Научная статья на тему 'Тенденции развития корпоративных информационных систем предприятий сетевой розничной торговли'

Тенденции развития корпоративных информационных систем предприятий сетевой розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / СЕТЕВАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лёзина Татьяна Андреевна, Гельман Мария Викторовна

В статье дается сравнительный анализ архитектур корпоративных информационных систем (КИС) сектора сетевой розничной торговли. Выявляются перспективные направления внедрения КИС. Сформулированы два типичных подхода к построению архитектуры информационных систем, описаны их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития корпоративных информационных систем предприятий сетевой розничной торговли»

№1(31)2011

Т. А. Лёзина, М. В. Гельман

Тенденции развития корпоративных информационных систем предприятий сетевой розничной торговли

В статье дается сравнительный анализ архитектур корпоративных информационных систем (КИС) сектора сетевой розничной торговли. Выявляются перспективные направления внедрения КИС. Сформулированы два типичных подхода к построению архитектуры информационных систем, описаны их преимущества и недостатки.

Выбор программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов крупного предприятия с большим количеством функциональных отделов и большими потоками информации — известная проблема. Многие предприятия для автоматизации деятельности отдельных подразделений внедряют специализированные программные продукты. Так возникает комплекс различных информационных систем (ИС). Имеющиеся на предприятии информационные системы и их взаимодействие образуют архитектуру ИС. Наиболее показательными для рассмотрения тенденций развития архитектуры ИС являются отрасли, в которых циркулируют большие потоки обрабатываемой информации. Примером таких отраслей являются:

а) страхование;

б) банки;

в) торговля.

Информационные системы для торговли подразделяются на системы для оптовой торговли, оптово-розничных компаний и мелкого опта, а также решения для розницы. Рассмотрим принципы построения архитектуры ИС на примере бурно развивающегося сектора сетевой розничной торговли.

Особенности ИС розничной торговли

Главной задачей сетевой торговли является обеспечение постоянного наличия и регулярного восполнения розничного товарно-

го ассортимента. Флагманы рынка — такие компании, как Ашан, Карфур, WalMart, Metro cash & carry — вкладывают существенные средства в развитие информационных систем и технологий, управляющих движением товаров и денежных средств по всей технологической цепочке: от оптового склада до корзины конечного покупателя, что требует использования различных программных продуктов.

Конкуренция со стороны зарубежных ри-тейлеров на российском рынке розничных сетей на сегодняшний день достаточно высока. Зарубежные фирмы имеют высокий уровень информатизации, что дает им возможность повышать эффективность текущих бизнес-процессов. Российские ритейлеры, учитывая опыт зарубежных компаний, активно внедряют различные ИС, позволяющие справляться с информационными потоками. Более того, именно информационные технологии становятся базой для развития компании.

В ритейловых компаниях сформированы системы, объединяющие работу с торговым оборудованием, поставки и заказ товаров. Из средства повышения эффективности ИС превратились в ядро современного ритейла.

Целью настоящей работы являются сравнительный анализ использования КИС и выявление перспективных направлений их развития на примере сектора сетевой розничной торговли.

Рассмотрим особенности бизнеса в сфере сетевой розничной торговли, определяю-

№1(31)2011

щие требования к информационным системам этой отрасли. Сетевые розничные компании могут иметь разную организационную структуру, но, как правило, у них есть следующие общие характеристики:

1. Организационные структуры сетевых компаний предполагают наличие большого количества отделов, ответственных за выполнение различных функций, например, продвижение продаж, товарный менеджмент, распределение, операции магазина, недвижимость, информационные системы, работа с персоналом.

2. Основные бизнес-процессы, оборудование, группы товаров, как правило, определяются в центральном офисе. Таким образом, главная ответственность за работу и полномочия отделов сосредоточены в центральном офисе компании.

3. Каждой ритейловой сети свойственна высокая степень стандартизации всех бизнес-процессов, используемого оборудования, магазина, планировки помещений, проекта здания, реализуемых групп товаров, кредитной политики и обслуживания покупателей. Высокая степень стандартизации бизнес-процессов позволяет мобильно развертывать новые магазины, экономить на издержках (от простоев из-за необходимости описания новых бизнес-процессов, их согласования и утверждения, адаптации информационных систем под новые бизнес-процессы), а также быстро обучать новый персонал.

4. Высокие требования сетевых розничных компаний к оперативному получению информации по ключевым показателям деятельности, позволяющие увеличивать скорость реакции на действия конкурентов и своевременно реагировать на нужды потребителя, обеспечивают их конкурентоспособность.

5. Во многих сетях при этом допускается определенный уровень децентрализации, который дает возможность филиалам приспособиться к местным условиям. Так, крупные сети в основном продают одни и те же стандартные группы товаров, но директора магазинов часто меняют часть ассортимен-

та, чтобы учесть вкусы локальных потребителей и лучше взаимодействовать с местными производителями, например, сельскохозяйственной продукции. Таким образом, происходит наделение полномочиями на уровне директоров магазинов [38].

6. Организационная структура сетевой розничной компании отличается высокой степенью распределения полномочий ответственных за разные направления деятельности компании, что должно быть учтено в архитектуре ИС.

Информационные системы сетевой розничной торговли, помимо функций розничных продаж, должны поддерживать и все функции оптовой торговли. Поэтому в таких системах, как правило, есть1: а) модули, обеспечивающие работу с цепочками поставок, автоматизацию внешней и внутренней логистики, автоматизацию складского учета и управления товародвижением и запасами; б) модули, обеспечивающие функции по управлению исполнением заказов, ведению базы клиентов, отслеживанию истории взаимоотношений с клиентами, управлению ценообразованием, ассортиментом, по прогнозированию спроса и планированию продаж; функционал по ведению номенклатурных справочников товаров; в) специфичный для розничной торговли функционал по поддержке работы с торговым оборудованием (кассовыми аппаратами, средствами маркировки товаров, сканерами штрих-кодов и т.п.), управлению «внутримагазинным» маркетингом товара (Merchandising), оптимизации использования торговых площадей, учета скоропортящихся продуктов, а также поддержке системы клубных и дисконтных карт, «мобильной торговли».

Следует отметить, что финансовый модуль подсистемы консолидации информации и модуль бизнес-аналитики, реализованные в торговых ИС, не имеют принципиальных отличий от аналогичных функциональ-

1 ERP-системы в торговле 2007 // интернет-пор-

тал TAdviser. 2005-2010. URL: http://www.tadviser.ru/

¡mages/5/5b/Trade_ERP_Open_2007.pdf.

№1(31)2011

ных блоков, используемых в корпоративных системах для других отраслей.

Интегрированные между собой модули — это единый информационный комплекс для управления бизнес-процессами компании.

Физически такая система может состоять из двух-трех самостоятельных блоков — в складском комплексе, в транспортно-рас-пределительном центре; функционалов, связанных с розничной реализацией товара, и остальной части системы (в центральном офисе).

На техническом уровне комплексные решения ИС для торговли развиваются в том же направлении, что и все остальные КИС, что касается отраслевой специфики, то она имеет определенные отличия. В сетевой розничной торговле обеспечивается максимально полная поддержка современных организационных форм торговой деятельности и новейшего специализированного оборудования. В частности, это:

1) переход на сервисно-ориентированную архитектуру;

2) использование открытых стандартов и протоколов;

3) унификация интерфейсов с РОЭ-системами (Ро1п1-о!-За1е — кассовая система) и др. на базе отраслевых стандартов;

4) движение в направлении использования систем управления качеством.

Эти изменения в значительной мере обеспечивают торговым компаниям не столько конкурентное преимущество, сколько стандартную инфраструктуру для управления бизнесом2.

Анализ систем, используемых в торговле, позволил сформировать перечень типовых ИС на предприятиях ритейла:

• ЕРР-системы3 — информационные системы для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, произ-

2 ERP-системы в торговле 2007 // интернет-портал TAdviser. 2005-2010. URL: http://www.tadviser.ru/ ¡mages/5/5b/Trade_ERP_Open_2007.pdf.

3 ERP — Enterprise Resource Planning.

водства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов4.

• Кассовые системы позволяют интегрировать в единую информационную среду операции, из которых складывается ежедневная работа магазина — маркировка товара, расчет с покупателем, реализация дисконтной политики, предоставление необходимых отчетов и т.д. Весь арсенал оборудования (POS-терминалы5, техника для штрих-кодирования, весы, информационные киоски, электронные ценники и т.д.) настраивается и контролируется централизованно.

• Bl-системы6 дают возможность проводить бизнес-аналитику, создавая нужные отчеты с большой скоростью, несмотря на огромные объемы информации. Также частью системы могут являться технологии Data Mining.

• CRM7 — системы по работе с информацией, позволяющие автоматизировать, оптимизировать и повышать эффективность бизнес-процессов, направленных на взаимодействие с клиентами (продажи, маркетинг, обслуживание) за счет учета их персональных предпочтений.

• WMS8 — системы управления, обеспечивающие автоматизацию управления складскими процессами. Управляют работой складской техники и персонала, контролируют перемещение грузов и погрузочной техники по территории склада, оперативно планируют задания персоналу с учетом текущей обстановки.

• HR9 — системы автоматизации кадрового учета, расчета зарплаты, управления персоналом, подбора персонала, обучения и многого другого.

4 Введение в ERP//ERPONLINE.RU: интернет-портал. 2005-2009. URL: http://www.erp-online.ru/erp/ introduction/.

5 POS — Point Of Sale.

6 Bl — Businesslntelligence.

7 CRM — Customer Relationship Management.

8 WMS —Warehouse Management System.

9 HR — HumanResources.

№1(31)2011

• Корпоративный портал — интегрированное web-приложение класса В2Е (business-to-employee), обеспечивающее пользователям (сотрудникам, клиентам, партнерам) единую точку доступа к предназначенным для них распределенным информационным ресурсам предприятия (сотрудникам, документам, приложениям), необходимым для принятия и реализации эффективных управленческих решений10.

• Системы EDI11 — передача организованных в структуры данных с помощью согласованных стандартных сообщений от одного компьютера к другому через компьютерные сети. Другими словами, это виртуализация документооборота (в торговле используется между ритейлерами и поставщиками) [43].

• Space & Floor planning — решения для планирования торгового пространства магазина.

• Price optimization — системы, оптимизирующие процесс ценообразования.

• Forecast & Replenishment — системы, определяющие оптимальную величину заказов на базе спрогнозированного спроса покупателей.

• Системы управления документооборотом, в которых основными объектами автоматизации являются документы и бизнес-процессы, представляющие собой какдви-жение документов, так и их обработку.

Авторами были проанализированы различные ритейловые сети и информационные технологии на предприятиях сетевой розничной торговли в России. В качестве источников использовались доступные ресурсы Интернета. Результаты проведенного исследования представлены втабл. 1.

Типичные подходы к построению архитектуры ИС

При анализе полученных данных можно выявить два подхода к построению архитек-

10 Корпоративный портал // сайт компании «Ин-формаб». 1998-2006. URL: http://www.informab.com/ page117.htm.

11 EDI — Electronic data interchange.

туры ИС на российских предприятиях розничной торговли:

1. В качестве основной системы используется универсальная ERP-система (например, SAP), интегрируемая с набором дополнительных специализированных модулей, позволяющих соответствовать требованиям торговых организаций.

2. Основной является система класса Retail12, которую интегрируют с финансовой системой и множеством сопутствующих систем.

По данным Центра выбора технологий и поставщиков TAdviser [40], лидером на рынке ERP-систем в российской торговле по установленным продуктам является Microsoft Business Solutions. На ее решения приходится 44,3% всех проектов внедрения ERP-сис-тем в торговле (Microsoft Dynamics NAV — 25,9%, Microsoft Dynamics AX—18,4%).

Далее следует российская компания «1С», чьи продукты на базе платформы «1С: Предприятие 8.0» занимают свыше трети рассматриваемого сегмента — 33,2%.

На третьем месте находится компания SAP с 6,7% рынка (mySAP ERP — 4%, SAP Business One — 2,7%).

В то же время среди крупных ритейлеров абсолютным лидером на рынке ERP-систем в России на сегодняшний день является SAP for Retail.

До недавних пор для всех систем, за исключением кассовых, используемых в ритей-ле, наблюдалась тенденция перехода от отечественных программных решений к зарубежным пакетным программным продуктам. В настоящее время, как видно из табл. 1, на рынке информатизации ритейла в России преобладают зарубежные IT-решения. Однако в связи с экономическим кризисом многие компании обратили внимание

12 Под системами класса Retail авторы понимают специализированные решения, обеспечивающие расширенную функциональность SCM и CRM на уровне центрального офиса, а также отвечающие за управление торговыми точками: мерчандайзинг, поддержка POS-терминалов и торгового оборудования, товарный учет на уровне магазина и т. д.

Таблица 1

-В-о -о S

ш j=

s

о

а\ s

со

U

со

Информационные системы основных предприятий сетевой розничной торговли в России

1 Компания ERP Кассовая система Bl CRM WMS HR Портал EDI Space & Floor planning Price optimization Forecast & Replenishment Документооборот

МУЛ ЫИ ФОРМАТНЫЕ

1 Х5 Retail Group ВНЕДРЯЮТ: SAP for Retail - SAP HR, Fl, товародвижение, планирование, F&R и MAP SET Retail (Кристалл Сервис) EXceed WMS SAP «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы + Документооборот»

2 Эльдорадо SAP for Retail SET Retail (Кристалл Сервис) SAP BW SAP HR EDI SAP + ECOD

3 О'кей Microsoft Dynamics AX SET Retail (Кристалл Сервис) MS SQL OLAP Собственное решение для дисконтных программ Global-HR КО РУС ibs ASSORTMENT- SPACE PLANNING ibs PRICING

4 Дикси групп Microsoft Dynamics AX SET Retail (Кристалл Сервис) Microsoft Dynamics AX Aldata G.O.L.D. Stock

5 Седьмой континент Системы собственной разработки и SAP Business One Microsoft SQL Server 2008 Microsoft SharePoint Server 2007 КО РУС

6 Группа Виктория SAP for Retail SET Retail 5 SAP Human Capital Management

7 Группа Холидей Oracle Reatek WMS Manhattan ILS

8 Детский мир Oracle Retail Профи-Т (Пилот) Cognos PowerPlay Radio Beacon WMS Oracle Retail Price Management Oracle Retail Merchandising System

ГИПЕРМАРКЕТЫ

9 Metro SAP for Retail TP.NET (Wincor Nixdorf) КО РУС ECOD SAF superstore

10 М. Видео SAP for Retail ШТРИХ-М: SAP Bl Oracle Siebel CRM ETWeb Enterprise SaaS-системы Predictix Реализован на платформе Lotus

11 Техносила SAP for Retail SAP BW SAP Business Warehouse SharePoint Server 2007 План: SAP Forecasting & Replenishment

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При создании таблицы использованы источники [1-37].

> In

IE >

23

е

О "О

>

Т. А. Лёзина, М. В. Гельман

№1(31)2011

и на другие недорогие, качественные отечественные программные продукты.

Выбор российской или зарубежной технологий может зависеть от размера сети. Если в сети не больше 40 магазинов, то для таких масштабов есть адекватные российские решения (например, на базе систем «БЭСТ», «ОПТИМУМ», «ПАРУС», «Галактика» и др.). Для крупного бизнеса, как правило, лучше подходят зарубежные продукты.

В связи с очень быстрым ростом объемов информации в информационных системах, а также необходимостью ее ежедневного анализа растет спрос на OLAP-продукты13, такие как SAP BW, SQL Server и др.

Крупные ритейлеры начинают широко использовать EDI. В настоящее время активно внедряются такие отдельные коробочные продукты, как системы Space and floor planning, WMS, CRM. Экономические сложности привлекли особый интерес к CRM-системам. Кризис несколько сместил фокус внимания ритейлеров с «битвы за клиента» на «борьбу за выживание». А поскольку выжить розничной компании в значительной мере помогают лояльные клиенты, то основной задачей становится реализация программ лояльности. Здесь необходимо научиться извлекать из полученных знаний о клиентах дополнительную прибыль. Поэтому растет спрос на различные схемы лояльности (дисконтные программы) и, как следствие, процес-синговые системы. Из большого инструментария CRM-технологий широко используются следующие продукты: а) «1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)» на платформе «1С: Предприятие 8»; б) «Система для управления лояльностью Manzana Loyalty на базе Microsoft Dynamics CRM» и ряд других.

Одной из тенденций развития ИС ритейлеров является внедрение внутренних порталов, повышающих эффективность обмена информацией внутри компании, за счет структурирования, визуализации и оптимизации совместной работы с документами.

13 OLAP — Online Analytical Processing

Другая тенденция развития ИС — активное внедрение систем электронного документооборота, позволяющих минимизировать потери от долгих сроков подготовки и согласования документов, неэффективного контроля подготовки и отслеживания документации и т. д. В таблицу 1 не вошли системы бюджетирования и системы консолидации финансовой отчетности, которые также начинают пользоваться популярностью среди компаний сетевой розничной торговли. Процесс бюджетирования позволяет контролировать промежуточные результаты деятельности, понять, насколько успешна выбранная стратегия развития, и вырабатывать корректирующие мероприятия. С помощью бюджетирования появляется возможность концентрироваться на специфических задачах бизнеса, в частности, на управлении доходностью, затратами, инвестициями. В качестве примера можно привести ритейловую сеть «О'Кей». В компании был внедрен продукт Infor Planning Management (компания-разработчик Infor). Основной целью этого внедрения являлось обеспечение качественного прогнозирования результатов хозяйственной деятельности компании, а также облегчение процесса расширения бизнеса за счет построения надежной системы контроля.

Автоматизация процесса финансовой консолидации зачастую происходит совместно с автоматизацией бюджетирования, но может внедряться и самостоятельным модулем. В ритейловой сети «О'Кей» автоматизация финансовой консолидации проходила на базе того же продукта, что и автоматизация бюджетирования — Infor Planning Management. Целью автоматизации этого процесса явились обеспечение максимальной «прозрачности» бизнеса для выхода на рынок капиталов и увеличение скорости сбора и консолидации бюджетных данных.

Перспективной тенденцией для неосновных модулей считается внедрение SaaS-решений (Soft as a service). Данное решение — система «по запросу», доступная из любой точки мира, не требующая уста-

№1(31)2011

новки на сервере, технических администраторов и долгого внедрения.

Внедрение такого решения будет стоить гораздо дешевле, а также сам процесс внедрения пройдет значительно быстрее, чем если бы это была обычная информационная система. SaaS — выгодная альтернатива приобретению программного обеспечения, позволяющая получать его как услугу, а не покупать дорогостоящие лицензионные программы. Основные характеристики SaaS-решения:

• система разворачивается в дата-центре в виде единого программного ядра, с которым работают все заказчики;

• доступ заказчиков к программному обеспечению предоставляется удаленно по сетевым каналам и, как правило, через web-интерфейс;

• техническое обслуживание выполняется централизованно на стороне провайдера SaaS;

• доступ к системе предоставляется на условиях аренды и предполагает периодические платежи.

Еще одна тенденция для неосновных модулей — это внедрение «Open Sources-решений. Например, процесс бюджетирования в не очень больших ритейловых сетях может быть автоматизирован с помощью «Open Source» за счет того, что от таких продуктов не требуется сверхмощности (из-за которой продукты «Open Source» обычно проигрывают лицензионным ИС).

Анализируя архитектуры компаний сетевой торговли, можно выделить две типовые архитектуры:

1) с набором специализированных систем на единой платформе;

2) с центральной ERP-системой (чаще всего — SAP), шиной и набором других систем.

Основными преимуществами архитектуры с множеством систем и шиной является возможность:

• выбора для каждого набора задач лучших программных продуктов;

• применения программных продуктов собственной разработки;

• выбора более дешевых систем, рабо- | тающих на более дешевых платформах (ОС j§ Linux + БД и приложения free ware, ОС Win- со dows + БД MS SQL + серверное оборудова- ^ ние с использованием процессоров Intel). |

К недостаткам данной архитектуры мож- ¡§ но отнести вероятность возникновения про- < блем: к

• из-за большого разнообразия используемых систем с их интеграцией (сбои, изменение логики взаимодействия и т.д.);

• с поддержкой функционирующих систем ввиду их специфичности и дороговизны;

• а также необходимость приобретения нескольких лицензий.

Преимуществами архитектур с центральной системой (чаще всего — SAP), шиной и набором других систем являются:

• надежность, подтвержденная успешной практической проверкой в европейской сетевой торговле;

• интегрированность основных модулей;

• высокая надежность центральной системы;

• высокая масштабируемость;

• наличие одной лицензии на множество функций;

• единая платформа и программная среда, позволяющие осуществлять поддержку и развитие проще, чем в предыдущем случае.

Недостатки рассматриваемой архитектуры:

• дорогие лицензии на центральную систему;

• центральная система, как правило, работает на дорогих платформах (ОС Unix + БД Oracle + Серверное оборудование HP или IBM).

Архитектуру с центральной системой целесообразно использовать во вновь организуемых крупных торговых сетях. В то же время архитектура с множеством систем и шиной обычно возникает при постепенной информатизации сети при сравнительно небольших разовых финансовых вложениях.

№1(31)2011

Заключение

Таким образом, российский рынок КИС, рассмотренный на примере сетевой розничной торговли, следуя основным мировым тенденциям, тем не менее во многом развивается собственным путем. На внутреннем рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные поставщики программного обеспечения, а также компании, занимающиеся его внедрением. Конкуренция между отечественными и зарубежными поставщиками корпоративных информационных систем, бизнес-интеграторами является одним из факторов, отличающих ситуацию на российском рынке от ситуации на мировом рынке.

Описок литературы

1. Интервью Теймура Штернлиба Cnews // Cnews: интернет-издание в сфере высоких технологий. 1995-2009. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/ trade2008/int/x5/.

2. Новости Red Tree // сайт компании Red tree. 17.02.2009. URL: http://www.red-tree.ru/www/ news/17.02.2009.xml.

3. Сотрудничество ИНТАЛЕВ и Х5 Retail Group приносит первые ощутимые плоды // Электронный журнал GoodLancer. 7.11.2008. URL: http://www. goodlancer.com/archives/1592.

4. Никитин M. Системы автоматизации: что выбирает ритейл? // Cnews: интернет-издание в сфере высоких технологий. 1995-2009. URL: http:// www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/erp. shtml.

5. Ушаков К. HR для бизнеса: уроки, опыт, перспективы //СЮ: руководитель информационной службы. 24.10.2009. URL: http://www.cio-world.ru/ products/business-solutions/470667/.

6. Талалыкин А. «Эльдорадо»: взаимодействие с поставщиками без проблем // Intelligent Enterprise / Корпоративные системы. № 18 (193). 24.11.2008. URL: http://www.iemag.ru/interview/ detail.php?ID=18272.

7. Внедрение MS Dynamics АХ (Korus Retail) в сети гипермаркетов «О'КЕЙ» // интернет-портал TAdviser. 23.06.2007. URL: http://www.tadviser.ru/ articles/24558/.

8. ERP в формате гипермаркета // интернет-портал ITeam. 2002-2007. URL: http://www.iteam.ru/ publications/it/section_54/article_2169/.

9. Global-HR для федеральной сети гипермаркетов «О'Кей» //сайт компании «Бизнес-Технологии». 08.06.2009. URL: http://www.global-hrm.ru/.

10. «О'Кей» // сайт компании «КОРУС Консалтинг». 2002-2009. URL: http://www.ecod.ru/? cat=clients&k=46.

11. О'КЕЙ внедряет в России программное обеспечение компании «Софт Солюшнз» для управления базой данных, аналитикой, закупками, мерчандайзингом и организацией поставок // интернет-портал «Интерфакс». URL: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/pressrel. asp? id=53402.

12. Вся сеть «Дикси» в Петербурге работает на SET Retail //сайт компании «Кристалл Сервис». URL: http://www.crystals.ru/rus/dixy/.

13. Дикси // сайт компании Майкрософт. 2009. URL: http://www.microsoft.com/Rus/Dynamics/Clients/ client.mspx?id=67.

14. Федичева К. ИТ-расследование: чем живет российская розница // Бизнес-портал РосФирм. 29.01.2008. URL: http://www.uralfirm.ru/companies_ news/analitic?? total_found: int=1235&query_start: int=60&news_id=354 464.

15. Компания «Седьмой континент» первой в России внедрила Microsoft SQL Server 2008 // сайт компании «Майкрософт». URL: http://www.microsoft. com/Rus/Casestudies/CaseStudy. aspx?id=542.

16. КРОК внедрил Microsoft SQL Server 2008 в «Седьмом Континенте» // Cnews: интернет-издание в сфере высоких технологий. 08.08.2008. URL: http://www.cnews.ru/news/line/index. shtml? 2008/08/08/311 053.

17. Андронова О. Новости СПб / сайт газеты «Ком-пьютер-Информ». 2001. URL: http://www.ci.ru/ inform14_04/nspb.htm.

18. На SAP-Форуме 2009 группа компаний «Виктория» и CIBER представили итоги проекта внедрения SAP for Retail // сайт компании CIBER, Inc. 12.06.09. URL: http://www.ciber.ru/news/ articles/2009-06-12.cfm.

19. «Виктория»: оперативное и низкозатратное тиражирование торговой сети // сайт компании «Кристалл Сервис». 02.1 1.2006. URL: http:// www.3312251.ru/rus/presscenter/?page=2&id=70.

№1(31)2011

20. Истории успеха клиентов CIBER Russia // сайт компании CIBER, Inc. 2009. URL: http://www.dber. ru/clients/casestudies.cfm.

21. Manhattan WMS в российском ритейле: завершен проект в компании «Холидей Классик» // ERPNEWS: интернет-портап. URL: http://erpnews. ru/details.php?image_id=2258&search=accenture.

22. Oracle продолжает экспансию в рознице // сайт компании «Интерфейс». 03.11.2009. URL: http:// www.interface.ru/home.asp?artld=22384.

23. Система корпоративной отчетности и анализа информации на основе хранилища данных торгового холдинга «Детский Мир» // сайт компании BI Partner. URL: http://www.bipartner.ru/projects/ dm.html.

24. Автоматизация складов: камни преткновения // сайт Lobanov-Logist.ru. 06.03.2007. URL: http:// www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=73.

25. «Детский мир» оптимизируется // web-сайт издательства «Открытые системы». URL: http://www. osp.ru/news/thematic/2009/1030/10625357/.

26. Metro Cash & Carry Россия: европейский формат работы с поставщиками // сайт компании «КОРУС Консалтинг». 2000-2009. URL: http:// www.korusretail.ru/press-center/news/news_19. html? secword=Auchan.

27. METRO Future Store uses SAF-Software // сайт компании The SAF Simulation, Analysis and Forecasting AG. 2006-2009. URL: http://www. saf-ag.com/metro-future-store+M52087573ab0. html.

28. «М. Видео» берет под контроль логистику в партнерстве с CIBER Russia и SAP // ERPONLINE. RU: интернет-портал. URL: http://www.erp-online.ru/ phpnews/show_news_one.php?n_id=3565.

29. Контрольно-кассовые машины ШТРИХ-МИ-НИ-к POS II // сайт компании ШТРИХ-Центр. URL: http://www.shtrih-center.ru/kkm/shtrih_mini_pos_2. html.

30. «М.Видео» модернизировала лояльность с помощью CRM // Cnews: интернет-издание в сфере высоких технологий. 18.05.2009. URL: http://reta.il. cnews.ru/reviews/index.shtml?2009/05/18/347485.

31. Компания «М.Видео» запустила систему управления карьерой сотрудников на базе ETWeb Enterprise // Trainings.ru: интернет-портал. 15.04.2009. URL: http://www.trainings.ru/events/ news/?id = 11679.

32. Розничная сеть «М.Видео» повышает эффек-

тивность выполнения проектов с Microsoft ^ Enterprise Project Management // ИТ-Контент: со интернет-портал. 2003-2009. URL: http://www. ^ itcontent.ru/archives/case/mvideo_project. =|

33. Эль М. Внедрение ERP-системы в сети «Техно- ¡§ сила» // iTRate.ru: интернет-портап. URL: http:// itrate.ru/articles/tehnosila-erp-122k7.shtml. к

34. SAP и «Техносила» представили внедренное решение российским и иностранным СМ // Электронный журнал PC Magazine/Russian Edition. URL: http://newsdesk.pcmag.ru/node/12487.

35. Дизайн корпоративного портала «Техносила» // сайт компании «Команда F». 2009. URL: http:// www.comandaf.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=73:2009-04-27-19-44-11&catid= 41:2009-04-27-19-27-18&ltemid=81.

36. В ERP-Технологии — СИЛА: «Техносила» и GMCS подводят итоги совместного проекта // сайт компании SAP. URL: http://www.sap.com/cis/ partners/news/GMCS_technosila.epx.

37. Интеллект в коробочке: российский рынок систем автоматизации торговли // Sales Business. №5. 2007. URL: http://www.stepconsulting.ru/publ/ intellect.shtml.

38. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 1184 с.

39. ERP-системы в торговле 2007 // интернет-портап TAdviser. 2005-2010. URL: http://www.tadviser.ru/ ¡mages/5/5b/Trade_ERP_Open_2007.pdf.

40. Введение в ERP // ERPONLINE.RU: интернет-портал. 2005-2009. URL: http://www.erp-online. ru/erp/introduction/.

41. Трофимов С. Нужна ли CRM-система вашему бизнесу? URL: http://www.caseclub.ru/articles/ what_crm.html.

42. Корпоративный портал // сайт компании «Ин-формаб». 1998-2006. URL: http://www.informab. com/page117.htm.

43. Черкасов A. EDI — виртуализация документооборота // ERPNEWS: интернет-портал. 02.04.2008. URL: http://erpnews.ru/doc2049.html.

44. Потребительский рынок Петербурга: цифры и факты // интернет-журнал деловой информации для ритейлеров, рестораторов и отель-еров. 2007-2010. URL: http://delinform.ru/publ. php?numn=670.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.