Научная статья на тему 'Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадетов'

Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАДЕТОВ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PERSONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES / TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолов Евгений Михайлович

Рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадетов. Показана доминирующая роль образовательной среды учебного заведения в формировании лидерских качеств обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of leadership qualities of the military staff in the process of training cadets

The article deals with the nature, content, conditions and ways of developing qualities of the leader of the military staff in the process of training cadets. The dominant role of the educational environment of the training institution for the development of leadership qualities of students is emphasized

Текст научной работы на тему «Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадетов»

11. Obuchenie dlja budushchego (pri podderzhke Micrisoft): Ucheb. posobie. 4-e izd., ispr. M.: Russkaja Redakcija, 2004.

12. Edinaja kollektsija COR [Elektronnyj resurs] — http://school-collection.edu.ru/; Set' tvorcheskih

uchitelej [Elektronnyj resurs] — http://www.it-n.ru; Otkrytyj klass [Elektronnyj resurs] —

http://www.openclass.ru/; Festival' pedagogicheskih idej «Otkrytyj urok» [Elektronnyj resurs] —

http://festival.1september.ru/ i dr.

13. Set' tvorcheskih uchitelej [Elektronnyj resurs] — http://www.it-n.ru, Sajt prepodavatelja Gavrysh S. V. [Elektronnyj resurs] — http://g-sv.ru//drupal/?q=node/31, sajt gimnazii № 1505 g. Moskvy [Elektronnyj resurs] — http://www.info1505.ru/gym1505/200910/ekz.php; Mezhdurechenskij MMC [Elektronnyj resurs] — http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html i dr.

Е. М. Ермолов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАДЕТОВ

Рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадетов. Показана доминирующая роль образовательной среды учебного заведения в формировании лидерских качеств обучающихся.

Ключевые слова: образовательная среда; социально-педагогические условия развития личности; педагогическое сопровождение; становление и развитие качеств лидера; обучение и воспитание кадетов.

Е. Yermolov

THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE MILITARY STAFF IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS

The article deals with the nature, content, conditions and ways of developing qualities of the leader of the military staff in the process of training cadets. The dominant role of the educational environment of the training institution for the development of leadership qualities of students is emphasized.

Keywords: educational environment; socio-pedagogical conditions for personal development; pedagogical support; development of leadership qualities; training of cadets.

Современные процессы развития государства, общества, образования, педагогической науки объективно обусловливают необходимость модернизации системы образования в целом и, в частности, подготовки сотрудников силовых ведомств. В настоящее время важным компонентом системы образования в целом и системы подготовки сотрудников силовых ведомств являются кадетские корпуса и суворовские училища.

Развитие педагогической теории и практики образования в кадетских корпусах и суворовских училищах имеет высокую со-

циальную значимость с учётом важности подготовки подрастающего поколения к жизни в современном мире, включая служение Родине в качестве офицера, сотрудника полиции или гражданского служащего. Для этого необходимо увязать проводимую модернизацию образования с запросами личности, общества, государства [1].

Период обучения в кадетском корпусе (в суворовском училище) в педагогическом плане особенно важен для профессионального и личностного самоопределения.

В возрасте 11-17 лет у молодых людей на фоне психофизиологических изменений

и активной социализации происходит пересмотр системы ценностных ориентаций личности, отношения к себе как к личности и к сверстникам. Этот возраст является периодом интенсивного становления характера и интеллекта, системы взглядов личности, её важнейших социальных, психологических и социально-психологических характеристик [3]. Для воинского коллектива среди таких характеристик личности особое значение имеют лидерские качества с учётом роли командира в подразделении [2].

Следовательно, педагогическим коллективам кадетских корпусов и суворовских училищ требуется проводить работу и способствовать посредством образовательной среды становлению и развитию лидерских качеств личности кадетов (суворовцев).

Как показал проведенный анализ теории и практики, это возможно при создании соответствующих социально-педагогических условий становления и развития лидерских качеств личности кадетов (суворовцев, нахимовцев) в ходе получения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами, направленными на их профессиональную ориентацию по профилю образовательных учреждений силовых ведомств [4].

Анализ опыта создания социальнопедагогических условий развития личности учащихся в образовательных учреждениях показывает, что такая социально-

воспитательная деятельность имеет свою специфику относительно традиционного образования (по технологиям, методам, способам управления, целеполаганию, содержанию обучения и другим компонентам) [3].

Передовой педагогический опыт в целом характеризуется: организационными преобразованиями (изменение статуса образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института, ритма работы школы, функций администрации, а также привлечение педагогов и специалистов нового типа и т. д.); введением регионального и школьного компонентов учебно-

го плана, интеграции учебных предметов; целевым отбором содержания обучения и воспитания в соответствии с проблемами общего образования и возможностями, особенностями каждого ученика; экспериментальной проверкой новых учебно-воспитательных технологий; оптимизацией базового образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результата [5].

Однако опыт управления образовательной деятельностью кадетского корпуса говорит о том, что вводимые инновации нередко дают весьма противоречивые результаты. С одной стороны, они, несомненно, совершенствуют деятельность педагогического коллектива корпуса, дают импульс творческой инициативе, создают кадетам комфортные условия для обучения. Но, с другой стороны, наблюдается явная тенденция к стремлению создавать лишь внешнюю привлекательность, при этом возникают сложные проблемы в социальновоспитательном плане.

Для того чтобы определить пути дальнейшего развития кадетских корпусов (суворовских училищ) как социально-воспитательного института, необходима концепция инновационного построения учебного, и, особенно воспитательного, процесса. Необходимым компонентом осмысления и прогнозирования путей развитая кадетских корпусов (суворовских училищ) являются теоретические положения и практические технологии формирования и реализации возможностей образовательной среды учебного заведения, в том числе в плане социально-педагогической поддержки. Исходя из этого, можно построить модель образовательного учреждения с учетом существующих базовых теорий и адаптации их к особым условиям и образовательной деятельности, и быта кадетских корпусов (суворовских училищ).

Любая система образования выполняет две функции — собственно обучения и функцию социальной (профессиональной) ориентации. При этом необходимой является преемственность ступеней образования и его построение на идеях плюрализма, вариативности, диверсификации обучения. Это открывает перспективу формирования многозначной по целям и содержанию образовательной среды кадетских корпусов и суворовских училищ.

Придерживаясь гибкого взгляда на интеллектуальный рост и личностное развитие, можно создавать группы смешанных способностей, где собраны кадеты с различными интеллектуальными способностями. Такая модель позволит кадетам обучаться на различном уровне и в темпе, соответствующем уровню развития их способностей в данный момент времени. Подобный подход к обучению можно применять при изучении различных предметов или даже их разделов [6].

Диагностируя и учитывая индивидуальные особенности и способности каждого кадета, стадию интеллектуального и социального развития, на которой он сейчас находится, учитель (офицер-воспитатель) планирует наиболее оптимальную для каждого кадета траекторию обучения, воспитания, включая и формирование качеств лидера воинского коллектива. Такой подход позволяет учитывать достижения кадета, когда в учебной группе собраны учащиеся с разным уровнем развития и способностей.

Осуществление социально-педагогической поддержки становления и развития лидерских качеств у кадетов должно включать как самостоятельную индивидуальную, так и групповую работу учителя (офицера-воспитателя) с каждым конкретным кадетом или с группой кадетов для обеспечения благоприятного нравственного климата в учебном отделении и морально-психологического состояния кадетов, что является необходимым условием качественного обучения и воспитания, формирования качеств личности лидера.

Социально-педагогическая поддержка позволяет дать всем кадетам то, в чем они нуждаются, — помощь в развитии их способностей, возможностей для их личностного развития, что и создает условия для формирования и дальнейшего становления у них качеств лидера воинского коллектива.

Таким образом, образовательная среда кадетского корпуса, включающая процедуры социально-педагогической поддержки, обеспечивает такое развитие способностей и личностных качеств кадетов, при котором внимание уделяется не только развитию когнитивных или интеллектуальных способностей, но также и важных социальнопсихологических характеристик личности. При таком поддерживающем понимании роли образовательной среды кадетского корпуса в развитии личности кадетов и их лидерских качеств лучше увязываются различные виды обучающего и воспитывающего опыта, чтобы обеспечить наиболее эффективное индивидуальное развитие кадета и его воспитание.

В процессе социально-педагогической поддержки за кадетами внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, осуществляют при необходимости влияние на их повседневную жизнь, учебу и общение, индивидуальные интересы, личностные и социальные проблемы. Как психологические методики, так и дидактические тесты и оценки позволяют плучать обратную связь, а их результаты и сделанные на их основе выводы способствуют тому, чтобы помочь кадетам в социальнопсихологическом плане достигнуть большего прогресса в становлении и развитии лидерских качеств.

Становясь активными участниками, субъектами образовательной среды кадетского корпуса, учителя и офицеры-воспитатели главное внимание направляют на отбор адекватных личности и микросреде методов обучения и воспитания и постановку целей, которые они стараются спроецировать на индивидуальное развитие каж-

дого кадета. Систематически проводится сравнительный анализ успехов каждого кадета в его личностном развитии, обучении, воспитании в свете его предыдущих достижений.

Таким образом, под моделью образовательной среды кадетского корпуса (суворовского училища) мы предлагаем понимать такую социально-воспитательную систему, которая создана на основе системных нововведений (в содержании, в технологиях, в организации, управлении процессом) и решает проблему педагогического взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, тесной связи микросреды и личности кадета, существующей как внутри учебного заведения, так и за его пределами, с её объективными потребностями.

Главной особенностью социально-поддерживающей образовательной среды кадетского корпуса (суворовского училища) является её ориентация на развитие всех сторон личности: психики, духовности, социальной адаптивности и образованности, интеллекта, коммуникативных и организаторских способностей, авторитета в коллективе, личного примера, что, в конечном счете, создает базис и условия для становления и дальнейшего развития качеств лидера воинского коллектива.

Особенности социально-поддерживаю-щего построения образовательной среды кадетского корпуса инициируют пересмотр самого понятия «содержание образования», которое прежде ассоциировалось с вербальным учебным материалом. В рамках соци-ально-поддерживающей образовательной среды содержание образования распространяется и на деятельность кадетов, на их внутренний мир и на отношения в различных сферах повседневной деятельности военно-учебного коллектива, что существенно способствует расширению возможностей построения учебных и социально-воспитательных программ.

Важное значение в развитии у кадетов качеств лидера подразделения имеет реализация субъект-субъектного подхода в управлении кадетским корпусом. В этом случае управление становится проблемно-ориентированным или ситуационным. Управлять развитием образовательной среды кадетского корпуса — значит вести продуманный отбор и реализацию тех новшеств, которые являются движущей силой развития образовательного процесса учебного заведения и системы образования в целом. Благодаря такой образовательной среде происходит частичная децентрализация управления и привлечения широких слоев обучающихся к управлению, в чем также проявляется идея развития лидерских качеств у кадетов.

В социально-поддерживающей образовательной среде кадет выступает как субъект познания, а учитель (офицер-воспитатель)

— как самодостаточная в профессиональном плане творческая личность. При этом сохраняется ведущая роль учителя (офице-ра-воспитателя) как посредника между миром кадета и миром предметной культуры и профессиональной деятельности.

Доминанта деятельности кадета как ученика — творческое усвоение знаний, предшествующего опыта, поиск личностных смыслов познания и развития. Главной ценностной установкой учителя (офицера-воспитателя) в этой образовательной среде является установка «Я — профессионал», а для кадета — «Я — личность». Это предполагает, что образовательная среда ориентирует кадета, в первую очередь, на познание самого себя, собственных возможностей и способностей. Соответственно в инновационной образовательной среде кадет — это, в первую очередь, личность саморазвиваю-щаяся, самоактуализирующаяся (стремящаяся к выявлению и развитию своих личностных возможностей), способная к самореализации (стремящаяся проверить себя, реализовать свои возможности).

Социально-педагогическая поддержка становления и развития лидерских качеств

личности кадета в условиях образовательной среды кадетского корпуса предполагает решение следующих задач:

- развитие личности кадета и его индивидуальное самоопределение в воинском коллективе;

- организация творческой познавательной деятельности (самодеятельности), основанной на усвоении специальных способов получения знаний из различных источников информации;

- формирование представления об учебнопознавательной, служебной и профессиональной (военно-профессиональной) деятельности как личностно значимых;

- создание условий для творческой реализации кадетами своих интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, нравственных и других личностных качеств, обеспечивающих, в конечном счете, формирование его как лидера воинского коллектива.

Реализация возможностей образовательной среды кадетского корпуса как фактора социально-педагогической поддержки становления и развития у кадетов качеств лидера основывается на положениях личностно-ориентированной педагогики. Применительно к практике обучения и воспитания

— это такая образовательная среда, в которой кадет обретает самого себя, повышается его самооценка, развиваются способности, совершенствуются волевые качества.

Задача учителя (офицера-воспитателя) — способствовать познавательной активности кадетов, стимулировать их собственную деятельность по личностному изменению и росту. Кадеты должны учиться сами, а не пассивно подчиняться требованиям учителя (офицера-воспитателя). Целью обучения должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочего, а изменение и творческое развитие личности кадета, его поведения.

Проектируя изменения в образовательной среде кадетского корпуса, мы исходим из необходимости соблюдения ряда педагогических условий:

- кадеты решают в процессе обучения проблемы, интересующие их и личностно значимые для них;

- учитель (офицер-воспитатель) проявляет безусловное положительное отношение к кадету, принимает его таким, каков он есть;

- учитель (офицер-воспитатель) проявляет эмпатию к кадету — способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

- учитель (офицер-воспитатель) обеспечивает (предоставляет) кадету средства обучения, в том числе собственные знания, играет роль помощника и стимулятора в обучении, создает психологический комфорт, обеспечивает психологическую и социальную свободу кадета.

Исходя из выделенных педагогических условий в воспитательной подструктуре образовательной среды кадетского корпуса, определяются следующие позиции кадета и учителя (офицера-воспитателя):

а) в воспитательной подструктуре образовательной среды с помощью личностноориентированной технологии воспитания офицер-воспитатель побуждает кадетов к нравственному выбору, формирует у них общечеловеческие нормы гуманистической морали — доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям;

б) важной задачей воспитания в образовательной среде кадетского корпуса является становление и развитие лидерских качеств личности кадета.

Таким образом, ядром обоснованной в нашем исследовании образовательной среды кадетского корпуса является социальнопедагогическая поддержка, которая основывается на том, что офицер-воспитатель:

- должен, в определенной степени, ощущать в себе детство, развивать у себя способность к пониманию подростков, которыми являются кадеты;

должен мудро относиться к поступкам кадетов, при оценке их действий, в первую очередь, искать нечто положительное, заслуживающее уважение, не должен думать о них плохо;

- не имеет права ломать детскую индивидуальность, а, наоборот, должен выявлять, направлять, поддерживать и развивать ее, помня, что кадет находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Проведенное исследование показало, что социально-педагогическую поддержку становления и развития качеств лидера может и готов осуществлять лишь каждый пятый учитель (офицер-воспитатель) кадетского корпуса.

Поэтому важным условием реализации возможностей образовательной среды кадетского корпуса как фактора социальнопедагогической поддержки является совершенствование профессионально-педагогической культуры учителей и офицеров-воспитателей, развитие у них следующих личностных качеств: повышенная чувствительность к потребностям кадетов, открытость и восприимчивость к ним; способность к творчеству; предрасположенность к

общению с людьми; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе; оптимизм, жизнерадостность; способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания; придание процессу обучения личностной окраски; личный пример — как позитивное подкрепление для самовоспитания учащихся; стиль легкого, неформального, теплого общения с кадетами.

Таким образом, в процессе проведенного исследования были обоснованы и раскрыты возможности образовательной среды кадетского корпуса как фактора социально-педагогической поддержки становления и развития лидерских качеств кадетов. Реализации этих возможностей способствует гуманистическая ориентация взаимодействующих друг с другом подсистем (дидактической, воспитательной, служебной) образовательной среды и организационно-педагогических условий (диалогичность; деятельностно-творческий характер; предоставление кадету необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2011.

2. Военная педагогика / Под ред. О.Ю.Ефремова. СПб.: Питер, 2008.

3. Ефремов О. Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2009.

4. Кочин А. А. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. СПб., 2005.

5. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование, 2009.

6. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 1 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal /2005/0901.htm, свободный.

REFERENCES

1. BordovskajaN. V., Rean A. A. Pedagogika. SPb.: Piter, 2011.

2. Voennaja pedagogika / Pod red. O. Ju. Efremova. SPb.: Piter, 2008.

3. Efremov O. Ju. Pedagogika. SPb.: Piter, 2009.

4. Kochin A. A. Pedagogicheskaja kontseptsija i tehnologija profilaktiki asotsial'nogo povedenija nesover-shennoletnih v dejatel'nosti organov vnutrennih del MVD Rossii. SPb., 2005.

5. Sergeev S. F. Obuchajushchie i professional'nye immersivnye sredy. M.: Narodnoe obrazovanie, 2009.

6. Hutorskoj A. V. Model' obrazovatel'noj sredy v distantsionnom jevristicheskom obuchenii [Elektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «Jejdos». 2005. 1 sentjabija. Rezhim dostupa: http:/Avw\v. eidos.ru/journal /2005/0901.htm, svobodnyj.

Д. А. Злобина

МЕТОДИКА РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ НА ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрена типология математических задач на перекодирование и приведена методика работы с этими задачами на основных этапах обучения.

Ключевые слова: задачи, перекодирование, способы кодирования информации, этапы работы с учебным материалом.

D. Zlobina

METHODS OF TEACHING ALGEBRA AT SECONDARY SCHOOL LEVEL: SOLUTION OF PROBLEMS ON CODE CONVERSION

A typology of mathematical problems on code conversion is presented and the methods of solving these problems at secondary levels is regarded.

Keywords: problems, code conversion, ways of information coding, stages of work with educational material.

В современном мире человек постоянно вынужден сталкиваться с информацией, представленной на различных языках. Согласно психологическим исследованиям (М. А. Холодной, И. С. Якиманской), понимание этой информации определяется индивидуальными особенностями человека. Индивидуальные особенности в познании отражаются в познавательных стилях, которые, являясь индивидуально-своеобразными способами изучения реальности, отвечают за восприятие, переработку и усвоение информации [6]. Персональный познавательный стиль является результатом интеграции разных уровней стилевого поведения, и в его основе лежат стили кодирования информации, которые отвечают за восприятие информации извне. Поэтому владение умением перекодировать информацию является необходимым условием понимания информации. В окружающем мире любая информация может быть представлена в различном виде, который опре-

деляется способом кодирования информации [7, с. 111]. В литературе встречаются различные термины, связанные с представлением информации: формы представления, типы кодирования, виды кодирования, стили кодирования и способы кодирования информации. Анализ литературы показал, что формы представления, типы, виды и способы кодирования информации, как правило, относят к средствам, с помощью которых информация представлена в окружающем мире, а стили кодирования информации — к субъективным средствам, которые присутствуют в ментальном опыте человека. Человек изначально имеет определенный стиль кодирования информации, которым он преимущественно пользуется в повседневной жизни. Но мы можем влиять на развитие стиля ученика, предлагая ему задания, представленные различными способами кодирования информации. Психологи различают четыре способа кодирования информации: словесно-речевой, визуальный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.