096531119840868.

13. Zhang Y. Does private tutoring improve students' National College Entrance Exam performance? A case study from Jinan, China // Economics of Education Review. 2013. No. 32. P. 1-28. DOI: https://doi. org/10.1016/j .econedurev.2012.09.008.

Информация об авторе

Сунь Давэй — аспирант кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования Information about the author

Soon Dawei — Postgraduate student at the Chair of History and Philosophy of Education, Faculty ofTeacher Education

Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 02.03.2022. The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 02.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.