Научная статья на тему 'Разработка стратегических приоритетов развития города'

Разработка стратегических приоритетов развития города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3441
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТ / ИННОВАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Е.В.

В статье обобщены различные подходы к формулированию миссии и целей социально-экономического развития города, выделены основные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке стратегических приоритетов его развития. Описаны принципы декомпозиции генеральной цели и формирования дерева целей. Значительное внимание уделено рассмотрению сформулированных автором принципов вертикальной и горизонтальной интеграции целей планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегических приоритетов развития города»

разработка стратегических приоритетов развития города

е. в. карпов,

глава города Магнитогорска

Вопросы стратегического планирования приобрели в последнее время особую актуальность для российских городов. При этом главным условием эффективности любой стратегии является четкая формулировка миссии, главной цели и построение системы целей, достижение которых ставит перед собой городское сообщество.

Проблематика планирования и проектирования будущего развития города сложна и актуальна. Установление значимых с точки зрения жителей города целевых ориентиров является залогом консолидации населения, бизнеса, усилий городских и региональных властей, совершенствования и рационализации системы управления, упорядочивания организации распределения бюджетных средств между сферами экономики города.

Определение миссии и системы целей ориентирует органы местного самоуправления на создание условий для заданного уровня и качества жизни населения и нормального функционирования всех элементов муниципального хозяйства и инфраструктуры, вне зависимости от влияния экономических и финансовых кризисов, происходящих в стране, в мире или в определенной отрасли промышленности.

Разработка миссии города является одной из центральных проблем в области городского стратегического планирования. Миссия, как многие базовые понятия современного менеджмента, не имеет единого общепризнанного определения. Существует много толкований, мы приведем некоторые из них, сформулированные в рамках концепции общего и стратегического менеджмента:

• миссия — стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе [4, с. 19];

• миссия (предназначение) организации — ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься [9, с. 48];

• в случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения [3, с. 24];

• миссия — это первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции [1, с. 26]. Применительно к проблеме разработки миссии

города, а не компании можно сослаться на И. Ди-нисламова, который в статье [5], посвященной вопросам стратегического планирования развития территорий, обобщил различные определения миссии города, с той или иной стороны характеризующие это понятие. Миссия города — это:

• документ, устанавливающий связку, ориентирующий в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают город изнутри, и тех, кто воспринимает его снаружи. Миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяет им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны сделать, но и то, для чего они осуществляют свои действия;

• оценка полезности города субъектами внешней среды во всех аспектах — экономическом, политическом, социальном и др. Оценка этой полезности (миссии, предназначения) города для его внешней среды означает возможность притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых и других потоков. Содержание миссии включает в себя оценку конкурентных преимуществ города в целом, его фирм и корпораций на рынках регионального, национального и других уровней;

• основная суть развития города, которая показывает, как и какие человеческие потребности

- 39

удовлетворяются в городе, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ресурсы и принимать стратегические управленческие решения.

В целом мы согласны с описанными подходами к пониманию миссии города, но хотели бы обратить внимание на следующие важные аспекты ее формулирования.

Во-первых, миссия ориентирована на будущее и отражает то, как общественность представляет себе положение города в будущем. Одновременно, она не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. В частности, авторы В. Н. Виноградов и О. В. Эрлих определяют миссию как «описание желаемого образа будущего положения города в окружающем мире» [8, с. 51]. Однако при формулировании миссии города возможна также апелляция не только в будущее, но и в прошлое. В частности, в Законе г. Санкт-Петербурга «О требованиях к иерархической системе целей развития Санкт-Петербурга» закреплено: «Миссия Санкт-Петербурга — основное назначение Санкт-Петербурга, придающее смысл его существованию: то главное, что город предоставляет (обеспечивает) своему населению, его потомкам, памяти предков, а также региону, Российской Федерации и мировому сообществу» [10].

Во-вторых, миссия должна быть нацелена на потребителя и решать прежде всего проблемы потребителя услуг территории. В качестве потенциальных потребителей услуг территории могут выступать как жители территории, так и представители внешней среды. В частности, Ф. Котлер [8, с. 54]

к потенциальным потребителям услуг территории относит посетителей, население, представителей бизнеса и внешние (экспортные) рынки. Четыре группы целевых рынков представлены в табл. 1.

В-третьих, мы считаем, что миссия не может быть ориентирована исключительно на одну из перечисленных целевых групп. Да, конечно, при разработке стратегического плана и формулировании стратегических приоритетов развития города многие специалисты предлагают особое внимание уделять изучению мнения населения. Несомненно, что принятие миссии города основной частью его жителей — путь к эффективной коммуникации властей, бизнеса и общества. При наличии стратегии развития миссия становится важным звеном механизма вовлечения городского сообщества в совместную деятельность по выполнению положений стратегии. Понимание им миссии позволяет достичь более высокого уровня интеграции активной части жителей города в рамках реализации задач его развития.

Однако, как видно из табл. 1, жители города — это лишь часть потенциальных целевых рынков, и для определения нынешнего и будущего имиджа города таких мероприятий явно недостаточно. Осознание миссии представителями других городов, регионов, стран, организаций, предприятий и т. д. формирует особый уровень коммуникаций, позволяющий установить эффективные связи с городским сообществом. В этом случае миссия является визитной карточкой города, рекламным проспектом, призванным сообщить наиболее важные особенности его существования и развития.

Таблица 1

Четыре главных целевых рынка в маркетинге территорий по Ф. Котлеру

Номер группы Название группы Состав

1 Посетители Приехавшие по делу (для посещения конференции, переговоров, знакомства с местом, торговли); приехавшие просто так (туристы и путешественники)

2 Местное население и работники Профессионалы (ученые, доктора и т. п.); квалифицированные работники; телеработники; богатые люди; инвесторы; предприниматели; неквалифицированные рабочие; жители старшего возраста и пенсионеры

3 Бизнес и промышленность Тяжелая промышленность; «чистые» сборочные производства, высокотехнологичные производства, обслуживающие предприятия и т. п.; предприниматели

4 Экспортные рынки Другие территории в пределах внутреннего рынка; международные рынки

Потребности общества

Потенциал территории

Факторы внешней среды

Рис. 1. Система координат разработки миссии города

В-четвертых, миссия является атрибутом открытой системы. Она представляет собой результат позиционирования города по отношению к внешней среде и отражает место города в региональной, национальной и международной системах. Именно поэтому для определения миссии необходимо идентифицировать надсистему, частью которой является (намерен стать) город, определить его роль. Миссия — это отражение взаимодействия элементов внутренней и внешней среды города.

В-пятых, миссия представляет собой компромисс между потребностями сообщества, с одной стороны, и возможностями и желаниями — с другой. Графически эта идея может быть интерпретирована в виде трехмерной (а не двумерной, как это традиционно сложилось) системы координат. Так, на третьей оси можно отразить политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения, выявленные в результате проведения PEST-анализа или SWOT-анализа (рис. 1).

Таким образом, мы считаем, что миссия города представляет собой определение назначения города, смысла его существования для жителей и для окружающего мира.

Разработка миссии муниципального образования может осуществляться как в рамках работы группы экспертов — разработчиков стратегии развития, так и на основе открытых обсуждений общественностью города, в частности, на городских семинарах, общегородской конференции, посвященных разработке стратегии. В любом случае, данная работа должна проводиться на основе и с учетом результатов стратегического анализа территории и полномасштабной картины ситуации, в которой находится город.

Одной из важнейших проблем многих современных российских городов является проблема повышения уровня и качества жизни населения. Именно поэтому достаточно часто встречается миссия «Улучшение качества жизни всех слоев населения города» (например, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск). Мы считаем, что сама формулировка не соответствует требованиям к миссии, обозначенным нами ранее, и больше похожа на главную цель.

Некоторые города ищут свое предназначение в несколько другом контексте — культурологическом, философском, интеллектуальном, иногда даже романтическом, акцентируя внимание на особом укладе жизни, особом менталитете горожан, сохранении самобытности и т. д. Чаще всего они видят себя как интеллектуальную либо культурную столицу того или иного региона (например, Сургут, Обнинск).

Некоторые города, определяя в миссии свое предназначение, опираются на свою производственную специализацию (например, Череповец, Магнитогорск, Тольятти). В табл. 2 представлены примеры формулирования миссии некоторых российских городов.

Особо мы бы хотели отметить тот факт, что в городах с моноспециализированной экономикой муниципальная администрация признает опасность высокой зависимости социально-экономического положения территории от тенденций развития отдельной отрасли и успехов на рынке и в отрасли градообразующего предприятия. Именно поэтому мы часто встречаемся сегодня с такой формулировкой миссии, как переход к многоотраслевой экономике города (см. миссию г. Липецка в табл. 2). Зачастую это предполагается сделать за счет уже накопленного определенного потенциала. Например, г. Магнитогорск не отказывается от металлургической специализации, но планирует сделать акцент на развитии других видов экономи -ческой деятельности, что и получило отражение в его миссии: «Магнитогорск — центр металлургического, инновационно-технологического, научно-образовательного, финансово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурного развития юга Челябинской области». На этом же примере мы бы хотели отметить, что в ориентации на привлечение предприятий и производств из других мест наметилось смещение интереса территорий от традиционных отраслей машиностроения и тяжелой промышленности к более современным, «чистым» видам экономической деятельности, к наукоемким и высокотехнологичным видам производства.

- 41

Таблица 2

Примеры формулирования миссии некоторых российских городов

Город Миссия города

Санкт-Петербург Стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения

Екатеринбург Обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан

Челябинск Мегаполис человеческих возможностей

Магнитогорск Центр металлургического, инновационно-технологического, научно-образовательного, финансово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурного развития юга Челябинской области

Липецк Город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания

Череповец Город лидеров

Тольятти Опираясь на градообразующие предприятия и горожан, мы стремимся создать удобный для жизни город, деловой и культурный центр Поволжья.

Сургут «... как видится извне и воспринимается культурной элитой и большинством жителей города, может выполнять роль культурной и интеллектуальной столицы Среднеобского региона»

Обнинск Город науки — источника высоких технологий для региона и страны в целом

Улан-Удэ Многофункциональный город с развитым комплексом науки, образования и сферы услуг, эффективным сельскохозяйственным и промышленным производством, обеспечивающим конкурентоспособность города в процессе интеграции в российскую и мировую экономику

Гусь-Хрустальный Центр российского стеклоделия, город современного уровня жизнеобеспечения

Шуя Шуя — бриллиант в оправе малого золотого кольца России. Бриллиант — драгоценный камень, символизирующий богатство и престиж, стабильность и надежность. Так и наш город, имея все потенциальные возможности (выгодное географическое положение, промышленный потенциал, древнюю историю, культурные традиции), должен, наконец, из алмаза превратиться в бриллиант и занять свое законное, исторически сложившееся лидирующее место среди малых городов центра России.

После формулирования миссии следующим этапом разработки стратегических приоритетов развития города является разработка системы целей — определение главной (генеральной) цели и ее декомпозиция на систему подцелей.

В отличие от миссии, целям присущ ряд специфических свойств. Они должны быть конкретны, измеримы, достижимы, актуальны, обязательным для целей является установление точных сроков их достижения.

Что касается формулировок целей, то Б. С. Жи-харевич [6, с. 68] пишет, что документы типа стратегии или концепции всегда носят вынужденно политический декларативный характер, и чаще других называются цели и подцели, представленные в табл. 3. Таким образом, в целях верхнего уровня, как правило, не бывает больших различий. Существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта, отражающий преобладающие в современном мире воззрения на

Таблица 3

Примеры формулирования целей и подцелей

Генеральные цели Подцели

Повышение уровня занятости Создание рабочих мест; устранение препятствий для вхождения на рынок труда; поддержка специфических групп населения (женщины, ущемленные)

Экономическое развитие Повышение общего уровня экономической активности; улучшение функционирования предприятий; укрепление и диверсификация общей структуры экономики; устранение слабых мест в отдельных секторах; улучшение социальных и культурных услуг; повышение способности адаптироваться к переменам в экономике

Укрепление социального партнерства Справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения; содействие незащищенным социальным группам

Развитие регионального партнерства Усиление целостности и интеграции в регионе; обновление отдельных территорий

Повышение привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования Улучшение качества жизни; поддержание качества окружающей среды

общечеловеческие ценности. По его мнению, различия в целях и детализация количественных параметров появляются тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня дерева целей.

По мнению И. Д. Тургель [12, с. 183], в качестве генеральной цели развития города (цели первого уровня) обычно принимается ориентация сообщества на улучшение качества жизни городского населения. Цели второго уровня определяют стратегические направления развития города, обеспечивающие реализацию генеральной цели. Цели третьего уровня определяют содержание шагов, необходимых для реализации стратегических направлений. Цели последующих уровней уточняют и конкретизируют установки, необходимые для реализации общих и частных стратегических направлений развития города и решения конкретных проблем, возникающих в процессе их реализации.

Мы считаем, что применительно к каждой отдельно взятой территории главная цель и система подцелей должны быть уникальны. Подтверждением наших слов является попытка на основе трудов отдельных авторов сгруппировать многообразие целей. Вот один из вариантов классификации целей:

• цели в области повышения конкурентоспособ -ности;

• инновационные цели;

• ресурсные цели, характеризующиеся стремлением города привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование;

• цели повышения эффективности деятельности, в частности, городского управления;

• социальные цели, направленные на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи городскому сообществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.;

• цели привлечения инвестиций для дальнейшего развития.

Таким образом, цели могут быть совершенно разными. Главное, чтобы их содержание и формулировки отвечали следующим критериям:

• соответствие миссии города;

• формирование единой городской корпоративной идеологии, ясное понимание общественностью логики развития города;

• наглядное представление причинно-следственных взаимосвязей, объективно существующих между факторами городского развития;

• отчетливая картина намерений городских властей;

• конструктивное взаимодействие всех ветвей власти в рамках общих целей, установленных законом;

• стабильность и преемственность городской политики.

В связи с возросшим интересом к стратегическому планированию на различных уровнях государственной власти и управления в последнее время разрабатываются документы, так или иначе отражающие стратегические направления и приоритеты развития как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. В частности, в конце 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года». Многие субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают собственные стратегические планы (концепции) социально-экономического развития, схемы развития и размещения производительных сил и др.

При разработке стратегического плана социально-экономического развития города авторы настоятельно рекомендуют учитывать цели и направления развития, обозначенные в стратегических документах вышестоящих уровней власти. Цели и задачи развития каждой отдельно взятой территории не должны противоречить, а, скорее, дополнять и уточнять цели и задачи развития регионов и страны. Данный принцип мы назовем принципом вертикальной интеграции целей планирования.

Следующий предлагаемый нами принцип — принцип горизонтальной интеграции целей планирования заключается в необходимости координации и учета целей и приоритетных направлений документов-планов, разрабатываемых на муниципальном уровне власти. В частности, на территории города могут разрабатываться градостроительные планы, схемы размещения производительных сил, населения а также среднесрочные финансовые планы. Несомненно, градостроительное, финансовое и стратегическое планирование должно быть скоординировано, а результирующие документы содержать общие цели и направления развития города.

В случае, когда речь идет о планировании развития города с моноспециализированной экономикой, возникает необходимость рассмотрения приоритетов развития и направлений муниципальной политики с учетом проблем и перспектив развития градообразующего предприятия, обозначенного в плане развития предприятия.

Схема вертикальной и горизонтальной интеграции целей планирования представлена на рис. 2.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать формирование целей и подцелей развития города

43

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года

I ' ^ Цели и подцели

Стратегия развития отрасли

Стратегия (концепция)^ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

стратегического развития города

£

Стратегия развития градообразующего предприятия

Градостроительный план

Среднесрочный финансовый план

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схема вертикальной и горизонтальной интеграции целей стратегического развития города с моноспециализированной экономикой

как поиск консенсуса в области национального, регионального и муниципального развития.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [7] обозначена генеральная стратегическая цель развития — превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. Там же проводится конкретизация цели, определяется целевой ориентир, который должен быть достигнут к 2020 г. — Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.

На региональном уровне ставятся менее глобальные задачи, в то же самое время учитывающие направления политики, проводимой на федеральном уровне власти. Например, Челябинская область планирует за счет общей тенденции — развитие экономики (цель федеральной политики) — улучшать благосостояние и качество жизни населения и формулирует главную цель в стратегии социально-экономического развития [11] следующим образом: рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области. Правда, степень достижения указанной цели в будущем будет достаточно сложно измерить и оценить, так как она сформу-

лирована крайне неконкретно. Эту проблему решает система подцелей.

Детализация генеральной цели показывает, что на федеральном уровне важнейшими приоритетами в ближайшее время будут: развитие экономики, финансовой системы, улучшение качества жизни населения, развитие науки и инноваций и демократических институтов. Так как на региональном уровне круг полномочий органов власти несколько уже, то администрация Челябинской области выбирает для себя из перечисленных только цели, связанные с развитием экономики и повышением благосостояния населения.

Для продолжения исследования интеграции целей и подцелей на муниципальном уровне власти мы выбрали два крупных города региона — Челябинск и Магнитогорск.

В стратегическом плане г. Челябинска генеральная цель не сформулирована, а система подцелей в содержательном плане не противоречит целям региональным, но в то же самое время и не детализирует, не дополняет их. Главная проблема целей социально-экономического развития г. Челябинска — отсутствие конкретности, измерить степень их достижения к 2020 г. не представляется возможным.

В стратегическом плане социально-экономического развития г. Магнитогорска имеется и генеральная цель, и система подцелей, разделенная на блоки, аналогичные блокам стратегии Челябинской области. Подцели стратегии развития Магнитогорска дополняют подцели стратегии региона. Особого внимания заслуживает тот факт, что городская администрация берет на себя фактически лишь те обязательства, которые в состоянии выполнить — те, которые отражают вопросы местного значения. Так, например, если область в целом по экономическому блоку ставит цели увеличения ВРП, повышения инвестиционной привлекательности, то г. Магнитогорск, дополняя их, ставит цели развития малого бизнеса, укрепления отношений социального партнерства с градообразующим предприятием.

Сопоставление целей стратегического развития рассмотренных ранее территорий схематично представлено на рис. 3.

Генеральная цель

Подцели (задачи)

Российская Федерация

Челябинская область

Челябинск

Магнитогорск

Россия - один из глобальных лидеров мировой экономики (по уровню социально-экономического развития и производству ВВП входит в пятерку ведущих стран мира)

Рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения

конкурентоспособности экономики области

Генеральная цель отсутствует

Стабильный рост качества и уровня жизни населения города в процессе устойчивого развития на основе повышения конкурентоспособности как эколого-социально-экономической системы.

- Выход на стандарты благосостояния развитых стран;

- обеспечение научного и технологического лидерства страны;

- специализация страны в мировой экономике на передовых научно-исследовательских разработках и высоких технологиях;

- превращение в один из ведущих мировых финансовых центров;

- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества

Экономический блок:

- обеспечение темпа ежегодного прироста ВВП не менее 6-8%;

- доведение к 2020 году ежегодного объёма инвестиций до 521-677 млрд руб;

- рост экспорта до 10-11 млрд долларов США в год;

- вхождение в число 15 лучших регионов России по уровню социально-экономического развития.

Социальный блок:

- увеличение средней продолжительности жизни населения Челябинской области не менее чем до 72 лет;

- сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5-6%;

- рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 3,5-4 раза;

- увеличение обеспеченности жильём до 30 кв. м. на одного человека

Стать:

- современным мегаполисом с высоким уровнем жизни, благоприятной экологической средой обитания, научным и культурным центром региона;

- центром подготовки рабочих, инженерных и управленческих кадров для современной промышленности;

- городом, эффективно интегрированным в мировую глобальную экономику, за счет достижения оптимального баланса между сырьевой, инновационной и сервисной составляющими в экономике;

- стать современным транспортным узлом, транспортными воротами в Сибирь и Азиатский регион, проводником политики России в Средней и Центральной Азии, транспортным каналом между Уралом промышленным и Уралом полярным;

- стать городом с высоким уровнем обеспечения безопасности жизни, здоровья и собственности горожан

Социальный блок:

- создание наиболее благо приятных условий для сохранения и воспроизводства человеческого потенциала города;

- расширение сфер и возможностей занятости населения.

Экономический блок:

- развитие новых функций города в системе хозяйства и расселения региона: сохранение ключевой промышленной специализации; развитие новых сервисных функций и инновационной инфраструктуры;

- укрепление отношений социального партнерства и кооперации с градообразующим предприятием;

- развитие крупного и малого бизнеса

Рис. 3. Пример вертикальной интеграции целей социально-экономического развития территорий НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, города, сосредоточивая значительную часть национального богатства страны, и играя роль центров притяжения ресурсов (трудовых, инвестиционных и пр.), испытывают настоятельную потребность в определении для себя и для окружающих того места, которое они занимают (или намерены занять в ближайшем будущем) в экономическом, политическом и социальном развитии региона, государства, а может, даже и мирового сообщества. В то же время в научной литературе очень мало внимания уделяется методике разработки миссии города. Боле того, зачастую понятие миссии заменяется понятием главной (стратегической) цели, что, на наш взгляд, недопустимо.

Во-вторых, мы обобщили различные подходы к миссии города и сформулировали дополнительные аспекты, которые необходимо учитывать при ее формулировании. Важнейшими (принципиально новыми) мы считаем следующие положения:

• миссия должна быть ориентирована на будущее и отражать то, как общественность представляет себе положение города в будущем, однако при ее формулировании возможно также обращение к прошлому.

• миссия должна быть ориентирована на потребителя услуг территории, в качестве которого может выступать не только население города, но также потенциальные посетители, туристы, бизнесмены, инвесторы, потребители продукции, производимой на территории города и другие представители окружающей среды.

• при разработке миссии необходимо рассматривать город как «открытую систему», миссия является отражением взаимодействия элементов внутренней и внешней среды города. Осознание миссии города представителями

других городов, регионов и стран, организаций и предприятий формирует особый уровень коммуникаций, позволяющий установить эффективные связи между ними и городским сообществом.

Таким образом, мы считаем, что миссия города представляет собой определение назначения города, смысла его существования как для жителей, так и для окружающего мира.

В отличие от миссии, цели должны носить более конкретный характер, они должны быть измеримы, а также четко определены по времени их достижения.

В целях верхнего уровня не бывает больших различий — существует набор целей, практически инвариантный для любого города. В числе прочих,

46 -

чаще всего встречается генеральная цель улучшения уровня и качества жизни городского населения.

Цели второго и нижестоящих уровней дерева целей отличаются большим разнообразием. Главное требование к их формулировке — они должны отвечать, с одной стороны, миссии города, а с другой стороны, основываться на объективно существующих тенденциях и факторах городского развития, выявленных в ходе анализа социально-экономического положения территории.

При работе над стратегическими приоритетами развития города авторы настоятельно рекомендуют руководствоваться принципами вертикальной и горизонтальной интеграции целей планирования.

Первый принцип заключается в том, что приоритетные направления политики, проводимой на территории каждого отдельно взятого города, должны быть не только четко и ясно обозначены, но, также сочетаться с приоритетными направлениями развития региона и государства в целом. Учитывая значимость российских городов для развития страны в целом, возникает необходимость координации действий на различных уровнях власти. Разработка целей и подцелей развития города должна стать результатом конструктивного взаимодействия.

Как показал анализ системы стратегических планов Челябинской области и городов Челябинска и Магнитогорска, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., проблема интеграции целей и направлений развития города с целями, обозначенными в стратегических документах вышестоящих уровней власти, к сожалению, существует и является одной из ключевых.

Принцип горизонтальной интеграции целей планирования предусматривает координацию целей и задач градостроительного, среднесрочного финансового планирования, а также других стратегических документов, разрабатываемых на муниципальном уровне власти с целями стратегического плана.

В случае, когда речь идет о планировании развития города с моноспециализированной экономикой, возникает необходимость рассмотрения приоритетов развития и направлений муниципальной политики с учетом проблем и перспектив развития градообразующего предприятия, обозначенного в стратегическом плане развития предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5.

2. Виноградов В. Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. Научно-методическое пособие. — СПб: Леонтьевский центр. 2002. — 120 с.

3. Виханский О. С., Наумов А И. Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономист. 2006. — 670 с.

4. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению: учебное пособие // Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. — М.: Дело. 1999. — 495 с.

5. Динисламов И. Подходы к определению миссии и главной цели развития в стратегических планах города. Статья, подготовленная в рамках работ над созданием Стратегии развития г. Казани // URL:http://www. citystrategy. leontief. net/.

6. Жихаревич Б. С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга// Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах (сборник статей) — СПб: Леонтьевский центр. 2002.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. // URL:http:// www. economy. gov. га.

8. Котлер Ф., Асплунд К. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Пер. с англ. М. Акая, В. Мишучков. — СПб.: Стокгольмская школа экономики. 2005.

9. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. — М.: Экономика. 2001. — 456 с.

10. Стратегический план Санкт-Петербурга. // URL: http://www. stratplan. leontief. ru.

11. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года // URL: http://www. econom-chelreg. ru.

12. Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. — Екатеринбург: Изд-во УрГГГА. 2001. — 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.