Научная статья на тему 'Разработка программы финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей'

Разработка программы финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка программы финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей»

Шейхов М.А., Раджабов А.А.

Разработка программы финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей.

Разработка основных направлений финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК, а на ее базе федеральных и региональных программ, вероятно должна строиться на модели, учитывающей четыре основных аспекта:

- методологический - финансово-экономический;

- логистико-маркетинговый;

- организационный;

- взаимоотношений с бюджетом.

Под моделью финансового оздоровления (санации) в данной работе понимается логико-математическое описание процесса формирования на предприятии рационального размера оборотного капитала. В результате применения абстрактно-логического, функционально-стоимостного и корреляционно-регрессионного анализа был установлен круг показателей, позволяющих наиболее точно отражать вышеуказанный аспект деятельности перерабатывающих и обслуживающих предприятий.

Исходя из этого, выбор был сделан на шести базовых показателях оценки финансового положения и четырех факторах, существенно влияющих на формирование первых.

Шесть базовых показателей — абсолютные: чистый оборотный капитал и чистые ликвидные активы, а также относительные: отношение двух перечисленных показателей соответственно к объему краткосрочных обязательств (модификация показателя - коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности) и объему функционирующего капитала (модификация показателя коэффициентов покрытия мобильности капитала и критической оценки).

Показатели - факторы, оказывающие влияние на показатели оценки, определялись с учетом специфики нынешней ситуации в перерабатывающей и обслуживающих сферах российского АПК.

Учитывалось в начале наличие логической экономической взаимосвязи, а затем, исходя из этого, и соответствующей модификации показателей, проводился корреляционно-регрессионный анализ.

Так, показатель доходности (рентабельности) производственно-финансовой деятельности представлен показателями:

- отношения добавленной стоимости к выручке от реализации продукции;

- отношения добавленной стоимости к массе функционирующего капитала.

Такая модификация оправдана тем, что распределение полученного дохода (за вычетом материальных затрат) на прибыль, заработную плату и амортизацию - это внутреннее дело предприятия, в значительной степени произвольное или изменяемое и мало влияющее на внешние связи.

Другое, не менее важное воздействие оказывает скорость оборота капитала. В экономической литературе она выражается показателями: скорости оборота дебиторской задолженности и товарных запасов (запасов готовой продукции на складах предприятия и в торговой сети). Чем больше скорость оборота, тем меньше требуется оборотного капитала, следовательно, выше норма прибыли (доходности) функционирующего капитала.

Однако оборачиваемость капитала определяется эффективностью менеджмента предприятия в сфере логистики и маркетинга. Она, в свою очередь, объективно может быть оценена с учетом наличия существующей системы бухгалтерской отчетности показателями оценки конкурентоспособности продукции и удельным весом продукции, реализованной через собственную торговую сеть - для перерабатывающих предприятий или, более обобщенно, стоимости продукции (работ, услуг), реализованной посредством предоплаты, к общей массе выручки от реализации.

Ввиду отсутствия возможности произвести детальную оценку конкурентоспособности по всему кругу предприятий, была принята упрощенная процедура. Предполагалось, что вся выпускаемая продукция предприятиями исследованной совокупности имеет примерно одинаковую величину потребительной ценности. В этом случае относительная степень конкурентоспособности по данным одного года среди предприятий определялась по состоянию цен на однородную продукцию, а в динамике - по отношению цен на выпускаемую продукцию (работу, услуги) и уровню доходов населения. Естественно, что при этом нивелируются различия в качестве и натуральности используемого сырья. Чем больше использование различных заменителей и добавок, тем больше имеется возможность установить меньшую отпускную цену при сохранении питательной ценности продукции (калорийности, содержания белков, жиров, углеводов).

Показатель отношения стоимости продукции, реализованной посредством предоплаты, определялся по соотношению суммы полученных авансов к объему реализованной продукции.

Эффективность снабженческо-заготовительной деятельности отражалась по средней цене приобретения ресурсов - закупки сельскохозяйственного сырья и перерабатывающей промышленности, материально-технических ресурсов. Сопоставление делалось в относительных величинах - по соотношению средневзвешенной цены приобретения и показателя конкретного предприятия. В динамике устанавливалось соотношение относительных цен на продукцию и закупаемых ресурсов базового (1993 г.) и анализируемого года.

При выполнении предварительных расчетов было принято, что стоимостные показатели пересчитываются в уровень цен 1998 года по соотношению курса доллара к рублю соответствующих лет, расчет по такой формуле позволяет устранить влияние инфляции.

Перед построением уравнений регрессии целесообразно исследовать степень корреляционной связи между независимыми переменными.

В результате регрессионного анализа были получены следующие уравнения зависимости:

У1 = 369Х1 + 475Х2 + 45,6Хз + 2б,8Х4,

Ун = 0,293 Х1+ 0,185X2 + 0,013 Хз+0,009Х4,

У12= 0,166Х1 + 0,105X2 + 0,0073 Ха + 0,0051X4,

У2 = 92,3 Х1 + 71,3X2 - 11,4X3 + 6,7X4,

У21 = 0,073 Х1 + 0,046X2 +0,0033 Х3+ 0,0023X4,

У22 = 0,042 Х1+ 0,026X2+ 0,0018Хз + 0,0013X4,

где: У1,Уц, У12 - чистый оборотный капитал,

У1 - абсолютное значение, тыс.руб;

Y11- по отношению к краткосрочным обязательствам, тыс.руб;

У12 — по отношению к функционирующему капиталу;

Y2, У21, У22- чистые ликвидные активы;

У2 - абсолютное значение;

У21У22 - относительные значения;

У21 - по отношению к краткосрочным обязательствам;

У22- по отношению к функционирующему капиталу;

Х1 — отношение добавленной стоимости (выручка минус материальные затраты) к величине функционирующего капитала, ко-

эфф.;

Х2 - относительная степень конкурентоспособности продукции, коэфф.;

Хз — оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение выручки к среднегодовому значению дебиторской задолженности по балансу);

Х4 - оборачиваемость товарных запасов (отношение выручки к среднегодовой величине запасов готовой продукции и товаров по балансу).

В свою очередь установлены уравнения зависимости относительных величин добавленной стоимости от эффективности снабженческо-заготовительной деятельности предприятия и степени конкурентоспособности продукции:

Х1 = 0^871 + 0,365Х2,

Х2 = 0,31272,

Хз = 0,31573 + 0,275Х2 ,

Х4 = 0,21673 + 0,316X2,

где 71 - оценка эффективности снабженческой деятельности - удельный вес авансовых платежей за приобретаемые ресурсы к выручке от реализаций продукции;

72 - удельный вес налогов в выручке от реализации продукции, коэфф.;

73 - оценка эффективности сбытовой деятельности - удельный вес продукции, реализованной посредством предоплаты (авансовых платежей) Я через собственную торговую сеть к общей сумме выручки.

Оптимальные значения чистого оборотного капитала у достаточно хорошо работающих предприятий колебались в пределах:

1,4-1,6 к сумме краткосрочных обязательств;

0,35-0,45 - к величине функционирующего капитала;

чистых ликвидных активов соответственно 0,3-0,4 к сумме краткосрочных обязательств;

0,1-0,12 - к величине функционирующего капитала.

Исходя из вышесказанного, вырабатываются меры по финансовому оздоровлению. В соответствии с технологическими особенностями производства устанавливается потребность в функционирующем капитале. При этом прогнозируется максимально высокая степень оборачиваемости товарных запасов и дебиторской задолженности, конкурентоспособности продукции. В последующем намечается ряд мер по достижению оптимального уровня чистого оборотного капитала и ликвидных активов. При достижении требуемого уровня вышеуказанных показателей предполагается, что кредиты, займы, получаемые на пополнение (формирование) оборотного капитала включаются в состав долгосрочной задолженности и условно в сумму чистого оборотного капитала и при определенной схеме денежного оборота - в состав ликвидных активов. Обеспечение вышеуказанного уровня чистого оборотного капитала позволяет не только своевременно производить расчеты, но и осуществлять авансирование поставщиков, либо осуществлять платежи в день получения сырья и других материально-технических ресурсов.

Полученные результаты апробировались на конкретном объекте (приложение 2). Расчеты проводились при помощи программы «Проджект-эксперт-4.1».

Логистико-маркетинговый аспект заключается в изменении методов формирования отпускных цен на вырабатываемую продукцию, выбора сегмента потребительского рынка при кардинально новом подходе к определению качественных характеристик продукции. Методика формирования отпускных цен, оптимальная для нынешних российских условий, предполагает переход от калькуляционного метода к конкурентным ценам, т.е. минимально возможным для основной массы реализуемой продукции. Расчет себестоимости производится Посредством обратного счета - устанавливается такое сырье и технология производства, которые могут быть использованы для выпуска продукции при обеспечении требуемого уровня добавленной стоимости, включающей оплату труда, амортизацию, прибыль, налоговые и иные платежи, включая погашение ссуд и прочих долгов, выплату процентов за кредит. Предельная полезность товаров контролируется по их питательной ценности на уровне, обеспечивающем достаточный спрос потребителей при минимальном уровне издержек на сырье. Условно-постоянные расходы прогнозируются сметным способом, и их размер в цене продукции устанавливается в соответствии с ценовой эластичностью выпускаемой продукции (чем меньше отпускная цена, тем больше объем производства). Расчетный уровень конкурентных цен определяется при помощи методики оценки конкурентоспособности, разработанной ВНИИЭиН в 1998г.

Сбыт продукции в период финансового оздоровления планируется преимущественно с непосредственным расчетом или посредством предоплаты и авансовых платежей. Применительно к обслуживающим предприятиям это означает, что реализация продукции (работ, услуг) может производиться только платежеспособным предприятиям. Поставки или выполнение работ (услуг) для сельскохозяйственных предприятий могут производиться ввиду тотальной неплатежеспособности 80% от их числа только на условиях договоров простого товарищества с последующим разделом полученной сельскохозяйственной продукции пропорционально вкладу каждого участника.

Закупка сырья, других материально-технических ресурсов предусматривается посредством предоплаты либо платежей в день получения сырья, других материально-технических ресурсов.

Для перерабатывающих предприятий мясо-молочной промышленности приобретение сырья намечается главным образом за счет личных подсобных хозяйств. При этом взаимоотношения оформляются как договоры подряда на переработку принадлежащего физическим лицам сырья и договоров комиссии на реализацию переработанной продукции. В этом случае размер налоговой нагрузки уменьшается на 14-24% стоимости закупаемого сырья (величины НДС, начисляемого на сырье, покупаемое у физических лиц, плюс налоги на пользователей автомобильных дорог и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы).

Приобретение сырья у сельскохозяйственных предприятий (либо им поставки машин и оборудования) осуществляются на условиях договоров простого товарищества или посредством передачи ими перерабатывающим или агросервисным предприятиям в

доверительное управление своих производственных объектов или производств. Порядок ведения операционной и финансовой деятельности при этой форме взаимоотношений приведен в приложении 1.

Организационный аспект заключается в формировании определенных структур и реализации планов финансового оздоровления (санации) предприятий при их государственной поддержке и контроле. Для этого принимаются Постановления Правительства и Глав Администраций субъектов Российской Федерации, предусматривающие осуществление Программы стабилизации и финансового оздоровления перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК. Ее цель -формирование достаточного размера собственного оборотного капитала предприятий этих отраслей АПК посредством реализации совместно с государством мер по их финансовому оздоровлению (санации).

В соответствии с ними создается Фонд финансовой поддержки АПК. Средства Фонда состоят из бюджетных средств, предназначенных для оказания финансовой поддержки перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК, взносов потенциальных инвесторов (кредиторов), желающих принять участие в финансовом оздоровлении предприятий АПК, а также самих предприятий (в любой форме). Источник бюджетных средств - возвращаемые ссуды и проценты по льготным кредитам, выданные государством в прошлые годы.

Основные направления использования средств Фонда - предоставление гарантий по ссудам и займам, выдаваемым коммерческими банками и другими организациями; компенсация разницы между льготной и фактической процентными ставками по вышеуказанным ссудам и займам, предоставляемым предприятиям, участвующим в программах Фонда. Помимо этого Фонд выдает рекомендации и контргарантии за счет своего имущества по предоставлению налоговых кредитов и налоговых инвестиционных кредитов.

Для получения поддержки из средств Фонда предприятие должно отдать в залог акции или другое имущество и представить детально разработанный план финансового оздоровления (образец показан в приложении 2). После рассмотрения плана финансового оздоровления и принятия решения о поддержке предприятие самостоятельно получает кредиты и займы коммерческих организаций. О реальности такого подхода свидетельствует наличие среднедневных остатков свободных денежных средств на счетах коммерческих банков в России порядка 60-65 млрд. руб.

Для оперативной деятельности создается открытое акционерное общество «Агентство по реструктуризации перерабатывающих и обслуживающих предприятий» (АРПОП), учредителями которого выступают федеральные и региональные фонды имущества и кредитно-финансовые организации, перерабатывающие и обслуживающие предприятия.

Агентство может принимать на себя широкий круг полномочий по аналогии с Агентством по реструктуризации кредитных организаций в соответствии с Федеральным Законом РФ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» от 25.02.99 г. и Программой «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации». В их числе следующие:

- принятие на себя доверительного управления имуществом реструктурируемых предприятий,

- осуществление функции факторинговой компании, оплачивая до 80% стоимости отгруженной продукции с последующим получением средств от дебиторов и доплатой предприятиям-поставщикам оставшейся разницы (за вычетом стоимости услуг и процентов за кредит);

- разработка планов финансового оздоровления (санации) предприятий;

- принятие на себя функции внешнего управления конкурсного и арбитражного управляющих при процедуре банкротства предприятий;

- осуществление посреднических функций по реализации неиспользуемого имущества реструктурируемых предприятий АПК;

- осуществление контроля за соблюдением планов финансового оздоровления (санации);

- представительство в Фонде при передаче ему в залог акций реструктурируемых предприятий в их советах директоров (наблюдатель-

ных советах).

Размер уровня поддержки Фонда устанавливается исходя из его сформированного уставного капитала. По России эта сумма может составить при образовании Федерального Фонда 1,5- 2,5 млрд.руб., региональных фондов - от 20 до 120 млн.руб. (в зависимости от возможностей субъектов федерации).

Ссуды направляются для образования чистого оборотного капитала и чистых ликвидных активов в размере, достаточном для рентабельной работы предприятия, исходя из следующих расчетов. Выручка от реализации устанавливается исходя из величины необходимой прибыли для расчета с долгами по согласованному графику, суммы условно-постоянных расходов, рентабельности (нормы прибыли) функционирующего капитала на уровне не менее 35% (исходя из ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации плюс 4%> - налоги в дорожные фонды и местные и 3% - за банковское обслуживание). Сумма выручки либо непосредственно умножается на норматив (для соответствующей отрасли с учетом скорости круговорота товарных запасов и дебиторской задолженности). Более точно она рассчитывается как разница суммы краткосрочных обязательств (расчетов с поставщиками, подрядчиками, прочими кредиторами, а также с бюджетом, внебюджетными фондами и по оплате труда - в расчете 30-дневной задолженности). При этом закупки сырья планируются с немедленным расчетом или в виде авансовых платежей (предоплаты).

Размер запасов сырья, материалов устанавливается не более чем из трех-пятидневной нормы неснижаемого запаса; размер незавершенного производства - исходя из технологического цикла. Размер товарных запасов (готовая продукция и товары в магазинах) - по реально достижимому минимальному уровню, исключая производство с ярко выраженным сезонным характером - плодоовощная консервная, масложировая промышленность и т.п. (70-120 оборотов в год). Размер дебиторской задолженности не более чем 7-10 дней по продукции, реализуемой без предоплаты (не более 30-40% от всего размера выручки) -36-52 оборотов в год. Сумма авансовых платежей, предназначенных для закупок сырья у сельхозтоваропроизводителей - в размере 1/12 - 1/20 стоимости используемого сырья. Примерный размер чистого оборотного капитала и ликвидных активов устанавливается на основе рассчитанных авторами коэффициентов.

Следующий основной аспект проблемы финансового оздоровления (санации) - вопросы взаимоотношений с бюджетом - проведение взаимозачетов, получение налогового и налогового инвестиционного кредитов. Гарантии и компенсация процентов за предоставленные банками, другими финансовыми структурами ссуд (займов) даст возможность обеспечить уровень поддержки предприятий с мультипликатором 2,5-3,0 руб. (на один рубль бюджетных средств - 2,5-3 руб. Кредитов). Предоставление льгот по налогу на прибыль - на один процент снижения ставки налогов рост суммы налоговых поступлений на 5-10%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.