Научная статья на тему 'Разработка системы оценки формирования профессиональных компетенций в рамках дуального обучения'

Разработка системы оценки формирования профессиональных компетенций в рамках дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / EVALUATION SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Л. В., Соловьева Е. В., Кононова Н. В.

Предложена система оценивания, которая объективно определяет уровень сформированности профессиональных компетенций на разных этапах обучения техника по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Л. В., Соловьева Е. В., Кононова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION WITHIN dual training

This paper presents a system of evaluation that objectively determines the level of formation of professional competencies at different stages of training a technician whose majors are 15.02.08 “Engineering Technology”.

Текст научной работы на тему «Разработка системы оценки формирования профессиональных компетенций в рамках дуального обучения»

существующие системы, которых по данной тематике мало.

Существуют четыре статистических критерия для обработки результатов педагогического эксперимента: Крамера-Уэлча, Вилкоксона-Манна-Уитни, х2 и Фишера. Они корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать как наиболее распространенные Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако упомянутые программы, во-первых, являются лицензионными и стоят достаточно дорого. Во-вторых, они достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для своего освоения. Наряду с этим, существуют инструменты статистического анализа в электронных таблицах Microsoft Excel, входящих в стандартный комплект Microsoft Office и установленных, наверное, на любом современном компьютере. Однако, к сожалению, ни один из четырех рекомендуемых статистических критериев не реализован в Excel, поэтому стоит надобность в разработке системы или программного обеспечения для произведения расчета статистических значений [1].

На данном этапе исследования проводится определение критерия статистического исследования самоактуализации личности в учебном процессе, определение механизации получения показателей и проектирования систем для статистического образования данных педагогического исследования.

Библиографические ссылки

1. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М. : МЗ-пресс, 2004. 17 с.

2. Козлова Ю. Б. Вопросы качества обучения в высшей школе // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (28-30 марта 2006, г. Пенза, ПГУАС). 2006. С. 65-69.

3. Козлова Ю. Б. Обучение и психофизические факторы умственной деятельности человека // Новые технологии в образовании. 2006. № 1. С. 129-131.

4. Козлова Ю. Б. Компетенция и мотивация в педагогической деятельности «преподавание-обучение» // Проблемы повышения качества подготовки специалистов : науч.-метод. сб. / СибГАУ. Красноярск, 2007. С. 139-144.

5. Козлова Ю. Б., Золотарев В. В., Тюрина О. Н. О компьютерном моделировании информационных процессов и технологий // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф. (7-9 нояб. 2012, г. Красноярск). В 2 ч. Ч. 2. С. 816-817.

References

1. Novikov D. A. Statistical methods in educational research (typically). Moscow : M3-Press, 2004. 17 p.

2. Kozlova Yu. B. Issues of quality teaching in higher education // International scientific-methodical conference "Innovative technologies of training in a technical college: on the way to a new quality of education" (March 28-30, 2006 in Penza PGUAS). 2006. S. 65-69.

3. Kozlova Yu. B. Education and psychophysical factors mental activity of man // Scientific and Technical Journal "New technologies in education". Voronezh, 2006. № 1. S. 129-131.

4. Kozlova Yu. B. competence and motivation in teaching activities "teaching-learning" // Scientific-methodical collection "Problems of increasing the quality of training" / SibGAU. Krasnoyarsk, 2007. S. 139-144.

5. Kozlova Yu. B., Zolotarev V. V. Tyurin O. N. On the computer modeling of information processes and technologies // Reshetnev Readings : Proceedings of the XVI International scientific conference (7-9 November 2012, Krasnoyarsk). In 2 parts. Part 2. S. 816-817.

© Козлова Ю. Б., Сапрыкина М. М., 2015

УДК 377.5

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л. В. Костина, Е. В. Соловьева, Н. В. Кононова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Предложена система оценивания, которая объективно определяет уровень сформированности профессиональных компетенций на разных этапах обучения техника по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

Ключевые слова: система оценивания, профессиональные компетенции, дуальное обучение.

Решетнеескцие чтения. 2015

DEVELOPING EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

WITHIN DUAL TRAINING

L. V. Kostina, E. V. Solovyeva, N. V. Kononova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This paper presents a system of evaluation that objectively determines the level of formation of professional competencies at different stages of training a technician whose majors are 15.02.08 "Engineering Technology".

Keywords: evaluation system, professional competence, the dual training.

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» тенденции развития машиностроения в России будут связаны как с общесистемными факторами развития, так и с реализацией мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса. Это будет способствовать технологическому перевооружению предприятий, увеличению НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов продукции, создание новых и развитие действующих машиностроительных предприятий, в том числе совместных с зарубежными партнерами [1]. В связи с этим существует вполне реальная необходимость изменения подходов к профессиональной подготовке специалистов среднего звена и её оценке. Образовательный процесс в организации среднего профессионального образования должен быть построен таким образом, чтобы системно и целенаправленно формировать у студентов умения, знания, навыки, а также общие и профессиональные компетенции, которые обеспечат их становление как конкурентоспособных специалистов [2].

Специальность «Технология машиностроения» в Аэрокосмическом колледже реализуется с момента его основания. За это время многие специалисты, подготовленные в колледже, зарекомендовали себя на производстве как высококвалифицированные рабочие, стремящиеся получить высшее образование и внедряющие новые технологии. Тесное сотрудничество с базовыми предприятиями, необходимость подготовки кадров, адаптированных под нужды конкретного производства, привело к тому, что с 2014 года в колледже реализуется программа дуального обучения. В рамках этого проекта перед коллективом поставлены задачи по подготовке специалиста среднего звена с квалификацией «техник» по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» [3].

Подготовка таких специалистов имеет определенные особенности, так как два базовых предприятия -АО «Красмаш» и АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» имеют разный станочный парк и программные продукты. Поэтому возникла необходимость в подготовке специалиста-универсала с профессиональными компетенциями, востребованными на предприятиях с различными производственными условиями.

В процессе обучения студент осваивает функции профессиональной деятельности токаря, оператора станков с программным управлением, наладчика, программиста, техника. В результате обучения техника формируются компетенции: чтение и выполнение 2Б- и 3Б-моделей изделий, написание управляющих программ, назначение режимов резания, изготовление деталей на универсальном оборудовании и станках с программным управлением, написание технологических процессов в различных автоматизированных системах. Поэтому в учебный план и рабочие программы для студентов, обучающихся по дуальной системе, были введены междисциплинарные курсы, не предусмотренные ФГОС, и продумано увеличение числа профессиональных компетенций, которые должны освоить студенты.

Возникла необходимость в разработке новой системы оценивания, которая позволила бы наиболее объективно определить уровень сформированности профессиональных компетенций на разных этапах обучения.

Разработка системы педагогической диагностики профессиональных компетенций предусматривает [4]:

1) моделирование системы диагностики профессиональных компетенций;

2) создание компетентностно-ориентированных оценочных средств;

3) оценку индивидуальных образовательных достижений, характеризующих сформированность конкретной профессиональной компетенции на разных этапах обучения с использованием различных форм педагогического контроля;

4) определение степени сформированности профессиональных компетенций.

Система диагностики включает в себя текущий контроль в форме оценки выполнения практических и лабораторных работ, выполнения отдельных видов работ во время учебных практик. Итогами промежуточной аттестации являются зачеты и экзамены по междисциплинарным курсам, зачеты по учебным и производственным практикам. К итоговому оцениванию можно отнести защиту выпускной квалификационной работы в форме дипломного проекта, экзамены квалификационные, экзамены на присвоение разряда по рабочим профессиям.

Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает

демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации [5].

Ведущую роль в формировании профессиональных компетенций играет практическая деятельности студентов, которая оценивается в рамках прохождения учебной и производственной практики. В группе дуального обучения учебная и производственная практика по основному профессиональному модулю (ПМ. 01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин») проводятся на базовых предприятиях на последнем курсе обучения. Такая организация практики облегчит вхождение специалиста-целевика в трудовой процесс без этапа стажировки, а руководителям практики позволит определить уровень подготовленности студента к работе на оборудовании конкретного предприятия.

Одним из показателей освоения студентами профессиональных компетенций являются дневники

Библиографические ссылки

1. Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

2. Байденко В. И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов : науч.-метод. сб. М., 2002. С. 25-30.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» : Приказ Минобрнау-ки России от 18.04.2014 № 350. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

4. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М. : ФИРО, 2010. С. 64.

5. Красильникова О. М. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. (2012, апр., г Москва). М. : Буки-Веди, 2012. С. 231-234.

учебных практик, в которых была произведена детализация компетенций, подразумевающая перечень видов составляющих их работ. Этот перечень включен в аттестационный лист дневника. Каждый вид работ оценивается наставником от предприятия, отражая этапы контроля формирования профессиональных компетенций. На основании оценок видов работ в аттестационном листе выставляется общая оценка по учебной практике. Элементом дневника учебной практики также является заключение о сдаче квалификационной работы, подтверждающее ее соответствие определенному разряду рабочей профессии. Данное заключение предоставляется на экзамен по присвоению разряда.

Обобщенная система процедур и средств оценки сформированности профессиональных компетенций в группе дуального обучения может быть представлена в виде таблицы.

References

1. Federal target program "The development of the defense industrial complex of the Russian Federation for 2011-2020 years". Access from Ref.-rights. system "ConsultantPlus".

2. Baidenko V., Oskarson B. Basic skills (core competencies) as an integrating factor of the educational process // Vocational education and personality development professionals: scientific and methodical collection. М., 2002. P. 25-30.

3. On approval of the Federal state educational standards for the secondary vocational education on a specialty 15.02.08 Engineering Technology : The Order of the Ministry of defense of Russian Federation datet 18.04.2014 № 350. Access from Ref.-rights. system "ConsultantPlus".

4. Permyakov О., Menkova S. Diagnosis of formation of professional competence. М. : FIED, 2010. P. 64.

5. Krasilnikova О. The designing Fund of assessment tools according to the standards of FSES SPE // Teaching skills : material for international scientific conference (Moscow, April 2012 г.). М. : Buki-Vedi, 2012. P. 231-234.

© Костина Л. В., Соловьева Е. В., Кононова Н. В., 2015

Процедуры и средства оценки сформированных профессиональных компетенций

Профессиональные модули (рабочие профессии) Промежуточная аттестация

Зачет по учебной практике Зачет по производственной практике Экзамен квалификационный Экзамен на присвоение разряда

Средства

ПМ. 01 УП 01.01 Дневник, отчет Аттест. лист ПП.01.01 Дневник, отчет Аттест. лист Собеседование ПП.01.01 Заключение + теоретические вопросы

ПМ. 02 - ПП 02.01 Портфолио Собеседование ПП.02.01 -

ПМ. 03 ПП 03.01 Дневник, отчет Аттест. лист Собеседование ПП.03.01

ПМ. 04 УП 04.01 УПМ Аттест. лист УП 04.02 УПМ Атт. лист Портфолио + деталь + теоретические вопросы Заключение + деталь + теоретические вопросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.