Научная статья на тему 'Эффективность политики импортозамещения в Российской Федерации'

Эффективность политики импортозамещения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1529
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / импорт / импортозамещение / импортозависимость / политика импортозамещения / международные отношения / конкурентоспособность / фальсифицированная продукция / экономическая безопасность / export / import / import substitution / import dependence / import substitution policy / international relations / competitiveness / counterfeit products / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Иваницкая

Определяется степень эффективности политики импортозамещения. Используются аналитические, экономико-математические, статистические методы анализа. Рассмотрены понятия экономической безопасности и импортозамещения, основные программные документы, регулирующие политику импортозамещения на современном этапе, проанализирована товарная и географическая структура экспорта/ импорта в РФ за 2013 и 2017 гг., сделаны выводы об эффективности политики импортозамещения. При расчете показателей эффективности политики импортозамещения использовались данные Федеральной таможенной службы, которые позволили сделать вывод о том, что политика импортозамещения реализуется достаточно эффективно, так как выполняются задачи обеспечения экономической безопасности страны, обретение независимости в технологиях в слабо развитых областях производства,, снижение импортозависимости у производителей продовольственной продукции, расширение географии поставок на внешнем и внутреннем рынке. Политика импортозамещения имеет и определенные недостатки, которые проявляются в росте фальсифицированных продуктов, что фиксирует Роспотребнадзор. Практическая значимость статьи заключается в том, что проведенный анализ позволяет в перспективе двух-трех лет оценить эффективность политики импортозамещения в России, выделить предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this article is to determine the effectiveness of import substitution policies. At the writing of the article analytical, economic – mathematical, statistical methods of analysis were used. To achieve the goal, the concepts of economic security and import substitution, the main policy documents regulating the import substitution policy at the current stage, analyzed the commodity and geographical structure of exports / imports to Russia in 2013 and 2017, and concluded the effectiveness of the import substitution policy. When calculating the efficiency indicators of import substitution policy, the data of the Federal Customs Service were used, which made it possible to conclude that the policy of import substitution is being implemented quite effectively, since the tasks of import substitution are being fulfilled – ensuring the country's economic security, gaining independence in technologies in poorly developed production areas, etc., reduction of import dependence among food producers, expansion of supply geography in the external and internal markets. The policy of import substitution has certain shortcomings, which are manifested in the growth of falsified products, which is fixed by Rospotrebnadzor. The practical significance of the article is that the analysis allows to assess the effectiveness of the policy of import substitution in Russia in two or three years’ perspective.

Текст научной работы на тему «Эффективность политики импортозамещения в Российской Федерации»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 338.27

Для цитирования: Иваницкая В. В., Усольцева В. В., Лихтер А. В. Эффективность политики импорто-замещения в Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 31-37.

For citations: Ivanitskaya V. V., Usoltceva E. V., Lighter A. V. The efficiency of the import substitution policy in the Russian Federation // Social and economic systems management. 2017, No. 4, Рр. 31-37. (In Russ., abstr. in Engl.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Иваницкая1, Е. В. Усольцева2*, А. В. Лихтер2

1 Будапештский университет имени Матвея Корвина Венгрия, 1093, г. Будапешт, ул. Fovam ter, 8 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: liza.usoitsieva.vnvr@mail.ru

Определяется степень эффективности политики импортозамещения. Используются аналитические, экономико-математические, статистические методы анализа. Рассмотрены понятия экономической безопасности и импортозамещения, основные программные документы, регулирующие политику импортозамещения на современном этапе, проанализирована товарная и географическая структура экспорта/ импорта в РФ за 2013 и 2017 гг., сделаны выводы об эффективности политики импортозамещения.

При расчете показателей эффективности политики импортозамещения использовались данные Федеральной таможенной службы, которые позволили сделать вывод о том, что политика импортозаме-щения реализуется достаточно эффективно, так как выполняются задачи обеспечения экономической безопасности страны, обретение независимости в технологиях в слабо развитых областях производства,, снижение импортозависимости у производителей продовольственной продукции, расширение географии поставок на внешнем и внутреннем рынке.

Политика импортозамещения имеет и определенные недостатки, которые проявляются в росте фальсифицированных продуктов, что фиксирует Роспотребнадзор.

Практическая значимость статьи заключается в том, что проведенный анализ позволяет в перспективе двух-трех лет оценить эффективность политики импортозамещения в России, выделить предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: экспорт, импорт, импортозамещение, импортозависимость, политика импортоза-мещения, международные отношения, конкурентоспособность, фальсифицированная продукция, экономическая безопасность.

THE EFFICIENCY OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

V. V. Ivanitskaya1, E. V. Usoltceva2*, A. V. Lighter2

1Corvinus University of Budapest 8, Fovam ter, Budapest, 1093, Hungary 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: liza.usoitsieva.vnvr@mail.ru

The purpose of this article is to determine the effectiveness of import substitution policies. At the writing of the article analytical, economic - mathematical, statistical methods of analysis were used. To achieve the goal, the concepts of economic security and import substitution, the main policy documents regulating the import substitution policy at the current stage, analyzed the commodity and geographical structure of exports / imports to Russia in 2013 and 2017, and concluded the effectiveness of the import substitution policy.

When calculating the efficiency indicators of import substitution policy, the data of the Federal Customs Service were used, which made it possible to conclude that the policy of import substitution is being implemented quite effectively, since the tasks of import substitution are being fulfilled - ensuring the country's economic security, gaining independence in technologies in poorly developed production areas, etc., reduction of import dependence among food producers, expansion of supply geography in the external and internal markets.

The policy of import substitution has certain shortcomings, which are manifested in the growth of falsified products, which is fixed by Rospotrebnadzor.

The practical significance of the article is that the analysis allows to assess the effectiveness of the policy of import substitution in Russia in two or three years' perspective.

Keywords: export, import, import substitution, import dependence, import substitution policy, international relations, competitiveness, counterfeit products, economic security.

Введение. До 2014 года в структуре импорта в Российскую Федерацию преобладали продовольственные продукты и сырье, текстиль и текстильные изделия. Была высокая зависимость от импорта в промышленности: машиностроение, станкостроение, нефтегазовом и энергетическом, сельхозмашиностроении. В 2014 году США и Евросоюз против России ввели санкции, которые простимулировали политику импортозамещения, которая повлияла на уровень экономической безопасности.

Теоретические аспекты политики импортозамещения. Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий.

Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Один из ее важнейших элементов - экономическая независимость. Экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Для обеспечения экономической независимости, а также способности государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях необходимо стимулировать и развивать

производство, а также замещать импортное продовольствие на отечественное.

Таким важным экономическим инструментом восстановления и роста производственного потенциала российской экономики является импортоза-мещение. Существует много подходов к определению самого понятия импортозамещение.

Так, например, в современном экономическом словаре, этот процесс понимается, как «уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими» [2].

Политика импортозамещения - это политика, обоснованная наукой по оптимизации доли импорта посредством стимулирования национальных производителей и снижения импорта с помощью протекционистских инструментов.

Обзор основных программных документов, регулирующие политику импортозамещения на современном этапе. Правительство России с Правительственной комиссией по импортозамещению активно внедряют и реализуют новые законопроекты и вносят поправки в уже существующие. В 2017-2018 гг. насчитывается немалое количество уже реализованных или находящихся на стадии реализации проектов. Некоторые из них представлены ниже.

Распоряжение от 21 апреля 2018 г. № 719-р. внесено Минпромторгом России во исполнение решение по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозамещению 12 сентября 2017 г. О специализированной выставке «Импортозамеще-ние». Стратегические задачи государства по модернизации промышленности с целью снижения импортозависимости определяют необходимость демонстрации результатов, достигнутых отечественными производителями в ключевых областях промышленности. Одним из эффективных механизмов демонстрации достижений являются международные специализированные выставки, объе-

диняющие на одной площадке всех заинтересованных участников. В соответствии с подписанным распоряжением эта выставка будет проводиться ежегодно при поддержке Правительства России [4].

29 мая 2018 г. в соответствии с «Планом мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации», утвержденным приказом Минпромторга России № 4169 в Саратовской области дан старт строительству импортозамещающего производства в области химии. На мощностях будущего предприятия будет налажен выпуск карбоната кальция синтетического (химически осаждённый мел (РСС) СаСОЗ) и металлического натрия. Создание подобного производства предприятием оборонно-промышленного комплекса способствует выполнению задач по диверсификации и доведению к 2020 г. доли выпускаемой гражданской продукции как минимум до 17 %, а к 2025 г. - до 30 % от общего объема производства. Строительство нового производственного комплекса является инвестиционной фазой комплексных инвестиционных проектов, реализуемых АО «Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе» совместно с ООО «Научно-исследовательский институт технологий органической, неорганической химии и биотехнологий» (г. Саратов). Их выполнение происходит при непосредственной поддержке ведомства. Так, в рамках постановления Правительства РФ № 1312 на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было выделено более 150 млн руб. В ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учеными ООО «Научно-исследовательский институт технологий органической, неорганической химии и биотехнологий» разработаны уникальные технологии получения химически осажденного мела и металлического натрия, отличающиеся высочайшей экологической и промышленной безопасностью, не имеющие мировых аналогов. Технологические операции получения химической продукции построены по принципу замкнутого цикла, обеспечивающего минимизацию образования сточных вод, отходов и промышленных выбросов. Кроме того, уникальные технические решения позволяют осуществлять дальнейший передел отходов в востребованную на территории Российской Федерации химическую продукцию - ги-похлорит кальция, доля импорта которого на сегодняшний день составляет 88,9 % [5].

Проект федерального закона № 261318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 4 сентября 2017 года № 1906-р, принят Государственной Думой в первом чтении 11 октября 2017 г. В данном законопроекте предлагается предоставить Правительству России право определять перечни товаров,

работ, услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой получающие государственную поддержку заказчики не могут его заключать без согласования с координационным органом Правительства - Правительственной комиссией по импортозамещению (далее - Комиссия).

Также законопроектом предусмотрено распространение особенностей закупок в рамках инвестиционных проектов на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей принадлежит государственным корпорациям, государственной компании, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 %.

Поправками предусматривается согласование с Комиссией закупок государственными компаниями, государственными корпорациями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 %, и их дочерними организациями товаров, работ (услуг, фрахта), включённых в утверждаемый Правительством России перечень. При этом предлагается исключить условие о необходимости согласования с Комиссией таких закупок в рамках реализации инвестиционных проектов.

Также поправками предусмотрено уточнение критериев включения инвестиционных проектов, реализуемых частными компаниями с государственной поддержкой, в реестр инвестиционных проектов [6].

27 ноября 2017 гг. № 2628-р был рассмотрен и утвержден законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"». Цель законопроекта - урегулировать вопросы государственной регистрации лекарственных препаратов с одинаковым международным непатентованным наименованием, но с различными торговыми наименованиями, произведённых на одной производственной площадке.

Законопроектом предлагается в статьи 16, 17, 18, 29, 30 и 31 Федерального закона внести изменения, которыми устанавливается возможность для иностранных производителей лекарственных средств представлять копию решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о проведении инспектирования иностранного производителя в случае отсутствия у него заключения о соответствии производителя лекарственного средства требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в составе представляемого с целью государственной регистрации лекарственного препарата регистрационного досье, а также в составе комплекта документов, необходимых для подтверждения регистрации лекарственного препарата и внесения изменений в регистрационное досье.

Также предусматривается возможность рассмотрения Минздравом России вопроса о приоста-

новлении применения лекарственных препаратов в установленном им порядке в случае наличия у уполномоченного федерального органа исполнительной власти или представления соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о несоответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики или о нарушениях лицензионных требований, выявленных в ходе инспектирования производителя лекарственных средств или лицензионного контроля в сфере их производства, которые привели или могут привести к производству лекарственных препаратов, которые причинили или могут причинить вред жизни и здоровью людей.

Принятие законопроекта позволит сократить сроки доступа лекарственных препаратов на российский рынок, будет способствовать развитию контрактного производства лекарственных препаратов в России, дав российским фармацевтическим производителям возможность выпускать, помимо своей продукции, лекарственные препараты других производителей [7].

29 мая 2018 г. на площадке ОАО «Красный Октябрь» прошло заседание рабочей подгруппы по направлению «Машины и оборудование для кондитерской промышленности» Межведомственной рабочей группы по импортозамещению в отрасли пищевого машиностроения.

Участие в мероприятии приняли представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, предприятий кондитерской промышленности и отечественных производителей соответствующего оборудования, а также отраслевых союзов и ассоциаций.

В ходе заседания рассматривались взаимодействия между производителями российского кондитерского оборудования с его потребителями, существующие и перспективные потребности рынка в высокотехнологичных машинах. А также рассматривался вопрос о модернизации и реконструкции кондитерских фабрик.

Представители Минпромторга России отметили, что Министерством совместно с заинтересованными ФОИВами разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Стратегии развития пищевого машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года. В документе приведены цели, задачи развития отрасли и основные мероприятия по их реализации.

Особый акцент был сделан на возможности приобретения кондитерского оборудования в рамках реализуемых Минпромторгом России механизмов субсидирования:

- с дисконтом в размере 15 % от цены (постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 547);

- в кредит на льготных условиях, по ставке не более 5,7 % годовых на срок до 5 лет (постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 163).

Также отечественным предприятиям было предложено рассмотреть возможность по выпуску новых видов оборудования для пищевой промышленности при поддержке Минпромторга России с использованием существующих мер поддержки:

- субсидирование части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства (постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 634);

- субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3);

- субсидирование затрат на НИОКР (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312) [8].

Анализ влияния импортозамещения на товарную структуру платежного баланса РФ. По

материалам ФТС (федеральной таможенной службы) проанализировано влияние импортозамещения на товарную и географическую структуру платежного баланса РФ за 2013 и 2017 гг. Рассмотрим товарную структуру экспорта (в него включаются все товары, пересекающие таможенную границу России) (рис. 1) [1].

По данным 2013 г. экспорт из России за декабрь составил 49,8 млрд долл. Экспорт из России за декабрь 2017 г. составил 37.4 млрд долл., уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 12.4 млрд долл., то есть на 25 %.

К 2017 г. наблюдается снижение экспорта минеральных продуктов на 20 %, это говорит о том, что Россия стала больше экспортировать готовой продукции, нежели ресурсов. Также снизился на 1 % экспорт драгоценностей. Прослеживается и увеличение экспорта скрытого раздела на 3 %, на 4 % металлы и изделия из них, на 1 % продукция химической промышленности, на 3 % машины, оборудование и аппаратура, на 1 % древесина и изделия из нее и на 1 % все остальное.

На рис. 2 представлена товарная структура импорта (это товары, ввезенные в страну (пересекающие государственную границу)) в РФ за 2013 и 2017 гг. [1].

Импорт в Россию за декабрь 2013 г. составил 29.8 млрд долл. Импорт в Россию за декабрь 2017 г. составил 22.8 млрд долл., уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 7 млрд долл., то есть на 24 %. Общий объем импорта снизился, в том числе по таким показателям как текстиль, продукты растительного происхождения, пищевые продукты, напитки, табак на 1 %. Но при этом доля ввозимых машин, оборудования и аппаратуры увеличилось на 3 %, а доля продукции химической промышленности на 2 %. Транспорт, металлы и изделия из них, пластмассы, каучук и резина остались неизменными.

Рис. 1. Экспорт товаров из РФ за 2013 и 2017 гг.

Рис. 2. Импорт товаров в РФ за 2013 и 2017 гг.

Подводя итог, можно отметить, что за рассматриваемый период изменилась товарная структура экспорта за счет того, что мы стали меньше вывозить сырья на мировой рынок - это минеральные продукты, а больше вывозить готовой продукции -это металлы и изделия из них, древесина и изделия из нее, продукция химической промышленности и так далее. Наблюдается тенденция к уменьшению ввоза продукции, то есть меняется товарная структура импорта, что обусловлено правильными целями, задачами и мерами правительства Российской Федерации по импортозамещению. Снижается импорт пищевых продуктов, напитков и табака, продуктов растительного происхождения, текстиль. Но в структуре импорта все равно достаточно высокие показатели занимают машины, оборудования, потому что этого у нас не хватает.

Анализ влияния импортозамещения географическую структуру платежного баланса РФ и оценка эффективности политики импортозаме-щения. Итак, главными экспортерами России явля-

ются страны дальнего зарубежья и СНГ. Основные страны - экспортеры представлены в табл. 1 [1].

Если Италия в 2013 г. была на первом месте, как экспортер, то сейчас она снизила свое потребление на 26.5 млрд долл. и переместилась на четвертом месте. На лидирующие позиции поднимается Китай, показатель составляет 42,4 млрд долл, что на 4 млрд долл. превышен по сравнению с 2013 г.

Главными импортерами России являются страны дальнего зарубежья и СНГ. Основные лидеры импортеры представлены в табл. 2 [1].

В 2017 г. наблюдается хорошая динамика снижения показателей импорта. Наиболее максимальное снижение импорта нам удалось достичь с Германией, Россия снизила свои показали с 39,8 до 25,8 млрд долл.

Делая вывод, можно сказать о том, что существенно изменилась географическая структура экспорта и импорта. То есть та политика импортозамеще-ния, которая проводится и те санкции, которые были введены - изменили географию экспорта и импорта.

32239001043291453132

Главным экспортером России на данный момент является Китай, как и главным импортером, мы продаем ему минеральные продукты: «нефть и нефтепродукты», а покупаем машины, оборудование и аппаратуру, потому что у нас этого не хватает. Снижают свое потребление в основном такие страны, как Украина и Италия. Россия же снизила импорт с такими странами, как Германия и Украина. Особо изменений в потреблении или продаже материалов и ресурсов со странами дальнего зарубежья не наблюдается. Армения, Киргизия и Казахстан занимают последние строки в данном анализе.

По вышеприведенным статистическим данным можно сделать вывод о том, что политика импорто-замещения работает, показатели в импортозависи-мости уменьшаются.

При сокращении импортной продукции и снижении уровня конкуренции на внутреннем рынке наблюдается повышение доли фальсифицированной продукции. Так, по данным Роспотребнадзора основным видом продукции, подвергающимся фальсификации, являются молочные продукты в части замены молочного жира более дешевыми растительными маслами. Управлением Роспотреб-надзора в 2017 г. проводились контрольно-надзор-

ные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства, занятых производством и оборотом молочной продукции. По результатам проверок из обращения изъято более 100 партий молочной продукции в количестве около 400 кг, которые не соответствуют требованиями технических регламентов Таможенного союза (3,4 % - превышают гигиенические нормативы, 2,6 % - нестандартные пробы по микробиологическим показателям, 9,2 % - удельный вес нестандартных проб по физико-химическим показателям, в том числе 7 % - пробы, характеризующие фальсификацию) [3].

Таким образом, политика импортозамещения с одной стороны позволяет наращивать внутренне производство, меняя товарную и географическую структуру экспорта/ импорта, а с другой стороны в отсутствии конкуренции приводит к росту фальсифицированной продукции.

Фальсифицированные продукты наряду с некачественными товарами могут нанести серьезный ущерб здоровью потребителя. Требуется усиление контроля за качеством производимой и реализуемой продукции и создание коммерческих стимулов к добровольному соблюдению стандартов на продукцию и учету интересов потребителя.

Таблица 1

Страны - экспортеры, 2013 и 2017 гг.

Экспортер Млрд долл. США, 2013 г. Экспортер Млрд долл. США, 2017 г. Место

Италия 42,0 Китай 42,4 1

Германия 40,0 Германия 27,8 2

Китай 38,5 Белоруссия 19,0 3

Украина 25,7 Италия 15,5 4

Белоруссия 21,9 Казахстан 12,8 5

Казахстан 18,6 США 12,0 6

США 11,6 Украина 8,51 7

Киргизия 2,8 Киргизия 1,9 8

Армения 1,6 Армения 1,2 9

Таблица 2

Лидеры импортеры, 2013 и 2017 гг.

Импортер Млрд долл. США, 2013 г. Импортеры Млрд долл. США, 2017 г. Место

Китай 53,17 Китай 49,8 1

Германия 37,92 Германия 25,8 2

США 16,5 США 13,7 3

Украина 15,79 Белоруссия 11,3 4

Белоруссия 15,1 Италия 10,7 5

Италия 14,55 Украина 5,41 6

Казахстан 6,57 Казахстан 4,16 7

Армения 1,16 Армения 1,1 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киргизия 0,8 Киргизия 0,7 9

Заключение. При расчете показателей эффективности политики импортозамещения использовались данные Федеральной таможенной службы, которые позволили сделать вывод о том, что политика импортозамещения реализуется достаточно эффективно, так как выполняются задачи импортозамещения - обеспечение экономической безопасности страны, обретение независимости в технологиях в слабо развитых областях производства и т. д., снижение импортозависимости у производителей продовольственной продукции, расширение географии поставок на внешнем и внутреннем рынке.

Политика импортозамещения имеет и определенные недостатки, которые проявляются в росте фальсифицированных продуктов, что фиксирует Роспотребнадзор.

Практическая значимость статьи заключается в том, что проведенный анализ позволяет в перспективе двух-трех лет оценить эффективность политики импортозамещения в России.

Библиографические ссылки

1. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php? optioncom_newsfts&view=category&id=125&Itemid (дата обращения: 08.11.2017).

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2011. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_67315/8c1e6ab4270792c5 1304ea06f47dc20ce51ba57b/ (дата обращения: 08.11.2017).

3. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. URL: http:// www.52.rospotrebnadzor.ru/content (дата обращения: 08.11.2017).

4. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 21 апреля 2018 г. № 719-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/1AVoo1NK2siBz9HUJHqLJkfJCKiKrA3a .pdf (дата обращения: 08.11.2017).

5. Минпромторг России. [Электронный ресурс]. URL: http ://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#! v _saratovskoy_oblasti_dan_start_stroitelstvu_importoza meshhayushhego_proizvodstva_v_oblasti_himii (дата обращения: 08.11.2017).

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» : Поправки к проекту федерального закона № 261318-7 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ ePOTwTAU7vXvq7rni9LBRgtQM 1LXHjAA.pdf (дата обращения: 08.11.2017).

7. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 27 ноября 2017 г. № 2628-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/

media/files/rNvceONi4Ty9QsATBFcCx6hlIpMQqtQf. pdf (дата обращения: 08.11.2017).

8. Минпромторг России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#! voprosy_podderzhki_proizvoditeley_oborudovaniya_d lya_konditerskoy_promyshlennosti_obsudili_na_plosh hadke_zavoda_krasnyy_oktyabr (дата обращения: 08.11.2017).

References

1. Statistics of foreign trade [Electronic resource]. Available at: http://www.customs.ru/index.php7option-com_newsfts&view=category&id=125&Itemid (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

2. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtse-va E. B. Modern economic dictionary [Electronic resource]. 6th ed., revised and supplemented. Moscow, Infra-M, 2011. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_67315/8c1e6ab4270792c5 1304ea06f47dc20ce51ba57b/ (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

3. The Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare [Electronic resource]. Available at: http://www.52.rospotrebnadzor.ru/content (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

4. Government of the Russian Federation Order of April 21, 2018 No. 719-r [Electronic resource]. Available at: http://static.government.ru/media/files/ 1AVoo1NK2siBz9HUJHqLJkfJCKiKrA3a.pdf (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

5. Ministry of Industry and Trade of Russia [Electronic resource]. Available at: http://minprom-torg.gov.ru/press-centre/news/#!v_saratovskoy_oblasti _dan_start_stroitelstvu_importozameshhayushhego_pr oizvodstva_v_oblasti_himii (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

6. On Amendments to the Federal Law "On Procurement of Goods, Works, Services by Individual Types of Legal Entities" [Electronic resource] : Amendments to the draft federal law No. 261318-7. URL: http://static.government.ru/media/files/ePOTw TAU7vXvq7rni9LBRgtQM1LXHjAA.pdf (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

7. The Government of the Russian Federation Order of November 27, 2017 No. 2628-r [Electronic resource]. Available at: http://static.government.ru/ media/files/rNvceONi4Ty9QsATBFcCx6hlIpMQqtQf. pdf (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

8. Ministry of Industry and Trade of Russia [Electronic resource]. Available at: http://minprom-torg.gov.ru/press-centre/news/#!voprosy_podderzhki_ proizvoditeley_oborudovaniya_dlya_konditerskoy_pro myshlennosti_obsudili_na_ploshhadke_zavoda_krasny y_oktyabr (accessed: 08.11.2017). (In Russ.)

© Иваницкая В. В., Усольцева Е. В., Лихтер А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.