УДК 338.124.4
ВЫЯВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА
Юлия Михайловна Потапова, магистрант кафедры экономики городского хозяйстваи сферы обслуживания Тел.: (964) 632-70-91, e-mail: [email protected] Алефтина Ивановна Кузнецова, д. э. н., проф.,
профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Тел.: (915) 318-19-48 e-mail: [email protected] Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru
В статье проведен анализ причин возникновения кризисов на предприятиях города. Рассмотрены основные принципы выявления кризисных ситуаций финансовохозяйственной деятельности и методы преодоления кризиса.
Ключевые слова: кризис, капитал, финансовое положение, финансовый риск, финансовый анализ.
Актуальным вопросом в управлении предприятием является выявление кризисных явлений на ранней стадии и методы их преодоления. Известно, что одной из функций рынка является очищение экономики от неэффективных производств и неконкурентоспособной продукции. Это есть необходимое условие достижения экономической системой устойчивого равновесия.
Экономическая наука разработала целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. Обобщая их, известный экономист П. Самуэльсон называет Ю.М. Потапова наиболее важные теории циклов и кризисов [1]:
- непреодолимые противоречия между общественным характером производства и частным присвоением результатов труда (К.Маркс),
- денежная теория, которая объясняет цикл экспансией банковского кредита (Хоутри),
- теория нововведений, объясняющая цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетр, Хансен),
- психологическая теория, трактующая цикл как следствие волн пессимистического и оптимистического настроения населения (Пигу, Беджгот),
- теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, которую получают богатые и бережливые люди по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Катчингс);
- теория чрезмерного инвестирования (Хайек, Мизес),
- теория солнечных пятен - погоды - урожая (Джеванс, Мур)[2].
Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут явиться внутренние либо внешние факторы.
Внутренние факторы:
- изначально неверная рыночная философия организации;
- отсутствие либо неверные принципы ее действия;
- низкое качество продукции и нерациональное использование ресурсов;
- низкий уровень маркетинга и менеджмента;
— несоответствие технологической структуре предприятия уровней организационной и управленческой культур.
Внешние факторы:
— тип экономической системы;
— полное отсутствие кредитной политики или ее несбалансированность;
— структура потребностей населения;
— уровень накоплений и доходов населения;
— величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий;
— фаза экономического цикла;
— политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования;
— размеры и темп инфляции;
— информационное и научно-техническое развитие производственного цикла;
— уровень общественной культуры;
— международная конкуренция.
Выявление кризисных ситуаций на предприятии считается важным этапом управляющего (директор, финансовый директор, арбитражный управляющий, антикризисный управляющий).
Для выявления кризисной ситуации на предприятии проводится финансовый анализ, для выполнения которого выступает публичная бухгалтерская отчетность организации, т.к. очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации. Основные формы отчётности - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Эти документы дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более детального анализа можно использовать отчеты о движении средств и капитала предприятия.
Обычно пользуются следующими методами финансового анализа: вертикальный анализ, горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы.
Имеется ряд законодательно утверждённых подходов к анализу финансовохозяйственной деятельности предприятия [3 ]:
1. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. №31-р.
2. Постановление правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
3. Положение ЦБР от 19.06.2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц-учредителей (участников) кредитной организации.
4. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
5. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997г. № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
В постановлении правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» утверждены правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Также в постановлении имеется ряд основных показателей для расчёта коэффициентов финансовохозяйственной деятельности должника, таких как:
а) совокупные активы (пассивы) - баланс (валюта баланса) активов (пассивов),
б) скорректированные внеоборотные активы - сумма стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основных средств (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершённых капитальных вложений (без незавершённых капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов,
в) оборотные активы - сумма стоимости запасов (без стоимости отгруженных товаров), долгосрочной дебиторской задолженности, ликвидных активов, налога на добавленную стои-
мость по приобретённым ценностям, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров,
г) долгосрочная дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты,
д) ликвидные активы - сумма стоимости наиболее ликвидных оборотных активов, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов,
е) наиболее ликвидные оборотные активы - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (без стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров),
ж) краткосрочная дебиторская задолженность - сумма стоимости отгруженных товаров, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (без задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал),
з) потенциальные оборотные активы к возврату - списанная в убыток сумма дебиторской задолженности и сумма выданных гарантий и поручительств,
и) собственные средства - сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов за вычетом капитальных затрат по арендованному имуществу, задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров,
к) обязательства должника - сумма текущих обязательств и долгосрочных обязательств должника,
л) долгосрочные обязательства должника - сумма займов и кредитов, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчётной даты, и прочих долгосрочных обязательств,
м) текущие обязательства должника - сумма займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчётной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств,
н) выручка нетто - выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей,
о) валовая выручка -выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов,
п) среднемесячная выручка - отношение величины валовой выручки, полученной за определённый период как в денежной форме, так и в форме взаимозачетов, к количеству месяцев в периоде,
р) чистая прибыль (убыток) - чистая нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.
Практическое применение расчетных формул приведено в монографии А.И. Кузнецовой. В основе анализа лежит расчет коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие [4]:
1. Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости). Он характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала предприятия. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов.
Коэффициент автономии = Собственный капитал /Активы
Значение коэффициента автономии в российской практике: 0,5 и более (оптимальное значение 0,6-0,7).
2. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) - финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
К = оа / КО где: - коэффициент текущей ликвидности;
тл ОА - оборотные активы; КО - краткосрочные обязательства.
Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платёжеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффици-
ента 2 и более. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
3. Коэффициент быстрой ликвидности. Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.
Кбл = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства) / Текущие обязательства
Нормальным считается значение коэффициента не менее 1.
4. Коэффициент финансового левериджа - это показатель соотношения заёмного и собственного капитала организации. Он принадлежит к группе важнейших показателей финансового положения предприятия, куда входят аналогичные по смыслу коэффициенты автономии. Термин «финансовый леверидж» часто используют в более общем смысле, говоря о принципиальном подходе к финансированию бизнеса, когда с помощью заёмных средств у предприятия формируется финансовый рычаг для повышения отдачи от собственных средств, вложенных в бизнес.
Коэффициент финансового левериджа = Обязательства / Собственный капитал
И числитель, и знаменатель берутся из пассива бухгалтерского баланса организации. Обязательства включают в себя и долгосрочные, и краткосрочные обязательства (т.е. все, что остаётся от вычитания из сальдо баланса собственного капитала).
Оптимальным, особенно в российской практике, считается равное соотношение обязательств и собственного капитала (чистых активов), т.е. коэффициент финансового левериджа = 1. Допустимым может быть и значение до 2. При больших значениях коэффициента организация теряет финансовую независимость, и её финансовое положение становится крайне неустойчивым. Таким организациям сложнее привлечь дополнительные займы.
5. Z-модель Альтмана (Z-счёт Альтмана) - это финансовая модель, разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.
В основе формулы лежит комбинация 4-5 ключевых финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое положение и результаты деятельности предприятия. Изначально формула была предложена Альтманом в 60-х годах прошлого века. Позже автор предложил вариации данной формулы с учётом отраслевых особенностей организаций.
Z-score = 6.56T1 + 3.26T2 + 6.72T3 + 1.05T4
где T1 = Рабочий капитал / Активы T2 = Чистая прибыль / Активы T3 = EBIT /Активы T4 = Собственный капитал / Обязательства
Значения для Z-счет Альтмана:
- коэффициент, равный 1 и менее - «красная» зона, существует вероятность банкротства предприятия;
- от 1.1 до 2.6 - «серая» зона, пограничное состояние, вероятность банкротства невысока, но не исключается;
- 2.6 и более - «зелёная» зона, низкая вероятность банкротства.
6. Собственные оборотные средства (СОС), или рабочий капитал (workingcapital, networkingcapital) - это сумма, на которую оборотные активы организации превышают ее краткосрочные обязательства. Данный показатель используется для оценки возможности предприятия рассчитаться по краткосрочным обязательствам, реализовав все свои оборотные активы.
Собственные оборотные средства определяют степень платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
СОС = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства
Такое же значение можно получить другим способом:
СОС=(Собственныйкапитал + Долгосрочные обязательства) -Внеоборотные
активы
Нормальным считается положительное значение показателя «собственные оборотные средства», т.е. ситуация, когда оборотные активы превышают краткосрочные обязательства.
Отрицательный показатель собственных оборотных средств крайне негативно характеризует финансовое положение организации.
Возможны четыре типа финансовой устойчивости:
1. Абсолютная устойчивость - для обеспечения запасов (З) собственных оборотных средств; платежеспособность предприятия гарантирована [4]:
З< СОС
2. Нормальная устойчивость - для обеспечения запасов, кроме собственных оборотных средств, привлекаются долгосрочные кредиты (Кд) и займы; платежеспособность гарантирована:
З<СОС + Кд
3. Нестойкое финансовое состояние - для обеспечения запасов, кроме собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов, привлекаются краткосрочные кредиты и займы (Кк):
З<СОС + Кд+ Кк
4. Кризисное финансовое состояние - для обеспечения запасов не хватает «нормальных» источников их формирования; предприятию угрожает банкротство:
З> СОС + Кд+ Кк
Несмотря на наличие множества способов контроля финансового состояния организации, руководители предприятий зачастую пренебрегают ими по различным причинам. Кто-то не знает о методах, кто-то не ведёт анализ по причине высокой загруженности и ошибочно постоянно откладывают «на потом» либо «в долгий ящик». Это зачастую приводит к постепенному ухудшению финансового состояния компании и приближает предприятие к риску возникновения финансового кризиса, а в ряде случаев к банкротству.
Возникновение финансового кризиса ещё не говорит о необходимости банкротства предприятия. Ситуацию можно исправить, применяя множество методов преодоления финансового кризиса, разработанных экономистами.
В своей книге «Антикризисное управление: сущность, динамика, методики» З. А. Авдошина [5] описываются основные методы преодоления финансового кризиса в организации.
Эти методы включают в себя:
— сокращение затрат;
— увеличение поступления денежных средств в организацию;
— проведение реструктуризации кредиторской задолженности;
— определение стратегии развития организации;
— проведение реструктуризации или реорганизации организации.
Сокращение затрат является необходимым шагом, когда предприятие испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, сокращать расходы, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год.
Методами сокращения затрат являются:
— контроль затрат;
— анализ источников затрат;
— классификация затрат по степени зависимости от объемов производства;
— проведение мероприятий по снижению затрат;
— оценка полученного эффекта.
Основными направлениями деятельности по снижению затрат являются:
— сокращение фонда оплаты труда;
— сокращение затрат на сырье и материалы;
— внедрение ресурсосберегающих технологий;
— сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования;
— затраты на рекламу;
— исследование рынка;
— поддержание определённого качества услуг.
Нужно определить наиболее затратные статьи баланса, которые подлежат сокращению (капитальное строительство, дорогостоящие стажировки для сотрудников, проведение масштабных маркетинговых исследований), и направить эти ресурсы на проведение реструктуризации и проекты, предусматривающие получения быстрой прибыли.
Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трём главным направлениям: во-первых, продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых, оптимизация продаж; в-третьих, изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Все активы, находящиеся в собственности компании - здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в том числе других предприятий, векселя банков, - могут быть проданы или использованы для погашения долга в ходе реструктуризации. Это возможно, если данные активы не являются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговые требования).
Для выбора кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объёма продаж со стоимостью предоставления должностных торговых кредитов и риском возможной неуплаты. С целью снижения риска неуплаты дебиторской задолженности организация должна отслеживать кредитную историю клиентов. Организация должна достаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, чтобы рассчитать необходимый резерв для списания безнадёжных долгов.
Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Резерв на списание безнадёжных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена.
Реструктуризация задолженности - это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов.
Реструктуризация предприятия - это сложный процесс разработки и реализации проекта изменения состояния существующей организации, её структуры, который может быть реализован в форме слияния, поглощения, разделения. Реструктуризация предполагает разработку чётких действий и формирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождаться изменением организационно-правовой формы. При создании программы реструктуризации разрабатывается несколько проектов, из которых руководство выбирает наилучший вариант с учётом рисков и прибыли.
Ещё одним методом преодоления финансового кризиса является реорганизация предприятия. Реорганизация предприятия - это процесс существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты её деятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут не затрагивать структуру, стратегический продукт, но они должны быть настолько
существенными, чтобы предприятие смогло выжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным [5].
Санация - это комплекс реорганизационных мероприятий, направленных на оздоровление финансово-хозяйственного состояния предприятия с целью восстановления его платёжеспособности и предотвращения его банкротства. Цель санации - сохранить предприятие путём разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития.
Проведение санации базируется на определённых принципах, указанных в работе Э. М. Короткова:
- Принцип упущенных возможностей. Чем быстрее будет осознана необходимость санационных мероприятий, тем легче будет предприятию преодолеть зону неблагополучия;
- Принцип диагональности экономических процессов. Санация должна носить оперативный характер с быстро окупаемыми мероприятиями, которые не отрицают решения стратегических целей преобразования предприятия;
- Принцип малозатратности. Он особенно актуален при остром дефиците ресурсов на убыточном предприятии;
- Принцип прозрачности мероприятий санации для всего персонала предприятия;
- Принцип сохранения компромисса между интересами собственников, менеджеров, работников, кредиторов и инвесторов предприятия.
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самым предприятием до возбуждения кредиторами в суде дела о банкротстве. В этом случае предприятие пытается выйти из кризисного состояния по своей инициативе или с помощью кредиторов и инвесторов. Санация в этом случае носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия и подчинена задачам его антикризисного управления. Такая санация предприятия осуществляется по многим направлениям его хозяйственной деятельности.
Программу санации предприятия разрабатывают его менеджеры, а при необходимости и возможности внешние консультанты (консалтинговые и аудиторские фирмы, аналитические структуры при государственных органах). Разработка программы санации связана с выявлением внутренних резервов предприятия, которые используются, по данным экономической литературы, лишь на 40-60%. Основной недоиспользованный потенциал предприятия для санации находится в сфере финансового и налогового менеджмента, управления персоналом и маркетинговых исследований.
Важную часть программы санации составляет диагностика симптомов и причин кризисного состояния предприятия на основе личных наблюдений ответственного менеджера, его доверительных бесед с персоналом, осмотра рабочих мест и анализа финансовых показателей деятельности предприятия.
Процедура разработки программы санации обязательно должна включать активное участие персонала в проектировании и оценке намечаемых перемен, системное информирование всех сотрудников о применяемых мерах санации. Необходимо узнать мнение каждого сотрудника о желательных изменениях на предприятии, высказанное устно или в форме анкетирования.
На основании всего этого собранного материала необходимо продумать и составить список причин выявленных негативных факторов. Выявление этих причин должно перерасти в проектирование конкретных антикризисных мероприятий.
При разработке программы санации предприятия рекомендуется:
- тщательно анализировать причины кризисных явлений на предприятии с выявлением их происхождения, а не симптомы кризиса;
- изучить все возможные, в том числе альтернативные, способы снижения воздействия негативных факторов в рамках решения каждой конкретной проблемы;
- разработать последовательные антикризисные мероприятия с указанием ответственных лиц, сроков, объемов ресурсов и мест контроля.
Большое значение имеют нахождение подлинных причин неблагополучия на предприятии и идентификация проблем в количественном выражении. При исследовании каждой проблемы желательна очень детальная конкретизация всех причин.
В программу санации включаются даже самые мелкие изменения, которые влияют на обслуживание покупателей, качество продукции, уровень производственных и управленческих затрат и тем самым повышают жизнестойкость предприятия.
Эффективное управление затратами, предусматриваемое в программе санации, требует усовершенствования систем учета на основе оперативной, достоверной, прозрачной и наглядной информации.
Повышение качества контрактной работы должно быть основано на более тщательном изучении потенциальных рисков
Зная и используя в практике управления предприятием методы выявления и преодоления финансового кризиса, можно избежать банкротства.
В результате проведенного исследования выявлены основные причины возникновения финансового кризиса на предприятиях, приведены основные принципы выявления кризисных ситуаций финансово-хозяйственной деятельности, а также основные методы преодоления финансового кризиса.
Литература
1. Коротков Э.М. Антикризисное управление.- М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1992.
3. Коэффициент автономии // Финансовый аналитик. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/solvency/coefficient_of_autonomy.html
4. Кузнецова А.И. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий научно-промышленного комплекса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010.
5. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность диагностика, методики. -М.,
2010.
Identification of crisis situations of financial and economic activity of enterprises and methods of overcoming crisis
Julia Mihaylovna Potapova, undergraduate student of Municipal Economy and Services Department, Moscow University after S. Yu. Witte
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Municipal Economy and Services Department, Moscow University after S. Yu. Witte
In the article the analysis of the causes of the crisis in enterprises is presented. The basic principles of identification of crisis situations of financial and economic activity and the methods of overcoming the crisis are given.
Keywords: crisis, capital, financial position, financial risk, financial analysis.