Научная статья на тему 'Разработка программы элективного курса «Моя будущая профессия» для детей с ограниченными возможностями'

Разработка программы элективного курса «Моя будущая профессия» для детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПРОГРАММА КУРСА / CORRECTION SCHOOL / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ELEKTIVNYY COURSE / PROGRAM OF COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Казьмина Оксана Геннадьевна

Статья посвящена проблеме, которая была актуальна и является таковой и в настоящее время это проблема профессиональной ориентации детей, имеющих отклонения в развитии и обучающихся в коррекционных школах. Такие дети испытывают трудности как в обучении, так и в выборе своей будущей профессии в силу различных биологических и социальных причин. Проведенный анализ работы педагогов, работающих с такими детьми, показал проблему их профессиональной ориентации, а также пути решения этой проблемы и механизмы социальной адаптации. Авторами разработана и успешно внедрена в учебный процесс программа элективного курса «Моя будущая профессия», определены цели и задачи программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Казьмина Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the program of elektivnogo course «My future profession» for children with the limited possibilities

The article is devoted a problem, which was actual and there is such and presently it is a problem of professional orientation of children, having rejections in development and student in correction schools. Such children experience difficulty both in teaching and in the choice of the future profession by virtue of different biological and social reasons. The conducted analysis of work of teachers, workings with such children, rotined the problem of their professional orientation, and also ways of decision of this problem and mechanisms of social adaptation. Developed authors and the program of elektivnogo course is successfully inculcated in an educational process «My future profession», aims and program tasks are certain.

Текст научной работы на тему «Разработка программы элективного курса «Моя будущая профессия» для детей с ограниченными возможностями»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Дата публикации: 1.05.2016 № 2 (20). С. 54-58. УДК 376.6

А. В. Брехова, О. Г. Казьмина

Разработка программы элективного курса «Моя будущая профессия» для детей с ограниченными возможностями

Статья посвящена проблеме, которая была актуальна и является таковой и в настоящее время это проблема профессиональной ориентации детей, имеющих отклонения в развитии и обучающихся в коррекционных школах. Такие дети испытывают трудности как в обучении, так и в выборе своей будущей профессии в силу различных биологических и социальных причин. Проведенный анализ работы педагогов, работающих с такими детьми, показал проблему их профессиональной ориентации, а также пути решения этой проблемы и механизмы социальной адаптации. Авторами разработана и успешно внедрена в учебный процесс программа элективного курса «Моя будущая профессия», определены цели и задачи программы.

Ключевые слова: коррекционная школа, профессиональной самоопределение, элективный курс, программа курса

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Accepted: 12 March 2016 Published: 1 May 2016 No. 2 (20). pp. 54-58. « n \/ ( A. v. Brehova, o. G. Kazmina

Development of the program of elektivnogo course «My future profession» for children with the limited possibilities

The article is devoted a problem, which was actual and there is such and presently it is a problem of professional orientation of children, having rejections in development and student in correction schools. Such children experience difficulty both in teaching and in the choice of the future profession by virtue of different biological and social reasons. The conducted analysis of work of teachers, workings with such children, rotined the problem of their professional orientation, and also ways of decision of this problem and mechanisms of social adaptation. Developed authors and the program of elektivnogo course is successfully inculcated in an educational process «My future profession», aims and program tasks are certain.

Keywords: correction school, professional self-determination, elektivnyy course, program of course

современные условия образования, особую значимость имеет вопрос профессионального определения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современной школе существует много различных форм обучения направленных на успешное выполнение поставленных задач. Одной из таких форм является элективный курс, основная цель которого - профессиональная ориентация учащихся.

Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются в 9 классах за счет школьного компонента учебного плана (1 час в неделю) по четвертям: I четверть - 8 часов; II четверть - 8 ча-

сов; III четверть - 10 часов; IV четверть - 8 часов. Итого - 34 часа.

Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника.

Основными задачами ориентационных курсов являются знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности наиболее распространенных профессий; формирование у учеников способности и умения ориентации в мире современных профессий; поддержание мотивации к тому или иному профилю.

Правильно разработанная программа элективного курса позволит учащимся познакомить-

ся с различными типами профессий, составить представление об основных характеристиках каждого типа и отличительных особенностей.

Основная задача профессиональной ориентации - формирование психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, сопровождение к выбору профессии. На сегодняшний день существует большое количество различных методик по самодиагностике при выборе профессии. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы. Но помочь с определением в выборе профессии, они могут ученикам, имеющие определенные склонности, способности, достижения в области учебной деятельности, поддержку со стороны родителей.

Социальные сироты, не имеющие примера конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Зачастую такие дети имеют обобщенное представление об обычной жизни, не только бытовой, социальной, но и профессиональной. Как подчеркивается в немногочисленных литературных источниках, лица с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения в силу причин как объективного (связанных с наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека), так и субъективного характера [3].

Для решения задачи профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной ориентации реализуются следующие функции:

• информационно-познавательная - позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья создать представление о спектре профессий и о характере трудовых операций, входящих в структуру предпочитаемой профессии, способствуя осуществлению адекватного профессионального выбора;

• диагностическая (оценочная) - содействует как оценке профессионально важных качеств у лиц с ограниченными возможностями здоровья применительно к конкретному виду профессиональной деятельности специалистами, задействованными в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения освоения профессии и формирования ключевых квалификаций будущего работника, так и самопознанию - оценке собственных возможностей применительно к требованиям профессии;

• коррекционная - способствует изменению представлений о собственных возможностях, перспективах профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства при их неадекватности, а также решению задачи их морально-эмоциональной поддержки и формированию мотивации в плане профилактики возможных негативных переживаний, связанных с осознани-

ем собственной несостоятельности в ходе профессионального обучения и трудоустройства;

• формирующая - способствует достижению главной цели профессионального самоопределения - формированию внутренней готовности лица с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития в соответствии с имеющимися возможностями, в том числе - обусловленными наличием определенного заболевания и его последствий;

• прогностическая - профессиональная направленность работы позволяет прогнозировать успешность в конкретном виде профессиональной деятельности, ее итоговую результативность в каждом конкретном случае [2, 39 с].

На сегодняшний день можно отметить, что ситуация профессиональной ориентации характеризуется тем, что возникает потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этом этапе. Это даст возможность самореализации личности в современном мире. Поэтому важной задачей профориентации является формирование у детей с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, в соответствии с их возможностями. Далеко не все выпускники кор-рекционной школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профессиональной подготовки учащихся и требованиями современного производства. Большая часть выпускников испытывают трудности при поиске работы, не могут войти в коллектив, найти в нем свое место. Учащиеся овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания [1].

Анализ существующих элективных курсов по профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями позволяет сделать вывод о том, что они не в полной мере позволяют принять решение о будущей профессией.

Предлагаемый авторами элективный курс позволит сформировать у учащихся оценку своих способностей, представление о существующий профессиях и возможно, определиться в них. Апробацию данная программа проходит в казенном общеобразовательном учреждении Воронежской области "Хреновская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья".

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

Программа элективного курса «Моя будущая профессия» для учащихся 9 класса

Пояснительная записка

Содержание элективного курса «Моя будущая профессия» предполагает ознакомить выпускников коррекционной школы с видами профессий доступных для них и дать представления о всех остальных профессиях, существующих на рынке труда. Сформировать правильную оценку своих природных и приобретенных особенностей, свойств личности, отработать и усвоить будущие социальные и профессиональные роли в учебно-игровой ситуации, сформировать правильное представление о мире профессий и социальной обстановке.

Данная программа разработана с учетом особенностей развития учащихся вспомогательной школы: общее недоразвитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, переоценка своих возможностей, инфантилизм, незнание своих личностных особенностей.

Цель программы - помочь подростку с ОВЗ в профессиональном самоопределении, создать предпосылки для развития профессионального самоопределения учащихся.

Задачи программы:

1. Оказать первичную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих индивидуальным особенностям, склонностям и способностям.

2. Выявить направленность личности старших подростков, первичные профессиональные намерения и их динамику.

3. Раскрыть содержание профессионального самоопределения для старших подростков.

4. Повысить уровень психологической компетентности в процессе профессионального выбора.

5. Формировать навыки конструктивного взаимодействия, уверенности в своих возможностях относительно самореализации в будущей профессии.

Результат:

Учащийся должен знать:

- свои индивидуальные особенности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.);

- правила выбора профессии;

- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

учащийся должен уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Элективный курс «Моя будущая профессия» состоит из теоретической и практической части.

Теоретическая включает изучение мира труда и профессий, своих индивидуальных особенностей. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности (см. табл.).

Содержание занятий по программе элективного курса «Моя будущая профессия»

Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Тема 2. Мои личные и профессиональные планы.

Определить свои жизненные планы и исходя из этих планов определить основные пути развития профессиональной карьеры. Выявить свои способности.

Тема 3. Самооценка и профессия.

Роль самооценки в выборе профессии. Самооценка как ведущий фактор выбора профессии. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Тема 4. Темперамент и профессия.

Как учитывать особенности характера и темперамента при выборе профессии? Профессии для холерика. Профессии для меланхолика. Профессии для сангвиника. Профессии для флегматика.

Тема 5. Способности и выбор профессии.

Что такое способности. Классификация способностей. Влияние способностей на выбор профессии. Что способствует развитию способностей. Происхождение способностей. Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Тема 6. Пути получения профессии. Характеристика учебных заведений Воронеж и Воронежской области.

Как и где можно получить профессию? Образовательные учреждения города Воронежа.

Тема 7. Твое хобби как дополнительный заработок.

Как зарабатывать на хобби. Сколько можно заработать на хобби. Как продать свое изделие.

Тема 8. Мотивы выбора профессии.

Мотивы выбора будущей профессии. Исследование мотивов профессионального выбора. Проблемы выбора профессии.

Тема 9. Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при ее выборе.

Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при ее выборе.

Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии.

Психологические трудности и ошибки при выборе профессии учащимися.

Тема 10. Человек на рынке труда.

Программное содержание

№ занятия Темы занятий Количество часов

Теория Практика Всего часов

1 Вводное занятие. Многообразие мира профессий 1 0 1

2 Мои личные и профессиональные планы. 1 1 2

3 Самооценка и профессия. 1 1 2

4 Темперамент и профессия. 1 1 2

5 Способности и выбор профессии. Способности общие. 1 1 2

6 Пути получения профессии. Характеристика учебных заведений Воронеж и Воронежской области. 1 1 2

7 Твое хобби как дополнительный заработок 1 1 2

8 Мотивы выбора профессии. 1 1 2

9 Правила выбора профессии. Ошибки и затруднения при ее выборе. 1 1 2

10 Человек на рынке труда. 1 1 2

11 Соц. пакет. 1 1 2

12 Оплата труда 1 1 2

13 Что такое резюме и как его составить. 1 1 2

14 Видеосюжет «Как устроится на работу?» 1 1 2

15 Внешний вид при устройстве на работу 1 1 2

16 Культура поведения при устройстве на работу и на работе. 1 1 2

17 Организация встреч с людьми различных профессий 1 0 1

18 Итоговое занятие «Я ищу работу». Навыки эффективного трудоустройства 1 1 2

19 Итого 18 16 34

Особенности рынка труда. Ситуация на рынке труда. Дискуссия на тему "За что люди получают зарплату?"

Тема 11. Соц. пакет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что такое соц.пакет и для чего он нужен. Какие документы в него входят.

Тема 12. Оплата труда.

Формы и системы оплаты труда. Средняя заработная плата.

Тема 13. Что такое резюме и как его составить.

Что такое резюме, как его составить. Образец правильного заполнения. Практическое задание по составлению резюме.

Тема 14. Видеосюжет «Как устроится на работу?»

Тема 15. Внешний вид при устройстве на работу.

Какую роль играет внешний вид при устройстве на работу. Практическое задание «Что одеть на работу?»

Тема 16. Культура поведения при устройстве на работу и на работе.

Как правильно вести себя на собеседовании.

Тема 17. Организация встреч с людьми различных профессий.

Тема 18. Итоговое занятие «Я ищу работу». Навыки эффективного трудоустройства.

Шесть личных качеств, которые помогут вам найти работу. Деловая игра «Я ищу работу».

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

ЛИТЕРАТУРА

1. А.В.Брехова, О.Г. Казьмина. Проблемы профессиональной ориентации и социальной адаптации в коррекционной школе // Перспективы науки и образования. Международный научный электронный журнал. 2015. №2. С.79-83.

2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009.

3. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005.

1. A. V. Brehova, O. G. Kazmina. Problems of professional orientation and social adaptation in a correctional school. Perspectives of science and education. International scientific electronic journal. 2015. no. 2. pp. 79-83 (in Russian).

2. Pedagogical technology of educational work in special (correctional) schools of I and II kind. Part 2: textbook for the stud. the high. PED. proc.; under the editorship of V. G. Rechitskaya. Moscow, Humanitarian publishing house center VLADOS, 2009.

3. A collection of career-oriented games and scenarios of events (From the experience of professional counselors CZN) Krasnoyarsk.

REFERENCES

2005.

Информация об авторах Брехова Алла Витальевна

(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: avbrehova@yandex.ru

Information about the authors Brehova Alla Vitalievna

(Russia, Voronezh) Associate Professor PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Technological and Vatural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: avbrehova@yandex.ru

Казьмина Оксана Геннадьевна

(Россия, Воронеж) Магистрантка 2 курса физико-математического

факультета профиля "Профессиональное образование". Воронежский государственный педагогический университет E-mail: kazminaksusha@mail.ru

Oksana Kazmina Gennadievna

(Russia, Voronezh)

The undergraduate 2 courses

of Physics and Mathematics Faculty Profile "Professional education"

Voronezh State Pedagogical University

E-mail: kazminaksusha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.