Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях. Проблемы политики импортозамещения'

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях. Проблемы политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS OF THE COMPANY / COMPETITIVE POSITION / POLITICS OF IMPORT SUBSTITUTION / FOOD SUPPLY SECURITY / ASSESSMENT OF COMPANY COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровина Т.А.

Цель. Рассматриваются проблемы сохранения конкурентных позиций предприятия в условиях импортозамещения товаров. Методы. Изучаются подходы к управлению конкурентоспособностью в ситуации применения государственной политики импортозамещения. Результаты и их обсуждение. Автором предлагается механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях импортозамещения. Приводится оценка конкурентоспособности предприятия, оценка самообеспеченности предприятия. Также в работе рассматривается проблема продовольственной безопасности, применение продовольственной доктрины в современных условиях. Выводы. Делается вывод о том, что в современных условиях управлять конкурентоспособностью на предприятии становится труднее. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и способы увеличения конкурентных позиций на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMPTITIVENESS OF A MANUFACTURING COMPANY IN THE MODERN CONDITIONS. PROBLEMS OF IMPORT SUBSTITUTION POLITICS

Purpose. We consider the problems of keeping the competitive positions of a company in the conditions of goods substitution. Methods. We consider approaches to the management of competitiveness in the situation when the politics of import substitution is used. Results and their discussions. The author offers mechanism of the increase of competitiveness of a manufacturing company in the conditions of import substitution. We give the assessment of competitiveness of the company, assessment of self-sufficiency of the company. We also consider the problems of food supply security, use of food doctrine in the modern conditions. Conclusions. We offer calculations of self-sufficiency of a manufacturing company. We make conclusions about the necessity to develop new methods and ways to increase competitive positions at the market.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях. Проблемы политики импортозамещения»

Оригинальная статья / Original article

УДК 338.45:339.137

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-19-25

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

© Т.А. Дубровина

Резюме. Цель. Рассматриваются проблемы сохранения конкурентных позиций предприятия в условиях импортозамещения товаров. Методы. Изучаются подходы к управлению конкурентоспособностью в ситуации применения государственной политики импортозамещения. Результаты и их обсуждение. Автором предлагается механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях импортозамещения. Приводится оценка конкурентоспособности предприятия, оценка самообеспеченности предприятия. Также в работе рассматривается проблема продовольственной безопасности, применение продовольственной доктрины в современных условиях. Выводы. Делается вывод о том, что в современных условиях управлять конкурентоспособностью на предприятии становится труднее. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и способы увеличения конкурентных позиций на рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкурентная позиция, политика импортозамещения, продовольственная безопасность, оценка конкурентоспособности предприятия.

Формат цитирования: Дубровина Т.А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях. Проблемы политики импортоза-мещения // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 4 (19). С.19- 25. DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-19-25

MANAGEMENT OF COMPTITIVENESS OF A MANUFACTURING COMPANY IN THE MODERN CONDITIONS. PROBLEMS OF IMPORT SUBSTITUTION POLITICS

© T.A. Dubrovina

Abstract. Purpose. We consider the problems of keeping the competitive positions of a company in the conditions of goods substitution. Methods. We consider approaches to the management of competitiveness in the situation when the politics of import substitution is used. Results and their discussions. The author offers mechanism of the increase of competitiveness of a manufacturing company in the conditions of import substitution. We give the assessment of competitiveness of the company, assessment of self-sufficiency of the company. We also consider the problems of food supply security, use of food doctrine in the modern conditions. Conclusions. We offer calculations of self-sufficiency of a manufacturing company. We make conclusions about the necessity to develop new methods and ways to increase competitive positions at the market.

Keywords: competitiveness of the company, competitive position, politics of import substitution, food supply security, assessment of company competitiveness

For citation: Dubrovina T.A. Management of comptitiveness of a manufacturing company in the modern conditions. Problems of import substitution politics. Izvestiya vuzov.

Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2016, no. 4 (19), pp. 19- 25. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2016-4-19-25

Введение

Первый фактор, определяющий конкурентоспособность продукции, - это ее качество, т.е. совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в конкретных условиях потребления и эксплуатации [1].

Современные условия диктуют жесткие условия сохранения конкурентных позиций компании. Введение санкций, государственных пошлин, политика импортозамеще-ния, сложные отношения с европейскими странами и США: все эти явления влияют на конкурентоспособность страны, отрасли, региона, предприятия и, соответственно, продукции. Руководство нашего государства активно применяет политику импортозамещения по отношению к приоритетным отраслям экономики. К ним, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 № 154 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования», относятся:

1) сельское хозяйство (включая предоставление услуг в этой отрасли);

2) обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов;

3) химическое производство;

4) машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные);

5) жилищное строительство;

6) транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура);

7) связь и телекоммуникации;

8) производство и распределение электроэнергии, газа и воды и иных ресурсов.

Следовательно, каждой приоритетной отрасли оказывается государственная поддержка.

Необходимо понимать, в чем заключается сама суть проблемы. С 2013 года российский рынок претерпел сильные изменения. В ответ на введенные экономические санкции против российских политиков и крупных предпринимателей руководство нашей страны ввело продовольственные санкции против европейских стран, что значительно повлияло на продовольственную безопасность страны. Для поддержки продовольственной безопасности государством было принято решение по проведению политики импортоза-мещения, а также выделению приоритетных отраслей экономики: все решения поставленной проблемы представлены в продовольственной доктрине (принята в 2010 году), в которую были внесены изменения после введения санкций.

В современном мире постоянных преобразований, как макроэкономических, так и микроэкономических, нельзя не согласиться с лозунгом Дэна: «Чтобы оставаться конкурентоспособной, организация должна встать на путь постоянных изменений», придерживаясь которого можно обеспечить предприятию не только реальную конкурентоспособность, но и потенциальную [2].

В настоящее время для управления конкурентоспособностью предприятия предложено множество методик, способов и т.д. С этой тематикой работают многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Адам Смит, Д. Рикардо, А.Томпсон, Дж.С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, П. Дойль, М. Портер, Д. Стейнер, И. Ансофф, С. Оптнер, Дж.О. Шоннеси, Д. Аакер, В. Бёрд и А.Дж. Стрикленд, из отечественных авторов - А. Виханский, Р. Фатхутдинов, С. Куницын, Э. Уткин, А. Матанцев, Н. Тренев, Л. Тарасова, Б. Соловьев, Ю. Дорошенко, В. Грузинов, П. Табурчак, Н. Мотышина, А. Юданов, А. Рудычев, Е. Щетинина, М. Старикова и др.

Ознакомившись с работами вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкурентоспособность будет развиваться до тех пор, пока развивается экономика в целом.

Материал и методы исследования

Подходы к управлению конкурентоспособностью влияют на разные факторы предприятия. Рассмотрим некоторые походы, представленные ниже:

1. Подход «на основе преимуществ». Вектор направления: «экономико-коммерческий». При данном подходе акцент делается на формирование устойчивых преимуществ в издержках, качестве и др.

2. Подход «на основе позиционирования». Вектор направления: «экономико-психологический». В данном подходе акцент делается на точное представление потребностей клиента.

3. Подход «на основе клиентской лояльности». Вектор направления: «экономико-психологический». Акцент делается на удовлетворение потребностей клиента.

4. Подход «на основе социальной эффективности». Вектор направления: «социально-экономический». Акцент делается на репутации, партнерстве [3].

Конкурентоспособность предприятий и, соответственно, промышленная политика в настоящее время уже не имеют того эффекта и результата, на который можно было бы рассчитывать еще некоторое время назад. В сложившейся ситуации в мировой экономике, а точнее при изменении политических отношений Российской Федерации со странами Европейского союза, появилась необходимость в увеличенном темпе повышать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и вводить импортозамещение товаров стран-конкурентов [4].

Основной целью данной работы является повышение конкурентных позиций промышленных предприятий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) разработан механизм повышения конкурентоспособности предприятия в условиях политики импортозамещения;

2) предложена оценка конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях импортозамещения;

3) приведен пример оценки самообеспеченности предприятия;

4) исследован рынок экспорта и импорта мяса птицы Белгородской области.

Многие предприятия ставят своей целью занять высокую конкурентную позицию

на рынке и для достижения поставленной цели готовы применять различные методы, которые не всегда бывают честными по отношению к потребителю. Одним из таких методов является снижение себестоимости продукции путем ухудшения ее качества, но современного потребителя сложно обмануть, а следовательно, он будет более требовательным к выбору продуктового портфеля.

В работах перечисленных авторов для оценки конкурентоспособности предприятий в основном использовалась следующая формула:

К = 1п / 1э,

где IП - индекс потребительских параметров; 1э - индекс экономических параметров.

Для расчета индексов общепринято используются нижеприведенные формулы:

п

1 = 2 а • Ьп^ 2а =1

I=1 т

1 = 2 *г К, 2 ъ, = 1

где п - число потребительских параметров; т - число экономических параметров.

С проблемой импортозамещения работают: А.И. Алтухов, В.Р. Боев, В.А. Клюкач, H.A. Борхунов, И.Н. Буздалов, Э.Н. Крылатых, A.A. Водянов, A.B. Гордеев, В.Д. Гончаров, С.В. Киселев, В.П. Коровкин, А.Ф. Серков, В.И. Тарасов, И.Г. Ушачев, Ю.И. Агир-бов, И.П. Фаминский, Е.Б. Хлебутин, Г.И. Шмелев и др., а из зарубежных ученых -Д.Е. Линдсей, Э.Дж. Долан и др. [5].

Импортозамещение продукции - это непосредственное замещение импортных товаров, запрещенных по каким-либо причинам и производимых за рубежом, отечественными товарами. Для осуществления импортозамещения товаров необходимо использование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Импортозамещение характеризует также тенденцию городского свободного рыночного хозяйства к замещению ввозимых в город товаров продукцией, произведенной в городе. Эта идея была выдвинута Джейн Джекобс [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Для управления конкурентоспособностью промышленного предприятия необходимо регулярное применение некоторых действий, которые будут улучшать, контролировать и прогнозировать работы всех отделов предприятия. На основе исследования, а именно опросов предпринимателей Белгородской области, был разработан механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях применения политики импортозамещения (рисунок).

Механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия Mechanisms to increase competitiveness of a manufacturing company

Способность промышленного предприятия соответствовать каким-либо показателям своих конкурентов или превышать их можно оценить с помощью экономических величин. Основными направлениями управления конкурентоспособностью предприятия являются привлечение новых инвесторов, ресурсов, а также непосредственно удовлетворение потребностей, из которых важной в настоящее время является социально-экономическая в виде производимой продукции предприятия. При достижении результатов по вышеперечисленным направлениям возникает возможность оценить организационно-экономическую основу промышленного предприятия.

Используя данный механизм, работают следующие функции:

1) контролирующая;

2) стимулирующая;

3) управленческая;

4) исследовательская;

5) анализирующая и др.

Таким образом, при регулярном использовании данного механизма конкурентоспособность предприятия стремится к росту, что, следовательно, ведет к повышению конкурентных позиций на рынке.

Если рассматривать процесс импортозамещения как развитие конкурентной борьбы за внутренний российский рынок, то можно сказать, что импортозамещение предполагает сокращение импортозависимости и рост самообеспеченности страны.

Если пренебречь изменением переходящих из года в год остатков готовых изделий, то поставки каждого вида продукции в народное хозяйство складываются из ее производства (П), за вычетом экспорта (Э), плюс импорта (И), т.е. П- Э + И.

При этом показатель самообеспеченности (в процентах) можно рассчитать по формуле:

а = 100 • (П - Э) (П - Э + И).

Импортозамещение продукции At за период I (0 ... ¿) составляет:

№ = а1 - а0.

Аналогичную методику применили авторы статьи [4] для измерения потенциала импортозамещения в транспортном машиностроении (железнодорожный подвижной состав). Дополняющим показателем самообеспеченности является коэффициент импортоза-висимости:

а = 100 • И (П - Э + И); а + у = 100% .

Расчет показателя самообеспеченности и динамики импортозамещения покажем на примере продукции «мясо птицы».

В период 2016-2020 гг. производство мяса птицы возросло в 4,7 раза - с 766 до 3625 тыс. т. При этом импорт так называемых «Ножек Буша» сократился на 23 % (с 694 в 2016 г. до 531 тыс. т в 2020 г.). Одновременно увеличился экспорт мяса птицы российского производства (с 3,8 до 25,4 тыс. т).

На основании этих данных можно рассчитать показатель самообеспеченности: а2016 = 100 • (766 - 3,8) (766 + 694 - 3,8) = 52% ,

а2020 = 100 • (3625 - 25,4) (3625 + 531 - 25,4) = 87%.

Таким образом, значение показателя импортозамещения для периода 2016-2020 гг. составило 35 % (87 - 52 %).

В настоящее время для государства при планировании политики импортозамеще-ния важной составляющей является продовольственная безопасность страны. Данный вопрос является актуальным и стратегически важным для любого государства в мире. Для реализации необходимой программы составляется важный политический и экономический документ - доктрина, а Доктрина о продовольственной безопасности является особенно важным документом и программой для государства. Данный документ в Российской Федерации постоянно корректируется в соответствии с экономическими изменениями во внешней среде. Доктрина представляет собой документ, в котором перечислены основные задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны. В последнее время все чаще СМИ предоставляют информацию о производстве новой отечественной продукции в различных регионах страны. Примером может послужить такое предприятие, как мясоперерабатывающий комплекс «Атяшевский»; цех по переработке семян подсолнечника агрофирмы «Русь» (г. Белгород), рыбоконсервная линия в рыболовецком хозяйстве «Социалистический путь»; а также объединение таких крупных кондитерских фаб-

рик, как фабрика им. Н.К. Крупской, «Пекарь» и «Слад$Ко», вошедшие в кондитерское объединение «Славянка», тем самым заняв большую долю рынка [6].

Заключение

Россия уже более года находится под экономическими санкциями со стороны Евросоюза, США, Японии и ряда других западных государств. Примерно столько же работает, хотя и со сбоями, эмбарго на ввоз продуктов питания из того же списка «недружественных партнеров». Все это время центральные СМИ нам сообщают о работе над импор-тозамещением - замене импортных товаров на отечественные, произведенные на территории Российской Федерации. Помимо продуктов питания, импортозамещение касается запчастей, сырья, комплектующих, оборудования и технологий в ключевых для страны направлениях. Конечно, одного года для решения такой серьезной задачи, как импортоза-мещение, недостаточно. Вряд ли страна, которая не производит сыры и станки для обработки алмазов, через 12 месяцев начнет продавать данные товары Арабским Эмиратам. Сказывается нехватка средств, иногда противится сам бизнес, в некоторых случаях технологии россиянам не продают, чтобы не терять большой рынок сбыта. Таким образом, процесс импортозамещения занимает года, в некоторых отраслях - десятки лет. Но стало очевидным, что данный процесс начался. С разной интенсивностью, с переменным успехом, с неудобствами для потребителя, но он осуществляется, и уже есть достижения. Вероятно, в некоторых отраслях заменить европейские или американские товары российскими будет невозможно, но в этом и нет необходимости, так как продукция должна быть разнообразной, у покупателя должен быть выбор между товарами. Без этого в рыночных условиях падает качество и теряется сама идея конкуренции [7]. После проведенного исследования можно сделать вывод, что в современных условиях управлять конкурентоспособностью на предприятии становится труднее. Современная ситуация диктует условия, при которых необходимо разрабатывать новые методы и способы увеличения конкурентных позиций на рынке.

Работа выполнена по гранту «Разработка механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях импортозамещения» в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Chekmeneva L. Geodemographic situation: the concept and approaches to study // Modern issues of theory and practice of social geography / Ed. by A. Anokhin, S. Lachinsky. St. Petersburg, 2009. P. 303-308.

2. Габдрахманов Н.К., Рубцов В.А. Демографический потенциал Республики Татарстан: анализ, оценка, территориальные различия // Вестник Удмуртского университета. Биология. Науки о Земле. 2012. Вып. 1. С. 145-155.

3. Schetinina E.D., Starikova M.S., Borzenkova K.S., Chizhova E.N., Androsova G.A. The development of the business strategy based on the commercialization of innovations // International Journal of Applied Engineering Research. 2014. Т. 9. № 22. С. 16881-16890.

4. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Проблемы импортозамещения в России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 204-208.

5. Kucheryavenko S.A., Stenyushkina S.G. Formation of the system of risk management in small and medium business // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2016. Т. 2. № 2 (6). С. 52-57.

6. Kupriyanov S.V., Dadalova M.V., Dubrovina T.A. Assessment of the industrial enterprises competitiveness in terms of import placement // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 4 (6). С. 20-26.

7. Джейн Дж. Экономика городов. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

REFERENCES

1. Chekmeneva L. Geodemographic situation: the concept and approaches to study. Modern issues of theory and practice of social geography. St. Petersburg, 2009, pp. 303-308.

2. Gabdrakhmanov N.K., Rubzov V.A. Demographic potential of Republic of Tatarstan: analysis, estimation, territorial distinctions. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Biologiya. Nauki o Zemle [News of Udmurtia University. Biology. Sciences about the Earth], 2012, issue 1, pp. 145-155. (In Russian)

3. Schetinina E.D., Starikova M.S., Borzenkova K.S., Chizhova E.N., Androsova G.A. The development of the business strategy based on the commercialization of innovations. International Journal of Applied Engineering Research, 2014, vol. 9, no. 22, pp. 16881-16890.

4. Glagolev S.N., Moiseev V.V. The Problem of Import Substitution in Russia. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. Shukhova [News of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov], 2016, no. 1, pp. 204-208. (In Russian)

5. Kucheryavenko S.A., Stenyushkina S.G. Formation of the System of Risk Management in Small and Medium Business. Nauchnyi rezul'tat. Seriya: Ekonomicheskie issledovaniya [Scientific result. Series: Economic research], 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 52-57.

6. Kupriyanov S.V., Dadalova M.V., Dubrovina T.A. Assessment of the industrial enterprises competitiveness in terms of import placement. Nauchnyi rezul'tat. Seriya: Ekonomicheskie issledovaniya [Scientific result. Series: Economic research], 2015, vol. 1, no. 4 (6), pp. 20-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dzhein Dzh. Ekonomika gorodov [Urban economics]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2011. 460 p.

Информация об авторе

Дубровина Татьяна Александровна, аспирантка, e-mail: t.kos92@mail.ru; Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Критерии авторства

Дубровина Т.А. полностью подготовила статью и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author

Dubrovina T.A., postgraduate, e-mail: t.kos92@mail.ru; Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukova St., Belgorod, 308012, Russia.

Contribution

Dubrovina T.A. is the sole author of the article and responsible for avoiding the plagiarism.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interest.

Статья поступила 12.05.2016 г.

The article was received 12 May 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.