Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития ЗАО «Базилик»'

Разработка стратегии развития ЗАО «Базилик» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтаева Ш. М., Филько И. В.

Рассматриваются проблемы стратегического планирования деятельности предприятий. В статье представлено краткое описание проекта по формированию стратегии развития предприятия, включающей мероприятии по усилению рыночных позиций, формированию положительного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития ЗАО «Базилик»»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 338.984

Ш. М. Болтаева Научный руководитель - И. В. Филько Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗАО «БАЗИЛИК»

Рассматриваются проблемы стратегического планирования деятельности предприятий. В статье представлено краткое описание проекта по формированию стратегии развития предприятия, включающей мероприятии по усилению рыночных позиций, формированию положительного имиджа.

В России в условиях рыночной экономики перед руководителями компаний стоит задача выработки собственной стратегии бизнеса. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющихся условий внешней среды фирмы должны не только концентрировать внимание на текущем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учётом изменения внешней и внутренней среды.

ЗАО «Базилик» уже более 10 лет работает на рынке г. Красноярска. Компания обеспечивает полный комплекс проектных работ, от разработки проекта до его согласования и юридического сопровождения, что снимает многие проблемы заказчика. Специалисты стремятся найти нестандартные решения для любых объектов - будь то жилой дом, многофункциональный центр или производственный комплекс.

Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации позволяют выделить несколько основных проблем, стоящих перед ЗАО «Базилик» на современном этапе: отсутствие системы маркетинга, отсутствие конкурентных преимуществ оказываемых услуг.

Указанные проблемы позволили определить стратегические направления развития ЗАО «Базилик»:

- создание единой маркетинговой службы;

- мониторинг конкурентов;

- прогнозирование объемов предоставляемых услуг;

- разработка программы продвижения товара;

- совершенствование качества оказываемых услуг;

- разработка и активное продвижение рекламной кампании, использование новых методов для стимулирования потребителей, таких как: разработка и предоставление сувениров с фирменной символикой постоянным клиентам, распространение новых образцов во время проведения презентаций;

- разработка системы льгот, скидок, кредита и рассрочек.

Основным направлением роста рассматриваемого предприятия на начальном этапе будет стратегия концентрированного роста, а точнее стратегия усиления позиций на рынке.

Если говорить о конкурентных стратегиях, то рассматриваемое предприятие не является лидером. Главным его направлением в данном аспекте будет «стратегия специалиста». Для этого необходимо занять такие позиции, чтобы стать «крупной рыбкой в маленькой речке».

Что касается выбора стратегий сегментации, то компания не стремится охватить весь рынок, а только часть его сегментов. Поэтому наиболее приемлемой для маркетинговой направленности будет выбор стратегии концентрированного маркетинга, т. е. сосредоточение усилий на нескольких сегментах (наиболее выгодных). Стратегия привлекательна для предприятия с ограниченными ресурсами, которая концентрирует свои усилия там, где имеется возможность использовать свои преимущества, обеспечивая экономию за счет специализации и прочную рыночную позицию в сегменте за счет высокой степени индивидуальности и качества своих услуг.

Позиционирование можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны оно тесно связано с процедурой брэндинга, т. е. формирование имиджа торговой марки, а с другой стороны затрагивает самые разные направления комплекса маркетинга: товарное, ценовое, сервисное, разработку рекламных мероприятий, т. е. комплекс marketing-mix.

Служба маркетинга на предприятии должна включать не менее трех специалистов.

Начальник отдела маркетинга руководит работниками отдела, осуществляет разработку маркетинговой политики предприятия, обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.

Менеджер по маркетинговым исследованиям отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований, проводимых отделом маркетинга.

Менеджер по рекламе и стимулированию сбыта осуществляет планирование, организацию и контроль рекламной деятельности компании, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На него также возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей компании.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное мероприятие. Поэтому рекомендуется в качестве первых мероприятий, проводимых новой службой маркетинга, мероприятия по рекламе и стимулированию сбыта, которая будет самостоятельно формировать, реализовы-вать, контролировать и корректировать ход выполнения маркетинговой программы. Это позволит более оперативно и эффективно выполнять предприятием маркетинговые функции.

В план продвижения услуг ЗАО «Базилик» включена наружная реклама - размещение стикеров в строительных фирмах нашего города; навигация -размещение информационных щитов на территории города; полиграфия - рассылка листовок и каталогов; СМИ, в том числе реклама на телевидении и в прессе. Продвижение товаров должно сформировать у потребителей определенный уровень знаний о услугах, побудить потребителей обратиться за услугами проектирования именно в ЗАО «Базилик», сде-

лать из потенциальных покупателей постоянных клиентов предприятия.

Также запланировано участие в выставке «Строительство и архитектура». Эта выставка является импульсом для архитекторов и строителей, возводящих современные красивые дома, делающие облик города неповторимым. Участники демонстрируют все новое, что появилось в строительной отрасли за год, знакомятся с последними технологическими разработками, обмениваются опытом и изучают перспективные потребности рынка.

Реализации предлагаемой стратегии развития ЗАО «Базилик» потребует финансовых вложений в размере 697 тыс. руб. При этом выручка от реализации услуг предприятия возрастет на 2 млн руб. (10 %) с что позволяет получить прибыль в размере 11,4 млн руб. срок окупаемости предложенных мероприятий составит 6 мес.

© Болтаева Ш. М., Филько И. В., 2010

УДК 621.184.64

И. С. Веремей Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «ИСС»

Актуальность выбора темы дипломного проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В общем виде стратегия развития предприятия может быть определена как система управленческих и организационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач и выполнение обозначенной миссии, предполагающая формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели [3].

Космические аппараты ОАО «ИСС» составляют 2/3 орбитальной группировки России. Их доля в структуре объемов производства на рынке спутниковой связи и телекоммуникаций в разрезе всех видов деятельности в % составляет 85 %. Однако, не смотря на большую занимаемую долю на рынке, при проведении анализа финансового состояния предприятия было выявлено, что ОАО «ИСС» находится в затруднительном финансовом положении из-за недостаточности собственных средств на покрытие имеющихся обязательств.

Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия и увеличения его конкуренто-

способности было принято решение о разработке стратегии развития ОАО «ИСС».

Непосредственно перед разработкой стратегии развития были определены миссия и цели существования предприятия. Миссия ОАО «ИСС» говорит «Предприятие максимально эффективно использует свой потенциал для создания высококачественных, конкурентоспособных спутниковых систем и оказания высококачественных услуг с целью удовлетворения разнообразных потребительских требований». Целями ОАО «ИСС» на внешнем и внутреннем рынках являются:

- завоевание лидирующих позиций в сфере космических коммуникаций;

- разработка бизнеса с целью предложения товара и услуг потребительскому рынку;

- проведение активной кадровой политики, усиление персонала;

- непрерывное повышение качества продукции и непрерывное внедрение технологических новшеств.

После формулирования целей и миссии, на основе анализа внешней и внутренней среды функционирования была составлена SWOT-матрица, которая показала, что сильными сторонами предприятия являются актуальность технологий, высокое качество производимой продукции, высокая квалификация персонала, а также большой опыт работы на рынке. Слабыми же сторонами выступают низкий оборот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.