УДК 338
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И.А. Гунина, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] К.А. Щеглова, студент
e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
Система стратегического управления - это система управления, основанная на разработке программы для достижения цели, с учетом ресурсов, доступных для организации, и с учетом внутренней и внешней среды в рамках, принятых политикой организации. Подразумевается, что осуществление программы, как внутренняя и внешняя среда предприятия, постоянно контролируется и при необходимости принимаются необходимая профилактика и корректировка мер, а также адаптация самой стратегии и целей. Стратегическое видение, скрупулезно проработанное, безусловно, помогает предприятию сориентироваться в будущем. Это касается основных стратегических ориентир как во внешней среде, так и внутренних изменений. Процесс стратегического управления обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более важным для российских компаний, которые ведут или стремятся поддерживать жесткую конкуренцию как друг с другом, так и с иностранными компаниями. Вопросам стратегического управления посвятили значительное количество публикаций в экономической литературе. Однако исследования большинства российских ученых проводились в рамках системы директив, планирования и администрирования. В результате проблемы самооценки компаниями перспектив развития и разработки собственной бизнес-стратегии остались практически секретными и требуют разработки
Ключевые слова: стратегическое управление, методы управления, стратегический план, стратегия развития предприятия
THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ENTERPRISE ECONOMIC SECURITY I.A. Gunina, Dr. Sci. (Economy), Professor e-mail: [email protected] K.A. Shcheglova, Student
e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
A strategic management system is a management system based on the development of a program to achieve a goal, taking into account the resources available to the organization, and taking into account the internal and external environment within the framework adopted by the organization's policy. It is assumed that the implementation of the program, as the internal and external environment of the enterprise, is constantly monitored and, if necessary, the necessary prevention and adjustment of measures, as well as the adaptation of the strategy and goals. A carefully thought-out strategic vision prepares the company for the future, determines the first directions of development and determines the intention to take specific positions in the company. The strategic management process provides the basis for the management of the organization's members. Strategic planning is becoming increasingly important for Russian companies that are or are seeking to maintain fierce competition with each other and with foreign companies. A significant number of publications in the economic literature have been devoted to .strategic management issues. However, the research of the majority of Russian scientists was carried out within the framework of the system of directives, planning and administration. As a result, the problem of companies self-assessment of the prospects of development and development of their own business strategy remained almost secret and require development
Key words: strategic management, management methods, strategic plan, enterprise development strategy
Предприятия, действующие в современных условиях, зачастую, по-прежнему ничего не смогли изменить в методах управления.
Условия жесточайшей конкуренции и политики протекционизма и все на фоне интенсивно
© Гунина И.А., Щеглова К.А., 2019
изменяющейся внешней среды, в первую очередь необходимо выстраивать качественную систему менеджмента, способную не только обеспечить выживание, но и сформировать стратегию развития, позволяющую сделать выживание успешным.
Осознавая значимость стратегического планирования в системе стратегического управ-
ления, предприятия, тем не менее, слабо внедряют присущую ему методологию в существующие бизнес-процессы, делая их, тем самым менее эффективными. То, что слабо представлены методы стратегического планирования на современных предприятиях, есть несколько причин. Во-первых, применяемые в западной практике модели стратегического планирования, практически не приспособлены под российские условия. Хотя наши компании и функционируют в условиях рынка уже более 20-ти лет, но различия в культурно-деловых традициях огромны. Отсюда, модели либо вовсе невозможно использовать, либо они дают искаженные результаты. Во-вторых - оснащенность используемых моделей планирования
современным инструментарием.
Сфера принятия стратегических решений обширна: определение направления бизнеса,
бизнес-партеры на долгосрочную перспективу, методы развития потенциала, разумное применение активов предприятия, снижение уровня неблагоприятного воздействия слабых сторон и различных угроз с внешней стороны, а также инновационное и антиконкурентное развитие.
Использование ресурсов, их логистика, функции организационных подразделений, бизнес-процессов и продуктовых проектов приобретают стратегический характер. Важно видеть долгосрочное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия.
На рис. 1 показана модель упомянутой системы, которая состоит из трех блоков: ресурсный, функциональный;
бизнес-процессов по продуктам [1].
ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
Л ПСР: кадры
Инфор- Материа- Фи-
мация льно-тех- нансы
ническая
база
Методы Организа- Организа- Стиль
и ционная ционная управ-
технология структура культура ления
1 + 1 1
Ресурсы стратегического управления
ВХОД
Организация стратегического управления
ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
постановка стратегических проблем и задач, подготовиа. принятие и реализация решений в соответствии оо стадия ми ихжизненныхциклэв ифункциямиуправления
J /панирование Организация Ясшропь Мотивация Координация
ВЫХОД |
Рис. 1. Модель производственно-хозяйственной системы предприятия
Основным компонентом модели является человеческий ресурс. В свою очередь, он базируется на 3 блоках: лица, которые принимают управленческие решения на функциональном уровне (ЛПР); работники пред-
приятия или его коллектив; персонал как трудовой потенциал [3].
Установленный порядок принятия и реализации стратегических решений должным образом не структурирован. Соответственно, различные специалисты и руководители пред-
приятия слабо владеют необходимой методологией и технологией управления. Для разработки системы стратегического управления необходимо внедрение в нее центра стратегического развития и непосредственного руководителя, а также дополнительных групп в основных структурных подразделениях. Данная система призвана вовремя формулировать цели развития, выявлять проблемы, а также находить пути достижения цели. Опыт решения стратегических проблем, который существует на каждом предприятии, должен быть обобщен, консолидирован в форме ноу-хау, то есть преобразован в своего рода конкурентное преимущество.
У разных компаний разные подходы к формированию целей. Опираясь на статистические исследования, которые были направлены на изучение использования различных типов целей, было выявлено, что около 89% зарубежных фирм ставят прибыль на первое место в списке. А что касается статистических исследований, проведенных в России, то 58% предприятий в приоритете считают выживание первостепенной целью, а 28% - увеличение прибыли. Данные показатели могут говорить о неопределенности экономической ситуации и высоком уровне риска [2].
Стратегическое управление будет успешно в том случае, если руководство предприятия будет непосредственным участником в разработке целей, которые в свою очередь будут отражать ценности руководства и ожидания общества. Общая стратегия включает в себя базовую стратегию. Она образуется своевременно и наполняется точным содержанием, учитывая поставленные цели организации, этапы жизненного цикла продукции, технологией или спросом. В процессе разработки стратегии формулируются ее задачи, обозначаются сроки решения выявленных проблем, в то время как объем и содержание ресурсов определяют с помощью комплексных оценок.
В период выбора стратегии предприятие имеет возможность обозначить несколько направлений деятельности, иными словами стратегических альтернатив, анализ которых ведет к окончательному выбору стратегии.
Процесс принятия стратегических решений проходит в несколько этапов: постановка задачи, разработка альтернативных решений, определе-
ние решений и их дальнейшая реализация. Для того, чтобы организовать этот процесс должным образом, необходимы четкие технологии, определение и изучение внешней среды, разработка, принятие и дальнейшая реализация стратегии.
Первым шагом в стратегическом планировании является разработка миссии. Он формирует задачи предприятия и привлекает любую деятельность для их решения. В России существует мнение, что миссия не очень нужная вещь на предприятии. Но на западе мнение обратное - менеджеры считают, что миссия носит глобальный характер для предприятия и определяет смысл деятельности предприятия и является его неотъемлемой частью функционирования.
Для сотрудников предприятия, и в первую очередь менеджеров, миссия придает им осмысленность и целенаправленность. Помимо этого, миссия может поспособствовать созданию внешней репутации предприятия. Для его должного функционирования необходимо наличие положительного внешнего и внутреннего имиджа.
Из вышеизложенного следует, что миссия представляет собой четко сформулированное утверждение, касаемо причины деятельности предприятия, а также его уникальной цели, в которой данная организация имеет отличительные особенности.
Для того, чтобы перейти от общего понятия миссии к более конкретному плану, необходимо определить цели компании. К ним относятся конкретные положения ее уникальных свойств и результат различных типов деятельности и их достижение является для предприятий желательным. Поставленные цели являются обязанностью управленческого аппарата и служат для достижения конкретных результатов в строго обозначенные сроки.
У любого крупного предприятия, которое имеет много структурных подразделений, а также множество управленческих уровней, должна быть определенная иерархия целей. Наиболее практичной моделью, наиболее широко используемой на практике, является целевое дерево. Объем и количество уровней в нем зависит от размера предприятия, сложность целей и организационная структура.
Следующий шаг - анализ среды.
Данный анализ необходимо проводить регулярно и в различных формах, так как на его результатах основываются множества решений, которые в свою очередь касаются деятельности предприятия. Для анализа внутренней и внешней
Корпоративный
-определение видения;
-формулировка миссии;
-определение целей; -выбор вида деятельности;
-распределение ресурсов;
-координация стратегии;
-контроль стратегии; -обеспечение руко-
Каждая стратегия эффективна при определенных условиях и в зависимости от состояния внутренней и внешней среды. Поэтому важно проанализировать не только саму стратегию, но и причины, по которым организация выбирает конкретную стратегию.
В стратегическом планировании наиболее важным этапом является стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия, обеспечивающий общую оценку собственных возможностей и имеющихся ресурсов.
Выбор наилучшей стратегии развития осложнен выбором из большого числа возможных стратегий. Первым этапом следует оценить каждый ее вариант. В процессе сравнения стратегий друг с другом, разработчики уделяют большое внимание способности каждой из них достигнуть поставленных целей предприятия.
К следующему важному шагу в разработке стратегического управления необходимо отнести процесс выбора оптимальной стратегии. Данный
среды различные методы могут быть сгруппированы в соответствии с уровнями стратегического управления (рис. 2).
Отраслевой
-трансформирование плана перспективного развития задач, целей и стратегий корпоративного уровня в стратегии отраслевого уровня; -усиление позиций на рынке;
-стратегия развития продукта.
процесс многие исследователи обозначают как главный этап в стратегическом планировании. Руководство осуществляет выбор стратегии, опираясь на анализ наиболее важных факторов, которые характеризуют текущее состояние предприятия, учитывая результаты анализа внешней и внутренней среды.
Процесс выбора стратегии для развития предприятия во многом зависит от ситуации, в которой она функционирует. Это обусловлено восприятием руководства организации различных рыночных возможностей и сильных сторон потенциала предприятия, которые оно в дальнейшем должно использовать.
Принятую стратегию предприятие оформляет в виде обособленного набора документов, составляющего стратегический план предприятия.
В свою очередь, стратегический план -наиболее подробно расписанная программа деятельности предприятия, как производствен-
Уровни стратегии предприятия
Функциональный
-разработка функциональных стратегий; -предоставление информации на корпоративный и отраслевой уровни; -осуществление стратегий.
I ^^ У
Рис. 2. Уровни стратегии предприятия
ной, так и коммерческой и социальной, направленной на достижение поставленных целей при условии наиболее рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Следует отметить, что стратегический план предприятия придает ей уверенность и в то же время индивидуальность. Всем предприятиям, как зарубежным, так и национальным, следует изменить действующую структуру
стратегического плана, опираясь на характеристики отрасли и направление деятельности. Вместе с этим, учитывая изменяющиеся условия окружающей среды, стратегический план должен быть гибким, для того, чтобы иметь возможность осуществлять процессы адаптации и модификации.
Стратегический план организации должен состоять из набора наиболее важных показателей, служащих направлением для дальнейшей деятельности. Основываясь на опыте зарубежных стран, следует отметить, что степень точности предлагаемых в плане положений может варьироваться от 25% до 40%. Причиной этому может быть долгосрочное планирование, которое характерно для стратегического плана
[4].
Заключительным этапом в стратегическом плане является корректировка наиболее важных показателей. На этом этапе всю полученную информацию анализируют и после принимают окончательное решение. В случае, если стратегия выбрана правильно, то ее дальнейшая реализация пройдет успешно, но, если анализ покажет дальнейшее появления проблемы, то для этого необходимо будет скорректировать разработанный стратегический план. На данном этапе завершается процесс формирования стратегического планирования. Таким образом, разработка стратегии на предприятии необходима абсолют-
но для всех компаний, вне зависимости от направления их деятельности.
Вышеописанные этапы формирования системы стратегического управления дополняют друг друга, принимая во внимание различные аспекты механизма, который обеспечивает долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, а их внедрение помогает охватить все стратегические вопросы, стоящие перед компанией. Каждый анализируемый этап стратегического управления рекомендуется применять для определенного уровня устойчивости компании и в зависимости от финансового положения в данный момент времени. Чем выше уровень нестабильности в компании, тем сложнее ей управлять и требуется больше усилий для перехода к определенному методу стабилизации деятельности предприятия.
Литература
1. Тихонов А.А. Стратегическое управление развитием предприятия в контексте эволюции теории стратегического управления // Перспективы науки. - 2017. - № 7. - С. 98 - 103.
2. Российская библиотека научных журналов и статей академии. [Электронный ресурс] http: //naukarus.com.
3. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. -М.: Юрайт, 2017. - 320 c.
4. Янова П.Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / П.Г. Янова — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. — 243 c.
5. Центр управления финансами. [Электронный ресурс] http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Strategicheskoe-upravlenie.php.