Научная статья на тему 'Особенности отбора учебных источников исторических знаний в современных условиях'

Особенности отбора учебных источников исторических знаний в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1903
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / обучение истории / исторические знания / источники исторических знаний / учебные источники исторических знаний

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яранцева Н. В.

Статья посвящена особенностям отбора учебных источников исторических знаний в современных условиях. В ней вводится определение понятия «учебные источники исторических знаний», предлагается новый подход к их классификации (на основе способов кодирования информации), сформулированы критерии комплексного отбора учебных исторических источников различных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns some theoretical questions of the notion, classification, criteria of selection and developing potential of educational sources of historical knowledge. These problems need studying in connection with appearance of new historical sources and involving a wide range of sources of knowledge. We offer a classification of all educational sources of historical knowledge. We distinguish five kinds of educational sources: material, written, illustrative, oral and electronic. We have tried to work out the criteria for selection of different kinds of sources of historical knowledge for further usage while studying history. The main aim of this research is to contribute to the development of pupils" informational skills in working with educational sources of historical knowledge.

Текст научной работы на тему «Особенности отбора учебных источников исторических знаний в современных условиях»

Н. В. Яранцева

ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа представлена кафедрой методики обучения истории и обществознанию.

Научный консультант - кандидат педагогических наук, доцент Н .Н. Лазукова

Статья посвящена особенностям отбора учебных источников исторических знаний в современных условиях. В ней вводится опредление понятия «учебные источники исторических знаний», предлагается новый подход к их классификации (на основе способов кодирования информации), сформулированы критерии комплексного отбора учебных исторических источников различных видов.

The article concerns some theoretical questions of the notion, classification, criteria of selection and developing potential of educational sources of historical knowledge. These problems need studying in connection with appearance of new historical sources and involving a wide range of sources of knowledge. We offer a classification of all educational sources of historical knowledge. We distinguish five kinds of educational sources: material, written, illustrative, oral and electronic. We have tried to work out the criteria for selection of different kinds of sources of historical knowledge for further usage while studying history. The main aim of this research is to contribute to the development of pupils' informational skills in working with educational sources of historical knowledge.

Проблема обучения истории на основе использования различных источников исторических знаний разрабатывается в методической науке со второй половины XIX века. В советское время методисты писали преимущественно о роли и значении учебных источников исторических знаний в процессе изучения истории, рассматривая их как средство обучения истории, как источник информации1. Само понятие «учеб-

ные исторические источники», как правило, отождествлялось с другим - «средства обучения истории». Четкого разграничения этих терминов не наблюдалось. Методистами XX века были предложены классификации как письменных, так и наглядных источников исторических знаний по различным основаниям: по характеру восприятия заключенной в них информации2; по характеру знаний, извлекаемых из источни-

ков познавательной деятельности, и форме3; исходя из особенностей содержания учебного исторического материала4; соответственно степени обобщенности фактов5; на основе отличия «безусловной» от «условной» наглядности6; по содержанию и форме7; по характеру исторического образа, формируемого с помощью пособий8; по внешним признакам9 и ряд других.

В педагогической и методической литературе также рассматривались вопросы о критериях отбора исторических источников (в основном текстовых первоисточников10) для учебного процесса и их адаптации к возрастным возможностям учеников11. В методических рекомендациях разрабатывались приемы работы школьников под руководством учителя, ориентированные на извлечение учебной информации из конкретных текстов, из учебной наглядности12. Методика работы с историческими источниками создавалась в условиях существования знаниевой модели обучения, когда в информационном пространстве школьников преобладала текстовая, книжная культура восприятия сведений о прошлом.

В наши дни с изменением содержания и структуры исторического образования требуется дальнейшая разработка проблемы работы с учебными источниками при изучении истории.

Во-первых, изменился характер учебного содержания исторического образова-ния: оно обогатилось новыми компонентами содержания (например, расширилось изучение вопросов истории повседневности, гуманистических ценностей человечества и т. д.), что требует введения новых видов исторических источников. Вариативный характер освещения прошлого в современном учебном процессе предполагает изложение различных версий ученых о прошлом.

Во-вторых, в среднем образовании осуществляется переход от знаниевой модели обучения к развивающей. В связи с этим расширились функции учебных источников исторических знаний: теперь они выступа-

ют не только как носители исторической информации и самостоятельный объект изучения, но и как средство обучения учебным информационным умениям.

В-третьих, изменилось и расширилось информационное пространство современного школьника. Сведения о прошлом теперь поступают не только из книг, но также из мультимедийных источников, из системы Интернет.

Все это приводит к изменению способов восприятия школьником любой информации, в том числе исторического материала, книжную (текстовую) культуру познания постепенно вытесняет аудиовизуальное отображение школьниками новых сведений о мире. Именно этот способ познания соответствует теперь зоне ближайшего развития школьника. Поэтому возникают задачи: с одной стороны, переосмыслить традиционную трактовку понятия «учебные исторические источники» (под ними обычно понимались только учебные тексты), пополнить структуру учебных исторических источников новыми видами, а с другой - отказаться от ориентации на преимущественное формирование умений работы только с историческими текстами, развивать способности учеников к осмысленному, глубокому отражению сведений о прошлом через аудиовизуальные источники информации.

Постараемся определиться в понятии «учебные источники исторических знаний» и рассмотрим возможный вариант их классификации и отбора.

Под учебными источниками исторических знаний предлагается понимать средства обучения, являющиеся носителями специально отобранной информации о прошлом, адаптированной в соответствии с возрастными возможностями учеников, которые обеспечивают освоение основного учебного материала и развитие познавательных умений учащихся.

К таковым могут относиться как первичные, так и вторичные исторические источники, содержащиеся на бумажных или электронных носителях. Под первичными

20 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

учебными источниками исторических знаний имеются в виду те носители информации о прошлом, которые были созданы в изучаемую эпоху:

• вещественные источники - предметы труда, быта, вооружение, транспорт, сооружения и другие достоверно и точно отража-ющие предметную историческую реальность;

• устные источники - легенды, предания, мифы, былины, песни, сказания и другие носители информации о том, как отражались исторические события в памяти людей (их использование требует критического анализа информации);

• изобразительные источники - иконы, картины, рельефы, фото- киноматериалы, дающие точные представления о способах образного отображения прошлого в изуча-емую эпоху, при реалистическом изображении - достоверно воссоздающие историческую реальность, образы эпохи;

• письменные источники - летописи, мемуары, законы и др.

Под вторичными учебными историческими источниками следует понимать сведения об исторической действительности, воссозданные в последующие эпохи:

• вещественные источники - реконструкции, макеты, модели, копии предметов ит. д.;

• письменные - научная и справочная литература, художественная литература исторического жанра;

• изобразительные - произведения исторического жанра в живописи, скульптуре и т. д.

Все учебные источники исторических знаний, как первичные, так и вторичные, считаем возможным разделить на пять видов по способу кодирования информации: письменные, изобразительные, вещественные, устные и электронные.

Представляется возможным выделить общие критерии отбора ИИЗ для учебных целей. Они должны:

• выдерживать внешнюю и внутреннюю критику (если не предполагается при изучении данного источника формировать умение его критики);

• соответствовать принципам научности предъявления исторических знаний;

• обеспечивать эффективное формирование основных нормативных единиц знаний и познавательных умений;

• стимулировать развитие познавательного интереса к изучению прошлого (мотивацию);

• обеспечивать формирование ценностного отношения к культуре исторического познания;

• соответствовать по своему содержа -нию и форме предъявления (по средствам отображения прошлого, по языку и т. д.) познавательным возможностям учащихся;

• позволять воспринимать материал о прошлом адекватно исторической действи-тельности;

• обладать такой оптимальной емкостью (насыщенностью) и лаконичностью, которая позволит на их основе осваивать учебное содержание в рамках урока.

В современных условиях принципиально меняются приоритеты в использовании образовательного потенциала источников исторической информации. Если ранее при выборе источника главным было то, какую учебную собственно историческую информацию он содержит, то теперь большее внимание должно уделяться его развивающему потенциалу, а именно тому, насколько источник создает условия для формирова-ния учебных умений школьников, для организации работы по приобретению учеником опыта самостоятельной познавательной деятельности.

Работа на уроках с любым видом учебных исторических источников должна позволять учащимся осваивать способы исследовательской деятельности и формировать умения:

• осуществлять правильный выбор видов источников в зависимости от заданной тематики познавательной деятельности;

• искать необходимые источники информации (библиографический поиск);

• самостоятельно анализировать источ -ник (осуществлять его внешнюю и внутреннюю критику);

• определять структуру его содержания;

• фиксировать и воспроизводить содержание источника (развитие речевых умений);

• обрабатывать и систематизировать полученную информацию согласно заданным целям;

• оценивать информационную значимость источника и достоверность его сведений.

При этом в современных условиях необходимо искать интегративные основы для комплексного использования различных видов источников исторических знаний. Это позволит создавать целостное, объективное представление о прошлом, формировать умение самостоятельного критического осмысления различной исторической информации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966. С. 66-68.; Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. / Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. Ч. 1. С. 67; Алексашкина Л. Н. Методические основы школьного курса истории: Дис. на соис. уч. степени д. п. н. М., 1999. С. 125-140; Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. С. 190.

2 Вагин А. А., Сперанская Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959. С. 432; Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории. М., 1964. С. 14-15.

3 Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. / Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. Ч. 1. С. 70-71.

4 Стражев А. И. Методика преподавания истории. М, 1964. С. 246-247.

5 Вагин А. А., Сперанская Н. В. Указ. соч. С. 205-208.

6 Андреевская Н. В. Очерки методики преподавания истории У-УП классы. Л.: ГУП Изд-во МП РСФСР Ленинградское отделение, 1958. С. 191.

7 Никифоров Д. Н. Указ. соч. С. 13-16.

8 Гора П. Н. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. С. 25-26.

9 Стражев А. И. Указ. соч. С. 353.; Гора П. Н. Указ. соч. С. 211-212.; Никифоров Д. Н. Указ. соч. С. 16.

10 Андреевская Н. В., Вернадский В. Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. М., 1947; Вагин А. А., Сперанская Н. В. Указ. соч.; Огрызко 3. А. Работа с документами по истории СССР в VIII классе. М.: Учпедгиз, 1956; Огрызко 3. А. Работа с документами по истории СССР в IX классе. М.: Учпедгиз, 1959; Костюкевич Е. А., Назарец А. И. Использование письменных источников в процессе обучения истории в средней школе // Преподавание истории в школе. 1958. № 3; Карелина Г. М. Формирование у старшеклассников умения работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний (на материале курсов истории 11 класса): Дис. на соис. уч. степени к. п. н. СПб., 1998 и др.

11 АндреевскаяН. В. Указ. соч. С. 189-191;ГораП. Н. Указ. соч. С. 9-12, 213-215, 225-231; ДайриН. Г. Указ. соч. С. 68.; Никифоров Д. Н. Указ. соч. С. 3-7.; Ефимов А. В., Редъко А. 3. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 16; Полторак Д. И. и др. Методика использования средств обучения в преподавании истории. М.: Просвещение, 1987. С. 9; Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968; Ежова С. А., Дружкова А. В., Лебедева И. М. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986; Колосков А. Г., Клокова Г. В., Лейбенгруб Г. С. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1984.

12 Андреевская Н. В. Указ. соч. С. 189-191; Гора П. Н. Указ. соч. С. 38-47; Никифоров Д. Н. Указ. соч. С. 7-10; Полторак Д. И. и др. Указ. соч. С. 13-20; Вагин А. А. Наглядность в преподавании истории. М.: Просвещение, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.