Научная статья на тему 'Структура показателей подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса'

Структура показателей подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / STRUCTURE OF PARAMETERS OF TRAINING / YOUNG HOCKEY PLAYERS / INITIAL STAGE OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Андрей Анатольевич

Статья посвящена структуре показателей подготовки юных хоккеистов. Мы предположили, что если на основе возрастных закономерностей сформулировать педагогические условия и психолого-педагогические воздействия, то процесс подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности уже на начальном этапе учебно-тренировочного процесса будет более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of Parameters of Training Young Hockey Players to Sports Activities at the Initial Stage of Training Process

This article deals with the structure of parameters of training young hockey players. It is assumed that the process of training young hockey players to sports activities will be more effective at the initial stage if the pedagogical conditions and psychological-pedagogical influences are formulated with regard to age specificity of learners.

Текст научной работы на тему «Структура показателей подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса»

7. D'jakova E. B. Analiz opyta aktivnoj poznavatel'noj dejatel'nosti v ispol'zovanii prezentacij // Gert-senovskie chtenija-2008: Aktual'nye problemy sotsial'nyh nauk: Sb. nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov / Otv. red. V. V. Barabanov / Sost. A. B. Nikolaev. SPb., 2009. S. 216-219.

8. Ivanov O. V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v podgotovke uchitelja istorii // Vestnik Gertsenovskogo Universiteta. SPb., 2010. № 1. S. 106-110.

9. IUMK «Istorija Drevnego mira». 5 klass // Edinaja kollektsija tsifrovyh obrazovatel'nyh resursov [elektronnyj resurs] — http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044 (data obrashchenija — 07.07.2011).

10. Klevtsova N. I. Metodiko-didakticheskie printsipy sozdanija i ispol'zovanija mul'timedijnyh ucheb-nyh prezentatsij v obuchenii inostrannomu jazyku: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh: VGU, 2003.

11. Kodzhaspirova G M., Petrov K. V Tehnicheskie sredstva obuchenija i metodika ih ispol'zovanija: Po-sobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.: ACADEMIA, 2007. 352 s.

12. Lazukova N. N. Uchebno-metodicheskij kompleks novogo pokolenija po istorii // Gercenovskie chtenija 2006. Aktual'nye problemy sotsial'nyh nauk: Sb. nauch. st. SPb., 2006. S. 115-125.

13. Lazukova N. N. Dejatel'nostnyj podhod v obuchenii istorii: problemy i puti ih reshenija // De-jatel'nostnyj podhod v istoricheskom i obshchestvovedcheskom obrazovanii: Sb. nauch. st. SPb., 2009. S. 4-22.

14. Ostrovskij S. L. Kak sdelat' prezentaciju k uroku? M.: Pervoe sentjabrja, 2010.

15. Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RF [elektronnyj resurs] — http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (data obrashchenija — 07.07.2011); Primernye programmy po uchebnym predmetam. Istorija. 5-9 klassy: proekt. (Standarty vtorogo pokolenija). M.: Prosveshchenie, 2010.

16. «Set' tvorcheskih uchitelej» http://www.it-n.ru, «Otkrytyj klass» http://www.openclass.ru, «Festival' pedagogicheskih idej — «Otkrytyj urok» http://festival.1september.ru/ i dr. (data obrashchenija — 07.07.2011).

17. Torlopova N. G Klassifikatsija i tipologija elektronnyh prezentatsij dlja ispol'zovanija v obra-

zovatel'nom protsesse v podgotovke specialistov // Materialy konferentsii «Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v obrazovanii: potrebnosti i vozmozhnosti» [elektronnyj resurs] — http://dk.kspu.ru/

sekziya/sek8/Torlopova.doc (data obrashchenija — 07.07.2011).

18. Chernov A. I. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v prepodavanii istorii i obshchestvoznanija // Prepodavanie istorii v shkole. 2001. № 8. S. 40-46.

19. Chertkova E. A. Ispol'zovanie komp'juternyh prezentatsij v uchebnom protsesse // Materialy konfer-encii «Informacionnye tehnologii v obrazovanii-99» [elektronnyj resurs] http://www.ito.su/1998-99/g/chertkova.html (data obrashchenija — 07.07.2011).

А.А. Абрамов

СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена структуре показателей подготовки юных хоккеистов. Мы предположили, что если на основе возрастных закономерностей сформулировать педагогические условия и психолого-педагогические воздействия, то процесс подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности уже на начальном этапе учебнотренировочного процесса будет более эффективным.

Ключевые слова: структура показателей подготовки, юные хоккеисты, начальный этап учебно-тренировочного процесса.

A. Abramov

Structure of Parameters of Training Young Hockey Players to Sports Activities at the Initial Stage of Training Process

This article deals with the structure ofparameters of training young hockey players. It is assumed that the process of training young hockey players to sports activities will be more ef-

fective at the initial stage if the pedagogical conditions and psychological-pedagogical influences are formulated with regard to age specificity of learners.

Keywords: structure of parameters of training, young hockey players, initial stage of training process

Как известно, возрастному изменению структуры двигательных способностей девочек и мальчиков в школьные годы присущи единые закономерности. Главная из них заключается в том, что с возрастом у детей происходит существенная дифференциация структуры изучаемых способностей. Об этом свидетельствует уменьшение, по мере возрастного развития организма, количества достоверных корреляционных связей между отдельными показателями двигательных возможностей в структуре функциональных характеристик двигательной подготовленности школьников.

На ход возрастной перестройки структуры двигательных способностей оказывает влияние повышенная двигательная активность, в частности, занятия различными видами спорта. Систематические психофизические нагрузки достаточного объёма и интенсивности ускоряют возрастную дифференциацию структуры двигательных способностей, уменьшая степень взаимозависимости между различными проявлениями двигательных возможностей. При этом процесс перестройки может протекать различно в зависимости от характера систематических педагогических воздействий.

Выявленные возрастные особенности двигательных способностей представляют интерес для дальнейшей разработки концепции о роли и взаимоотношениях средств и методов общей и специальной психофизической подготовки на разных этапах онтогенетического развития организма. В раннем возрасте любые специальные педагогические воздействия в той или иной мере оказывают влияние на большинство элементов структуры двигательных способностей.

По мере роста и развития организма возможности избирательного воздействия на

отдельные стороны двигательной функции увеличиваются, и для обеспечения разносторонней подготовки требуется применение всё большего числа различных тренирующих средств [2].

Эти возрастные закономерности легли в основу формирования педагогических условий и психолого-педагогических воздействий воспитывающего характера, используемых в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов экспериментальной группы (ЭГ).

Основные исследования были проведены в СДЮСШОР «Х/К Липецк». В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах занималось по 25 юных спортсменов. В эксперименте в КГ применялась стандартная программа подготовки юных хоккеистов, которая используется в ДЮСШ и СДЮСШОР по хоккею с шайбой. Юные хоккеисты ЭГ занимались по экспериментальной авторской методике, нацеленной на подготовку к спортивной деятельности.

Для того чтобы сформулировать основные педагогические условия и психологопедагогические воздействия авторской методики, необходимо было определить позиции стандартной программы, применяемой в ДЮСШ и СДЮШОР. С этой целью использовались такие методы, как анализ научно-методической литературы, беседы и анкетирование детских тренеров разных хоккейных школ. Полученные результаты позволили сформулировать педагогические условия и психолого-педагогические воздействия экспериментальной методики подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебнотренировочного процесса. Основными педагогическими условиями являлись: эффективность процесса по овладению техникой катания на коньках; рациональное распреде-

ление времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия; всестороннее материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. Важной составной частью авторской методики, примененной в ЭГ, помимо педагогических условий, являлись психологопедагогические воздействия воспитывающего характера. В работе использовались следующие психолого-педагогические воздействия: формирование устойчивой мотивации к занятиям хоккеем; создание здорового морально-психоло-гического климата в

хоккейной команде; общение с юными хоккеистами.

Для обследования различных сторон двигательной сферы юных хоккеистов был отобран 31 тест (табл. 1). Тесты подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения юными хоккеистами. Все тесты прошли предварительную проверку на надежность, объективность и информативность. Тестирование проводилось до начала эксперимента, после первого года эксперимента и после окончания всей экспериментальной работы.

Таблица 1

Характеристика тестов, включенных в программу исследования

Показатели (тесты) Единица измерения Направление лучшего показателя

Наклон вперед см >

Бег 20 м (на «земле») с <

Бег 10 м (на «льду») с <

Становая динамометрия кг >

Расстояние за 12 минут бега на «льду» км >

Бег 5х18м с <

Количество движений за 50 с кол-во >

«Беговой» тест с <

Объем внимания кол-во >

Концентрация внимания кол-во <

Переключение внимания кол-во >

Игра в «пятнашки» кол-во >

Экспертная оценка балл >

Простая зрительно-моторная реакция мс <

Сложная зрительно-моторная реакция мс <

Реакция со сбивающим воздействием мс <

Вестибулярная устойчивость м <

Уверенность в себе балл >

Эмоциональная возбудимость балл <

Независимость балл >

Добросовестность балл >

Смелость балл >

Самоконтроль балл >

Невозмутимость балл <

Устойчивый интерес к занятиям хоккеем балл >

Тест Люшера балл >

Прыжок вверх на тумбе см <

Оперативное мышление усл. ед. <

Понимание аналогии балл >

Незаконченное упражнение балл >

Незаконченное предложение балл >

Условные обозначения: < — лучше меньший показатель;

> — лучше больший показатель.

Таблица 2

Количество и качество достоверных корреляционных связей в структуре показателей подготовки юных хоккеистов (%)

R Всего достоверных корреляционных связей Из них умеренных и высоких

До КГ 91,67 51,27

эксперимента ЭГ 92,0 50,36

х 2 1,32 0,97

После КГ 88,67 47,37

1 -го года ЭГ 84,67 41,73

эксперимента х 2 2,56 1,76

После КГ 81,33 42,62

2-го года ЭГ 70,67 41,51

эксперимента х 2 4,14 1,84

1-2 2,56 2,30

Достоверность х 2 КГ 1-3 3,86 3,54

2-3 2,34 2,28

внутри 1-2 2,90 4,12

групп ЭГ 1-3 7,45 5,87

2-3 5,32 0,85

Примечание: при Р < 0,05 - х2 = 3,84; Р < 0,01 - х2 = 6,64; выделено достоверное количество (%) связей.

Ранние исследования двигательных способностей данной популяции определили, что их структура является достаточно интегральной и общее количество достоверных корреляционных связей детей 8-9 лет достигает 95-96%, из них умеренных и высоких 51-52%. К 11-12 годам структура двигательных способностей популяции дифференцируется: общее количество достоверных корреляционных связей снижается до 71-72%, из них умеренные и высокие связи составляют 42-43% [1].

Данные нашего исследования (табл. 2) показывают, что до начала эксперимента структура показателей подготовки юных хоккеистов обеих групп не отличается от данных всей популяции ни по общему количеству достоверных корреляционных связей, ни по количеству умеренных и высоких связей. Через год тренировок по своим программам структура показателей подготовки юных хоккеистов начинает расширяться (дифференцируется), но ни в одной опытной группе не достигает достоверных (по критерию хи-квадрат) различий по отноше-

нию к началу эксперимента. Нет достоверных различий и между структурами показателей подготовки юных хоккеистов КГ и ЭГ. После двух лет целенаправленной учебнотренировочной работы с юными хоккеистами структура показателей их подготовки приобретает новое качество. Так, структура показателей подготовки юных хоккеистов ЭГ более дифференцирована, чем у их сверстников из КГ и достигает уровня 11 -12летних подростков.

Внутри групп также происходят качественные изменения. В обеих опытных группах структура показателей подготовки стала более дифференцированной через два года тренировок, но на разных уровнях достоверности (Р < 0,01 в ЭГ и Р < 0,05 в КГ). Количество умеренных и высоких связей в структуре показателей подготовки юных хоккеистов КГ не изменилось в процессе эксперимента. У их сверстников из ЭГ дифференцирование таких связей заметно после первого года тренировок.

Вывод. Таким образом, можно констатировать, что анализ представленных экс-

периментальных данных свидетельствует тивной деятельности на начальном этапе об эффективности разработанной програм- учебно-тренировочного процесса. мы по подготовке юных хоккеистов к спор-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. С. 49-51.

2. Туревский И. М. Структура психофизической подготовленности человека. Тула: РИО ТППО, 1997. 201 с.

REFERENCES

1. Ljah V. I. Fizicheskoe vospitanie uchashchihsja obshcheobrazovatel'noj shkoly: sostojanie, perspek-tivy i puti reorganizaci // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1998. № 9. S. 49-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Turevskij I. M. Struktura psihofizicheskoj podgotovlennosti cheloveka. Tula: RIO TPPO, 1997. 201 s.

И. Н. Карачевцева

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ,

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Предлагается последовательность коррекционно-пропедевтической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы по формированию смыслового компонента чтения. Представленные материалы демонстрируют систему поэтапной работы, направленной на формирование способов взаимодействия с текстом при чтении на его различных уровнях (предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном), что обеспечивает понимание текста в целом.

Ключевые слова: учащиеся с общим недоразвитием речи, система коррекционнопропедевтического воздействия, способы взаимодействия с текстом, предметно-денотативный уровень текста, лингвистический уровень текста, концептуально-оценочный уровень текста.

I. Karachevtseva

Development of Text Comprehension of Primary School Pupils with General Speech Problems

The article proposes a sequence of correction activities for primary school pupils with general speech problems for developing a semantic component of reading at a secondary school speech correction center. The system of step-by-step sequence is aimed at developing ways of interaction with text at different levels of reading (denotative, linguistic and conceptual evaluating) which provides text comprehension.

Keywords: pupils with general speech problems, correction system, ways of interaction with text, denotative level of text, linguistic level of text, conceptual evaluating level of text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.