Научная статья на тему 'Формирование и реализация системы стратегического управления на наукоемком предприятии'

Формирование и реализация системы стратегического управления на наукоемком предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / НАУКОЕМКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енина Е.П., Кузьмичева М.К.

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с формированием и реализацией системы стратегического управления на наукоемком предприятии. В статье рассмотрено определение стратегического управления, подробно описаны основные его функции. Определены особенности и основные задачи реализации системы стратегического управления на наукоемких предприятиях. Выявлены основные компоненты механизма принятия стратегических решений. Представлен алгоритм формирования и реализации системы стратегического управления. На основе его сформулированы принципы системного подхода, которые позволят более грамотно и точно и реализовать стратегию на наукоемком предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to the formation and implementation of strategic management in knowledge-intensive enterprise. The article considers the definition of strategic management described its main features. The features and main challenges of implementation of a system of strategic management in knowledge-intensive enterprises. Identifies the main components of the mechanism of strategic decision-making. Presented the algorithm of formation and realization of strategic management system. Based on his formulated the principles of a systematic approach that will allow you to more intelligently and accurately to formulate and implement a strategy for knowledge-intensive enterprise

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация системы стратегического управления на наукоемком предприятии»

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАУКОЕМКОМ ПРЕДПРИЯТИИ Е.П. Енина, д-р экон. наук, профессор e-mail: 74938e@rambler.ru М.К. Кузьмичева, студент e-mail: kuzmichevamarina5@mail.ru

Воронежский государственный технический университет

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с формированием и реализацией системы стратегического управления на наукоемком предприятии. В статье рассмотрено определение стратегического управления, подробно описаны основные его функции. Определены особенности и основные задачи реализации системы стратегического управления на наукоемких предприятиях. Выявлены основные компоненты механизма принятия стратегических решений. Представлен алгоритм формирования и реализации системы стратегического управления. На основе его сформулированы принципы системного подхода, которые позволят более грамотно и точно и реализовать стратегию на наукоемком предприятии

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, система стратегического управления, наукоемкое предприятие

THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STRATEGIC MANAGEMENT IN KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE E.P. Enina, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: 74938e@rambler.ru M.K. Kuzmicheva, Student e-mail: kuzmichevamarina5@mail.ru Voronezh State Technical University

The article discusses issues related to the formation and implementation of strategic management in knowledge-intensive enterprise. The article considers the definition of strategic management described its main features. The features and main challenges of implementation of a system of strategic management in knowledge-intensive enterprises. Identifies the main components of the mechanism of strategic decision-making. Presented the algorithm of formation and realization of strategic management system. Based on his formulated the principles of a systematic approach that will allow you to more intelligently and accurately to formulate and implement a strategy for knowledge-intensive enterprise

Key words: strategy, strategic management, strategic management, knowledge-intensive enterprise

На данный момент времени в формирования рыночной экономики большое значение имеет необходимость разработки и реализации перспективного управления эффективностью деятельности предприятия.

Система стратегического управления - система управления, которая включат в себя набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации.

Важнейшей целью стратегии управления эффективностью деятельности наукоемкого предприятия является обеспечение его экономического роста и развития на долгосрочную перспективу, что, в конечном итоге, обеспечит наибольший рост рыночной стоимости предприятия, как имущественного комплекса.

Основные задачи реализации процесса стратегического управления на наукоемком предприятии:

- рост уровня чувствительности предприятия к

новым технологическим решениям;

- создание условий государственной помощи инновационной деятельности предприятия;

- управление процессом осуществления НИОКР;

- создание условия адаптации персонала к нововведениям;

- формирование стабильного конкурентного преимущества на основе результатов НИОКР;

- достижение условий стабильного долгосрочного развития [1].

Функциями стратегического управления являются: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование предполагает решение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и формирование бюджета.

Организация выполнения стратегических планов включает создание будущего потенциала предприятия, координирование структуры и системы управления с предпочтенной стратегией развития.

Координация включает увязку стратегических

решений разнообразных уровней и стратегий структурных подразделений на более высоких стадиях управления.

Мотивация связана с созданием системы стимулов, побуждающих к достижению установленных стратегических результатов.

Контроль заключается в беспрерывном наблюдении за осуществлением стратегических планов [3].

Изучение трудов Н.Ю. Круглова дает возможность сформулировать отличительные персональные тенденции управления развитием наукоемкого предприятия:

- наукоемкий характер управленческой деятельности;

- устремление на перспективные достижения целей;

- беспрерывное внедрение технологий управления базой знаний;

- управление в условиях значительного уровне риска;

- хорошая информационной база [6].

Суть каждых стратегических процессов, созданных на наукоемком предприятии, носит инновационный характер, созданный на нововведениях в его экономическом, производственном и технологическом потенциале.

Главными управленческими процессами стратегической деятельности наукоемкого предприятия являются:

- установление конкурентных преимуществ;

- мониторинг высокоразвитых технологий;

- установление приоритетных течений развития;

- обеспечение чувствительности к человеческим ресурсам [2].

Начнем с рассмотрения организационного устройства принятия стратегических решений. Основные компоненты этого механизма устанавливаются с помощью ответов на вопросы:

1 Кто составляет и обсуждает решения.

На основе ответов на вопросы создаются вариации организационных механизмов принятия решений:

- абсолютно авторитарный говорит об единоличном принятии решений;

- авторитарный механизм характеризуется небольшим количеством человек, обсуждающих решение;

- демократический механизм характеризуется гласностью процесса инициации вопросов, большое количество людей принимают решения и участвуют в обсуждениях.

2 Распределение заинтересованностей в процессе принятия решений.

Варианты структуры системы принятия решений может иметь вид:

- эгоистический - решения сконцентрированы на удовлетворение индивидуальных интересов началь-22 ЭКОНОМИИ

ника предприятия;

- коллективистский - главным лицом является рабочий коллектив;

- экстернальный - решения принимаются в интересах владельцев, инвесторов;

- функциональный - основной целью является абсолютная реализация социально-экономического и технико-технологического потенциалов предприятия.

3 Последовательность действий в процессе принятия решений. Он сообщает о том, что надо извещать коллектив о принятых значительных постановлениях [5].

При системном подходе любая система анализируется как совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая целью, выходом, связью с внешней средой и обратной связью.

Главные принципы системного подхода: целостность анализа, цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы, нужны обнаружение альтернативных путей достижения цели, нужно изучать проблему как целое, процесс принятия решений обязан начинаться с отчетливо сформулированной цели.

В структуре системы стратегического управления можно выделить следующие основные этапы (рисунок 1):

1 анализ внешней и внутренней среды;

2 формулировка миссии организации;

3 выявление целей предприятия;

4 определение стратегий для достижения целей;

5 осуществление стратегий;

6 анализ реализации стратегий и корректирующие воздействия.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

1 Анализ среды предприятия дает возможность приобрести информацию, нужную как для стратегического планирования, так и для оценки успешности осуществления стратегии. На основе этого анализа устанавливаются цели и стратегии организации, и, в минимальной степени, ее миссия.

Для сравнения данных анализа внутренней и внешней среды предприятия и сведения их в целое используется метод SWOT-анализа. Это дает возможность сформировать картину потенциала и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации.

При анализе внешней и внутренней среды организации могут использоваться методы: анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил Портера, PEST- анализ, матричные методы, и прочее. Важнейшее при таком анализе - понимание главных факторов, воздействующих на деятельность организации и их взаимосвязей.

2 Формулирование миссии.

Миссия — то радо чего предприятие осуществляет свою деятельность и то, к чему она стремится и ). 2017. № 1-2

чем хочет быть.

Самое главное, чтобы миссию предприятия осознавали и воспринимали все сотрудники, чтобы цели людей, которые осуществляли деятельность на предприятии, были подчинены целям самого предприятия, как единого целого.

3 Выявление целей.

Цель - это то, что хочет добиться предприятие. В зависимости от специфики отрасли, особенностей среды, характера миссии в всех организациях устанавливаются свои конкретные цели, которые предприятие хочет достигнуть.

Для формулирование и разработку целей можно применять SMART - принцип. Согласно ему цели должны быть конкретными, измеримыми, скоординированными, достижимыми и определенными во времени.

4 Определение стратегии.

Предпочтение конкретных стратегий устанавливается исходя из специфики конкретного предприятия. Основные стратегии формирования наукоемкого предприятия - это стратегия отраслевого роста, стратегия роста и стратегия сокращения.

Стратегия отраслевого роста является самой известной. Цели развития устанавливаются от достигнутого и конкретизируются при изменении условий.

Стратегия роста присуща молодым организациям, желающих в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции.

5 Реализация стратегии.

В практической деятельности не имеется отчетливых рекомендаций и конкретных директив по организации процесса осуществления стратегии. Имеется два основных условия благополучной осуществления стратегии: мониторинг стратегической ситуации (анализ стратегических разрывов) и интеграционные процессы (развитие конфликтных ситуаций) между различными административными системами и элементами организации. Являясь условиями реализации стратегии, мониторинг и интеграционные процессы выступают как сложные управленческие работы, воплощающиеся в действительность в процессе реализации стратегии.

Успешное осуществление стратегии может быть достигнуто за счет:

- участия всего управленческого персонала (а не только представителей менеджмента высшего звена) в процессе реализации;

- присутствия выработанных внутриорганизаци-онных коммуникаций;

- наличия полноценного информационного об-

мена;

- применения системы менеджмента как фактора организационной культуры, способной стимулировать внедрение стратегических инициатив.

Для эффективной осуществлении стратегии важна культура организации, с помощью которой руководство создает и поддерживает ценности и дух компании, лежащий в основе ее успеха.

В зависимости от сложности и организационных изменений процесс реализации стратегии может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.

6 Анализ реализации стратегий и корректирующие воздействия.

Анализ и контроль выполнения стратегии обеспечивает стабильную обратную связь между реализацией стратегии и конечными целями. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Функция контроля это такая характеристика управления, которая дает возможность обнаружить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Положительная сторона контроля это, то что, он позволяет найти, где организация завоевала успех, а где потерпела поражение.

После выполнения контроля следуют корректировки. Затем процесс повторяется заново [4].

В заключении можно сказать, что, эффективно реализованная стратегия поможет наукоемкому предприятию оставаться конкурентоспособным и эффективно вести свою деятельность.

Литература

1. Енина, Е.П. Система повышения эффективности предприятия машиностроения: монография / Е.П. Енина, А.М. Букреев., Воронеж. Изд.дом. Кварта. 2016, 192с.

2. Авдеева, О.С. Стратегический менеджмент / О.С. Авдеева. - М .: Гардарика, 2016.-151с

3. Романова П.А. Менеджмент предприятия /П.А. Романова. - М .: «КОНСЭКО»,2015.-275с

4. Макарова, В.И. Стратегическое управление: учебное пособие / В.И. Макарова, Е.А. Бобренева. -Т.: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2016. -247с.

5. Смирнов, Р.П. Менеджмент предприятия /Р.П. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2016.-148с

6. Круглов, Н.Ю. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Н. Ю. Круглов, М.И.Круглов - М.: Издательство РДЛ, 2016. -164с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.