УДК 330
Ю. О. Каменнова
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Ключевые слова: сельское хозяйство, национальная экономика, аграрный сектор, АПК, оборотные средства, государственная поддержка, кредитование, банковская система, внебюджетное финансирование, налоговые сертификаты, векселя, залоговые сертификаты, товарный кредит, вексельный кредит.
В данной статье рассматриваются причины неэффективного использования оборотных средств в сельском хозяйстве. Изучены основные аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Описана необходимость создания своей банковской системы, обслуживающей сельскохозяйственное производство.
Key words: agriculture, national economy, agriculture, agribusiness, working capital, government support, credit, banking systems, small, extra-budgetary funding, tax certificates, promissory notes, mortgage certificates, merchandise
credits, bill credits.
This article discusses the causes of inefficient use of working capital formation in agriculture. The basic aspects of state-governmental support to agricultural producers. Described the need to create your own banking system, serving the agricultural production.
Сельское хозяйство является одной из базовых сфер экономики, обеспечивая удовлетворение потребностей населения в продовольствии. Одним из условий достижения необходимого уровня продовольственной защищенности является наличие стабильно функционирующих отраслей, обеспечивающих производство продовольствия, и, прежде всего, сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве страны пока преобладает традиционно сложившаяся единая система бухгалтерского учета, которая по мере развития рыночных отношений и глобализации мирохозяйственных связей неминуемо трансформируется в две отдельные подсистемы: финансового учета и управленческого учета.
Сельское хозяйство в Российской Федерации представляет собой одну из важнейших сфер национальной экономики. На долю аграрного сектора в России приходится 25 % основных фондов, около 30 % валового продукта, более 70 % товаров, потребляемых населением
[3].
Внедрение рыночных отношений в российскую экономику сопряжено с изменением форм собственности предприятий, в том числе в сельском хозяйстве. За годы реформ около 2/3 сельскохозяйственных предприятий стали закрытыми акционерными обществами, разнообразными товариществами и кооперативами. Государством за последние годы принимались законодательные и другие правовые акты, направленные на сдерживание кризисных явлений в аграрном секторе АПК. К сожалению, несмотря на все усилия, кризисные явления по настоящее время в сельском хозяйстве в России не преодолены [6].
Одна из основных причин продолжающего кризиса в сельском хозяйстве - недостаточное выделение средств этой сфере экономики со стороны государства. Многие предприятия не имеют собственных источников не только для инвестиционной, но и для текущей деятельности. Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами и несвоевременным бюджетным финансированием, а уровень доходов значительной части сельскохозяйственных производителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда, так как большинство хозяйств утратило собственные оборотные средства. Утрату либо недостаточность собственных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий считают одной из основных причин кризисного состояния аграрного сектора российской экономики [1].
Поэтому острой проблемой является низкая эффективность использования оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей Самарской области и России в целом в условиях отсутствия доступных источников их пополнения. Это обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, а именно: длинным циклом производства продукции; дороговизной и малой доступностью кредитных ресурсов для большинства предприятий.
Между тем сложившаяся к настоящему времени практика формирования и использования оборотных средств требует дальнейшего совершенствования, решительного отказа от устаревших форм и методов, которые являются одной из основных причин, сдерживающих рост эффективного использования оборотных средств в сельском хозяйстве.
Рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Одним из главных экономических факторов повышения эффективности использования оборотных средств является усиление государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям.
Отечественный аграрный сектор в сложившейся экономической ситуации не может рассчитывать на необходимый уровень государственной поддержки. В то же время определенная работа в этом плане проводится. Для финансового оздоровления сельских товаропроизводителей предусмотрено проведение экономически обоснованной реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды, а также поставщикам за товары. Комплексный подход предполагает изучение причин образовавшейся задолженности, оценку платежеспособности, возможность осуществлять производственную деятельность и текущие расчеты после реструктуризации долгов предприятия [5].
В настоящее время были изменены направления государственной поддержки сельского хозяйства: в первую очередь ее получили предприятия и фермерские хозяйства, способные обеспечить наибольшую отдачу от вложенных средств. Дотации и субсидии были выделены путем заключения соглашений, предусматривающих определенные условия для сельскохозяйственных предприятий.
В период 1999-2003 гг. осуществлялась работа по восстановлению национальной кредитной системы АПК. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1999г. было предоставлено 4,6 млрд руб. кредитов из специального фонда льготного кредитования. Была оказана помощь в обеспечении минеральными удобрениями, средствами химической защиты растений, нефтепродуктами и другими материальными ресурсами; аграрные предприятия 34 регионов страны получили ссуды для приобретения топливно-смазочных материалов. В 2001 г. сельскохозяйственным предприятиям была компенсирована часть сумм, уплаченных банкам за предоставленные кредиты [7].
Однако следует отметить, что на сегодня практика льготного кредитования через данный фонд вызывает довольно много нареканий.
АПК необходима своя банковская система, обслуживающая сельскохозяйственное производство и перерабатывающую промышленность. Реальными материальными активами и залогами могли бы стать: земля, производственные постройки, продукция и др.
Целесообразно создать структуры, работающие по принципу обществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредителями которых стали бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры в отличие от коммерческих организаций не ставят целью максимизацию прибыли. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйственные сферы. Функционирование альтернативной кредитной системы позволит создать конкурентную среду в сфере банковского обслуживания, особенно в отдаленных сельских районах.
Активно ведется поиск антикризисных моделей и механизмов, которые бы обеспечивали предприятиям агропромышленного комплекса возможность для саморазвития за счет внутренних резервов регионов. Для этого предстоит освоить методы работы с товаронаполненны-
ми неэмиссионными ценными бумагами (двойными и простыми складскими свидетельствами, простыми и переводными векселями, чеками, сертификатами), которые широко применяются в мировой практике [8].
В настоящее время такой механизм отрабатывается во многих областях. Он предусматривает реструктуризацию задолженности и привлечение внебюджетных средств для освоения высокоэффективных технологий, технических и организационных инноваций в отраслях, которые представляют собой так называемые «точки экономического роста».
Во многих областях апробируются такие финансовые инструменты, как долговые налоговые сертификаты для натурализации недоимок, векселя — для ликвидации дебиторской задолженности, залоговые сертификаты — для привлечения инвестиций. Через муниципальное предприятие администрации районов участвуют в создании залогового фонда, формируют и реализуют муниципальные и региональные заказы и зачеты.
Единый консолидированный заемщик внебюджетных средств является одновременно гарантом возврата средств совместно с паевым залоговым фондом. Организуется фонд высокоэффективных инновационных программ, из которого товаропроизводители могут «черпать» современные прогрессивные технологии, рентабельные бизнес-проекты, данные об инновациях, получать услуги по авторскому сопровождению [6].
Рациональное сочетание бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, их эффективное использование при осуществлении целевых комплексных программ позволит создать многокомпонентный механизм оздоровления аграрной экономики, в котором остро нуждается отрасль в рыночных условиях. Регулирование уровня финансовой устойчивости и доходности производства, переработки и реализации продукции сегодня становится одним из основных направлений экономической работы в АПК.
В настоящее время в результате аграрных преобразований радикально изменились кредитные отношения банков и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система кредитования представляет собой довольно либеральную систему, при которой клиент выбирает то кредитное учреждение, услугами которого он хотел бы пользоваться [2].
Тем не менее, кредитные отношения в данной сфере еще не в полной мере соответствуют рыночной экономике:
• недостаточно отработан финансово-кредитный механизм;
• отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства, обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства;
• сельскохозяйственным товаропроизводителям недоступны кредитные ресурсы из-за высоких процентных ставок, в связи с этим у них не хватает заемных средств для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства;
• убыточность многих товаропроизводителей не позволяет им возвращать полученные кредиты [7].
По краткосрочному кредитованию наиболее эффективной формой государственного регулирования является государственный залог сельскохозяйственной продукции. Целесообразна разработка такого механизма его функционирования, который трансформировал бы кредитный процесс в регулируемую государством форму предоставления заемных ресурсов на сезонное восполнение оборотных средств и управление реализацией сельскохозяйственной продукции [8].
Для государства залоговые операции интересны тем, что кредиты являются осязаемыми, целевыми и выдаются под ликвидные ресурсы, т. е. гарантируется их возврат. Интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивается своевременным получением денег и облегчением сбыта продукции при неудовлетворительной конъюнктуре рынка. Кредитование под залог сельскохозяйственной продукции может производиться в денежной и товарной формах в виде авансирования.
Предметом залога может выступать как уже произведенная продукция, так и сельскохозяйственная продукция будущего года. Кредит под урожай будущего года может выдавать-
ся под залог контракта и страхового полиса на сроки, не превышающие периода естественной вегетации соответствующих культур.
Общепринятой в мировой практике формой кредитования является товарный кредит. Опыт развитых стран показывает, что такая форма сезонного кредитования села вполне закономерна. Так, в Западной Европе на нее приходится 33 % сезонного кредита, выдаваемого аграрному сектору, в США — более 20 %. Применявшийся ранее в России государственный товарный кредит имел существенные изъяны, снижавшие его эффективность [5].
Целесообразно использовать смешанный банковский и коммерческий кредит, позволяющий увеличить ресурсы хозяйств аграрного сектора за счет привлечения средств различных предприятий путем заключения договоров. Эффективность подобных операций будет обеспечиваться не только формальными договорными обязательствами сторон, но и непосредственным коммерческим интересом предприятий, участвующих в кредитовании.
В условиях высоких процентных ставок по кредитам, недостаточной доходности сельского хозяйства целесообразно применение вексельного кредита. Его суть заключается в том, что предприятие-ссудозаемщик расплачивается не реальными денежными средствами, а банковскими обязательствами заплатить определенную сумму в оговоренный срок (векселем). Основное преимущество вексельного кредитования для экономических субъектов заключается в низкой стоимости пополнения оборотных средств (невысокой процентной ставке по кредиту), это объясняется тем, что банку не требуется отвлекать денежные средства на длительный срок для осуществления операции [6].
Безусловно, для выполнения своих функций банковский вексель должен обладать высокой надежностью и ликвидностью. Поэтому интерес для хозяйствующих субъектов могут представлять те программы вексельного кредитования, которые проводят крупные и надежные банки.
Решение проблем кредитного обслуживания аграрных товаропроизводителей возможно только при перестройке экономических отношений с учетом мирового опыта. В настоящее время система сельскохозяйственного кредита в России находится на этапе становления. Перспективы ее развития зависят от ряда факторов и в первую очередь от финансовой стабилизации народного хозяйства. Обеспечение заемными средствами аграрных формирований, в свою очередь, будет стимулировать развитие рыночных отношений в целом [8].
Литература
1. Белов, Н.Г. - Контроль и ревизия в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов. - М.: Финансы т статистика, 2009 - 271с.
2. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник / под ред.Н.Г. Белова, Л.И. Хоружий. - М.: Экс-мо, 2010. - 608с. - (Новое экономическое образование).
3. Бычкова, С.М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева - М.: Эксмо, 2008. - 400с.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.
5. Пархоменко, В.М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве в первичных документах и проводках / В.М.Пархоменко, В.М.Гаврилюк, О.О. Бирюкова. - Х.: Фактор, 2009. - 420с.
6. Петранева, Г.А. Экономика и управление в сельском хозяйстве / Г.А. Петранева - М.: Академия, 2010. - 352 с.
7. Пизенгольц, М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / М.З. Пизенгольц. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с
8. Расторгуева, Р.Н. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях / Р.Н. Расторгуева. -М.: Финансы и статистика, 2010. - 416с.
© Ю. О. Каменнова - препод. каф. налогового дела, бухгалтерского учета и аудита Самарской гуманитарная академии, zai4eno4ek88@mail.ru.