КАСАТКИНА Н. П., ШУМКОВА Н. В., СОСИНА И. Е.
КЛАССИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПОДРАБОТКИ: МАСШТАБ И ФАКТОРЫ ЗАНЯТОСТИ РЕПЕТИТОРСТВОМ1 Аннотация. В статье анализируются результаты социологических исследований, посвященных изучению репетиторства как вторичной занятости студентов. В качестве эмпирической базы используются материалы фокус-группового исследования самозанятой молодежи Республики Мордовия. Оцениваются масштаб и факторы распространенности репетиторства среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: вторичная занятость, репетиторские услуги, рынок труда, самозанятость, студенты.
KASATKINA N. P., SHUMKOVA N. V., SOSINA I. E.
CLASSICS OF STUDENT PART-TIME JOBS: SCALE AND PREVALENCE OF PRIVATE TUTORING Abstract. The article analyzes the results of sociological studies of private tutoring as a parttime employment of students. As the empirical base, the materials of a focus-group study of self-employed youth of the Republic of Mordovia are used. The scale and prevalence of private tutoring among the students is assessed.
Keywords: part-time employment, tutoring services, labor market, self-employment, students.
Репетиторство - сравнительно традиционная трудовая практика в сфере образовательных услуг [5; 6], ее распространенность в разные исторические периоды нашей страны претерпевала значительные изменения. В современном российском обществе, ввиду достаточно значимой общественной потребности и наличия артикулированных социальных функций, соответствующие практики приобретают институционализированный характер. Так, по данным исследовательского центра Superjob, в 2017 г. репетиторскими услугами воспользовалось 27% российских семей, где есть дети-школьники. «Чем старше ребенок, тем больше потребность в дополнительных занятиях: среди родителей младших школьников репетиторов нанимают 16%, для учеников 5-6 классов - 22%, для учеников 7-9 классов -28%, для старшеклассников - 43%» [10].
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Социальное пространство рынка труда Республики Мордовия: самозанятость молодежи» (№ 18-411-130016 р_а).
Репетиторы как особая социально-профессиональная группа, относящаяся к категории самозанятых, является довольно дифференцированной общностью. Согласно наблюдениям М. Брея, в отличие от достаточно гомогенного по социально-демографическим и квалификационным характеристикам сообщества учителей, сообщество репетиторов имеет значимые различия: «Во многих местах учащиеся зарабатывают на карманные расходы репетиторством с учащимися начальной школы, и аналогичным образом студенты университета занимаются с учащимися средней школы. На другом конце возрастной шкалы находятся репетиторы из числа пенсионеров, которые хотят приносить пользу обществу и заработать дополнительные деньги» [2, с. 69-70].
Несомненно, что ядро репетиторского цеха образуют преподаватели и учителя. Их неформальная вторичная занятость достаточно изучена с точки зрения мотивов, факторов, социальных эффектов и последствий [7]. Однако другие представители социально-профессиональной группы репетиторов, в частности студенты, только попадают в поле внимания социологов. Среди авторов, прямо или косвенно упоминающих репетиторство в качестве способа совмещения работы и учебы, можно отметить лишь Е. Д. Вознесенскую, Д. Л. Константиновского и Г. А. Чередниченко [3; 8], Л. Х. Гитиса [4], Е. Н. Юдину и В. Н. Тренева [12], А. М. Нагимову и Ф. Р. Сафиуллину [9].
В связи с этим целью настоящего исследования является определение масштабов, факторов распространения репетиторства в структуре вторичной занятости студенчества, а также социальных эффектов от реализации соответствующей практики.
Масштабы распространенности. Данные исследований российских социологов свидетельствуют о том, что репетиторством занимается каждый десятый студент вуза очной формы обучения. В частности, подобные цифры озвучивают Е. Д. Вознесенская, Д. Л. Константиновский и Г. А. Чередниченко [3]. А. М. Нагимова и Ф. Р. Сафиуллина указывают, что традиционно сферой, где востребован студенческий труд, является сфера образования и культуры, где подрабатывают около 10% студентов вузов Казани.
В проведенном в 2019 г. опросе студентов старших курсов вузов г. Саранска2 были получены данные, согласно которым репетиторством занимаются 11% (213 чел.) студентов. В основном эта практика распространена среди студентов направлений подготовки, связанных с образованием и педагогикой (39% от всех занимающихся репетиторством), с общественными и гуманитарными науками (21%). Как правило, это женский вид занятости, девушек в нем большинство - 79%.
2 Сплошной опрос студентов вузов Республики Мордовия старших курсов дневной формы обучения проведен ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» в марте-мае 2019 г. Количество опрошенных составило 1905 чел.
Рыночная востребованность услуг студентов-репетиторов. По мнению исследователей, введение ЕГЭ стало своего рода катализатором количественного роста потребности в репетиторских услугах и изменения требований к социально-профессиональным и квалификационным характеристикам претендентов на их оказание. Это, на первый взгляд, снизило востребованность студенческих услуг: «этот вид заработка, столь распространенный среди студенчества дореволюционной России и сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня явно "перехватывают" соперники более старшие и квалифицированные - преподаватели школ и вузов» [8, а 38].
Однако студенты постепенно захватывают значительный сегмент репетиторских услуг для семей с детьми младшего школьного возраста (а в некоторых случаях -дошкольников), где они предлагают «обеспечить получение базовых знаний, достаточных для получения удовлетворительной оценки по предмету» [1, с. 121].
Материалы фокус-группового исследования, проведенного с представителями самозанятой молодежи Республики Мордовия3, подтверждают указанную тенденцию. Мнение студентки, подрабатывающей репетиторством: «Первая девочка у меня была третьеклассница. У меня даже не спрашивали, какое у меня образование. Сейчас, когда у меня много детей, я поняла, что обычно для 3, 4, 5 классов нанимают, потому что нет времени самим делать домашнюю работу с ребенком. Родители сами говорят, сделайте домашнюю работу и объясните, что он не понял на уроке» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].
Мотивация студентов. Отечественные исследователи студенческой трудовой занятости сходятся в одном: для большинства студентов вузов она является жизненной необходимостью. Как верно подметила А. В. Родионова, «совмещение студентами учебы в вузе на дневном отделении с работой - широко распространенное явление, вызванное динамикой развития российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями. Объем бюджета на финансирование высшего образования ни сейчас, ни в дальнейшем не предполагает содержание студентов за счет государственных дотаций, кроме специально означенных в законе групп населения» [11, а 83].
Материальная мотивация является доминантой деятельности студентов-репетиторов. На это указывают данные фокус-группового исследования: «Я не думала сначала этим заниматься, я просто хотела какой-то независимости от родителей, не сидеть на шее у них, иметь свои средства» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года], «Я
3 Фокус-группы проведены в феврале-марте 2019 г., количество участников каждого исследования Критерии отбора - наличие опыта самозанятости, возраст от 18 до 35 лет.
3
- 6 человек.
считаю, что это приличная подработка, когда студент, это очень помогает в плане финансов» [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 4 года].
Вторым, не менее важным фактором выбора подработки является гибкость рабочего графика. Согласно Е. Н. Юдиной, В. Н. Треневу, репетиторство является одной из выигрышных стратегий, позволяющей студентам удачно совмещать работу и учебу [12]. «График приема учеников или выезда к ним домой составляет сам студент-репетитор. Можно договориться, где принимать учеников. А сколько человек в день или неделю -может решить сам репетитор. Если он сильно загружен на своей учебе, можно сократить количество учеников, если, наоборот, больше свободного времени, то можно увеличить занятость» [12, с. 55]. Из материалов фокус-группы: «Искалаработу, смотрела объявления, но там график не удобный для меня. У нас учеба то в первую, то во вторую смену. И поэтому я начала думать, чем таким можно заниматься, чтобы работать на себя, вне зависимости от графика» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].
Существенным фактором выбора репетиторства в качестве вторичной занятости и способа заработка является хорошая база знаний и навыков студентов «в тех областях, которые нужны его ученикам» [12, с. 56]. Репетиторство чаще всего выбирают те, кто еще до поступления в вуз успел накопить определенный опыт. «Начала заниматься этим еще в лицее для одаренных детей, у меня был математический профиль, поэтому я решила себя в этом попробовать» [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 4 года]. «У меня хоть профиль и не математический, но у меня золотая медаль. Школьная программа же...» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].
Социальный эффект студенческого репетиторства. По мнению Д. М. Янбарисовой, стратегия совмещения учебы с работой «может быть дополнительным источником знаний и навыков и мотивации к обучению» [13, с. 232]. Что касается репетиторства, то оно в первую очередь предполагает возможности формирования и развития у студентов практических педагогических компетенций: «Дети разные. Мне с младшими классами гораздо сложнее, потому что у них интересы - планшет, игрушки, и родители с этим ничего не могут сделать. Сначала я не знала, как в таких ситуациях быть... Потом уже приспособилась, придумала занятие, играем в крестики-нолики, он проигрывает - решает пример. Обычно это уже под конец занятия, когда повторение материала. Я раза три выигрываю, потом приходится проиграть, чтоб ему интересно было» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].
Кроме того, репетиторство оказывает существенное материальное подспорье и расширяет возможности студентов для успешной адаптации на рынке труда после завершения обучения в вузе.
Как следует из материалов исследования, репетиторские услуги востребованы в современном обществе, этот вид студенческой подработки сохраняет свой традиционный характер. Репетиторство как вторичная занятость студентов - довольно распространенная практика, выполняющая ряд позитивных функций: экономическую, образовательную, коммуникативную, адаптационную. Однако, роль этой занятости в профессиональной социализации студентов-репетиторов важна и в формировании их профессионально-трудовых траекторий после завершения обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 115-123.
2. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 65-83.
3. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. «Кончить курс и место достать»: Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. - 2001. - № 3. - С. 101-120.
4. Гитис Л. Х. Репетиторство как элемент качественного образования // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2004. -№ 12. - С 24-26.
5. Жеравина А. Н. Повседневная жизнь студентов Томского университета на рубеже XIX-XX вв. [Электронный ресурс // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2004. - № 281. - Режим доступа: https:/^yberieшnka.m/artide/n/povsednevnaya-zЫzn-studentov-tomskogo-universiteta-na-rubezhe-xix-xx-vv (дата обращения: 01.06.2019).
6. Иванов А. Е. Мир российского студенчества: конец XIX - начало XX века. - М.: Новый хронограф, 2010. - 360 с.
7. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 36-67.
8. Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. - М., 2009. - 72 с.
9. Нагимова А. М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов Казани // Социологические исследования. - 2014. - № 4. -С.121-124.
10. Почти половина российских семей, где есть старшеклассник, оплачивает репетиторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
5
https://www.superjob.ru/research/articles/112087/pochti-polovina-rossijskih-semej (дата обращения: 01.06.2019).
11. Родионова А. В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. -С. 80-85.
12. Юдина Е. Н., Тренев В. Н. Студенты вузов на рынке труда // Наука и школа. -2017. - № 6. - С. 53-58.
13. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 217-235.