Научная статья на тему 'О статистической обработке данных педагогических исследований'

О статистической обработке данных педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ю.Б., Сапрыкина М.М.

Выделена проблема развития самоактуализации личности (студентов) аэрокосмического вуза. Анонсирован план исследования и специфика подготовки среды для статистической обработки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL DATA PROCESSING FOR EDUCATIONAL RESEARCH

The self-actualization problem of students of Aerospace University is highlighted. The research plan and the specificity of preparation conditions for statistical processing of results are announced.

Текст научной работы на тему «О статистической обработке данных педагогических исследований»

Решетнеескцие чтения. 2015

тенденции развития научно-технического прогресса, и к важнейшим миросистемным событиям глобального техногенного пространства.

Библиографическая ссылка

1. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки : монография / Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2008. 272 с.

Reference

1. Knyazev N. A. The philosophical problem of essence and existence science : monograph ; Sib. st. aerospace university. Krasnoyarsk, 2008. 272 p.

© Князев Н. А., 2015

УДК 37.013

О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ю. Б. Козлова, М. М. Сапрыкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: saprykina.mm@ya.ru, yulya_sib_gau@mail.ru

Выделена проблема развития самоактуализации личности (студентов) аэрокосмического вуза. Анонсирован план исследования и специфика подготовки среды для статистической обработки результатов.

Ключевые слова: исследование, самоактуализация, личность.

STATISTICAL DATA PROCESSING FOR EDUCATIONAL RESEARCH

Yu. B. Kozlova, M. M. Saprykina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: saprykina.mm@ya.ru, yulya_sib_gau@mail.ru

The self-actualization problem of students of Aerospace University is highlighted. The research plan and the specificity ofpreparation conditions for statistical processing of results are announced.

Keywords: research, self-actualization, personality.

Одной из социальных особенностей становления личности в современном обществе является то, что в информационном обществе преобладают информационные ресурсы. Они более доступны по сравнению с материальными, требуют меньше усилий к освоению, в связи с чем в психологическом плане для личности снижается фактор ощущения успешности и, как следствие, мотивации. Если 20-30 лет тому назад СибГАУ (в прошлом завод-втуз) мог в качестве особенности становления личности студента (развития специалиста) опираться на параллельную к учебе трудовую деятельность, то сейчас ощущаются две проблемы: личность (студент) с более лучшим уровнем самоактуализации и мотивации и недостаточное число реальных производственных процессов, которые можно было бы использовать педагогически в качестве целеполагающей основы.

Одно из классических исследований, посвященных вопросам самоактуализации, проводил Абрахам Маслоу, и в его работах также отмечается возможность педагогического воздействия в вопросах самоактуализации учащихся (студентов), особенно в условиях низкой базовой мотивации.

Организуя и проведя исследования, мы сталкиваемся с необходимостью обработки результатов [2-5].

Для любого педагогического эксперимента нужно опытное подтверждение или опровержение гипотезы исследования или истинность теоретических результатов, т. е. подтверждение того, что предлагаемое педагогическое воздействие обеспечивает определенный результат. Целью эксперимента является проверка гипотезы в группе или нескольких группах испытуемых и сравнение результатов разных групп. На текущем этапе исследование вопросов самоактуализации личности (студента) находится на этапе проектирования, но однозначно. Одним из видов эксперимента будет анализ воздействия на студента деятельности студенческих советов средствами социальных сетей. Для оптимизации обработки данных необходима система или программное обеспечение, которое будет анализировать статистические данные взаимодействия через социальные сети, в нашем случае статистику определенной группы.

Прежде чем создать собственную систему или программное обеспечение, необходимо изучить или рассмотреть способы расчета статистики, а также

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

существующие системы, которых по данной тематике мало.

Существуют четыре статистических критерия для обработки результатов педагогического эксперимента: Крамера-Уэлча, Вилкоксона-Манна-Уитни, х2 и Фишера. Они корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать как наиболее распространенные Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако упомянутые программы, во-первых, являются лицензионными и стоят достаточно дорого. Во-вторых, они достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для своего освоения. Наряду с этим, существуют инструменты статистического анализа в электронных таблицах Microsoft Excel, входящих в стандартный комплект Microsoft Office и установленных, наверное, на любом современном компьютере. Однако, к сожалению, ни один из четырех рекомендуемых статистических критериев не реализован в Excel, поэтому стоит надобность в разработке системы или программного обеспечения для произведения расчета статистических значений [1].

На данном этапе исследования проводится определение критерия статистического исследования самоактуализации личности в учебном процессе, определение механизации получения показателей и проектирования систем для статистического образования данных педагогического исследования.

Библиографические ссылки

1. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М. : МЗ-пресс, 2004. 17 с.

2. Козлова Ю. Б. Вопросы качества обучения в высшей школе // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (28-30 марта 2006, г. Пенза, ПГУАС). 2006. С. 65-69.

3. Козлова Ю. Б. Обучение и психофизические факторы умственной деятельности человека // Новые технологии в образовании. 2006. № 1. С. 129-131.

4. Козлова Ю. Б. Компетенция и мотивация в педагогической деятельности «преподавание-обучение» // Проблемы повышения качества подготовки специалистов : науч.-метод. сб. / СибГАУ. Красноярск, 2007. С. 139-144.

5. Козлова Ю. Б., Золотарев В. В., Тюрина О. Н. О компьютерном моделировании информационных процессов и технологий // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф. (7-9 нояб. 2012, г. Красноярск). В 2 ч. Ч. 2. С. 816-817.

References

1. Novikov D. A. Statistical methods in educational research (typically). Moscow : M3-Press, 2004. 17 p.

2. Kozlova Yu. B. Issues of quality teaching in higher education // International scientific-methodical conference "Innovative technologies of training in a technical college: on the way to a new quality of education" (March 28-30, 2006 in Penza PGUAS). 2006. S. 65-69.

3. Kozlova Yu. B. Education and psychophysical factors mental activity of man // Scientific and Technical Journal "New technologies in education". Voronezh, 2006. № 1. S. 129-131.

4. Kozlova Yu. B. competence and motivation in teaching activities "teaching-learning" // Scientific-methodical collection "Problems of increasing the quality of training" / SibGAU. Krasnoyarsk, 2007. S. 139-144.

5. Kozlova Yu. B., Zolotarev V. V. Tyurin O. N. On the computer modeling of information processes and technologies // Reshetnev Readings : Proceedings of the XVI International scientific conference (7-9 November 2012, Krasnoyarsk). In 2 parts. Part 2. S. 816-817.

© Козлова Ю. Б., Сапрыкина М. М., 2015

УДК 377.5

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л. В. Костина, Е. В. Соловьева, Н. В. Кононова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Elena0805@yandex.ru

Предложена система оценивания, которая объективно определяет уровень сформированности профессиональных компетенций на разных этапах обучения техника по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».

Ключевые слова: система оценивания, профессиональные компетенции, дуальное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.