Научная статья на тему 'Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «Газпромбанк»'

Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «Газпромбанк» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2227
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзюин М.Е., Агалакова А.В.

Данная работа посвящена оценки кредитоспособности заемщика по методике ОАО «Газпромбанк», а так же поиску путей ее совершенствования. Предметом исследования является механизм оценки кредитоспособности коммерческим банком заемщиков юридических лиц. В работе рассмотрены основные теоретические аспекты кредитоспособности. Изложены общая характеристика деятельности банка, а также проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности. Результатом дипломного проектирования является разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика. Произведена оценка кредитоспособности двух предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «Газпромбанк»»

Секция «Экономика и бизнес»

Схема реализации мероприятий по реструктуризации обязательств предприятия

т. е. тариф на передачу электроэнергии вырастет в 1,5 раза по сравнению с утвержденным на 2009 год, проект будет жизнеспособен. Также в качестве дополнительных источников финансирования проекта предлагается взыскание просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии.

Во второй части проекта рассматривается реструктуризация кредитного портфеля предприятия, заключающаяся в получении от кредитной организации рассрочки на погашение основного долга и процентов за пользование в размере 30 % годовых до 2012 г.

В третьей части проекта предлагаются мероприятия по реструктуризации непосредственно кредиторской задолженности предприятия: списание кредиторской задолженности с истекшим сроком

исковой давности в 2010 году, проведение взаимозачетов, а также заключение договора цессии с последующим зачетом.

Таким образом, реализация предлагаемых мероприятий по реструктуризации обязательств позволит предприятию значительно упрочить свое финансовое положение. Предлагаемые мероприятия позволят, в первую очередь, изменить структуру баланса предприятия, решить проблему, связанную с задержкой оплаты дебиторской задолженности, улучшить показатели ликвидности и кредитоспособности предприятия. Прогнозируется, что в 2011 г. чистая прибыль предприятия составит 2 103 913,5 тыс. руб., что позволит предприятию покрыть все убытки прошлых периодов и получить реальный финансовый результат.

© Дехтярева А. Л., Латышенко Г. И., 2010

УДК 621.184.64

М. Е. Дзюин Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА ОАО «ГАЗПРОМБАНК»

Данная работа посвящена оценки кредитоспособности заемщика по методике ОАО «Газпромбанк», а так же поиску путей ее совершенствования. Предметом исследования является механизм оценки кредитоспособности коммерческим банком заемщиков - юридических лиц. В работе рассмотрены основные теоретические аспекты кредитоспособности. Изложены общая характеристика деятельности банка, а также проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности. Результатом дипломного проектирования является разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика. Произведена оценка кредитоспособности двух предприятий.

Цель дипломного проекта - разработка комплекса тоспособности предприятий в коммерческом банке рекомендаций по совершенствованию оценки креди- для оптимизации капиталовложений в регионе.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Кредитоспособность предприятия это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Основная цель анализа кредитоспособности -определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора.

Объект исследования - Красноярский региональный филиал «Газпромбанк».

Выдача кредитов является важным звеном в общей деятельности банка, так как 70 % от общего дохода банка это процентные доходы по кредитам. Объем кредитования юридических лиц за анализируемый период увеличивается. Поэтому грамотная оценка кредитоспособности потенциального заемщика является залогом успеха функционирования банка.

Для выявления возможных недостатков представленной методики необходимо определить кредитоспособность двух выбранных предприятий, примерами которых стали Предприятие № 1 и Предприятие № 2. Прежде чем перейти к их анализу, дадим краткую характеристику этих предприятий и выделим их отраслевые особенности.

Предприятие № 1 - крупнейшее торговое предприятие, специализирующееся преимущественно на оптовой реализации предметов бытовой химии, парфюмерии и косметических средств на территории Красноярского края, Новосибирской, Омской и Иркутской областей.

Предприятие № 2 - строительное предприятие. Основной вид деятельности: строительно-монтажных работ, организация общестроительных работ, оптовая торговля строительными материалами.

В результате экономического анализа потенциальных заемщиков было выявлено, что рентабельность у торгового предприятия выше в несколько раз, чем у строительно-монтажного предприятия.

Однако для банка необходимо определить не только рентабельность, а провести общую оценку кредитоспособности, где мы видим, что результативность финансовой деятельности Предприятия № 1 в отчетном периоде значительно улучшилась, что подтверждается позитивной тенденцией в динамике такого показателя, как уровень рентабельности собственного капитала.

Таким образом, Предприятие № 1 можно отнести к классу В предприятие со средне хорошим финансовым состоянием, то есть данному клиенту можно выдавать кредит.

В целом, результативность финансовой деятельности анализируемой строительной организации в отчетном периоде улучшилась, что подтверждается позитивной тенденцией в динамике такого показателя, как уровень рентабельности собственного капитала предприятия. Негативным моментом является снижение коэффициента покрытия внеоборотных активов собственным капиталом.

Предприятие № 2 можно отнести к классу А предприятие с очень хорошим финансовым состоянием, то есть данному клиенту также можно выдавать кредит.

Методика оценки кредитоспособности, применяемая в ОАО «Газпромбанк», охватывает практи-

чески все показатели финансовой деятельности организаций, выступающих в роли заемщика. Таким образом, методика оценки отражает только финансовое положение заемщиков, и не закладывает возможную вариацию показателей фирм, в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, формирование и изменение спроса и предложения на продукцию и товары фирм, которые они либо производят, либо продают. Все выше сказанное можно назвать одним термином - конкурентоспособность.

В связи с этим целесообразно в методике оценки кредитоспособности заемщика, как основной стадии кредитного процесса, учитывать и потенциал предприятий, то есть возможность с наименьшими затратами выходить из кризисных ситуаций и не утратить свою платежеспособность.

Наиболее приоритетным вариантом оценки конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, является метод, описанный в работе И. Максимовой «Оценка конкурентоспособности предприятия». В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности. В его основе заложен расчет и анализ экономических показателей [2].

Повышение конкурентоспособности Предприятия № 1 в 2008 г. по сравнению с 2007 г. очевидно, а вот по Предприятию № 2 показатель конкурентоспособности снижается и при этом значительно. Заметим, что в оценке кредитоспособности банком этого предприятия зафиксирован лучший результат, чем по предприятию № 1.

Что касается ситуации с Предприятием № 1, то она объясняется улучшением многих финансовых и экономических показателей. Это осуществлялось путем применения стратегии увеличения объемов продаж и повышения прибыли.

После проведения анализа конкурентоспособности предприятий общее представления о кредитоспособности предприятия 1 осталась прежней, а о предприятии 2 изменилось. Класс его кредитоспособности снизился из за низкой конкурентоспособности. Это говорит о том, что данная методика оценки кредитоспособности позволяет получит более точную и актуальную информацию о предприятии снизив риск невозврата денежных средств и предоставить будущим потенциальным заемщикам расширение возможностей получения инвестиций на наиболее востребованные виды деятельности в настоящее время.

Библиографические ссылки

1. Сангадиев З. Г., Колмыков В. А., Сычева Е. М., Карачёва Г. А.. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие ; СибГА У. Красноярск, 2006.

2. Максимова И. Оценка кредитоспособности : метод. рекомендации. 2009.

3. Сухова Л. Ф., Чернова Н. А.. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2001.

© Дзюин М. Е., Агалакова А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.