Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное мероприятие. Поэтому рекомендуется в качестве первых мероприятий, проводимых новой службой маркетинга, мероприятия по рекламе и стимулированию сбыта, которая будет самостоятельно формировать, реализовы-вать, контролировать и корректировать ход выполнения маркетинговой программы. Это позволит более оперативно и эффективно выполнять предприятием маркетинговые функции.
В план продвижения услуг ЗАО «Базилик» включена наружная реклама - размещение стикеров в строительных фирмах нашего города; навигация -размещение информационных щитов на территории города; полиграфия - рассылка листовок и каталогов; СМИ, в том числе реклама на телевидении и в прессе. Продвижение товаров должно сформировать у потребителей определенный уровень знаний о услугах, побудить потребителей обратиться за услугами проектирования именно в ЗАО «Базилик», сде-
лать из потенциальных покупателей постоянных клиентов предприятия.
Также запланировано участие в выставке «Строительство и архитектура». Эта выставка является импульсом для архитекторов и строителей, возводящих современные красивые дома, делающие облик города неповторимым. Участники демонстрируют все новое, что появилось в строительной отрасли за год, знакомятся с последними технологическими разработками, обмениваются опытом и изучают перспективные потребности рынка.
Реализации предлагаемой стратегии развития ЗАО «Базилик» потребует финансовых вложений в размере 697 тыс. руб. При этом выручка от реализации услуг предприятия возрастет на 2 млн руб. (10 %) с что позволяет получить прибыль в размере 11,4 млн руб. срок окупаемости предложенных мероприятий составит 6 мес.
© Болтаева Ш. М., Филько И. В., 2010
УДК 621.184.64
И. С. Веремей Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «ИСС»
Актуальность выбора темы дипломного проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В общем виде стратегия развития предприятия может быть определена как система управленческих и организационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач и выполнение обозначенной миссии, предполагающая формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели [3].
Космические аппараты ОАО «ИСС» составляют 2/3 орбитальной группировки России. Их доля в структуре объемов производства на рынке спутниковой связи и телекоммуникаций в разрезе всех видов деятельности в % составляет 85 %. Однако, не смотря на большую занимаемую долю на рынке, при проведении анализа финансового состояния предприятия было выявлено, что ОАО «ИСС» находится в затруднительном финансовом положении из-за недостаточности собственных средств на покрытие имеющихся обязательств.
Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия и увеличения его конкуренто-
способности было принято решение о разработке стратегии развития ОАО «ИСС».
Непосредственно перед разработкой стратегии развития были определены миссия и цели существования предприятия. Миссия ОАО «ИСС» говорит «Предприятие максимально эффективно использует свой потенциал для создания высококачественных, конкурентоспособных спутниковых систем и оказания высококачественных услуг с целью удовлетворения разнообразных потребительских требований». Целями ОАО «ИСС» на внешнем и внутреннем рынках являются:
- завоевание лидирующих позиций в сфере космических коммуникаций;
- разработка бизнеса с целью предложения товара и услуг потребительскому рынку;
- проведение активной кадровой политики, усиление персонала;
- непрерывное повышение качества продукции и непрерывное внедрение технологических новшеств.
После формулирования целей и миссии, на основе анализа внешней и внутренней среды функционирования была составлена SWOT-матрица, которая показала, что сильными сторонами предприятия являются актуальность технологий, высокое качество производимой продукции, высокая квалификация персонала, а также большой опыт работы на рынке. Слабыми же сторонами выступают низкий оборот
Секция «Экономика и бизнес»
денежных потоков на разных уровнях функционирования предприятия, необходимость постоянного совершенствования кадровой политики, необходимость постоянных внедрений инноваций. Возможностями для предприятия на сегодняшний момент являются достаточное государственное финансирование и повышение эффективности используемых технологий. Наибольшей угрозой для предприятия служит большая зависимость от государственных заказов и возможность повышения темпов инфляции. Возможности и сильные стороны позволяют предприятию осуществлять технологический отрыв от конкурентов. Для преодоления слабых сторон предприятию необходимо осуществлять контроль за финансами, оптимизировать кадровую политику, разрабатывать новую продукцию [1].
После определения стратегических направленно-стей, перейдем к стратегическим мероприятиям по реализации предложенных стратегий развития, представленных в сфере производства, маркетинга, кадровой и финансовой сфер.
Эффективность предложенных мероприятий представляет собой освещение ситуации на предприятии до предлагаемых мероприятий и после их проведения. В сфере производства ассортимент продукции на предприятии формируется в основном под государственный заказ, после внедрения инновационных решений по разработке и реализации производственной программы датчиков блоков навигации и слежения, а также систем безопасности и оповещения о чрезвычайных ситуациях наблюдается освоение коммерческих заказов для потребительского рынка. Сумма инвестиций, требуемых на обеспечение нового производства составит 18 000 000 руб., а размер плановой суммы чистой прибыли составит 6 756 000 руб., поэтому срок окупаемости будет около 2 лет и 8 месяцев [2].
В сфере маркетинга в настоящий момент существует реальная потребность в расширении исследования рынка блоков навигации и слежения, а также систем безопасности и оповещения о чрезвычайных ситуациях, после возложения дополнительных
УДК 621.184.64
функции по исследованию рынка на специалистов соответствующей квалификации, предполагается увеличение доли рынка на 5-10 %, благодаря увеличению числа потенциальных заказчиков на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В кадровой сфере единство миссии и основной цели деятельности предприятия отсутствует на разных уровнях его функционирования, после донесения информации о миссии и основной цели предприятия до руководителей разных управленческих звеньев предприятия и размещения ее на всех официальных сайтах, на предприятии сформируется имидж и взаимоотношения с действующими и будущими партнерами, инвесторами предприятия.
В сфере финансов в настоящий момент на предприятии наблюдается снижение оборотов денежных потоков на разных уровнях функционирования предприятия в связи с затруднительной общей экономической ситуации в стране, после оптимизации дебиторской задолженности будет наблюдаться снижение напряженности во взаимоотношениях с дебиторами и кредиторами, увеличатся обороты денежных потоков и в результате улучшится общее финансовое состояние предприятия.
Благодаря предложенным мероприятиям улучшится деятельность предприятия, повысится его конкурентоспособность и как следствие, улучшится финансовое состояние в целом.
Библиографические ссылки
1. Сангадиев З. Г., Колмыков В. А., Сычева Е. М., Карачева Г. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие ; СибГА У. Красноярск, 2006.
2. Стратегическое планирование : метод. рекомендации. 2009.
3. Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке стратегии роста : учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2001.
© Веремей И. С., Агалакова А. В., 2010
Н. Ю. Георгица Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОТКРЫТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЛОЩАДКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА ЛАВАЛЬ ПОТОК»
Данная работа посвящена разработке бизнес-плана открытия дополнительной производственной площадки регионального представительства на примере открытого акционерного общества «Альфа Ла-валь Поток». Предметом исследования является процесс расширения производственной деятельности регионального представительства. Проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия, представлены результаты маркетингового исследования рынка теплообменного оборудования. Проведены оценка эффективности открытия дополнительной производственной площадки и анализ рисков проекта.