Научная статья на тему 'Методические условия эффективной разработки учебной презентации к урокам истории в основной школе'

Методические условия эффективной разработки учебной презентации к урокам истории в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1285
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / TEACHING HISTORY / ACTIVITY APPROACH / EDUCATIONAL PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Евгения Борисовна

Рассматриваются принципы создания учебных презентаций как средства обучения истории на основе деятельностного подхода к обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for effective educational presentation at history lessons at the secondary school

The article regards the principles of designing educational presentations as a means of teaching history based on the activity approach

Текст научной работы на тему «Методические условия эффективной разработки учебной презентации к урокам истории в основной школе»

REFERENCES

1. Arhiv SHNRViA. Inv. 56. L. 48-49.

2. Arhiv SHNRViA. Inv. 56. L. 62.

3. Voennyj jenciklopedicheskij slovar'. M., 1984.

4. Efremov O. Ju. Voennaja pedagogika. SPb.: Piter, 2008.

5. ZhervjeN. P., Stroev V. N. Istoricheskij ocherk 2-go kadetskogo korpusa. S. 75.

6. Kljuchevskij V. O. Bojarskaja duma. M., 1956.

7. Mihajlovskaja artillerijskaja akademija i uchilishche v godovshchinu 500-letija russkoj artillerii. SPb., 1889.

8. Organizacionno-pravovye osnovy sistemy obrazovanija. SPb.: MVAA, 2009.

9. Popov A. V. Artillerijskaja akademija (1820-1940 gg.): Istoricheskij ocherk. M., 1940.

10. Ocherk istorii Voenno-inzhenernoj akademii imeni V. V. Kujbysheva. M.: VIA, 1945.

11. Petrov A.N. Russkaja voennaja sila. Istorija razvitija voennogo dela ot nachala Rusi do nastojawego vremeni. T. 1-2. M., 1897.

12. PushkarevI. Istorija imperatorskoj Rossijskoj gvardii. SPb., 1844.

13. Rossija v period reform Petra I. M.: Nauka, 1973.

14. Trizhdy ordenonosnaja voennaja akademija imeni F. E. Dzerzhinskogo. M.: VAD, 1982.

15. Ustav imperatorskogo shljahetnogo kadetskogo korpusa. SPb., 1766.

Е. Б. Дьякова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются принципы создания учебных презентаций как средства обучения истории на основе деятельностного подхода к обучению.

Ключевые слова: обучение истории, деятельностный подход, учебные презентации.

E. Dyakova

CONDITIONS FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL PRESENTATION AT HISTORY LESSONS AT THE SECONDARY SCHOOL

The article regards the principles of designing educational presentations as a means of teaching history based on the activity approach.

Keywords: teaching history, activity approach, educational presentations.

Следствием информатизации общества и школы является становление на наших глазах информационной образовательной среды. Одним из наиболее распространенных электронных средств обучения являются компьютерные презентации. Об этом свидетельствует наличие огромного числа учебных презентаций (далее — УП) к урокам истории на интернет-сайтах [12]. Вместе с тем анализ опубликованных в Интернете

учительских УП свидетельствует, что существуют проблемы: отбора основного учебного содержания для его изучения средствами презентации (научность, системность, полнота, оптимизация и т. д.); отбора и адаптации текстовых и изобразительных источников учебной информации; использования современных форм и методов освоения учебного материала; соблюдения технических требований к оформлению УП

и ряд других. При этом учителя используют преимущественно информационные возможности УП и не задействуют развивающий потенциал этого электронного средства обучения, позволяющего решать современные проблемы исторического образования [5]. При доступности для публикации любых УП в Интернете не вполне удачная авторская УП, с существующими в ней ошибками, используется другими учителями. Возникает противоречие между стихийным широкомасштабным творчеством учителей по созданию УП и двойственными (позитивным и негативными) последствиями практических результатов их использования.

Внедрению УП в школьную практику посвящены публикации ученых и учителей, в том числе: Г. О. Аствацатурова [1], Л. Н. Бобровской [2], Н. И. Дорожкиной [3], А. Б. Драхлера [4], Н. И. Клевцовой [7], Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова [8], С. Л. Островского [9], А. И. Чернова [10] и других авторов. В них содержатся рекомендации о способах работы с электронными ресурсами по созданию УП, дается описание опыта разработки их содержания и применения в учебном процессе как средства информационной поддержки процесса обучения. Вместе с тем вопрос об использовании УП в обучении истории рассматривался преимущественно на уровне описания опыта их практического применения и не был предметом научных экспериментальных исследований их образовательного потенциала. До сих пор не сформулированы научно обоснованные дидактические и методические условия их разработки и применения. Возникает противоречие между накапливающимся опытом внедрения УП в учебный процесс и отсутствием его научного дидактического и методического обоснования.

Автором настоящей статьи на протяжении трех лет проводилось теоретическое и экспериментальное исследование условий эффективного создания и применения УП к урокам истории в основной школе. Экспе-

риментальная работа осуществлялась на материале курса «История России с древнейших времен до конца XVII века» (6 класс) в девяти образовательных учреждениях Гатчинского района Ленинградской области, а также в ГОУ СОШ №348 Невского района г. Санкт-Петербурга, ГОУ СОШ №106 Приморского района Санкт-Петербурга, МОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова. В эксперименте были задействованы 12 учителей и приблизительно 300 учащихся. Обобщение результатов исследования позволило определить методические условия эффективного создания УП к урокам истории. Вопрос о видах УП остается за рамками данной статьи [6]. Мы рассматриваем УП, предназначенные для электронной поддержки целого урока в традиционной среде обучения.

1.Условия эффективного отбора учебного содержания

1.1. Тема УП для урока истории должна соответствовать требованиям стандарта, учебной программе и перспективному планированию курса истории.

1.2. Цели УП должны обеспечивать реализацию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала урока в соответствии с современными задачами исторического образования.

1.3. Собственно историческое содержание УП должно быть адекватно современным научным знаниям по данной теме. Оно должно быть адаптировано для восприятия школьниками в процессе их собственной познавательной деятельности. Данное содержание должно быть ориентировано на восприятие, осмысление и присвоение учащимися основных единиц знаний урока (исторические факты, персоналии, даты, историко-географические объекты, исторические понятия, сведения о выдающихся памятниках культуры и искусства и т. д.).

1.4. Помимо собственно исторического содержания, в УП для реализации задач развивающего обучения должны быть включены знания вспомогательных истори-

ческих дисциплин (хронологии, исторической географии, источниковедения и т. д.) и сведения о способах учебной познавательной деятельности (как давать описание картины, как работать с документом и т. д.), которые обеспечивают осознанное формирование у школьников умений самостоятельной работы в процессе обучения истории.

1.5. Содержание УП должно обеспечивать реализацию воспитательного потенциала изучаемой темы (воспитание чувств, становление исторического сознания, оценочных суждений школьников и т. д.).

2. Условия эффективного построения учебного материала

2.1. Построение учебного материала, преследующего цели освоения исторических знаний, должно учитывать закономерности познавательной деятельности учащихся: организацию визуального восприятия новой информации, ее анализ, оценку, присвоение, закрепление, применение.

2.2. Аналогичным образом в УП, в соответствии с изучаемым собственно историческим содержанием, должна системно выстраиваться работа по развитию умений в соответствии с положениями о поэтапном формировании способов учебной деятельности: создание ориентировочной основы умения, первичное применение, закрепление, применение по принципу все более отдаленного переноса.

2.3. План собственно исторического содержания урока строится на традиционной основе, может базироваться на хронологической, проблемной или пространственной логике представления материала. Допустим комплексный принцип построения содержания (например, проблемно-хронологический). Логика построения материала может также зависеть от избираемого дедуктивного или индуктивного пути освоения материала, последовательности предъявления вопросов основного содержания и т. п.

2.4. Учебное содержание должно предоставляться ученикам в виде последовательного (в соответствии с планом раскрытия

темы урока) предъявления информации, содержащейся в текстовых (документальных), изобразительных (в том числе графических) источниках знаний. Отбор информации в источниках должен обеспечивать активные, пошаговые действия школьников по изучению нового материала.

2.5. Типовая логика построения материала по одному из пунктов плана такова: введение задания для изучения пункта плана урока, предъявление источников (текстовых, визуальных и т. д.) для выполнения задания, организация деятельности школьников по выполнению задания, предъявление учениками результатов своей работы, анализ и систематизация полученных знаний, выведение на экран опорных знаний и выводов по изучаемому вопросу, закрепление материала (возможно, в конце изучения всех вопросов урока).

2.6. В рамках одной УП могут быть предусмотрены (при помощи системы гиперссылок) вариативные способы предъявления содержания:

А. По уровню сложности предъявляемого материала: один и тот же фрагмент изучаемой темы может быть представлен на базовом уровне в основной части УП, а в гиперссылках — на коррекционном уровне и/или на углубленном (профильном уровне).

Б. По объему содержания предъявляемого материала. Объем учебного содержания определяется количеством слайдов. В зависимости от времени, отводимого на урок, и этапа обучения школьников данного класса можно заблаговременно при помощи гиперссылок создать условия для демонстрации урока в расширенном и сокращенном вариантах.

2.7. Предъявляемый на одном слайде фрагмент содержания должен быть логически связан с предшествующим материалом, должен быть завершенным по смыслу, по выполняемым при его изучении действиям учеников, т. е. по решению локальных задач урока.

3. Условия отбора источников учебной информации и их предъявления в УП

3.1. Основными источниками знаний в УП при изучении истории могут выступать несущие информацию: цифрованные тексты документов, научно-популярной или справочной литературы, художественных произведений; фотографии или изображения подлинных культурно-исторических объектов, их макетов, реконструкций, моделей; условно-графическая наглядность (карты, схемы, таблицы); изображения (художественные произведения изучаемой эпохи, картины исторического жанра, учебные картины); аудио- и видеофрагменты (художественные, научно-популярные исторические фильмы и т. д.).

Кроме того, дополнительными источниками информации, вводимыми в УП и обеспечивающими усвоение учебного материала, являются тексты заданий для учеников, памятки с правилами действий и т. п.

3.2. Перечисленные источники должны быть адаптированы в соответствии: с возрастными познавательными возможностями учащихся, с задачами раскрытия на их основе основных единиц знаний урока. По объему они должны соотноситься с временными возможностями их изучения школьниками на уроке, должны быть ориентированы на возможность незамедлительного считывания содержащейся в них информации. Изобразительные и условно-графические источники необходимо адаптировать по доступности для визуального восприятия (удалить всю лишнюю визуальную информацию, которая не будет задействована в процессе обучения).

3.3. В целях повышения эффективности восприятия допустима анимация визуальных, текстовых и графических источников. Возможно последовательное возникновение фрагментов текста или изображения по мере работы с ними, выделение крупным шрифтом и цветом основных единиц знаний, понятий, имен собственных, выводов.

4. Технические требования к УП

Технические требования к УП достаточно четко сформулированы в учебном пособии для учителей «Обучение для будущего», разработанном при поддержке Microsoft [11]. Кроме того, различные варианты технических требований к УП предлагают практически все сайты сетевых сообществ учителей [13]. Опираясь на анализ данных материалов и результаты эксперимента, предлагаем следующие параметры технических требований.

4.1. Стиль оформления и цветовая гамма. Все слайды УП должны быть выполнены в едином стиле. Элементы оформления и фон не должны отвлекать от содержательного компонента и контрастировать с ним. Вспомогательная информация (управляющие кнопки, декоративные элементы) не должна преобладать над основной содержательной информацией. Цвет фона должен быть матовым, не кричащим. Сочетание цвета фона и цвета текста должно быть контрастным. Предпочтительное сочетание — светлый текст на темном фоне.

4.2. Соотношение текста и изображения в УП для аудиторного показа. При оформлении слайда следует руководствоваться принципом максимальной визуализации информации: минимум легко считываемого в классной аудитории текста, максимум изобразительной наглядности. Экспериментальным путем выявлены следующие параметры наилучшего восприятия текста УП с экрана: гарнитура шрифта Arial или Times New Roman, размер шрифта основного текста не менее 24 кегля (заголовки крупнее). При этом текст не должен занимать более 1/3 части слайда.

Если необходимо организовать работу с текстом большого объема, то предпочтительнее использовать традиционный раздаточный материал.

4.3. Объекты мультимедиа. Требования к изобразительной и условно-графической наглядности: изображения должны быть крупными и четкими для восприятия в классной аудитории, атрибутированы, адап-

тированы в целях оптимизации восприятия. Требования к аудио- и видеофрагментам: высокое качество звука и изображения, временные рамки 1,5-3 минуты. Аудиофрагменты должны использоваться на фоне изобразительного ряда.

4.4. Анимационные эффекты. Использование эффектов анимации должно быть методически целесообразным (см. «Условия отбора источников учебной информации и их предъявления в презентации»). Излишняя анимация (эффекты вспышек, вращений, бегающих строк и т. д.) при смене слайдов и выведении источников информации затрудняет восприятие содержания и требует большего времени на демонстрацию слайдов.

4.5. Объем УП. При создании УП следует соблюдать баланс между объемом учебной информации и временем на ее освоение. На практике доказано, что в процессе урока можно организовать активную работу учащихся с 15-20 слайдами. Следовательно, основная часть УП, включающая обязательные для изучения единицы знаний, не должна превышать этот объем. Объем УП может увеличиваться за счет гиперссылок (см. «Условия эффективного построения учебного материала»).

При соблюдении вышеописанных требований УП представляет собой не только источник учебной информации, но и средство дифференцированного управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроке истории, а также обеспечивает учителю комплексное методическое сопровождение процесса обучения на деятельностной основе.

Экспериментальное использование учителями УП, разработанных с соблюдением перечисленных выше условий, позволило выявить их результативность. Она заключа-

ется в следующем: методически выстроенная последовательность формирования знаний и умений обеспечивает системность и систематичность в изучении курса; комплексное воздействие новой информации при помощи аудиовизуальных средств повышает познавательный интерес учащихся, результативность восприятия и запоминания содержания; возможность систематической работы учащихся с различными источниками знаний на каждом уроке повышает эффективность формирования умений, расширяет знания об источниках информации; введение аудиовизуальных средств эмоционально-образного воздействия, виртуальных героев повышает эффективность реализации воспитательного потенциала истории.

В ходе исследования учителя-экспериментаторы, ранее создававшие свои презентации, отмечали справедливость и оправданность перечисленных выше условий конструирования этого электронного средства обучения. Они использовали предложенные материалы к урокам как образцы для коррекции действий при разработке своих презентаций.

Экспериментальное исследование потенциала презентаций позволило выявить их дополнительные возможности — служить наглядным средством методического сопровождения деятельности учителя, выполняя, таким образом, функции методических рекомендаций по разработке и проведению уроков, которые ранее были присущи только печатным методическим рекомендациям. Проведенные исследования по апробации экспериментальных УП учителями с разным опытом и стажем работы показывали, что их систематическое использование при соблюдении методических рекомендаций гарантировало качественный результат обучения у любого учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ацвацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009.

2. Бобровская Л. Н. Учебная компьютерная презентация в обучении информатике как средство реализации методической системы учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

3. Дорожкина Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. ВАКО, 2009.

4. Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях // Сеть творческих учителей [Электронный ресурс] http://www.it-n.ru.

5. Дьякова Е. Б. Анализ опыта активной познавательной деятельности в использовании презентаций // Герценовские чтения-2008. Актуальные проблемы социальных наук: Сборник научных и учебнометодических трудов / Отв. ред. В. В. Барабанов / Сост. А. Б. Николаев. СПб., 2009. С. 216-219.

6. Дьякова Е. Б. К вопросу о видах презентаций по истории // Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании: сборник научных статей / Отв. ред. В. В. Барабанов, науч. ред. и сост. Н. Н. Лазукова. СПб., 2009. С. 89-94.

7. Клевцова Н. И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.Воронеж, 2003.

8. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: АCADEMIA, 2007.

9. Островский С. Л. Как сделать презентацию к уроку? // Первое сентября. 2010.

10. Чернов А. И. Использование информационных технологий в преподавании истории и общество-знания. / Преподавание истории в школе. 2001. № 8.

11. Обучение для будущего (при поддержке Micrisoft): Учеб. пособие. 4-е изд., испр. М.: «Русская Редакция, 2004.

12. Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс] — http://school-collection.edu.ru/; Сеть творческих учителей [Электронный ресурс] http://www.it-n.ru; Открытый класс [Электронный ресурс] — http://www.openclass.ru/; Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] — http://festival. 1 september.ru/ и др.

13. Сеть творческих учителей [Электронный ресурс] — http://www.it-n.ru. Сайт преподавателя Гав-рыш С. В. [Электронный ресурс] — http://g-sv.ru//drupal/?q=node/31, сайт гимназии № 1505 г. Москвы [Электронный ресурс] — http://www. info 1505 .ru/gym 1505 /200910/ekz.php; Междуреченский ММЦ [Электронный ресурс] — http://86mmc-konda.edusite.ru/p 10aa1 .html и др.

REFERENCES

1. Acvatsaturov G O. Dizajn mul'timedijnogo uroka: metodika, tehnologicheskie priemy, fragmenty urokov. Volgograd: Uchitel', 2009.

2. Bobrovskaja L. N. Uchebnaja komp'juternaja prezentatsija v obuchenii informatike kak sredstvo realizat-sii metodicheskoj sistemy uchitelja: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2008.

3. Dorozhkina N. I. Sovremennyj urok istorii. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentatsij. VAKO, 2009.

4. Drahler A. B. K voprosu o prezentacijah // Set' tvorcheskih uchitelej [jelektronnyj resurs] http://www.it-n.ru.

5. Djakova E. B. Analiz opyta aktivnoj poznavatel'noj dejatel'nosti v ispol'zovanii prezentatsij // Gert-senovskie chtenija-2008. Aktual'nye problemy social'nyh nauk: Sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih trudov / Otv. red. V. V. Barabanov / Sost. A. B. Nikolaev. SPb., 2009. S. 216-219.

6. Djakova E. B. K voprosu o vidah prezentatsij po istorii / Dejatel'nostnyj podhod v istoricheskom i ob-westvovedcheskom obrazovanii: Sbornik nauchnyh statej / Otv. red. V. V. Barabanov, nauch. red. i sost. N. N. Lazukova. SPb., 2009. S. 89-94.

7. Klevtsova N. I. Metodiko-didakticheskie printsipy sozdanija i ispol'zovanija mul'timedijnyh uchebnyh prezentacij v obuchenii inostrannomu jazyku: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2003.

8. Kodzhaspirova G M., Petrov K. V Tehnicheskie sredstva obuchenija i metodika ih ispol'zovanija. M.: ACADEMIA, 2007.

9. Ostrovskij S. L. Kak sdelat' prezentaciju k uroku? // Pervoe sentjabrja., 2010.

10. Chernov A. I. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v prepodavanii istorii i obshchestvoznanija // Prepodavanie istorii v shkole. 2001. № 8.

11. Obuchenie dlja budushchego (pri podderzhke Micrisoft): Ucheb. posobie. 4-e izd., ispr. M.: Russkaja Redakcija, 2004.

12. Edinaja kollektsija COR [Elektronnyj resurs] — http://school-collection.edu.ru/; Set' tvorcheskih

uchitelej [Elektronnyj resurs] — http://www.it-n.ru; Otkrytyj klass [Elektronnyj resurs] —

http://www.openclass.ru/; Festival' pedagogicheskih idej «Otkrytyj urok» [Elektronnyj resurs] —

http://festival.1september.ru/ i dr.

13. Set' tvorcheskih uchitelej [Elektronnyj resurs] — http://www.it-n.ru, Sajt prepodavatelja Gavrysh S. V. [Elektronnyj resurs] — http://g-sv.ru//drupal/?q=node/31, sajt gimnazii № 1505 g. Moskvy [Elektronnyj resurs] — http://www.info1505.ru/gym1505/200910/ekz.php; Mezhdurechenskij MMC [Elektronnyj resurs] — http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html i dr.

Е. М. Ермолов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАДЕТОВ

Рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадетов. Показана доминирующая роль образовательной среды учебного заведения в формировании лидерских качеств обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образовательная среда; социально-педагогические условия развития личности; педагогическое сопровождение; становление и развитие качеств лидера; обучение и воспитание кадетов.

E. Yermolov

THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE MILITARY STAFF IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS

The article deals with the nature, content, conditions and ways of developing qualities of the leader of the military staff in the process of training cadets. The dominant role of the educational environment of the training institution for the development of leadership qualities of students is emphasized.

Keywords: educational environment; socio-pedagogical conditions for personal development; pedagogical support; development of leadership qualities; training of cadets.

Современные процессы развития государства, общества, образования, педагогической науки объективно обусловливают необходимость модернизации системы образования в целом и, в частности, подготовки сотрудников силовых ведомств. В настоящее время важным компонентом системы образования в целом и системы подготовки сотрудников силовых ведомств являются кадетские корпуса и суворовские училища.

Развитие педагогической теории и практики образования в кадетских корпусах и суворовских училищах имеет высокую со-

циальную значимость с учётом важности подготовки подрастающего поколения к жизни в современном мире, включая служение Родине в качестве офицера, сотрудника полиции или гражданского служащего. Для этого необходимо увязать проводимую модернизацию образования с запросами личности, общества, государства [1].

Период обучения в кадетском корпусе (в суворовском училище) в педагогическом плане особенно важен для профессионального и личностного самоопределения.

В возрасте 11-17 лет у молодых людей на фоне психофизиологических изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.