РЕПЕТИТОРЫ ВЫХОДЯТ ИЗ ТЕНИ
Наталья Геннадьевна Крылова,
доцент Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, кандидат педагогических наук
Россию охватила мода на репетиторов. Дети разных возрастов — активные пользователи услуг репетиторов. Репетиторство или «теневое образование»1 захлестнуло сегодня весь мир. Проблема частного дополнительного обучения (репетиторства — private tutoring), в различных своих аспектах — предмет системного изучения международного коллектива исследователей.
• репетитор • репетиторство • функции и типология репетиторства
• цена услуги • пространство профессиональной самореализации педагогов
Ф
еномен репетиторства заслуживает особого внимания отечественных исследователей, так как оно становится массовым: каждый третий ребёнок в России хоть раз обращался за помощью к репетитору, сегодня в стране появляются частные репетиционные центры и школы, государственные образовательные учреждения стремятся найти своё место на рынке дополнительных (платных) образовательных услуг. При этом множество вопросов остаётся без ответа: кто они, наши репетиторы, какие варианты репетиторских услуг наиболее распространены, какова эффективность этих услуг, какие мотивы и ценности лежат в основе деятельности репетиторов? Эта статья — версия анализа проблемы репетиторов и репетиторства.
Репетиторство и репетиторы — «относительно» фиксируемый факт, то есть они всегда были на «нелегальном положении», так как регистрация услуг, налоги —
всё то, что сопровождает официальный формат отношений на рынке (спрос — предложение) здесь отсутствует.
Репетитор (от лат. «rереto», «repetitor») — означает повтор или того, кто помогает повторять. Репетитором мог быть: домашний учитель, который помогал неуспевающему ученику в прохождении школьного курса, а также учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания в кадетском и пажеском корпусах и некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России. В качестве репетитора можно представить и опытного специалиста, который проводит индивидуальные или групповые занятия с актёрами. Нередко репетитором называли и учителя, под руководством и наблюдением которого учащиеся, живущие в интернате, выполняли домашние задания (в закрытых учебных заведениях
1 Bray, Mark (2003) Adverse Effects of Private Supplementary Tutoring:Dimensions, Implications, and Government Responses. Series:Ethics and Corruption in Education. Paris:UNESCO International Institute for Educational Planning (11 EP).
Российского государства до 1917 г.). Попытаемся определить сущность репетиторства.
Во-первых, это вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определённому предмету, индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение. Либо услуги репетитора используют для изучения каких-то отдельных предметов (тех к которым у учащегося особый интерес, например, углублённое изучение иностранных языков или тех предметов, которые трудно даются учащемуся).
Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворять определённые потребности (экономические, культурные, социальные и психолого-педагогические).
В-третьих, это особый вид образовательной услуги. Развитие рыночных отношений в России привело к тому, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее, в услугу. За короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние годы всё увеличивается, и сегодня можно наблюдать, что предложение превышает спрос. Образовательные услуги, оказываемые репетиторами, как и любой товар, реализуются на рынке, а рынок образовательных услуг — это пространство, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных «хозяйствующих субъектов» (отдельных личностей, семей, предприятий, учреждений и государства) и их предложение различными педагогами. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг, к участникам рыночных отношений в этой сфере относятся широкие круги посредников, например, специализированные репетиторские центры или «Школы знания». Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в орга низации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки репетиторства.
Репетиторство или «теневое образование» — я ление, напрямую связанное с официальной или «общепринятой» системой образования, оно за
сит от неё и подвергается изменению сразу же, как только меняется официальная система. Сегодня репетиторы принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят своё отражение недостатки, изъяны и пробелы общепринятой системы образования, а именно:
• посреднической (установление связей и партнёрских отношений между семьями, учащимися и образовательным учреждением, педагогами массовой школы, для повышения эффективности образовательной деятельности);
• психолого-профилактической (организация свободного общения с семьёй и ребёнком, организация индивидуального подхода и поддержки семей и учащихся
в ситуации образовательных затруднений, а также моделирование ситуации успеха для детей в массовой школе);
• информационной (информирование семей о возможных вариантах проведения досуга, развития творческой сферы личности ребёнка (музыка, художественное творчество и т.д.);
• консультационно-образовательной (организация систематических индивидуальных или групповых занятий, направленных на помощь в усвоении знаний, организация и проведение консультаций для родителей и детей, в рамках детального прорабатывания зон наибольшего затруднения и пробелов в освоении образовательной программы (фактически здесь, родители платят за некачественное выполнение школой (учителями — предметниками) своих обязанностей),
или в выстраивании индивидуального маршрута ребёнка по подготовке к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА и т.д.).
Типология репетиторства
яв-
ви-
Как за рубежом, так и в России существуют различные способы и формы индивидуального и группового репетиторства.
Н.Г. Крылова. Репетиторы выкодят из тени
В высшем учебном заведении может применяться академический тренинг — еженедельный контроль отстающих и прогрессирующих учеников, что позволяет всесторонне контролировать и улучшать усвоение знаний. Академическое репетиторство — чаще всего это групповая самостоятельная работа, где старшие ученики делятся дополнительными знаниями в определённой области, что помогает самостоятельно развиваться и тем и другим. Распространённое только за рубежом репетиторство по письменным работам — это письменная работа, на которую направлены все цели и задачи обучаемого и обучающего. Он-лайн репетиторство — обучение с помощью компьютера и Интернета. Наиболее распространённый вид услуг — частное репетиторство на дому. Репетитор посещает ребёнка и вместе с родителями определяет рамки обучения. Это может варьироваться от помощи с выполнением домашнего задания до изучения избыточного материала, не входящего в программу учебного заведения.
Сегодня в газетах, в Интернете можно найти перечень услуг, которые нам и нашим детям готовы оказать «высококвалифицированные специалисты». Однако нам необходимы доказательства правомерности осуществления этим человеком услуг репетиторства. Это может дать социальный статус учителя, его особый опыт преподавания репетируемой дисциплины, а также качество и эффективность занятий (результаты сдачи ЕГЭ, превышение успеваемости по предмету, победа страха над «учебной дисциплиной») и позитивные отзывы и рекомендации родителей и выпускников прошлых лет о его работе.
Существует ли зона ответственности за образовательные услуги, которые оказывают репетиторы? Договор об образовательных услугах может быть, но чаще он отсутствует. Ведь зачастую репетиторами могут быть хорошие знакомые, друзья, родственники, то есть те люди, с которыми родителей ученика связывают тесные неофициальные отношения, поэтому ни о каких контрактах
и договорах речь не идёт, а цена их услуг в несколько раз ниже, чем средняя, однако могут быть проблемы с регулярностью занятий.
Об истинных масштабах и финансовых потоках, которые курсируют в теневом образовании, или репетиторстве зачастую можно лишь догадываться. По экспертным оценкам, например, в Германии услуги репетиторов обходятся семьям где-то в 1,5 миллиарда евро в год, во Франции — в 2,2 миллиарда, в Турции — в 2,9 миллиарда. И с каждым годом эти суммы увеличиваются, превосходя в некоторых странах объёмы госвложений в образование. Такие данные привёл на семинаре ИРО ГУ-ВШЭ профессор Университета Гонконга Марк Брэй, который выступил с лекцией «Размывание границ: изменяющиеся формы и многообразное влияние частного репетиторства» (http://www.ng.ru/).
Официальных данных по РФ сегодня нет, однако до массового введения ЕГЭ в России, по данным Высшей школы экономики, репетиторством занимались 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ, (исследование основано на опросах учителей.) Между тем депутат ГД РФ Олег Смолин полагает, что репетиторством занимается каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза (http://www.ng.ru/).
По информации inFolio Research Group, российский рынок репетиторских услуг на протяжении последних трёх лет демонстрировал рост на 13 — 16%, а рынок подготовки к ЕГЭ только за последний год вырос на 23%. Специалисты компании утверждают, что россияне тратят на подготовку к ЕГЭ от 6 до 8 млрд рублей в год. По мнению экспертов, преподаватель не выкладывается на основном занятии, чтобы получить дополнительный доход за счёт частных уроков с теми же учениками. Это, по словам М.Брея, проявление «коррупции».
Именно поэтому в некоторых странах заниматься репетиторством со своими учениками запрещено (http://www.ng.ru/).
У нас в стране есть печальный опыт запретов. Запрещённое сразу же уходит в глубокую тень. Стоит ли это делать с репетиторскими услугами? Ведь ничего плохого в использовании репетиторских услуг нет — они помогают учащимся повысить свой уровень знаний, причём происходит это индивидуально, что позитивно отражается на качестве усвоения изучаемого материала. «Учитывая численность населения России и связанное с этим количество потенциальных учащихся, можно с высокой долей вероятности предполагать, что рынок в РФ достаточно объёмный», — говорит эксперт. Допустим, услугами репетиторов воспользовались в РФ всего 10% школьников и студентов (на самом деле их значительно больше) при среднем уровне расходов на платные занятия около 14,5 тыс. рублей в год (около 300 рублей за занятие по четыре раза в месяц в течение года). Объём рынка репетиторства в этом случае — 27,5 млрд рублей (http://www.ng.ru/).
Репетиторство как новое пространство профессиональной самореализации педагогов
Услуги педагогов-репетиторов, как правило, услуги высококлассных педагогов профессионалов (учителей, преподавателей вузов), состоявшихся и признанных в своих профессиональных средах.
Что толкает и заставляет педагогов заниматься репетиторством? Ведь включение педагогов в теневое образовательное пространство — это изменение не только их образа жизни, но и их личности. Важный фактор включения педагогов в теневое образовательное пространство экономический: «репетиторство будет процветать там, где у педагога низкая заработная плата» (М. Брей). Однако не все педагоги-профессионалы становятся репетиторами. Некоторые специалисты пытаются встать на путь оказания дополнительных образовательных услуг, но не находят ни клиентов, ни удовлетворения в этом процессе и вынуждены отказаться от своей затеи. Почему? Нельзя исключать, что к занятиям репетиторством должны быть способности.
Репетитор о самом себе
Педагог Ольга Ивановна, работающая в школе почти 35 лет:
— Уже несколько лет занимаюсь частными уроками, в том числе и подготовкой к ЕГЭ. Почему я стала давать частные уроки? На этот вопрос ответить можно достаточно просто, а можно
и серьёзно задуматься....
Безусловно, экономический фактор играл для меня здесь значимую роль. Репетитор может получать за свои услуги от 150-200 руб. до 500-1000 рублей за час. Стоимость может зависеть от опыта и имиджа специалиста, а также от особенностей предмета. Так, традиционно занятия с преподавателями иностранных языков стоят дороже, чем с историками, химиками, физиками. Занятия по подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз ценятся выше, чем занятия с педагогами по «выравниванию» знаний по предметам, где ребёнок испытывает сложности в усвоении.
Но не только деньги подвигли меня встать на этот путь.
В репетиторстве я чувствую, что я не одна, как часто бывает в школе. Всякий раз, начиная заниматься, я встречаюсь с родителями ребёнка, ведь мне надо чётко понимать, какую задачу они ставят и перед ребёнком и передо мной. После тестирования я определяю, насколько реально достижение указанной цели. Родители в данном случае выступают как мои союзники, очень заинтересованные в результатах нашей совместной работы.
Педагог Валентина Васильевна, работающая в школе почти 15 лет:
— В течение семи лет занимаюсь частными уроками, готовлю к сдаче ЕГЭ, преподаю в частном репетиционном центре. Занимаясь репетиторством,
Н.Г. Крылова. Репетиторы выходят из тени
я получаю возможность реально видеть результаты своей работы, так как занятия проходят по индивидуальному плану, и я могу по глазам, по мимике определить, понял ребёнок материал или нет, я ведь за ученика отвечаю едва ли не больше, чем его педагог, ведь пересдать ЕГЭ нельзя.
Педагог Александр Александрович, работал в вузе, кандидат наук, пенсионер, готовит к сдаче ЕГЭ:
— Я стал заниматься репетиторством лет пятнадцать назад. В какой-то момент мне стало неинтересно работать в системе государственного образования. Первокурсники, которые приходили ко мне в аудиторию, всё чаще не могли продемонстрировать знания элементарных законов физики, а как в этом случае можно строить систему образования на физико-математическом факультете дальше? Интерес к работе угасал. Я собрался уходить на пенсию.
Мои родственники попросили подготовить к сдаче ЕГЭ ребёнка, это увлекло, а затем и поглотило меня. Я видел продвижение своего ученика, мы детально готовились к заданиям части «С» — тем, что позволяют выйти за средний уровень оценки. Как правило, школьный учитель не останавливается на заданиях этой группы очень подробно, а именно они заставляют думать и рассуждать: эти вопросы для большинства ребят обычного класса сложны, поэтому их разъяснение требует больших затрат времени и усилий педагога.
Своё желание уйти из профессии и стать заслуженным пенсионером я выполнил лишь частично. Сейчас у меня устойчивый контин-
гент учащихся, на занятия ко мне надо записываться перед началом учебного года, ребята имеют очень хорошие результаты по сдаче ЕГЭ и поступлению в престижные вузы. Но самое главное, мне с моими учениками интересно. Не со всеми конечно, но ведь я имею право выбирать. Свобода выбора — это великое дело!
Выводы и перспективы изучения
Мы разделяем позицию М. Брея о том, что движущей силой репетиторства является «сильная вера в ценность образования». Инвестиции в «теневое образование» год от года становятся всё более значимыми — как во всём мире, так и в нашей стране, что приводит к необходимости выстраивать конструктивные отношения государственной системы образования и репетиторства. Репетиторство может быть не всегда эффективным, во многом это связано с мотивацией, способностями и позицией учащихся и педагогов-репетиторов. Кто они, кто эти люди, которым мы доверяем сделать то, что не смогли сделать в государственных или частных школах, что упустили или оказались не готовы сделать родители, а именно оказать помощь нашим детям? Почему им удаётся найти подход к детям «неуспевающим» и «неспособным» к изучению того или иного предмета? Разные причины приводят педагогов в стан репетиторов. Возможно, их внутриличностные противоречия являются условием поиска новых пространств для профессионального развития и самореализации, уже не в официальном, а в теневом образовательном пространстве. Чтобы это понять, надо изучить это явление. НО