уДК 316.44
10.52070/2500-347Х_2021_1_842_236
Ю. А. Смирнова
аспирант
кафедры социологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета [email protected]
ПРЕКАРНЫЕ фОРМЫ ЗАНЯТОСТИ
В сфере высшего образования
Согласно данным Росстата более трети граждан, официально занятых в образовательной сфере, совмещают работу с прекарной занятостью, наиболее распространенной формой которой является репетиторство. Является ли репетиторство отражением несовершенства системы образования, формой индивидуализации обучения или хорошим источником дохода для преподавателей и студентов? Каков социальный портрет репетитора. Кто является целевой аудиторией для данной категории граждан, занятых в образовательной сфере? В данной статье сделана попытка дать ответы на эти вопросы.
Ключевые слова: занятость; прекарная занятость; репетиторство; репетитор; образовательная сфера.
Y. A. Smirnova
Postgraduate of Sociology Department
Institute of International Relations and Social and Political Sciences
Moscow State Linguistic University
PRECARIOUS EMPLOYMENT FORMS IN HIGHER EDUCATION SCOPE
According to Rosstat data, more than a third of officially employed in the educational sector balance work with precarious employment. The most widespread form of precarious employment in the sphere of education is tutoring. Whether tutoring is a reflection of an imperfect education system, a form of education individualization, or a source of income for teachers and students? What is the social profile of the tutor and who is the target audience for this category of employees? This article attempts to answer these and some other questions.
Key words: employment; precarious employment; tutoring; tutor; sphere of education.
Введение
Прекарность (от англ. precarity - ненадежность, нестабильность) трудовой занятости проявляется во всех сферах экономики, при этом образовательная сфера также не является исключением.
Согласно статистическим данным Министерства науки и высшего образования РФ, численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в Москве в 2019 году составила 47,5 тысяч человек. Из них, молодые преподаватели в возрасте 25-45 лет составляют 35 % профессорско-преподавательского состава московских вузов, более четверти (26 %) преподавателей - старше 65 лет. Ученую степень кандидата наук имеют 53% кадров, доктора наук - 19 %. Ученое звание доцента есть у 32 % преподавателей вузов, а профессора - лишь у 13 %. Кроме того, на условиях внешнего совместительства образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования осуществляют еще 12 тыс. сотрудников, еще порядка 5 тыс. трудоустроены по договорам гражданско-правового характера [Сведения об организации ... URL].
Согласно данным Росстата за 2019 год, неформальная занятость в сфере образования насчитывает 169 тыс. человек по России, что на 10 % выше, чем в 2017 году. Из них 35 % совмещают основную работу в формальном секторе с неформальной занятостью [Рабочая сила, занятость ... 2020].
Если обратиться к анализу причин, по которым преподаватели обращаются к прекаризованным формам занятости, то стоит отметить следующие: занятость чаще всего не на полную ставку (от 0,1 до 0,9 ставки), недостаточно высокий уровень заработной платы, заключение срочных трудовых договоров, повышение интенсивности труда, увеличение норм учебной нагрузки.
В образовательной сфере широко распространены следующие формы прекарной занятости:
• репетиторство;
• написание студенческих работ;
• написание статей, копирайтинг;
• переводческие услуги;
• создание онлайн-курсов и видеоуроков и пр.
Юридически для таких видов деятельности преподаватель обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или самозанятого. На деле, многие преподаватели никак не регистрируют подобную деятельность, попадая тем самым в группу прекарных форм занятости - неустойчивую, незащищенную и ничем негарантированную трудовую деятельность.
Распространенность прекарных форм занятости на примере лингвистического вуза
Согласно результатам исследования среди студентов и преподавателей Московского государственного лингвистического университета, проведенного в апреле-мае 2020 года1, примерно половина преподавателей имеет опыт оказания платных услуг во внерабочее время. К ним относятся: образовательные лингвистические услуги (репетиторство) - 29 %, переводческие услуги (письменный перевод) - 22 %, переводческие услуги (устный перевод) - 14 %, а также консалтинговые услуги - 7 % и др.
При этом 78 % преподавателей находятся на штатной должности в вузе. Среди определяющих мотивов работы в вузе преподаватели отмечают следующие: возможность заниматься любимым делом, работать с молодежью, желание работать по полученной специальности, возможности для самореализации и личностного развития, благоприятная морально-психологическая атмосфера. Таким образом, удовлетворенность преподавателей своей профессиональной деятельностью в вузе строится на основе преобладания альтруистических (социально значимых) мотивов.
Прекарная занятость в формате репетиторства и оказание переводческих услуг свойственны больше молодым преподавателям в возрасте до 35 лет. Примерно половина преподавателей (45 %), подрабатывающих репетиторством по иностранным языкам не имеют ни ученой степени, ни звания.
Оценивая материальное положение своих семей, представители профессорско-преподавательского состава отмечают его низкий
1 Исследование проведено Социологической лабораторией МГЛУ методом онлайн-опроса = 554, выборка вероятностная стратифицированная
пропорциональная; Мстуд =1974, выборка вероятностная случайная бесповторная; ошибка выборки 1,75 %). Выборка соответствует объему и параметрам генеральной совокупности.
уровень, что подтверждает вовлеченность свыше 50 % преподавателей во вторичную прекарную занятость в виде оказания различных образовательных, переводческих и консалтинговых услуг (среди молодых преподавателей-лингвистов данный показатель - свыше 70 %).
Среди факторов неудовлетворенности преподавательской деятельности в вузе, которые, с наибольшей вероятностью, и определяют развитие форм прекарной занятости среди преподавателей, на первом месте стоит неудовлетворенность системой материального и нематериального поощрения преподавателей, возможностями участия в программах международного обмена, стажировок и др.
Стоит отметить, что прекарная занятость распространена и среди студенческого состава. Так, 42 % студентов имеет опыт оказания платных услуг в формате образовательных лингвистических услуг (репетиторство), 14 % - услуг письменного перевода. Подобные формы занятости распространены как среди студентов Ш-1У курсов бакалавриата, так и среди магистрантов и аспирантов.
Наиболее распространенной формой прекарной занятости в сфере высшего образования является репетиторство, поэтому далее в статье мы подробнее рассмотрим данный вид деятельности.
Зарубежный опыт организации репетиторства
В мировом масштабе репетиторство, или частное дополнительное обучение, долгое время было характерно в основном для стран Восточной Азии, но в последние десятилетия данный тип «теневой» системы образования распространен и в странах Европы, Северной Америки и Африки. Степень распространенности репетиторства обусловливается прежде всего культурными особенностями. Так, в азиатском типе культур, особенно в тех, которые находятся под влиянием конфуцианских традиций, большое значение уделяется усилиям в обучении, тогда как европейские и североамериканские типы культур делают акцент на способностях человека. Большую роль в распространении репетиторства играют также экономические условия и тип образовательной системы государства.
Репетиторство рассматривается как инвестиция в повышение будущей конкурентоспособности на рынке труда. В то же время данный формат обучения выступает фактором усиления социальной стратификации.
Исследователи выделяют четыре основных направления социальной политики государств в отношении репетиторства:
1) игнорирование данного явления - в силу того, что правительства не могут или не желают контролировать распространение данного типа занятости в сфере образования;
2) запрет на частное репетиторство;
3) признание и регулирование распространения репетиторства -в данном случае возникает вопрос о мерах регулирования;
4) поощрение репетиторства - такая политика наименее распространена [Bray 2003].
Российский рынок репетиторских услуг
По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы, с 2000 года российский рынок репетиторских услуг вырос в шесть раз. Так, в 2017 году рынок репетиторских услуг в России составил практически 2 млрд долл. США1.
Согласно данным исследования рынка репетиторских услуг компании «inFOLIO Research Group», до 38 % преподавательского состава высшей школы занимаются репетиторством. По данным Центра социологии образования Института управления образованием РАО, проанализировавшего наиболее популярные и посещаемые интернет-ресурсы, предлагающие услуги репетиторства в Москве, из 76 тыс. зарегистрированных на сайте репетиторов 36 % составляют преподаватели вузов. При этом каждый третий репетитор является кандидатом или доктором наук2.
В зависимости от места проведения занятий, выделяют четыре формы репетиторства:
1) индивидуальные очные занятия «на дому». Такой форме занятий свойственен индивидуальный подход и сравнительно высокая стоимость, в отличие от групповых форм занятий;
2) групповые очные занятия в специальном помещении;
3) онлайн-занятия на образовательных платформах или в мес-сенджерах. Довольно популярный формат занятий, позволяющий заниматься с учениками из других городов и даже стран.
1 URL: https://vm.ru/society/336266-ostatsya-posle-urokov-rynok-repetitorskih-uslug-vyros-v-shest-raz-s-nachala-veka.
2 URL: http://infolio-rg.ru/about/publication/2364.
Большое распространение этот тип репетиторства получил в недавних условиях пандемии. По данным «Российской газеты», «коронавирус изменил рынок репетиторства в России. Спрос на он-лайн-занятия резко возрос»1;
4) заочное репетиторство, носящее больше рекомендательный характер. В данном формате преподаватель предоставляет учебные материалы, проводит несколько вводных лекций, а далее отправляет учащимся контрольные работы для проверки знаний.
Еще один новый вид репетиторства - помощь студентам и школьникам с выполнением цифровых домашних заданий.
Цены на репетиторство незначительно различаются по предметам. Так, средняя цена часа занятия по наиболее популярным предметам - русскому языку, математике или английскому - составляет 900-1000 рублей. На цену занятия оказывает влияние статус и стаж работы репетиторов. К примеру, студенты берут менее 700 рублей за час занятия, а преподаватели вузов и носители иностранных языков -более 1100 рублей за час.
Если анализировать факторы, способствующие росту спроса на репетиторство в обществе, можно выделить такие «макрофакторы, как доля государственных расходов на образование, особенности системы образования и рынка труда в конкретном государстве, национальные культурные ценности. Среди микрофакторов выделяют личностные образовательные потребности, семейные ценности, уровень доходов семьи, уровень образования родителей, место проживания» [Наумова 2018б, с. 127]. Студенты и аспиранты вузов используют данную форму занятости в качестве подработки с возможностью устанавливать гибкий график, проводить занятия онлайн или по близости к дому или месту учебы. Преподаватели на пенсии могут при помощи репетиторства получать дополнительный доход к пенсии [Кашурни-ков, Кириллов 2019].
Контент-анализ отзывов учеников одного из наиболее популярных специализированных сайтов «Ваш репетитор» позволял выявить ключевые причины обращения к услугам репетиторов. Среди них можно выделить следующие: прежде всего, «восполнение пробелов в знаниях по какому-либо предмету, подготовка к выпускным экзаменам в школе и / или к вступительным испытаниям в вузе, подготовка
1 URL: https://rg.ru/2020/05/13/v-rossii-rezko-vyros-spros-na-uslugi-repetitorov-onlajn.html.
ребенка к обучению в школе, сопровождение его обучения в начальной школе, профессиональные цели взрослых людей, направленные на повышения в должности и т.п., закрытие студентами задолженностей по учебным дисциплинам, смена школьной программы или переход в другую школу» и т. д. [Наумова 2018а, с. 74].
Социальный портрет репетитора
Репетиторов как социальную группу можно типологизировать, выявив несколько типичных социальных портретов, каждый из которых имеет свои особенности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Типичные социальные портреты репетиторов
Социальный «Новички» «Опытные» «Коррупционеры» «Пенсио
тип неры»
репетитора
Представители Студенты, Преподавате- Преподаватели, Бывшие пре-
аспиранты, ли с опытом имеющие «свя- подаватели,
недавние работы, зи» в приемной и вышедшие
выпускни- демонстри- экзаменационной на пенсию.
ки вузов, рующие комиссии, знающие Работают
малоопытные эффективную программы экзаме- с максималь-
школьные репетитор- нов, готовые ной отдачей,
учителя, скую деятель- обеспечить вы- хорошее
«самоучки» ность сокий проходной знание
балл предмета
Стоимость Низкая Выше средне- Выше среднего, Средняя
занятия го, высокая высокая
Каналы поиска Объявления Профили Рекомендации, Рекомен-
клиентов (уче- в рекламных на специа- «сарафанное дации,
ников) газетах, на лизирован- радио», профили «сарафанное
столбах, ных сайтах на специализиро- радио»
стенах школ в Интернете, ванных сайтах в
и вузов, на собственный Интернете
сайтах канал с фраг-
в Интернете ментами
занятий, ре-
комендации,
«сарафанное
радио»
Мотивация к Работаю на Я,вузовский Во-первых, я на Сейчас
занятию репе- полставки преподава- репетиторстве мне 67 лет.
титорством1 в универе, тель, столько денег могу Работа пять
остальное кандидат поднять, сколько вечеров
время репе- наук, чтобы платят только на в неделю по
титорством наработать руководящих два часа дает
занимаюсь методику позициях и за мне возмож-
и обзавестись огромную ответ- ность очень
первыми уче- ственность, тут неплохо су-
никами, по- такого и близко нет ществовать
шла работать и ни от кого
в школу, где не зависеть
отработала 5
лет простым
школьным
учителем.
Зато выясни-
ла все нюан-
сы школьной
программы
и заработала
репутацию.
Далее -
сарафанное
радио, что
позволило
мне стать
востребован-
ным высоко-
оплачивае-
мым
репетитором1
Заключение
Развитие прекарных форм занятости в сфере высшего образования, входящих в состав неформального сектора трудовой занятости, отражает несовершенство современной системы образования и государственной политики в данной сфере, усиливая при этом незащищенность преподавателей и студентов. Преподаватели, работающие не на полную ставку, в условиях краткосрочного трудового договора,
1 Графа заполнена на основании информации, представленной на форуме портала Woman.ru. URL: https://www.woman.ru/.
получающие зарплату согласно эффективному контракту, часто вынуждены искать неофициальную «подработку», где обнаруживают плюсы работы «на себя». Тем не менее подобные формы занятости характеризуются нестабильностью, незащищенностью и отсутствием социальных и иных гарантий.
Кроме того, репетиторство, как наиболее распространенная пре-карная форма занятости в образовательной среде, усиливает социальную стратификацию и может способствовать коррупции в системе образования, что требует со стороны правительства разработки и принятия соответствующих мер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Кашурников С. Н., Кириллов А. А. Репетиторство в России: статус, значение, проблемы // Теория и практика общественного развития. 2019. N° 4 (134). С. 79-84. [Kashumikov, S. N., Kirillov, A. A. (2019). Repetitorstvo v Rossii: status, znachenie, problem (Tutoring in Russia: status, significance, problems). Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, 4(134), 79-84. (In Russ.)]. Наумова А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018а. № 5 (56). С. 68-78. [Naumova, A. A. (2018a). Portret sovremennogo repetitora v otsenkakh obuchayushchikhsya i ikh roditelei: regional'nyi analiz (Portrait of a modern tutor in the assessments of students and their parents: regional analysis). Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 5 (56), 68-78. (In Russ.)]. Наумова А. А. Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018б. № 2 (53). С. 126-132. [Naumova, A. A. (2018b). Repetitorstvo kak chastnaya prepodavatel'skaya praktika: analiz zarubezhnogo opyta (Tutoring as a private teaching practice: analysis of foreign experience). Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2(53), 126-132. (In Russ.)]. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2020: Статистический сборник / Росстат. M., 2020. [Rabochaya sila, zanyatosf i bezraboticza v Rossii (po rezuTtatam vyborochnyx obsledovanij rabochej sily ). 2020: Statisticheskij sbornik / Rosstat (Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample labor force surveys). Statistical collection / Rosstat. Moscow. (In Russ.)].
Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за 2019 год (форма N ВПО-1) // Министерство науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 11.10.2020). [Svedeniya ob organizacii, osushhestvlyayushhej obrazovatelnuyu deyatel'nost po obrazovatelnym programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury' za 2019 god» (forma N VPO-1) (Information about the organization carrying out educational activities on educational programs of higher education -bachelor's programs, specialty programs, master's programs for 2019 (form N VPO-1)). Ministry of Science and Higher Education. (In Russ.)]. URL: https://minobrnauki.gov.ru (data obrashheniya: 11.10.2020).
Bray M. Adverse Effects of Supplementary Private Tutoring: Dimensions, Implications, and Government Responses // UNESCO International Institute for Educational Planning. Paris, 2003.