Научная статья на тему 'РЕПЕТИТОРСТВО КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕПЕТИТОРСТВО КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2547
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕТИТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ РЕПЕТИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИИ РЕПЕТИТОРА / TUTOR / PEDAGOGICAL ACTIVITY / FEATURES OF TUTORING / TUTOR’S FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санников Д. А.

Рынок репетиторских услуг расширяется с каждым годом, все больше привлекая внимания научного сообщества к такому субъекту образовательного процесса, как репетитор. Однако в большинстве современных исследований рассматриваются экономические и социальные эффекты репетиторства, в то время как сама репетиторская деятельность является педагогической. В статье проводится анализ деятельности репетитора и ставящихся перед ним задач, выявляются педагогические технологии и качества, которые являются наиболее важными с точки зрения учащихся и их родителей. Проведенный анализ и собственное исследование позволили автору статьи сформулировать наиболее востребованные функции репетиторства и выдвинуть гипотезу о том, что они могут быть оптимизированы .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS A TYPE OF TEACHING ACTIVITY

The market of tutoring is growing every year. A tutor as an agent of education has become the focus of numerous studies. However, most studies limit themselves to economic and social effects of tutoring while tutoring is, actually, a pedagogical activity. The paper analyses tutoring and its aims. It identifies pedagogical methods and qualities that both students and their parents find crucial. The research determines essential functions of tutoring and hypothesizes that there is room for their improvement .

Текст научной работы на тему «РЕПЕТИТОРСТВО КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-189-195

Д. А. Санников

РЕПЕТИТОРСТВО КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рынок репетиторских услуг расширяется с каждым годом, все больше привлекая внимания научного сообщества к такому субъекту образовательного процесса, как репетитор. Однако в большинстве современных исследований рассматриваются экономические и социальные эффекты репетиторства, в то время как сама репетиторская деятельность является педагогической. В статье проводится анализ деятельности репетитора и ставящихся перед ним задач, выявляются педагогические технологии и качества, которые являются наиболее важными с точки зрения учащихся и их родителей. Проведенный анализ и собственное исследование позволили автору статьи сформулировать наиболее востребованные функции репетиторства и выдвинуть гипотезу о том, что они могут быть оптимизированы.

Ключевые слова: репетитор, педагогическая деятельность, особенности репетиторской деятельности, функции репетитора.

D. Sannikov

TUTORING AS A TYPE OF TEACHING ACTIVITY

The market of tutoring is growing every year. A tutor as an agent of education has become the focus of numerous studies. However, most studies limit themselves to economic and social effects of tutoring while tutoring is, actually, a pedagogical activity. The paper analyses tutoring and its aims. It identifies pedagogical methods and qualities that both students and their parents find crucial. The research determines essential functions of tutoring and hypothesizes that there is room for their improvement.

Keywords: tutor, pedagogical activity, features of tutoring, tutor's functions.

Рынок репетиторских услуг постоянно расширяется как в России, так и за рубежом. По данным исследования экспертов РАНХиГС, российский рынок репетиторства к началу 2018 года составлял почти два миллиарда долларов, что почти в семь раз превышает показатели 2000 года. Ежегодный прирост востребованности частных образовательных услуг находится на уровне 3-5%. По данным того же исследования, услугами репетитора пользуются около 40% школьников. Опыт исследования спроса частных образовательных услуг за рубежом подтверждает тенденцию роста востребованности таких услуг. В разных странах за помощью к репетиторам обращаются от 42% до 86% опрошенных учеников [14]. По прогнозам

специалистов, рынок частных образовательных услуг продолжит свой рост примерно на том же уровне.

Подобная тенденция может быть вызвана крайней консервативностью школы, как образовательного института, в то время как дополнительное образование ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей и запросов самого ученика. Другой причиной роста популярности репетиторских услуг может являться слабая персонификация школьного образования. По ряду объективных причин школьный преподаватель не может должным образом дифференцировать образовательный процесс, учитывая уровень способностей каждого из учеников, трудолюбия и интереса к определенным учебным

дисциплинам. Это влечет за собой появление у учеников так называемых «образовательных ниш» — неудовлетворенных образовательных потребностей. В подобных ситуациях большинство родителей начинает искать возможности «закрыть» образовавшиеся «пробелы» и обращаются за помощью к репетиторам. По мнению А. А. Наумовой, к макрофакторам, вызывающим интерес к репетиторству, можно отнести долю государственных расходов на образование, особенности системы образования и рынка труда [6]. В качестве микрофакторов могут выступать личностные образовательные потребности, семейные ценности, уровень дохода в семье. В то же время, по мнению Т. В. Базжиной, повышению спроса репетиторских услуг способствует снижение коммуникативной культуры в школе в системе «ученик — учитель» [1].

Расширяясь, рынок репетиторских услуг привлекает к себе все большее внимание научного сообщества и нуждается в детальном исследовании. Анализ современных исследований в области частного дополнительного образования и рынка репетиторских услуг показал, что для большинства исследователей репетитор интересен в качестве экономической единицы этих взаимодействий. Ряд исследований ставит перед собой задачу рассмотрения экономических эффектов репетиторства, некоторые исследования изучают социальные эффекты и возникающие при этом социальные неравенства, другие — отсутствие официального законодательно закрепленного статуса репетитора и возникающий при этом «нормативный вакуум». Однако мало таких исследований, которые рассматривали бы методическую сторону репетиторства: поведенческие тактики и педагогические технологии, используемые им в ходе проведения занятий, качества репетитора как педагога, которые отличают его от школьного преподавателя и позволяют ему достигать поставленных перед ним задач. Актуальность подобного рода исследования может быть также обоснована тем, что среди репетиторов есть специалисты в области

своего предметного знания, которым не хватает дидактических навыков (навыков объяснения и подачи материала), и наоборот, некоторые репетиторы хорошо могут объяснить материал и легко находят с учащимся общий язык, однако недостаточно компетентны в области преподаваемого предмета. С этой точки зрения необходимо провести анализ его деятельности, выделить в ней наиболее важные качества и поведенческие тактики, которые обеспечат ему реализацию деятельности и достижение планируемых результатов, выделить особенности в применении педагогических технологий и форм проведения урока.

Анализом такого субъекта образовательного процесса, как «репетитор», занимается Н. Г. Крылова в статье «Репетиторы выходят из тени», в которой она приводит свой взгляд на данный вид педагогической деятельности. Она рассматривает его «во-первых, как вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определенному предмету индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение... Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определенные потребности. В-третьих, это особый вид образовательной услуги» [5, с. 41]. А. А. Наумова предлагает свое определение: «Под репетиторством мы будем понимать вид платных образовательных услуг, представляющий собой дополнительные учебные занятия по предметам школьной программы с целью закрепления или углубления знаний» [6, с. 126].

Однако вышеприведенные определения термина «репетитор» не являются исчерпывающими в области целеполагания и задач, которые ставятся перед современным репетитором. На сегодняшний день формы самой репетиторской деятельности различны. Зачастую они целиком и полностью определены спросом и ставящимися перед репетитором задачами, так как «репетиторство» — это образовательная услуга, работа «по заказу».

Их можно классифицировать по ряду признаков. Например, по числу участников образовательного процесса: индивидуальные занятия, занятия в малых группах, групповые занятия и т. д. По целям и задачам занятий: курсы по подготовке к сдаче экзамена, уроки по общеобразовательной школьной программе, занятия и консультации по углублению знаний в конкретной области и т. д. По организационному признаку: онлайн-занятия, частные уроки на дому у ученика, занятия в аудитории преподавателя и т. д.

Не менее разнообразны задачи, которые ставятся перед преподавателем-репетитором заказчиками образовательных услуг (родителями ученика, реже — самим учеником). Исследованием востребованности задач и направлений деятельности репетиторов в 2018 году занималась Е. Н. Шипкова. В нем были опрошены репетиторы и родители учеников с 5 по 11 класс с целью выявить характер и степень востребованности задач, ставящихся перед репетитором. По результатам исследования можно говорить о том, что в области задач можно выявить три основных направления (по степени убывания востребованности со стороны учеников и их родителей):

• подготовка к решению конкретных образовательных задач (около 87% опрошенных);

• восполнение пробелов в знаниях по уже пройденным общеобразовательным программам и помощь ученику в освоении нового материала (около 39% опрошенных);

• удовлетворение личных образовательных запросов ученика и повышение его интереса к изучаемой дисциплине (около 24% опрошенных) [10].

Список отображает «запрос» учащихся и их родителей к репетитору. Анализ «предложения» репетиторов (направлений, по которым они готовы работать и оказывать образовательные услуги) показал, что он отличается от «спроса» лишь численно, сохраняя общие тенденции.

Степень достижения задач, ставящихся перед репетитором, оценивается в первую очередь по достижению учеником тех или иных целей и получению им образовательных результатов. Однако исследования в сфере эффективности работы репетиторов дают достаточно противоречивые результаты. В Германии и Японии наблюдается положительная взаимосвязь между индивидуальными дополнительными занятиями и академическими успехами учеников, тогда как исследования в Корее и Сингапуре такой связи не обнаружили [11; 12; 13; 15]. В России наиболее масштабное исследование в данной области было проведено в 2016 году институтом ВШЭ с 2936 учениками выпускных классов. В результате не была выявлена и подтверждена связь между занятиями у репетитора и высокими баллами на экзамене [9]. Однако стоит с осторожностью относиться к результатам подобных исследований, потому что ни в одном из них не была должным образом обеспечена независимость частных занятий от внешних факторов.

Несмотря на споры об эффективности занятий с репетитором, спрос на подобные услуги постоянно увеличивается. Анализ востребованности подобных образовательных услуг и уровень удовлетворенности результатами такой модели обучения объясняет устойчивое положение подобной преподавательской практики на рынке образовательных услуг.

Портрет современного российского репетитора сформировала в своем исследовании А. А. Наумова [7]. Выводы по ее работам показали, что чаще всего современный репетитор — это специалист с высшим образованием, чаще не педагогическим, а профильным (по преподаваемой дисциплине). Он работает или имеет небольшой опыт в сфере образования. Чаще всего предложения на рынке репетиторских услуг связаны с подготовкой к итоговой государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по предметам математики, русского или иностранного языков.

«Типичный репетитор» по данным того же исследования имеет опыт работы частным преподавателем от 5 до 10 лет.

Для того чтобы быть востребованным, репетитору следует ориентироваться на запрос. Будет полезным знать, какие качества (личные и профессиональные) важны для учеников и родителей в первую очередь. Это поможет ему привлечь внимание к своим образовательным услугам и сделать свою работу более эффективной. По данным исследования Л. Б. Райхельгауз, первостепенными качествами репетитора являются «владением преподаваемой дисциплиной» и «способность доступно объяснить материал» [8]. Следующие по важности качества у учеников и их родителей начинают отличаться. Для родителей оказались также важными «умение мотивировать ученика к самостоятельному изучению предмета» и «уравновешенность», в то время как ученики обращают внимание на «терпеливость», «умение заинтересовать» и «готовность помочь».

Проведенное собственное исследование по изучению мнения учеников, занимающихся с репетиторами их родителей, было осуществлено в 2019 году. В фокусированном интервью приняли участие 50 учащихся и родителей, чьи дети пользуются услугами частного преподавателя. Также был проведен контент-анализ отзывов с различных интернет-площадок, предоставляющих репетиторские услуги, таких как «Ваш репетитор», «UpStudy.ru», «Виртуальная академия», «Profi.ru». Выборку составило около 1500 отзывов, оставленных родителями учеников и самими учащимися. В выборке учитывались как условно «позитивные», так и условно «негативные» отзывы. По итогам проведенного частотного анализа отзывов и результатов фокусированного интервью были получены приоритетные качества репетитора, его умения и навыки, на которые в первую очередь ориентируются ученики и их родители при выборе репетитора и оценке результатов его деятельности, а также факторы,

которые «отталкивают» и создают негативное отношение к занятиям.

К «положительным» качествам репетитора ученики в первую очередь отнесли «умение создать комфортную и дружелюбную обстановку на занятии», «интересную и доступную подачу материала» и «академические знания преподавателя». Для родителей наиболее важными оказались «умение обеспечить индивидуальный подход к особенностям и запросам ученика», «умение найти подход и установить психологический контакт с учеником» и «развитие личных качеств ученика».

К негативным и «отталкивающим» качествам частного преподавателя ученики и их родители отнесли «отсутствие пунктуальности», «перенасыщение материалов урока теоретическими элементами», «конфликтность преподавателя» и «отсутствие ориентации преподавателя на индивидуальные образовательные запросы ученика».

Исходя из вышеприведенных результатов исследований, можно заключить, что при всем многообразии форм и способов деятельности репетитора, его основная функция — фасилитаторская. С английского «facilitate» переводится как «содействовать, способствовать, продвигать». Поэтому репетитор должен уметь стимулировать процесс обучения, инициировать деятельность ученика, создавать благоприятную эмоциональную и интеллектуальную обстановку. Эта позиция подтверждается исследованиями Н. Г. Крыловой, в которых она приводит доводы в пользу тех преподавателей, которые ориентированы на учащегося и выполняют сопроводительные функции. Учителя, придерживающиеся фасилитаторского стиля в работе, легче находят с учеником общий язык и устанавливают с ним глубокие взаимоотношения. Они глубоко понимают учащихся, выявляют ведущие цели и мотивы их поведения и умеют прогнозировать развитие их личности. Чаще всего они выполняют все функции, возложенные на них: консультативную, посредническую, психолого-профилактическую [4].

Школьные преподаватели также оказывают частные образовательные услуги. Понятия «репетитор» и «школьный преподаватель» различны. Их методы работы, используемые ими образовательные технологии, тактики ведения урока и степень вовлеченности участников в процесс обучения кардинально отличаются. Однако по данным нескольких исследований, по разным подсчетам от 20% до 70% школьных преподавателей «подрабатывают» и оказывают частные образовательные услуги [2; 3]. Несмотря на вышеупомянутые различия, репетиторство можно рассматривать не иначе как вид педагогической деятельности. Поэтому его методы и поведенческие стратегии, используемые в работе, могут являться источником нового педагогического знания.

Исходя из результатов научного обзора по тематике и формам деятельности репетитора и его места в системе образования РФ, следует некое противоречие между отсутствием официального статуса такого субъекта образовательного процесса, как «репетитор», и все возрастающим интересом со стороны учеников и их родителей к услугам частных преподавателей. Возникает проблема нехватки комплексного понимания содержания и результатов репетиторской деятельности. Данное противоречие побудило автора статьи к исследованию вышеупомянутой проблемы.

Предполагаемым объектом исследования является педагогическая деятельность. В качестве предмета исследования рассматриваются функции профессиональной педагогической деятельности репетитора.

Автором статьи была выдвинута гипотеза о том, что педагогические технологии и поведенческие тактики репетитора могут быть оптимизированы. В результате анализа деятельности репетитора и соотнесения этой деятельности с деятельностью школьного педагога, предполагается выявить ее особенности: поведенческие тактики, методы индивидуализации образовательного процесса, используемые им образовательные

технологии и т. д. Также необходимо обратить внимание на получаемые в ходе деятельности репетитора образовательные результаты, которые могут быть представлены на основе современных федеральных государственных образовательных стандартов, в которых выделяется три типа образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные.

Результатом подобного исследования могут быть образовательные концепции, содержащие в себе описание задач, содержания и результатов репетиторской деятельности. Эти материалы, носящие исключительно рекомендательный характер и являющиеся источником нового научного знания, могут быть полезны всем участникам образовательного процесса. Они помогут каждому из них сделать процесс обучения более осознанным.

В подавляющем большинстве случаев родители выступают в качестве инвесторов, поэтому им подобные концепции помогут лучше ориентироваться на рынке образовательных услуг, сделать выбор репетитора более осознанным и грамотным, а также понять: когда репетитор действительно нужен и каких образовательных результатов он может помочь достичь учащемуся в ходе этих занятий.

Для ученика, как главного субъекта этих взаимодействий, разработанные концепции помогут понять: для чего именно он посещает занятия с репетитором и на развитие каких навыков и умений при самостоятельной работе дома ему нужно обратить внимание в первую очередь, что может принести ему максимальный результат. Это может решить ряд мотивационных проблем, позволит ученику самому оценить результат занятий с репетитором и активизировать свою познавательную деятельность.

Для репетитора — это ориентир, который сделает его работу более целенаправленной. Зачастую перед ним ставятся вполне конкретные цели предметного характера — достижение максимального балла на экзамене

или предметной отметки в школе. Однако стоит учитывать, что достижение такого рода результатов, особенно высокого уровня, невозможно без развития личностных и мета-предметных навыков ученика. Учет этих особенностей поможет репетиторам, работающим без какой-либо методики, грамотно выстроить схему своей работы, а тем, кто уже осуществляет свою деятельность по плану, сделать свою работу более результативной.

Школьный преподаватель сможет выделить для себя те особенности деятельности репетитора, которые позволят ему сделать процесс обучения более индивидуализированным и результативным. Он сможет отметить методы и стратегии профессионального поведения в ходе проведения урока, позволяющие создать благоприятную обстановку на уроке, учитывать индивидуальные психологические и личностные особенности ученика.

Таким образом, следует отметить, что такое распространенное явление, как «репетитор» на сегодняшний день привлекает к себе внимание исследователей гораздо больше как экономическая единица образовательного процесса, и недостаточно изучена его деятельность как педагога: применение им педагогических технологий использование различных поведенческих тактик для достижения поставленных целей и реализации задач.

Проведенный анализ статей и собственное исследование репетиторской деятельности помогли выявить наиболее важные качества современного репетитора, которые в первую

очередь востребованы у учеников и их родителей: репетитор должен выполнять фасилитаторскую функцию, уметь установить психологический контакт с учеником, создать благоприятную психологическую обстановку во время занятия, быть компетентным в области преподаваемой дисциплины и уметь мотивировать ученика к самостоятельному изучению материала. Данные тенденции были подтверждены исследованиями Н. Г. Крыловой [4] и А. А. Наумовой [6], однако стоит отметить, что в вышеупомянутых исследованиях нет рекомендаций по тому, как эти качества могут быть оптимизированы с целью повышения качества предоставляемых услуг.

Исследовательская проблема и научный интерес заключается в том, что работа репетитора имеет свои особенности и специфику. Один и тот же преподаватель в условиях школы и частных занятий выстраивает совершенно различные взаимоотношения с учеником, применяет различные образовательные технологии и стратегии профессионального поведения. Раскрытие специфики работы репетитора, изучение методов его работы, используемых стратегии поведения и педагогических условий, создаваемых им в процессе обучения, помогут выяснить, каким образом школьный преподаватель может улучшить свою работу и индивидуализировать процесс обучения, повысить уровень заинтересованности и вовлеченности учеников в образовательный процесс. Изучение репетиторского опыта может внести коррективы в методику подготовки педагогических кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базжина Т. В. В ожидании экспертного влияния // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 287-297.

2. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. 2012. № 2. С. 115-123.

3. Бугулова И., Зайков Н., Ивойлова И. На частном слове. Каждый четвертый школьник готовится к ЕГЭ с репетитором // Российская газета. 2017. № 58 (7224). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/03/20/uchenye-podgotovka-k-ege-s-repetitorom-pribavit-lish-neskolko-ballov.html (дата обращения: 16.03.2020).

4. Крылова Н. Г. Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 1. С.32-35.

5. КрыловаН. Г. Репетиторы выходят из тени // Народное образование. 2011. № 5 (1408). С. 180-184.

6. Наумова А. А. Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 126-132.

7. Наумова А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 68-78. https://www.doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.008

8. Райхельгауз Л. Б. Репетиторство как социально-педагогический феномен // Социально-политические исследования. 2019. № 3 (4). С. 106-114. https://www.doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10515

9. Соболевская О. В. Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ // Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. 2016, 18 января. [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177663890.html (дата обращения: 15.01.2020).

10. Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. C. 39-46.

11. Cheo R., Quah E. Mothers, maids, and tutors: An empirical evaluation of their effect on children's academic grades in Singapore // Education Economics. 2005. Vol. 13. No. 3. P. 269-285. https://doi.org/10.1080/09645290500073746

12. Lee J. Two worlds of private tutoring: The prevalence and causes of after-school mathematics tutoring in Korea and the United States // Teachers College Record. 2007. Vol. 109. No. 5. P. 1207-1234.

13. Mischo C., Haag L. Expansion and effectiveness of private tutoring // European Journal of Psychology of Education. 2002. Vol. 17 No. 3. P. 263-273.

14. Ng T., Li M. Private tutoring, teacher performance pay, and incentives to teach badly. 2015. [Online]. Available at: http://homes.chass.utoronto.ca/~ngkaho/Research/Tutoring.pdf (accessed 03.02.2020).

15. Stevenson D. L., Baker D. P. Shadow education and allocation in formal schooling: Transition to university in Japan // American Journal of Sociology. 1992. Vol. 97. No. 6. P. 1639-1657. https://doi.org/10.1086/229942

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.