Научная статья на тему 'Презентация как средство методической поддержки учителя для реализации деятельностного подхода в обучении истории'

Презентация как средство методической поддержки учителя для реализации деятельностного подхода в обучении истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / METHODS OF TEACHING HISTORY / ACTIVE APPROACH TO TEACHING / EDUCATIONAL PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Евгения Борисовна

Рассматривается дидактический потенциал учебных презентаций как средства обучения и методического сопровождения учителя истории на основе принципов деятельностного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation as a Tool for Methodological Support of History Teachers of for Realisation the Active Approach to Teaching

The article considers the didactic potential of educational presentations as a tool of teaching and methodological support of teachers of history based on the principles of the active approach to teaching.

Текст научной работы на тему «Презентация как средство методической поддержки учителя для реализации деятельностного подхода в обучении истории»

REFERENCES

1. Bao Shujmjej, Gao Cze. Sut' obuchenija v magistrature cherez sravnenie proektov po podgotovke bakalavrov i magistrov // Issledovanie vysshego obrazovanija. Pekin, 2006. № 1. 156 s.

2. Go Shjenczjan'. Doklad ob izuchenii amerikanskoj sistemy muzykal'nogo obrazovanija. Chansha: izd-vo Hunan'skogo pedagogicheskogo universiteta, 2008. 376 s.

3. Dan’Na. Filosofija iskusstva. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1963. 288 s.

4. Dufrjen. Estetika i filosofija. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1985. 375 s.

5. Li Chzhan'sju. Rassuzhdenija o tendentsii uproshchenija obrazovanija magistrantov do urovnja bazo-vogo obrazovanija // Narodnaja muzyka. Pekin, 2006. № 8. 169 s.

6. Lju Chzhicjan, Han' Mjej. Izvestnye vyskazyvanija velikih muzykantov. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1989. 324 s.

7. Sjuje Tjan'sjan. Pedagogika magisterskogo obrazovanija. Gujlin': Izd-vo pedagogicheskogo universiteta Guansi, 2001. 275 s.

8. Tsao Li, Hje Gu. Obuchenie muzyke i psihologija uchebnogo processa. Shanhaj: Shanhajskoe hudoz-hestvennoe izdatel'stvo, 2000. 348 s.

9. Jan Jan'di. Tseli podgotovki kadrov v magistrature po muzykal'nym spetsial'nostjam // Zhurnal tsen-tral'noj konservatorii. Pekin, 2005. № 3. 163 s.

10. Jan Jan'di. Muzykovedenie kak gumanitarnaja nauka // Zhurnal tsentral'noj konservatorii. Pekin, 1991. № 3. 174 s.

Е. Б. Дьякова

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Рассматривается дидактический потенциал учебных презентаций как средства обучения и методического сопровождения учителя истории на основе принципов деятельностного подхода к обучению.

Ключевые слова: методика обучения истории, деятельностный подход, учебные презентации.

E. Dyakova

Presentation As a Tool for Methodologial Support of Hystory Teachers of For Realisation the Active Approach to Teaching

The article considers the didactic potential of educational presentations as a tool of teaching and methodological support of teachers of history based on the principles of the active approach to teaching.

Keywords: methods of teaching history, active approach to teaching, educational presentations.

Переход на обучение на основе новых образовательных стандартов [15] предъявляет качественно иные требования к организации учебного процесса на основе принципов системно-деятельностного подхода. При этом в каждой предметной облас-

ти знания деятельностный подход имеет свою специфику и порождает свои методические проблемы. История как наука информационного характера преследует цель накопления и систематизации знаний о прошлом и не включает описания компо-

нентов действий, правил или теорем, которые бы служили основой для познавательной деятельности. Поэтому учебное содержание школьного предмета насыщено на каждом уроке в первую очередь многообразной фактической информацией, освоение которой требует значительного времени. Наиболее оптимальным путем освоения учебного материала в рамках традиционной модели обучения является предъявление школьникам исторической информации в готовом виде на основе ее изложения учителем или прочтения учебных текстов. Деятельностный подход требует, чтобы ученики сами приобретали и осваивали исторические знания. Исходя из структуры их предметной познавательной деятельности, это означает, что «к концу школьного обучения ученик должен уметь: определять цели и план своей учебной деятельности; выбирать источники знаний и способы (приемы) работы; извлекать, анализировать, оценивать, систематизировать и обобщать приобретаемую информацию; применять полученные знания для решения учебных и жизненных задач; анализировать результаты своей деятельности» [13]. Научиться всему этому ученик должен без ущерба для освоения собственно исторических знаний, предусмотренных стандартом и программами по предмету.

Возникают противоречия между задачами развития умений самостоятельной деятельности учащихся и недостатком на это времени из-за большого объема фактического материала, между потребностью организации учебного процесса на деятельностной основе и ориентацией существующих средств обучения, в том числе компьютерных, на знаниевую модель обучения. Разработка самим учителем урока на деятельностной основе не снимает перечисленные противоречия, но, напротив, порождает новые. Во-первых, между задачами системного построения процесса развивающего обучения на каждом уроке и отсутствием у учителя специальных знаний и умений про-

ектирования процесса поэтапного формирования умений. Во-вторых, между большой трудозатратностью создания для каждого урока таких средств обучения, которые бы позволили ученику самому работать с источниками исторических знаний (подготовка специальных заданий для учащихся к различным историческим источникам, отбор и адаптация этих источников, отбор или создание дополнительных средств обучения (раздаточных материалов, иллюстраций и т. п.) и отсутствием у учителя резерва времени для такой деятельности. В связи с этим актуальной является разработка новых форм методического сопровождения деятельности учителя. Исследование потенциала и условий эффективной разработки и использования презентаций к урокам истории показало, что данное электронное средство может эффективно решать задачи не только обучения школьников, но и методического сопровождения деятельности учителя.

Дидактический потенциал презентаций в обучении истории

Как известно, мультимедийная компьютерная презентация — это высокотехнологичный инструмент для хранения, предъявления и обработки информации, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления. Важной особенностью учебных презентаций (далее

— УП) является то, что с момента своего возникновения они могут создаваться не только техническими специалистами, как другие технические средства обучения (диафильмы и т. п.), но и самими педагогами, методистами.

Внедрению УП в школьную практику посвящены публикации ученых и учителей, в том числе: Г. О. Аствацатурова [1], Л. Н. Бобровской [2], Н. И. Дорожкиной [4], А. Б. Драхлера [5], Н. И. Клевцовой [10], Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова [11], С. Л. Островского [14], А. И. Чернова [18] и других авторов. В них содержатся рекомендации о способах работы с электронными ре-

сурсами по созданию УП, дается описание опыта разработки их содержания и применения в учебном процессе как средства информационной поддержки процесса обучения. Вместе с тем вопрос об использовании УП в обучении истории рассматривался преимущественно на уровне описания опыта их практического применения и не был предметом научных экспериментальных исследований.

Перечислим основные элементы дидактического потенциала УП, выявленные в процессе экспериментального обучения:

1. Возможность обработки включенных в УП цифровых источников информации в целях их адаптации к учебному процессу.

2. Возможность использования УП как средство обучения учителя и средство образовательной деятельности школьников.

3. Возможность применения УП для повышения эффективности различных форм организации образовательного процесса как на уроках, так и во внеурочной работе.

4. Возможность в программированном режиме задавать логику организации познавательной деятельности учеников, последовательности изучения материала.

5. Возможность комплексно использовать аудиовизуальные и вербальные источники информации.

6. Возможность дифференцировать процесс обучения — работать со всем классом, с группами, индивидуально.

7. Возможность применения на всех этапах учебного процесса — для изучения нового содержания, закрепления изученного, контроля результатов обучения.

8. Возможность эффективно реализовывать разные цели современного обучения — освоения знаний, воспитания, развития и приобретения опыта практической деятельности.

9. Возможность определять место УП в учебном процессе — часть урока, целый урок.

10. В процессе выявления дидактического потенциала УП и накопления опыта их

создания учителями стало очевидным, что УП может приобрести еще одну функцию

— стать новым средством методического сопровождения учителей.

В связи со спецификой разных предметов значение свойств УП может усиливаться или ослабляться. Для повышения эффективности обучения истории важными являются следующие возможности учебных презентаций.

1. В решении образовательных задач. Познание истории предполагает реконструкцию объектов прошлого. УП позволяют ученикам при помощи работы с визуальными источниками приобретать образные исторические представления, локализировать исторические объекты во времени и пространстве, наглядно воссоздавать динамику событий и явлений. Тем самым обеспечивается доступное и осознанное восприятие исторического материала.

2. В решении воспитательных задач. Аудиовизуальные возможности УП обладают высоким потенциалом эмоционально-образного воздействия, способствуя становлению эмоционально-ценностного и ценностно-осознанного отношения учащихся к духовному наследию прошлого.

3. В решении развивающих задач. Современная деятельностная модель обучения предполагает организацию учебного процесса на основе работы учеников с различными источниками информации. Учитывая насыщенность каждого урока истории конкретным фактическим материалом, в традиционной среде решать эту задачу на каждом уроке практически невозможно. УП позволяют оптимизировать процесс отбора и предъявления источников, необходимых для самостоятельной работы с ними школьников. Это создает условия для развития соответствующих умений познавательной деятельности.

Виды учебных презентаций по истории

Вопрос о классификации УП на данный момент является открытым. Он рассматри-

вался в публикациях С. В. Гаврыш [3], А. Б. Драхлера [5], Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова [11], Н. Г. Торлоповой [17], А. И. Чернова [18], Е. А. Чертковой [19].

Перечислим сложившиеся подходы к классификации УП.

• По звеньям процесса обучения и основной дидактической цели: УП для освоения нового материала, повторения и обобщения, закрепления изученного, контроля результатов обучения, комбинированные.

• По месту в учебном процессе: УП для части урока, для целого урока, для электронной поддержки всего учебного курса, для внеклассной работы.

По нашему мнению, УП можно также классифицировать.

• По целям применения: УП мотивационные, образовательные, воспитательные, развивающие, комбинированные.

• По учебной среде: УП, используемые на основе сочетания традиционной и электронной образовательной среды — при трансляции на экране в классе, когда сочетаются различные методы обучения; УП, используемые в электронной образовательной среде, когда в УП закладываются задания и источники, позволяющие организовывать самостоятельную индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся в компьютерном классе или во внеклассной работе.

• По характеру взаимодействия с учащимися: информативные УП (знаниевые,

предъявляющие информацию в готовом виде и предполагающие ее воспроизведение) и интерактивные (деятельностные, взаимодействующие с обучающимися посредством системы познавательных заданий к предоставляемым источникам информации, скомбинированным в оптимальной последовательности для достижения целей урока) [6].

• По адресату: УП для учителя, для ученика.

• По автору: авторские УП учителей, авторские презентации учеников, учебные ме-

тодические презентации (автор — методист).

Рассмотрим виды УП на основе последней классификации.

Авторские учебные презентации учителей истории

В сети Интернет представлен опыт такой педагогической деятельности учителей истории [16]. При разработке УП учитель исходит из необходимости решения задач в контексте конкретной педагогической ситуации. Таким образом, авторская УП отражает уровень мастерства учителя, степень владения им ИКТ, методическую палитру приемов, целевые установки занятия. Это фиксация индивидуального педагогического опыта — как положительного, так и отрицательного.

Анализ авторских УП показывает [7], что учителя активно применяют их в целях реализации принципа наглядности в обучении, для развития познавательного интереса учащихся, для оптимизации процесса обучения. Вместе с тем при использовании авторских УП часто встречаются такие типичные недостатки, как аспектное раскрытие содержания урока; наличие ошибок и устаревших исторических сведений; перегрузка слайдов большим объемом текста; однообразие возможных методических приемов; слабая реализация деятельностного потенциала этого средства обучения; низкое качество изобразительной наглядности; отсутствие должной адаптации источников к возрастным возможностям учеников.

Прежде всего, учителя стараются восполнить за счет презентаций недостаток традиционных наглядных пособий. Значительное число учительских презентаций представляет собой электронные комплекты изобразительной или мультимедийной наглядности к уроку без каких-либо дополнений. Методика применения таких презентаций на уроке аналогична использованию традиционных наглядных средств обучения, таких как комплекты учебных картин, альбомы репродукций, слайды и т. п. Исполь-

зование программной оболочки лишь ускоряет процесс «смены декораций». Другой крайностью являются текстовые презентации. Главный элемент таких презентаций — учебный текст, отражающий основное содержание урока. Видеоряд служит для иллюстрации авторского текста. Слайд презентации становится электронным аналогом книжной страницы. Таким образом, новое средство обучения используется для традиционной организации обучения на знание-вой основе. В результате этого дидактический потенциал презентаций (см. выше) реализуется не полностью.

Анализ учительских презентаций позволяет сделать вывод о необходимости: критического анализа публикуемых продуктов творчества учителей в литературе, разработки научно обоснованных дидактических требований к созданию УП, обучения учителей методике создания и работы с УП. Вместе с тем экспериментальные данные показывают, что даже при наличии методических рекомендаций по разработке презентаций на основе современных педагогических технологий учителю трудно осуществить оптимальный отбор и адаптацию учебного содержания, средств и способов его предъявления в УП для эффективной организации познавательной деятельности учащихся. Еще труднее спроектировать систему развивающего обучения от урока к уроку. Для этого необходимо время и специальные навыки. В течение года учитель может разработать лишь несколько УП, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении истории.

Учебные методические презентации по истории

Создание нового средства методического сопровождения учителей, которое не только отражает индивидуальный опыт одного педагога, а является специальным методическим научно обоснованным продуктом для организации учебного процесса на основе современных технологий обучения, — это задача для специалистов, в первую очередь,

методистов, решение которой возможно совместно с учеными-историками и художни-ками-оформителями. Назовем универсальную учебную презентацию методической.

Вопрос создания учебных методических презентаций (далее — УМП) в литературе не рассматривался. Тем не менее УМП уже появляются в практике обучения и получают признание у учителей. Например, УМП инновационного учебно-методического комплекса «История Древнего мира» для 5 класса в Единой коллекции ЦОР [9]. Их эффективность впервые исследовалась при создании ИУМК «История Древнего мира», в статьях О. В. Иванова [8], Н. Н. Лазуковой [12].

Автором настоящей статьи на протяжении трех лет проводилось исследование эффективности создания и применения УМП в основной школе на материале курса «История России с древнейших времен до конца XVII века» (6 класс) в девяти образовательных учреждениях Гатчинского района Ленинградской области, а также в ГОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга, ГОУ СОШ № 106 Приморского района Санкт-Петербурга, МОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова. В эксперименте были задействованы 12 учителей и около 300 учащихся. Обобщение результатов исследования позволило выделить УМП как особый вид учебных презентаций по истории.

УМП создаются на основе системного проектирования процесса обучения. При разработке УМП не только учитывается обобщенный и систематизированный опыт практического применения презентаций в обучении истории, но, что более важно, методисты опираются на систему общих целей, структуры и содержания исторического образования. Системное построение учебного материала предполагает такую его организацию, при которой цели, учебное содержание, методы и формы обучения на отдельном уроке рассматриваются как элемент общей системы изучения школьного

курса истории и его подсистемы большой темы курса.

УМП обеспечивает вербальное и аудиовизуальное предъявление учебного материала на всех этапах процесса обучения: восприятие, осмысление, применение, закрепление. При этом комплексно используются разнообразные средства обучения: тексты, изображения и т. п., а также аудио и видеофрагменты. Учитель бывает ограничен в возможностях включения данных средств в презентацию в силу недостаточной ИКТ-компетентности. Кроме того, учителя, разрабатывая УП, часто исходят из наличия определенной карты, картины и пр. При создании УМП проводится видовой и внутривидовой отбор и адаптация средств обучения в соответствии с задачами раскрытия на их основе основных единиц знания темы, с возрастными познавательными возможностями учащихся, с временными рамками урока.

При разработке УМП осуществляется оптимальный отбор собственно исторического материала урока, что обеспечивает, с одной стороны, прочное усвоение основных единиц знаний, с другой стороны, выделение резерва времени для решения задач формирования умений учебной деятельности. При отборе содержания в УМП вводятся сведения о способах учебной деятельности, лежащих в основе формирования умений. Кроме того, УМП включают также справочную и дополнительную информацию по изучаемой теме, необходимую для подготовки учеников, т. е. выполняют функцию учебных словарей и хрестоматий.

Последовательность предъявления учебной информации в УМП определяется не только логикой изложения собственно исторического содержания, закономерностями познавательной деятельности учащихся, но и этапами развития умений познавательной деятельности учащихся. В структуру УМП включены опорные модули для развития учебных умений (создание ориентировочной основы умения, первичное применение,

закрепление, применение по принципу все более отдаленного переноса).

Содержание в УМП представлено в виде адресно-адаптированных для учащихся источников исторических знаний и системы заданий к ним, выстроенных на основе программированного пошагового освоения темы. Таким образом, создается система взаимосвязанных учебных интерактивных ситуаций. При этом задания ориентированы не только на извлечение исторической информации, но и на управление деятельностью школьников, на освоение ими последовательности учебных действий, приобретение опыта самостоятельной работы. Такой способ организации учебного материала позволяет заранее спланировать деятельность учителя и учащихся на уроке, так как определяет приемы и способы его проведения. УМП представляет собой мини-технологию урока. При традиционном обучении методика проведения урока остается за рамками средства обучения, тогда как УМП не только отражает учебное содержание урока, но и предлагает методическое решение урока в целом или отдельного его модуля.

Ориентация на требования ФГОС и типовой учебной программы делает УМП универсальным средством обучения истории, которое может применяться в комплексе с любыми учебниками. Универсальность УМП повышается за счет вариативного предъявления учебного содержания на трех уровнях: базовом, компенсирующем и повышенном, что позволяет в рамках урока реализовывать дифференциацию обучения (технически вариативность в УМП достигается за счет нелинейного предъявления материала посредством гиперссылок). При этом УМП допускает возможность редактирования учителем в целях адаптации к конкретной педагогической ситуации.

Эффективность применения УМП существенно возрастает при условии создания не отдельно взятой презентации, пусть даже для вариативного дифференцированного

обучения, а целостного комплекса взаимосвязанных презентаций для организации образовательного процесса. Системное проектирование процесса развивающего обучения обеспечивает последовательное нарастание сложности и вариативности заданий, увеличение самостоятельности учащихся по мере овладения умениями познавательной деятельности. УМП обеспечивает формирование основных знаний и поэтапное формирование умений учебной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Особенностью УМП является наличие собственно методических рекомендаций для учителя, описывающих наиболее эффективные варианты применения данного средства обучения. При нелинейной организации материала (вариативные ходы урока) обращение к методическим рекомендациям снимает риск запутаться в структуре презентации.

Применение УМП в процессе обучения истории приводит к изменению роли учителя. Ведущим способом обучения становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников. Постепенно, по мере освоения учениками способов учебной деятельности, учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников исторических знаний.

Учитель в роли пользователя УМП приобретает значительные преимущества в сравнении с пользователем авторских пре-

зентаций. УМП обеспечивает организацию процесса обучения на деятельностной основе с минимальными затратами на подготовку со стороны учителя. УМП предлагает педагогу практически полное методическое сопровождение учебного процесса: учебное содержание, ориентированное на развивающую модель обучения; вариативное дифференцированное методическое решение урока; в гиперссылках — справочная информация, методические рекомендации учителю, материалы для подготовки учащихся. УМП определяет универсальные действия учителя, что гарантирует необходимый запланированный результат. Начинающего учителя УМП вооружает приемами развивающего обучения и предлагает вариант обучения на современном уровне развития методической науки. Для сильного педагога ценной является выстраиваемая система развивающего обучения на деятельностной основе. В любом случае готовые УМП могут служить образцом для подражания и творческого преобразования.

Учителя отмечали, что наличие УМП способствует оптимизации подготовки к уроку и его проведения, сокращает трудозатраты учителя, позволяет знакомиться с новыми инновационными формами обучения и приобретать опыт их применения в практической деятельности.

Проведенные исследования по использованию УМП учителями с разным опытом и стажем работы показывают, что их систематическое использование при соблюдении методических рекомендаций гарантирует качественный результат у любого учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ацвацатуров Г О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 133 с.

2. Бобровская Л. Н. Учебная компьютерная презентация в обучении информатике как средство реализации методической системы учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2008.

3. Гаврыш С. В. Классификация презентаций // Сайт преподавателя Гаврыш С.В. [электронный ресурс] — http://g-sv.ru//drupal/?q=node/30 (дата обращения — 07.07.2011).

4. Дорожкина Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. ВАКО, 2009. 176 с.

5. Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях // Сеть творческих учителей [электронный ресурс] — www.it-n.ru (дата обращения — 07.07.2011).

6. Дьякова Е. Б. К вопросу о видах презентаций по истории // Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании: Сб. науч. ст. СПб, 2009. С. 89-94.

7. Дьякова Е. Б. Анализ опыта активной познавательной деятельности в использовании презентаций // Герценовские чтения-2008: Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В. В. Барабанов / Сост. А. Б. Николаев. СПб, 2009. С. 216-219.

8. Иванов О. В. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке учителя истории // Вестник Герценовского университета. СПб., 2010. № 1. С. 106-110.

9. ИУМК «История Древнего мира». 5 класс // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] — http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044 (дата обращения — 07.07.2011).

10. Клевцова Н. И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Воронеж: ВГУ, 2003.

11. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АCADEMIA, 2007. 352 с.

12. Лазукова Н. Н. Учебно-методический комплекс нового поколения по истории // Герценовские чтения-2006: Актуальные проблемы социальных наук: Сб. науч. ст. СПб., 2006. С. 115-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лазукова Н. Н. Деятельностный подход в обучении истории: проблемы и пути их решения // Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании: Сб. науч. ст. СПб., 2009. С. 4-22.

14. Островский С. Л. Как сделать презентацию к уроку? М.: Первое сентября, 2010.

15. Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] — http:// mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (дата обращения — 07.07.2011); Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.

16. «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru, «Открытый класс» http://www.openclass.ru, «Фестиваль педагогических идей — «Открытый урок» http://festival. 1 september.ru/ и др. (дата обращения — 07.07.2011).

17. Торлопова Н. Г. Классификация и типология электронных презентаций для использования в образовательном процессе в подготовке специалистов // Материалы конференции «Современные образовательные технологии в образовании: потребности и возможности» [электронный ресурс] — http://dk.kspu.ru/sekziva/sek8/Torlopova.doc (дата обращения — 07.07.2011).

18. Чернов А. И. Использование информационных технологий в преподавании истории и общество-знания // Преподавание истории в школе. 2001. № 8. С. 40-46.

19. Черткова Е. А. Использование компьютерных презентаций в учебном процессе // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании-99» [электронный ресурс] http:/ /www.ito.su/1998-99/g/chertkova.html (дата обращения — 07.07.2011).

REFERENCES

1. Atsvatsaturov G O. Dizajn mul'timedijnogo uroka: metodika, tehnologicheskie priemy, fragmenty urokov. Volgograd: Uchitel', 2009. 133 s.

2. Bobrovskaja L. N. Uchebnaja komp'juternaja prezentatsija v obuchenii informatike kak sredstvo reali-zatsii metodicheskoj sistemy uchitelja: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd: VGPU, 2008.

3. Gavrysh S. V. Klassifikatsija prezentatsij // Sajt prepodavatelja Gavrysh S. V. [elektronnyj resurs] — http://g-sv.ru//drupal/?q=node/30 (data obrashchenija — 07.07.2011).

4. Dorozhkina N. I. Sovremennyj urok istorii. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentatsij. VAKO, 2009.

176 s.

5. Drahler A. B. K voprosu o prezentacijah. // Set' tvorcheskih uchitelej [elektronnyj resurs] — www.it-n.ru (data obrashchenija — 07.07.2011).

6. Djakova E. B. K voprosu o vidah prezentatsij po istorii // Dejatel'nostnyj podhod v istoricheskom i obshchestvovedcheskom obrazovanii: Sb. nauch. st. SPb., 2009. S. 89-94.

7. D'jakova E. B. Analiz opyta aktivnoj poznavatel'noj dejatel'nosti v ispol'zovanii prezentacij // Gert-senovskie chtenija-2008: Aktual'nye problemy sotsial'nyh nauk: Sb. nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov / Otv. red. V. V. Barabanov / Sost. A. B. Nikolaev. SPb., 2009. S. 216-219.

8. Ivanov O. V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v podgotovke uchitelja istorii // Vestnik Gertsenovskogo Universiteta. SPb., 2010. № 1. S. 106-110.

9. IUMK «Istorija Drevnego mira». 5 klass // Edinaja kollektsija tsifrovyh obrazovatel'nyh resursov [elektronnyj resurs] — http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044 (data obrashchenija — 07.07.2011).

10. Klevtsova N. I. Metodiko-didakticheskie printsipy sozdanija i ispol'zovanija mul'timedijnyh ucheb-nyh prezentatsij v obuchenii inostrannomu jazyku: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh: VGU, 2003.

11. Kodzhaspirova G M., Petrov K. V Tehnicheskie sredstva obuchenija i metodika ih ispol'zovanija: Po-sobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.: ACADEMIA, 2007. 352 s.

12. Lazukova N. N. Uchebno-metodicheskij kompleks novogo pokolenija po istorii // Gercenovskie chtenija 2006. Aktual'nye problemy sotsial'nyh nauk: Sb. nauch. st. SPb., 2006. S. 115-125.

13. Lazukova N. N. Dejatel'nostnyj podhod v obuchenii istorii: problemy i puti ih reshenija // De-jatel'nostnyj podhod v istoricheskom i obshchestvovedcheskom obrazovanii: Sb. nauch. st. SPb., 2009. S. 4-22.

14. Ostrovskij S. L. Kak sdelat' prezentaciju k uroku? M.: Pervoe sentjabrja, 2010.

15. Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RF [elektronnyj resurs] — http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (data obrashchenija — 07.07.2011); Primernye programmy po uchebnym predmetam. Istorija. 5-9 klassy: proekt. (Standarty vtorogo pokolenija). M.: Prosveshchenie, 2010.

16. «Set' tvorcheskih uchitelej» http://www.it-n.ru, «Otkrytyj klass» http://www.openclass.ru, «Festival' pedagogicheskih idej — «Otkrytyj urok» http://festival.1september.ru/ i dr. (data obrashchenija — 07.07.2011).

17. Torlopova N. G Klassifikatsija i tipologija elektronnyh prezentatsij dlja ispol'zovanija v obra-

zovatel'nom protsesse v podgotovke specialistov // Materialy konferentsii «Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v obrazovanii: potrebnosti i vozmozhnosti» [elektronnyj resurs] — http://dk.kspu.ru/

sekziya/sek8/Torlopova.doc (data obrashchenija — 07.07.2011).

18. Chernov A. I. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v prepodavanii istorii i obshchestvoznanija // Prepodavanie istorii v shkole. 2001. № 8. S. 40-46.

19. Chertkova E. A. Ispol'zovanie komp'juternyh prezentatsij v uchebnom protsesse // Materialy konfer-encii «Informacionnye tehnologii v obrazovanii-99» [elektronnyj resurs] http://www.ito.su/1998-99/g/chertkova.html (data obrashchenija — 07.07.2011).

А.А. Абрамов

СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена структуре показателей подготовки юных хоккеистов. Мы предположили, что если на основе возрастных закономерностей сформулировать педагогические условия и психолого-педагогические воздействия, то процесс подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности уже на начальном этапе учебнотренировочного процесса будет более эффективным.

Ключевые слова: структура показателей подготовки, юные хоккеисты, начальный этап учебно-тренировочного процесса.

A. Abramov

Structure of Parameters of Training Young Hockey Players to Sports Activities at the Initial Stage of Training Process

This article deals with the structure ofparameters of training young hockey players. It is assumed that the process of training young hockey players to sports activities will be more ef-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.