Научная статья на тему 'Разработка стратегии организации на основе клиент-ориентированного подхода'

Разработка стратегии организации на основе клиент-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирсов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии организации на основе клиент-ориентированного подхода»

Разработка стратегии организации на основе клиенториентированного подхода

А.В. Фирсов,

ассистент кафедры «Менеджмент», ФЭиМ

Важнейшим активом современной организации, которым необходимо управлять, является клиентский капитал (клиентская база).

Система управления взаимоотношениями с клиентами - это бизнес-стратегия, основой которой является «клиент-ориентированный» подход. Эта стратегия основана на использовании управленческих и информационных технологий, с помощью которых организация собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях жизненного цикла.

Современный рынок смещает акценты в деятельности. Если раньше клиент получал представление об организации на основании покупаемого продукта, то теперь он хочет видеть в организации партнера, с которым он взаимодействует по разным каналам - от телефонного звонка и диалога до интернет-сайта. При этом запросы клиентов становятся значительно дифференцированными, а формы взаимодействия - персонализированными.

В процессе реализации стратегического плана необходимо решать следующие задачи:

- удержание клиентов путем интенсификации контактов с ними. С этой целью должны быть введены клиентские карточки, где отмечаются контакты и мероприятия;

- привлечение новых клиентов.

Отдел по работе с клиентами должен выполнять следующие

функции:

- сбор информации о потенциальных клиентах из внешних баз данных и других источников;

- определение потенциала клиента (объема, структуры и др.), его рыночной важности;

15

- разработка и реализация мероприятий по привлечению новых клиентов.

Для эффективного функционирования современной организации необходима стратегия, направленная на внедрение информационных технологий. Такой технологией может стать автоматизированная CRM-система.

Это набор приложений, связанных единой бизнес-логикой и интегрированных в корпоративную информационную среду на основе единой базы данных. Специальное программное обеспечение позволяет провести автоматизацию бизнес-процессов. В результате организация может обратиться к заказчику с эффективным предложением по наиболее удобному каналу взаимодействия.

Каждый программный продукт имеет сильные и слабые стороны и обладает своей функциональностью и эффективностью. Поэтому организация, в которой внедряется система управления взаимоотношениями с клиентами, должна определить основные направления автоматизации и начать с них, постепенно достраивая всю систему.

Система управления взаимоотношениями с клиентами должна предусматривать средства ввода информации в единую базу данных как служащими, так и самим клиентом (например, через интернетсайт) при регистрации или покупке. Данные должны обновляться при каждом новом контакте. Следующей задачей является использование средств обработки данных (ранжирование, кластеризация, агрегирование, визуализация и др.).

Система управления взаимодействием с клиентами обрабатывает информацию, поступающую в базу данных по разным каналам — электронная почта, факс, телефон, интернет-сайт, чат, печатная корреспонденция.

Система работает с любыми реляционными базами данных, для которых имеются драйверы стандартного интерфейса ODBC. Реляционные базы данных служат для хранения информации о текущих транзакциях по продажам.

Система создавалась с расчетом на недорогую, популярную и доступную заказчику СУБД MS SQL Server (рис. 1).

Хранилища данных служат для подготовки информации в целях дальнейшего сегментирования и анализа, представления данных в виде хронологической истории бизнес-деятельности, преобразования форматов данных, используемых в СУБД, в форматы аналитических систем. Хранилища данных можно реализовать либо в составе используемой базы данных, либо в составе системы оперативного анализа OLAP.

При наличии СУБД типа ORACLE хранилище данных выполняет трудоемкие процедуры предварительной обработки данных без

16

Рис. 1. Фрагмент модуля системы управления взаимоотношениями с клиентами

существенного сокращения их объема, а ORACLE обладает развитым аппаратом хранимых процедур, системами индексации и т. п.

Системы сегментирования и анализа являются важной частью системы, реализующей методы прецизионного сегментирования на базе OLAP-анализа.

Для всех этапов бизнес-процесса должны быть построены гиперкубы с соответствующими размерностями, что позволяет сегментировать клиентскую базу по набору задаваемых критериев и выделять сегменты со схожими потребностями. Гиперкуб позволяет проводить индивидуализированную обработку клиентов, что необходимо для отношений с заказчиками. Сегментирование и анализ на гиперкубах прозрачны для любого пользователя, они предназначены для специалистов по маркетингу и руководителей.

Система сегментирования и анализа может существовать в двух вариантах:

17

- первый вариант предназначен для работы с СУБД и хранилищем ORACLE и реализован на OLAP-системе Forest&Trees;

— второй вариант работает с СУБД и хранилищем MS SQL Server и реализован на OLAP-системе Analysis Services.

Все автоматизированные функции реализованы с помощью специализированных программных агентов, которые выполняют операции для всех групп контактов, имеющихся в базе данных.

Компания может получить эффективный, модернизированный доступ к основному активу — клиентской базе. Благодаря аналитической надстройке и системе бизнес-интеллекта менеджеры отдела продаж смогут быстро и эффективно обрабатывать заказы новых клиентов и привлекать потенциальных.

Система управления взаимоотношениями клиентами представлена в табл. 1.

Таблица 1

Описание и параметры системы управления взаимоотношениями клиентами в организации

Параметры решения

Название решения (полное) SL, система организации и управления продажами

Обособленность решения (отдельное решение; модуль в учетной, ERP-системе) Самостоятельное решение

Виды деятельности, в которых может использоваться решение Широкий спектр: ИТ, телекоммуникации, рекламные и информационные агентства, СМИ, издательства, аудит и консалтинг, финансовые учреждения (банки, страховые компании), производственные предприятия и т. д.

Масштабируемость (минимальное / максимальное количество пользователей) Нет ограничений по количеству пользователей. Максимально — 70 человек

1<оличество лицензий в минимальном пакете закупки Минимальная поставка — 1 рабочее место

Функциональные возможности CRM-решения (наличие компонентов да/нет)

Управление контактами Работа с клиентами Работа с партнерами да да

1<оординация работы во времени да

Подготовка коммерческих предложений да

Генерация отчетности Управление продажами да

18

Окончание табл. 1

Анализ цикла продаж, прогнозирование продаж. Анализ прибыльности. Работа с потенциальными клиентами да

Территориальные продажи да

База по продукции/услугам, ценам да

Дополнительные возможности Система решает следующие задачи: автоматизация продаж; работа с потенциальными клиентами; распределение клиентов между работниками отдела сбыта; регистрация успешных сделок; формирование истории взаимоотношений с клиентами; планирование работы, рассылка типовой информации; контроль за работой менеджеров по продажам. Регистрация плановых и фактических платежей; финансовых результатов; выписка счетов и накладных; контроль за отгрузкой и оплатой товаров; расчет средней продолжительности сделки и выявление «просроченных» сделок

Особенности внедрения системы

Основные проблемы: непонимание основных функций и возможностей системы; интеграция с другими системами и др. Компания-разработчик оказывает техническую помощь по вопросам установки, предлагает методическую помощь и услуги по обучению персонала

Необходимые организационные изменения Настройка под потребности конкретной организации -самостоятельная или с привлечением партнеров-консультантов компании-разработчика

Особенности внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами в организации

Профиль заказчика

Проблемы Информация не структурирована, ведется каждым

сотрудником отдельно, отсутствует общая картина клиентов. Отсутствие информации о потенциальных клиентах

19

Окончание табл. 2

Профиль заказчика

Ключевые задачи Разработка CRM приложения для информационной поддержки взаимодействия с заказчиками. Автоматизированное ведение информации о клиентах. Формирование сводных отчетов для принятия управленческих решений

Пути решения задач Анализ информации и развития бизнеса. Автоматизация документооборота — источник сокращения трудозатрат при документообороте, повышения эффективности бизнес-процессов, среды движения информации, создания аналитической базы для развития бизнеса

Внедрение Внедрение в рамках общего проекта силами разработчиков при активном участии будущих пользователей системы

Технические параметры Компьютерная сеть настроена в соответствии с потребностями системы

Интеграция Программная интеграция — MS Office, MS Outlook

Таблица 3

Типичные проблемы и предлагаемые решения при внедрении системы управления взаимоотношениями с клиентами

Типичные проблемы Предлагаемые решения

Нацеленность на удовлетворение потребностей наиболее привлекательных клиентских сегментов

Усилия работников службы продаж концентрируются на «простых и легких» клиентах, а не на тех, которые могут принести максимальную прибыль, но за счет большего времени и трудозатрат. Стратегия продаж по всем клиентским сегментам не разработана. Сегментация клиентов и тиражирование процесса продаж. Определение того, что и каким клиентам следует продавать и как каждого клиента обслуживать

Информационный ресурс

Информация есть, но в разрозненном виде у менеджеров отдела продаж, что составляет неудобство для использования этой информации другими отделами. Отсутствуют инструменты для планирования и анализа работы с клиентами на предварительных этапах Информационные технологии, которые позволяют стимулировать получение информации, ее сбор, хранение, обработку и анализ

20

Необходимым условием формирования системы взаимодействия с клиентами является координация работы служб организации, которые связаны с реализацией маркетинговых функций. Взаимодействие в рамках маркетинговой системы должно строиться на принципах межфункциональной координации структурных подразделений, обеспечивающей единое маркетинговое информационное пространство.

Важными моментами являются качество обработки и передачи информации, т. е. ее состав, структуризация и своевременность обмена. Формы, периодичность и объемы предоставляемой информации должны разрабатываться отделом по работе с клиентами, согласовываться с другими подразделениями и фиксироваться в регламенте организации. Разработка процедур взаимодействия, их формализация должны осуществляться в соответствии с общепринятыми стандартами качества процессов управления - ISO-9000.

Внедрение информационного решения окажет экономический эффект, который выразится в:

- экономии временных затрат на обслуживание одного клиента;

- повышении лояльности клиента за счет целенаправленного воздействия службы маркетинга;

- сокращении затрат на маркетинговые исследования рынка. Данная система позволит поддерживать непрерывный диалог с клиентом, учитывать его потребности в любой точке контакта.

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия; пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского / И. Ансофф. - СПб. : Питер, 2009. - 416 с.

2. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания; пер. с англ. / Х. Виссема. - М. : Финпресс, 2010. - 272 с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /О.С. Виханский. - М. : Гардарики, 2010. - 296 с.

4. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление : учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М. : Омега-Л, 2011. - 464 с.

5. Грант Р. Современный стратегический анализ. Курс МВА по стратегическому менеджменту; пер. с англ.; под ред. В.Н. Фунтова / Р. Грант. - СПб. : Питер, 2011. - 560 с.

6. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие / И.Б. Гурков. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010. - 208 с.

7. Зуб АТ. Стратегический менеджмент : Системный подход / А.Т. Зуб, М.В. Локтионов. - М. : Генезис, 2011. - 848 с.

21

8. Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифи-лова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 3. - С. 88-129.

9. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент : учебник; пер. с англ. Н.И. Алмазовой / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. - М. : Проспект, 2010. - 336 с.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.