Научная статья на тему 'Разработка стратегии импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области'

Разработка стратегии импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / АДАПТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ADAPTATION POLICY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / FOOD MARKET / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INVESTMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина Екатерина Даниловна, Дубровина Татьяна Александровна

Рассмотрены проблемы продовольственной промышленности России в условиях внешнеторговых ограничений, в частности в Белгородской области, разрешение которых базируется на теоретико-методическом аппарате, позволяющем формировать адаптационную промышленную политику, направленную на импортозамещение ряда товаров. Представлены концептуальные подходы к разработке данной политики и конкретизирующие ее авторские методические положения, в том числе блок-схема выбора объектов импортозамещения и матрица QUWEST. Приведены примеры формирования импортозамещающей политики Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING FOOD IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY ON EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION CONFECTIONERY INDUSTRY

The paper considers the problems of Russian food industry, in particular in the Belgorod region, under conditions of foreign trade restrictions. The resolution of the last is based on theoretical and methodological apparatus that allows to form an adaptive industrial policy aimed at import substitution of a number of products. Conceptual approaches to the development of the discussed policy and author's specifying methodological provisions are given, including, a block diagram of import substitution object selection and a QUWEST matrix. The formation examples of import substitution policy in the Belgorod region are provided.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области»

УДК 332.145

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1 _ о

© Е.Д. Щетинина1, Т.А. Дубровина2

Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Рассмотрены проблемы продовольственной промышленности России в условиях внешнеторговых ограничений, в частности в Белгородской области, разрешение которых базируется на теоретико-методическом аппарате, позволяющем формировать адаптационную промышленную политику, направленную на импортозамещение ряда товаров. Представлены концептуальные подходы к разработке данной политики и конкретизирующие ее авторские методические положения, в том числе блок-схема выбора объектов импортозамещения и матрица QUWEST. Приведены примеры формирования импортозамещающей политики Белгородской области. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: стратегия развития; адаптационная политика; импортозамещение; рынок продовольственных товаров; инвестиционное обеспечение.

DEVELOPING FOOD IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY ON EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION CONFECTIONERY INDUSTRY E.D. Shchetinina, T.A. Dubrovina

Belgorod Shukhov State Technological University, 46 Kostyukov St.,, Belgorod, 308012, Russia.

The paper considers the problems of Russian food industry, in particular in the Belgorod region, under conditions of foreign trade restrictions. The resolution of the last is based on theoretical and methodological apparatus that allows to form an adaptive industrial policy aimed at import substitution of a number of products. Conceptual approaches to the development of the discussed policy and author's specifying methodological provisions are given, including, a block diagram of import substitution object selection and a QUWEST matrix. The formation examples of import substitution policy in the Belgorod region are provided. 1 figure. 2 tables. 6 sources.

Keywords: development strategy; adaptation policy; import substitution; food market; investment support.

Актуальность вопросов, связанных с разработкой и освоением новых производств и товаров, диверсификацией, особенно в условиях сокращения импортных поставок в Россию, не вызывает сомнения ни с точки зрения теории, ни с позиций практиков. Она обусловлена тем, что модель рыночной экономики предполагает неизбежную необходимость повышения эффективности бизнеса, конкурентоспособности продукции и услуг, реструктуризации промышленности под влиянием трендов конъюнктуры, широких инноваций. Известно, что экономико-производственные системы характеризуются высокой степенью сложности и инерционности, поэтому внедрение инноваций, особенно продуктовых, всегда сопряжено с большими затратами и высоким риском: так, по оценкам маркетологов, в среднем не менее 60-70% товаров-новинок традиционных отраслей промышленности отвергается рынком, не находит своего потребителя. Следовательно, хозяйствующим субъектам необходимо принимать такие управленческие решения в сфере инноваций, которые были бы экономически грамотными,

технически и финансово обоснованными и учитывали бы как сложившуюся ситуацию, так и прогноз ее развития [5].

Сегодня Российской Федерации нужна новая стратегия развития - продуктовая и рыночная - и, соответственно, обновленная методология ее разработки. Следует понимать диалектику момента, которая состоит в том, что резкое изменение социально-экономических и политических условий и целей вызывает негативные явления, но одновременно может послужить толчком к позитивным переменам.

Речь идет о теоретическом и практическом обосновании такой государственной политики в области производства и сбыта, которая могла бы обеспечить, с одной стороны, удовлетворение нужд потребителей при тех же возможностях спроса без снижения качества получаемых благ, с другой - обеспечение доходности производителей бывшей импортной продукции.

Методологически важно, что данная политика не может носить чисто рыночный характер, она неизбежно потребует элементов стратегического планирова-

1Щетинина Екатерина Даниловна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга, тел.: 89192294041, e-mail:schetinina@inbox.ru

Shchetinina Ekaterina, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Marketing, tel.: 89192294041, e-mail:schetinina@inbox.ru

2Дубровина Татьяна Александровна, аспирант, тел.: 89803737751, e-mail: t.kos92@mail.ru Dubrovina Tatiana, Postgraduate, tel.: 89803737751, e-mail: t.kos92@mail.ru

ния, расставления социальных акцентов и приоритетов, учета интересов различных групп, в том числе малообеспеченных слоев населения, а также малого бизнеса. Было бы неправомерным при формировании новой экономической политики оставаться на позициях слепого рыночного регулирования и стихийности. Дело в том, что сейчас требуются столь серьезные и оперативные меры по трансформации структуры хозяйства, что сами производители не справятся с такой многоплановой и затратной задачей.

Наш концептуальный подход в этом вопросе совпадает в определенной мере с кельнской школой экономики, ее концепцией социального рыночного хозяйства, обоснованной еще в 30-е годы прошлого столетия. Важно отметить, что указанная модель не есть исключительно теория автоматической конкуренции; это, скорее, «идеологическая концепция в том смысле, что целью социального рыночного хозяйства является координация между сферами жизни, представленными рынком, государством и социальными группами» [3]. Это диалектическая концепция, сочетающая социальные и экономические цели, включающая субси-диарность, но с одновременным проявлением коллективной инициативы и ответственности, социальное партнерство; это также экономическое, экологическое и социальное регулирование - с помощью и конкуренции, и согласованных стратегических планов. В эту концепцию вписывается и разумный регионализм, и частно-государственное партнерство, и инновационная интеграция, и кобрендинг, и теория кластеров, и прочие организационные новшества, требующие координации и общих стратегических действий.

Из этой концепции следует, что все формы государственной экономической политики, включая техническую, инвестиционную и инновационную, должны строиться с учетом социальных критериев и первоочередных нужд граждан, а также с нормируемыми параметрами цен и тарифов, особенно в некоторых социально-значимых отраслях. Подчеркнем, что это не означает отмену внутренней конкуренции, которую следует сохранять в виде борьбы за потребителя -ассортиментом, качеством, сервисом и другими способами, включая партнерский маркетинг, РР деятельность как формирование гармонизированных общественных отношений.

Проследим, как изменялась конъюнктура рынка Российской Федерации в 2014 г.

С 5 сентября 2014 г. Роспотребнадзор приостановил ввоз на территорию России кондитерских изделий из Украины. Кондитерские компании АВК, КОНТИ и ROSHEN формировали основную часть импорта кондитерских изделий из Украины в Россию. Запрет на импорт продукции ROSHEN Роспотребнадзор ввел еще в конце июля 2013 года в связи с претензиями по качеству и безопасности продукции.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, Россия с 28 июля 2014 г. запретила импорт всей молочной продукции и молока из Украины. Запрет, введенный Россель-хознадзором, в первую очередь связан с поставками из Украины небезопасной сырной продукции. Рос-

сельхознадзор также неоднократно обнаруживал остаточное количество антибиотиков тетрациклиновой группы, соли тяжелых металлов и патогенные микроорганизмы в молоке и молочной продукции, импортируемой из Украины.

Российская Федерация может запретить импорт всего продовольствия из Украины после ее ассоциации с ЕС. Ранее ведомство ввело запрет на импорт в Россию из Украины картофеля со всех предприятий страны из-за вредителя - золотистой нематоды - и свинины из-за угрозы распространения африканской чумы свиней. Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз сыров с 13 заводов Украины; соковой продукции, в том числе для детского питания; спиртных напитков, пива и пивных напитков с трех украинских предприятий; овощных, фруктовых и рыбных консервов со всех украинских компаний.

С 1 августа 2014 г. из Украины в Российскую Федерацию запрещено ввозить подсолнечник, кукурузную крупу, соевые бобы и шрот (жмых) из-за множественных случаев обнаружения карантинных вредителей. С 7 августа в ответ на санкции, которые Запад ввел против России из-за событий на Украине, Москва объявила о полном запрете на поставки говядины, свинины, овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США. Речь идет о годовом импорте продукции на 9,1 млрд долл. (расчеты ИТАР-ТАСС по данным Федеральной таможенной службы РФ за 2013 г.) [1].

Какова же должна быть промышленная политика государства и регионов в столь серьезно меняющихся бизнес-условиях? Прежде чем перейти к методологическим и методическим вопросам, дадим определение категории политика импортозамещения.

По нашему мнению, государственная политика поддержки импортозамещения представляет собой сознательное создание экономических, информационных и организационно-правовых условий, а также прочих стимулов для развития необходимых для общества сфер бизнеса, подразумевая вложение в него материальных, информационных и финансовых ресурсов безвозмездно или на льготных условиях с целью восполнения дефицита, созданного запретом на импорт.

Как видим, это серьезная деятельность по планированию целевых объектов поддержки и бюджетирования средств их развития в направлении диверсификации, обновления или наращивания объемов уже существующей продукции, обеспечения снабжения, сбыта и продвижения импортозамещаемой продукции, а также комплектующих, вспомогательных производств, инфраструктуры и прочих необходимых элементов, включая кадры. Она требует согласования действий департаментов экономической политики, финансовых кругов, отраслевой и вузовской науки, топ-менеджмента, интеграции и синергии. С точки зрения методов планирования такая политика подразумевает использование самого широкого аппарата -от индикативного планирования до нормативного и

сетевого, а также бизнес-планирования с обязательным маркетинговым обоснованием.

Немаловажно, что при этом большое значение получает развитие позитивного самосознания предпринимателей и менеджеров, исходя из принципов социальной ответственности и национальной деловой этики, а также чувства патриотизма.

Разработка такой импортозамещающей политики на уровне региона (можно назвать ее адаптационной), на наш взгляд, будет включать следующие блоки или этапы:

- определение потребности в замещении по видам продукции, объемам, качеству и цене;

- выбор объектов государственной поддержки предприятий-импортозаместителей с учетом социально-экономических критериев;

- определение масштабов, форм и видов поддержки в целом и конкретно для различных объектов;

- контроль (в том числе мониторинг) проведения адаптационной, импортозамещающей политики.

Проведение первого этапа - определения потребности в замещении по видам продукции, качеству и цене - требует тщательных маркетинговых исследований, как кабинетных с использованием статистических данных, так и экспресс-опросов и тестирования потребителей. Их целью должно явиться уточнение степени востребованности продукции, поставляемой ранее по импорту, привычек потребителей, их приверженности к маркам, упаковке, качественным параметрам, ценовому диапазону, возможности быстрой и удобной покупки, а также сервису.

Следует выявить уровень приверженности и к товару, и к фирме, и к методам стимулирования и мотивации покупок, включая рекламу и промо-акции. Задача этого блока - не допустить существенного падения уровня потребления и удовлетворенности населения. Допустимое падение должно быть минимальным - не более 5% от числа полностью удовлетворенных, перешедших в категорию не совсем удовлетворенных по соответствующей трехмерной шкале (табл. 1).

дукции с минимальными издержками;

- каналы сбыта - их изменение или расширение, возможность стимулирования;

- логистические особенности местонахождения объекта;

- инвестиционные возможности;

- маркетинговые возможности;

- кадровое обеспечение.

В этой связи можно говорить о потенциале им-портозамещения, в который входят все вышеприведенные характеристики.

Для выбора объекта импортозамещения необходимо не только учитывать вышеперечисленные критерии, но и применять особый алгоритм, который будет учитывать все и положительные, и отрицательные стороны предприятия. Для определения наиболее подходящего объекта импортозамещения можно использовать такие методы, как SWOT-анализ, различные маркетинговые исследования, опросы, матрицу QUWEST и другие элементы маркетинга. Полезной в этой связи представляется методика стратегической диагностики бизнес-единиц на основе оценки удовлетворенности потребителей и ресурсного обеспечения компетенций, разработанная С. Кочиной и Е. Щетининой [6].

Рекомендуемая нами блок-схема выбора пред-приятия-импортозаместителя приведена на рисунке в виде совокупных действий при выборе предприятия. Матрица QUWEST, описывающая критерии выбора объекта импортозамещения, представлена в табл. 2.

В рамках данной методики предлагается выделять три уровня-ранга пригодности объектов для поддержки в целях импортозамещения. Так, по производственной мощности это (соответственно): ранг 1 - 50% и ниже, ранг 2 - 50-75%, ранг 3 - 75-100%.

Возможность диверсификации оценивается следующим образом: ранг 1 - диверсификация возможна, ранг 2 - частично возможна, ранг 3 - невозможна.

Географическое положение оценивается по удаленности от точки максимального объема продаж:

Таблица 1

Шкала удовлетворений потребителей

Полностью не удовлетворен

Не совсем удовлетворен

Полностью удовлетворен

Кроме того, требуется составление рейтингов компаний-производителей и определение их позиции и конкурентного статуса с точки зрения потребителей. Организатором и исполнителем такой работы может выступать торгово-промышленная палата, а также департамент экономического развития.

Второй этап включает выбор объектов государственной поддержки предприятий-импортозаместителей и должен учитывать:

- необходимость увеличения мощностей производства;

- технологическую гибкость и возможность расширения ассортимента;

- обеспечение качества импортозамещаемой про-

ранг 1 - минимальное удаление, ранг 2 - среднее удаление, ранг 3 - максимальное удаление.

Уровень стандартизации (стандарты менеджмента, технологии и качества продукции) оценивается так: ранг 1 - ИСО-9001, ранг 2 - государственный стандарт, ранг 3 - технические условия.

Оценка поставщиков предполагает следующие ранги: ранг 1 - полностью отечественные поставщики (или до 20% импортных); ранг 2 - 20-50% импортных поставок; ранг 3 - 50-100% импортных поставок.

Чем выше суммарный ранг объекта (ближе к первому месту), тем выше вероятность его выбора для поддержки при прочих равных условиях: они определяются на основе анализа потребителей.

Блок-схема выбора объектов импортозамещения

Таблица 2

Матрица QUWEST для планирования импортозамещения (составляется по товарному рынку)

Предприятие Вопросы и характеристики

производственная мощность и ее загрузка, % возможность диверсификации в нужном направлении географическое положение (логистические характеристики) используемые технологические стандарты поставщики (доступность сырья и материалов)

Объект 1

Объект 2

Объект 3

Объект п

Три базовых условия, которым должен удовлетворять объект, выбираемый для поддержки, связаны с результатами исследований рынка, матрицей QUWEST и бухгалтерской отчетностью, состоят в следующем. Первое условие - соответствие потребностям и емкости самых крупных сегментов отечественных потребителей; второе - реальная возможность расширения производственной мощности и ее состояние (физический и моральный износ), третье - финансовое положение объекта по данным отчетности (устойчивость, ликвидность, кредитоспособность и пр.).

Рассмотрим опыт применения указанных инструментов разработки адаптационной политики на примере Белгородской области. В последнее время здесь, как и по всей стране, вслед за украинской молочной продукцией с прилавков магазинов исчезают кондитерские изделия производства той же страны. Однако крупные ритейлеры, работающие на рынке Белгородчины, успокаивают: дефицита не будет, местные производители в состоянии полностью заменить сегмент запрещенных сладостей. Но каким образом?

Как показывают опросы, для потребителей нашей

области кондитерская продукция является важным товаром: 77,4% опрошенных приобретают эти изделия не менее трех раз в неделю. Опыт работы в области импортозамещения, которое стало частью экономической политики региона еще задолго до введения зарубежных санкций и общероссийских торговых запретов, подтверждает изложенные выше рекомендации по планированию стратегии регионального развития. Безусловно, если речь идет об отдельных группах товаров, скажем автопромышленности, беспокойство по поводу сокращения ассортимента и сужения возможности выбора для потребителя вполне объяснимо. Но запрет «конфетно-шоколадных» поставок в Россию касается в основном всего трех кондитерских компаний соседствующего с нами государства: АВК, КОНТИ и ROSHEN.

Формальная версия запрета звучит так: известно, что санитарное учреждение провело проверку продукции вышеуказанных украинских компаний, в результате чего были выявлены нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей. В частности, нормам не соответствовала маркировка товаров.

Отметим, что КОНТИ и АВК - крупнейшие игроки кондитерского бизнеса в Украине. Вместе с компанией ROSHEN они формировали основную часть импорта сладостей из Украины в Россию. Только в 2013 г. украинские кондитеры экспортировали в Россию 193,9 тысячи тонн продукции на 472,1 млн долл.

Восполнить образовавшуюся продовольственную «яму» почти в 200 тыс. т предстоит отечественным кондитерам. Претендентов на импортозамещение четыре: старооскольская кондитерская фабрика «Славянка» (годовой объем продукции в 2013 г. - 100 тыс. т), и холдинг «Объединенные кондитеры», в который вошли «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский» (годовой объем продукции в 2013 г. - 350 тыс. т).

Хотя старооскольским кондитерским традициям уже больше двух веков, всего десять лет назад за пределами Белгородчины о фабрике мало кто знал, все ее производство умещалось на площади в 3 га. Сегодня фабрика, входящая в состав большого производственного комплекса, занимает больше 30 га, а ассортимент продукции, включающий более 400 наименований, можно найти во всех регионах страны.

Шесть лет назад руководство компании приняло решение о создании собственного предприятия по изготовлению гофрокартона. Сегодня это одно из ведущих предприятий по вторичной упаковке в Центральночерноземном регионе. Фабрика упаковки по сути - самостоятельное предприятие, которое производит все виды упаковки, применяемые в отечественной промышленности. Мощность производства - более 12 млн м2 в месяц.

Механический завод, также входящий в комплекс «Славянки», - одно из самых старейших предприятий в городе, работает в Старом Осколе уже более 100 лет. Специализируется на производстве оборудования для добычи полезных ископаемых и

строительства.

В рамках стратегии импортозамещения показателен пример производства насосных агрегатов, которые предназначены для работы с пищевой массой. Недавно пришлось столкнуться с ситуацией, когда некоторого рода насосы, например применяемые для перекачивания шоколадных масс, запретили к передаче из Европы. Аргументом тому послужило то, что их могут применять и по другому назначению - для перекачки нефти. Менеджеры легко вышли из этого положения, решив производить и выпускать их на механическом заводе комплекса «Славянка».

Методика выбора объектов импортозамещения и алгоритм, изложенный выше, позволил выбрать комбинат «Славянка» как первоочередной для поддержки со стороны региональных властей, льготного кредитования и страхования. По итогам 8 месяцев 2014 г. кондитерская фабрика «Славянка» сработала с увеличением объемов на 18%.

Единственная трудность, которая возникла у ста-рооскольского пищевого предприятия в свете последних событий, связана с поставкой сырья (ранг поставщиков равен 3), поскольку происхождение ингредиентов, применяемых в кондитерской промышленности, в большей степени зарубежное. Это и какао-бобы, привозимые из Африки, орехи, не произрастающие в России (например, миндаль и арахис, который чаще всего везли из Америки), чернослив, курага, кондитерские жиры. Но эти продукты можно экспортировать и из других стран: в Турции, Китае, Индии переговоры уже ведутся.

Для разработки региональной стратегии импортозамещения весьма важен фактор и общегосударственного уровня. «Российское правительство планировало разработать и утвердить к концу сентября двухлетние планы содействия импортозамещению в промышленности и АПК», - передает РИА «Новости». Ожидается, что среди предлагаемых мер будет, в частности, тарифно-таможенное регулирование, поскольку такие возможности у Российской Федерации есть. Также у российских властей есть планы по ограничению в рамках новой контрактной системы импортных поставок для нужд обороны и безопасности, а также по отдельным видам продукции машиностроения и легкой промышленности.

Кроме того, планируется, что помощь будет оказана по линии Фонда развития промышленности, который будет кредитовать средние промышленные предприятия на этапе предбанковского финансирования, то есть «до того, как созданный продукт пойдет в серию». В предстоящие три года на эти цели планируется выделить более 18 млрд руб.

В правительстве находилась на рассмотрении программа по импортозамещению для российского оборонно-промышленного комплекса. Документ нацелен на создание современных образцов промышленной продукции, которые в основном должны быть произведены в России и на территории Таможенного союза из максимального числа комплектующих производства России и стран-участников союза.

Глава российского государства ранее отмечал, что Российская Федерация не будет искусственно разрывать кооперацию с зарубежными партнерами в оборонно-промышленном комплексе, но должна быть готова сама производить критически важное оборудование. Президент также говорил, что госпрограмма вооружений должна обеспечить оптимальную профильную загрузку оборонных предприятий, вместе с тем, при стратегическом планировании использования их мощностей в долгосрочной перспективе нужно учитывать и выпуск гражданской продукции.

В целом по заявлению российских чиновников и представителей оборонно-промышленного комплекса, отказ от сотрудничества с Украиной и Европой кардинально не повлияет на реализацию масштабной программы по перевооружению армии: в 2011-2020 гг. на эти цели планируется потратить 20 трлн руб. и еще 3 трлн предусмотрены на модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Более того, отказ от импорта будет стимулировать развитие собственного высокотехнологичного производства, но возможен и «сдвиг вправо» по срокам реализации отдельных проектов [4].

Правительство также решило внести изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства и объем поддержки, чтобы дать толчок развитию отрасли. В госпрограмме будут обозначены основные направления, способствующие импортозамещению: это молочное и мясное скотоводства, овощеводство, включая тепличное. Также будут предприняты шаги по совершенствованию финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса. Планируется, что Кабинет министров к концу октября определится с изменениями в программе и дополнительными средствами.

С применением предложенного подхода к выбору объектов импортозамещения в Белгородской области произошло стратегическое изменение структуры инвестиций, а именно: 13 млн руб. направлено на организацию хозяйства по выращиванию саженцев плодово-ягодных и декоративных культур, строительство предприятия по разведению осетровых пород рыб, молочное животноводство, овощеводство защищенного грунта, выращивание плодовых и ягодных культур, развитие аквакультуры, семеноводство, производство биодобавок, ветеринарных препаратов, компонентов для кормопроизводства. Акцент сделан на молочное животноводство: планируется реализовать 8 инвестиционных проектов общей стоимостью более 8,5 млрд

руб. При выходе проектов на запланированные мощности дополнительное производство молока составит 140 тыс. т. В рамках развития производства плодовых и ягодных культур на сегодняшний день планируется реализовать 18 проектов, общая стоимость которых -2,1 млрд руб. В рамках развития производства аквакультуры планируется реализовать 6 инвестиционных проектов общей стоимостью 1,7 млрд руб. [2].

Оказание поддержки предприятиям в области импортозамещения органами государственной власти и органами местного самоуправления предложено осуществлять в виде следующих мероприятий:

- создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (импортозаместителей) и оказывающих поддержку таким предприятиям, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон; обеспечение деятельности таких организаций;

- содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений; государственная регистрация иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства (импортозаместителями);

- создание благоприятных условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства (импортозаместителей) к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сегодня налицо существенное изменение конъюнктуры как общенационального рынка, так и отдельных товарных рынков. В частности, серьезные изменения происходят на рынке продовольственных товаров, изменяется структура «игроков», платежеспособного спроса и фактического потребления в его качественно-количественном аспекте, оптовых и розничных цен и прочих факторов рынка.

Тем не менее адаптация к изменениям не только необходима, но и вполне возможна благодаря стратегическому менеджменту, маркетингу, кооперации, диверсификации и соблюдению социально-экономических приоритетов в региональной инвестиционной политике. Общими усилиями соответствующих сфер управления должна быть сформирована новая цепочка ценностей для удовлетворения нужд потребителей - граждан России.

Статья поступила 19.01.2015 г.

1. Коротаев А. Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию всех кондитерских изделий с Украины // ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1422004 (13 окт. 2014).

2. Морозова А. Без лакомств не останемся. Курск - импортозамещение // Белгородская правда [Электронный ресурс]. URL: http://www.belpravda.rU/news/25.9.14-3570.html (13 окт. 2014).

3. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики // Politekonom. 1996. № 1. С. 52-69.

Библиографический список

4. Путин обсудит с правительством импортозамещение промышленности // Взгляд [Электронный ресурс]. URL: http://www.vz.rU/news/2014/10/3/708637.html (12 окт. 2010).

5. Столярова В.А., Хаустова Е.В. Стратегия разработки и освоения новой продукции: подходы к формированию и реализации // Белгородский экономический вестник. 2009. № 2. С. 21-32.

6. Щетинина Е.Д., Кочина С.К. Объектно-субъектный подход к стратегической диагностике предприятия // Белгородский экономический вестник. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.