Научная статья на тему 'Разработка системы формирования умений в курсе истории Древнего мира'

Разработка системы формирования умений в курсе истории Древнего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1102
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / историческое образование / история древнего мира / учебные умения / формирование учебных умений / деятельностный подход

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Д. Н.

Предлагаемая статья посвящена проблеме разработки системы формирования умений по курсу истории Древнего мира (5-й класс). Актуальность данной темы обусловлена задачами модернизации системы школьного исторического образования, необходимостью перехода к развивающей модели обучения. В статье раскрываются пути, обеспечивающие целенаправленную работу учителя по формированию системы учебных умений школьников на основе принципов деятельностного подхода в обучении. Такой подход предполагает систематическую диагностику имеющихся достижений учащихся, отбор учебного содержания, придающего развивающий характер обучению, установление преемственных межпредметных, внутрипредметных, внутрикурсовых связей, использование технологий, обеспечивающих поэтапное освоение школьниками способов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problem of construction of structure of skills for the course of history of Ancient World. The state strategy of the development of school education has changed now. Russian"s schools had crossed to concentrate system of teaching history. That"s why school"s courses had changed too. In these conditions the pupils in 5th classes receives the main troubles because they begin to study in the secondary school. With the account of new state"s claims of training pupils it is necessary to build the structure of the system of skills directed to the development of pupils and created on the base of new course of history in 5th classes.

Текст научной работы на тему «Разработка системы формирования умений в курсе истории Древнего мира»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Д. Н. Плотникова

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ В КУРСЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Работа представлена кафедрой методики обучения истории и обществознанию.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Лазукова

Предлагаемая статья посвящена проблеме разработки системы формирования умений по курсу истории Древнего мира (5-й класс). Актуальность данной темы обусловлена задачами модернизации системы школьного исторического образования, необходимостью перехода к развивающей модели обучения. В статье раскрываются пути, обеспечивающие целенаправленную работу учителя по формированию системы учебных умений школьников на основе принципов деятельностного подхода в обучении. Такой подход предполагает систематическую диагностику имеющихся достижений учащихся, отбор учебного содержания, придающего развивающий характер обучению, установление преемственных межпредметных, внутрипредметных, внутрикурсовых связей, использование технологий, обеспечивающих поэтапное освоение школьниками способов учебной деятельности.

This article is devoted to the problem of construction of structure of skills for the course of history of Ancient World. The state strategy of the development of school education has changed now. Russian's schools had crossed to concentrate system of teaching history. That's why school's courses had changed too. In these conditions the pupils in 5th classes receives the main troubles because they begin to study in the secondary school. With the account of new state's claims of training pupils it is necessary to build the structure of the system of skills directed to the development of pupils and created on the base of new course of history in 5th classes.

Проблема формирования учебных умений в процессе изучения истории стала предметом специальных исследований и методических разработок с 60-70-х гг. XX в. Тогда же требования к развитию умений вошли в учебные программы по предмету1. Однако и по сей день трудно говорить о том, что задача овладения учащимися способами учебной деятельности решается успешно. И это при всем том, что стратегия развития исторического образования предполагает осуществление процесса обучения на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учеников2. В чем же заключаются проблемы недостаточно интенсивного претворения в жизнь задач развития учеников?

В нормативных документах исторического образования определены общие требования к развитию умений выпускников основной и полной средней школы. Однако эти общие требования остаются не инструментальными, не находят своей конкретизации применительно к курсам исто-

рии. Это затрудняет постановку целей развивающего обучения, начиная с 5-го и заканчивая 11-м классом3.

Анализ школьных учебников, рабочих тетрадей для учеников 5 класса, методических пособий для учителя свидетельствует, что в них уделяется внимание проблеме формирования умений в курсе истории Древнего мира, появляются проблемные и познавательные задания. Однако систематическая работа по формированию учебных умений учащихся в них отсутствует4.

Автором статьи был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления основных трудностей, возникающих у учителей и учащихся в процессе формирования умений в курсе истории Древнего мира в 5-м классе. Он проходил на базе пяти школ Санкт-Петербурга (321-я средняя общеобразовательная школа, 106-я средняя общеобразовательная школа, 467-я средняя общеобразовательная школа г. Колпино, 168-я гимназия, 578-я средняя общеобразо-

Разработка системы формирования умений в курсе истории Древнего мира

вательная школа) и трех школ г. Сосновый Бор Ленинградской области (3-я физико-математическая школа, 4-я средняя общеобразовательная школа, лицей № 8). Таким образом, в эксперименте были задействованы разные типы школ. Получены данные от 525 учеников и 25 учителей. Эксперимент включал наблюдение, анализ школьной документации, интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся. Также использовались тестовые задания по выявлению уровня сформированное™ умений пятиклассников. В ходе исследования было выявлено, что учителя осознают всю значимость формирования учебных умений в процессе обучения истории и особенно в 5-м классе. Вместе с тем они затрудняются в осуществлении самостоятельного поурочного планирования процесса формирования умений, испытывают потребность в методических рекомендациях, которые бы вооружали педагога развивающими технологиями, приемами работы по формированию умений.

Анализ ответов учеников также свидетельствует о существенных проблемах в освоении ими способов учебной деятельности. Пятиклассники показывают недостаточно высокий уровень владения хронологическими и картографическими умениями, затрудняются в обобщении и применении понятий, в составлении планов, в извлечении сведений из текстов источников. Полученные нами данные о состоянии проблем формирования умений в 5-м классе подтверждаются результатами исследований других методистов Э. В. Ваниной и О. В. Иванова5.

Данные исследования свидетельствуют, что одна из ведущих причин указанного состояния проблемы формирования учебных умений заключается в нарушении важного дидактического принципа - системности в решении задач развивающего обучения.

На наш взгляд, системность в формировании умений в курсе истории Древнего мира может обеспечиваться при соблюдении ряда условий.

1. Необходимо определение такого нормативного содержания учебных умений по

истории в стандартах и программах, которое бы обеспечивало преемственность в освоении способов учебной деятельности на всем протяжении обучения в средней школе, создавало условия для установления межпредметных, межкурсовых и внутри-курсовых связей в развитии школьников.

2. Отбор видов умений и определение структуры каждого из них должно быть разработано на таком конкретном уровне, который делает эти единицы обучения инструментальными для перспективного поурочного планирования учителем процес-са поэтапного освоения учениками способов учебной деятельности.

3. В учебном содержании курсов истории целесообразно осуществлять отбор материала таким образом, чтобы он был ориентирован не на знаниевую, а на развивающую модель обучения, создавал условия для работы над формированием умений.

4. В содержание курсов истории необходимо ввести такой компонент, как знания о способах учебной деятельности школьников.

5. Средства обучения, включая учебник, должны также закладывать условия для системного, поэтапного освоения школьниками способов учебной деятельности.

6. Методические рекомендации учителю должны вооружать педагога развивающими технологиями, которые бы позволяли от урока к уроку осуществлять процесс формирования умений.

Общие подходы к проектированию содержания и процесса формирования умений в обучении истории определены в публикациях и методических исследованиях Г. В. Карелиной, Д. А. Кузина Н. Н. Лазу-ковой6. В соответствии с ними, можно выделить такие этапы в деятельности учителя по созданию системы работы по освоению школьниками способов учебной деятельно -сти в процессе изучения курса истории Древнего мира в 5-м классе:

1-й этап предполагает анализ нормативных требований к уровню развития умений школьников на предшествующем этапе обучения - в начальной школе и исходную диаг-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ностику фактического уровня освоения способов учебных действий (необходимых при изучении прошлого), с которым ученики приступают к предметному обучению истории.

2-й этап включает анализ видов умений, формируемых в 5-м классе по всем предметам, относящимся к изучению истории; выявление тех их компонентов, которые отрабатываются в обучении истории; определение содержания специальных умений по истории для 5-го класса и уровня их освоения в рамках курса истории Древнего мира; установление опережающих и последующих межпредметных связей с другими предметами в их формировании; выявление путей дальнейшей отработки тех умений, которыми (по данным исходной диагностики) в недостаточной степени овладели ученики в начальной школе.

Виды специальных умений по истории определяются спецификой собственно исторического содержания учебных курсов и их местом в общей системе исторического образования. Умения, формируемые в курсе истории Древнего мира, являются базовыми для последующих курсов, поэтому их формированию нужно уделить пристальное внимание. Приоритетными в этом курсе являются картографические и хронологические умения. Именно они лежат в основе развития способности учеников локализовать объекты прошлого во времени и пространстве, что, в свою очередь, влияет на развитие исторического мышления школьников.

3-й этап связан с разработкой в рамках перспективного (тематического) планирования системы опорных уроков, на базе которых будет проводиться формирование умений в обучении истории. Необходимость их определения обусловлена спецификой учебного исторического содержа -ния. В ходе его освоения школьнику приходится совершать действия, связанные не с одним, а с несколькими умениями. На одном уроке он может работать с исторической картой, датами, историческим источником или наглядными пособиями. При этом в обучении истории освоение одного и того же умения не может происходить

последовательно из урока в урок. Например, начав знакомиться с анализом исторического источника на одном уроке, ученик может встретиться с новым источником только через ряд занятий, когда учебное содержание снова создаст условия для обращения к документам.

Опорными для работы над определенным умением будут считаться те уроки, на которых доминирует учебное содержание, требующее, в первую очередь, владения именно данным способом учебной деятельности. Необходимо осуществить структурирование каждого из умений - определить операции, входящие в него. Известно, что почти специальные исторические умения являются сложными по своему содержанию. Это необходимо, чтобы поурочно выстроить последовательность в отработке каждой операции, входящей в умение. С другой стороны, в совокупности система опорных уроков должна обеспечивать за -конченность в освоении учебных умений в рамках данного курса истории.

4-й этап - это разработка развивающих технологий и средств обучения, обеспечивающих последовательное формирование умений в целом и каждого действия, входящего в него. Как показывают результаты исследований методистов и данные нашего собственного эксперимента, наиболее эффективными являются технологии управления процессом познавательной деятельностью учеников, в том числе компьютерные интерактивные технологии7.

5-й этап - это проведение уроков на основе разработанного перспективного планирования, осуществление текущей и итоговой диагностики процесса и результатов освоения учениками учебными умениями; анализ полученных результатов и внесение корректив в содержание и осуществление процесса развивающего обучения.

Безусловно, построение системы развития умений даже для одного курса истории трудозатратно для одного учителя и потребует от него несколько лет работы. Более успешно данную проблему может решать совместно коллектив учителей ис-

тории, работающий в школе. Наиболее эффективно решение данного вопроса будет осуществляться, если методистами будет создана универсальная модель разработки системы формирования умений (для

любых курсов истории), предложен технологичный инструментарий, благодаря которому учителя смогут эффективно решать данные задачи совершенствования исторического образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гора П. Н. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971; Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV-VIII классы) М., Просвещение, 1978; Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978.

2 Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных уч-реждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Начальное общее и основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. // Вестник образования России. 2004. № 8.

3 Примерные программы начального общего образования. Г. М. Вальковская, Н. Ф. Виноградова, Л. А. Вохмянина. М., 2003 . С. 58.; Примерные программы начального общего образования. М., 2003. С. 67.

4 Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира (5 класс). М., 2004; Колпаков С. В., Пономарев М. В. История древнего мира. М., 2005; Уколова И. Е. История Древнего мира. М., 2005; Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в двух частях. М., 2005 и др.

5 Ванина Э. В. Методическая диагностика при изучении курса истории в школе. Автореф. дис. к. п. н. СПб., 2003: Иванов О. В. Методические основы разработки и использования компьютерной обучающей программы по истории (на материале курса истории древнего мира): Автореф. дис. к. п. н. СПб., 2005.

6 Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998; Кузин Д. В. Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998; Кузин Д. В., Лазукова Н. Н. Учимся приобретать и осмыслять знания: Пособие для учителей и учащихся. СПб., Корона-Принт, 1998; Лазукова Н. Н. Формирование учебных умений на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 1 и др.

7 Иванов О. В. Компьютерная обучающая программа по истории: сущность понятия и требования к разработке // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научных статей. СПб., 2004: Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998, а также Плотникова Д. Н. Развивающий потенциал компьютерной обучающей программы // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научных статей. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.