3. Кобяк М., В. Актуальные вопросы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии гостеприимства/ Российское предпринимательство. — 2011. — № 1, вып.1 (175). — С. 145-148.
4. Международный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства Ковалева Н. И. к. п.н., Никольская Е. Ю. к. э.н., Кафедра гостиничное дело ГАОУ ВПО МГИИТ им.Ю. А. Сенкевича / Тематический сборник материалов Международной научно-практической конференции Москва — 2012. —
5. Ecole hôtelière de Lausanne, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ehl.edu/eng.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Е. И. Макринова, Е. О. Святая
Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород
Аннотация. Рассматривается комплекс теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельского туризма Ключевые слова: сельский туризм, гостевой дом, учебно-методическое обеспечение.
DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF REMOTE PREPARATION OF YOUNG STAFF FOR OBJECTS OF RURAL TOURISM
Abstract. A set of theoretical provisions and practical recommendations for improving the system of training, retraining and advanced training of personnel in the field of rural tourism Key words: Rural tourism, guest house, educational and methodical support.
уризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки эко-
номики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, та-
ких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Всю большую популярность сельское гостеприимство приобретает на Белгородчине. Сельский туризм в Белгородской области развивается в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011-2015 годы», а также Правительство региона утвер-
С.273-279
УДК: 378.1
OF MUNICIPAL AREAS OF BELGOROD REGION
E. I. Makrinova, E. O. Svyataya
Belgorod University of Cooperation, Economics & Low, Belgorod
дило долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы» [1,2].
Одной из важных составляющей системы развития сельского туризма является система подготовки кадров. Развитие системы подготовки кадров сельского туризма позволит повысить качество обслуживания туристов, как важнейшего элемента развития сферы услуг в сельских районах, расширит сферу занятости сельского населения и позволит создать новые рабочие места.
Подготовка кадров является важной задачей для сферы туризма и является одной из приоритетных [Макринова 2013:4,5].
В настоящее время во многих регионах России наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в данной отрасли, а именно в обслуживании прибывающих в Белгородскую область туристов.
Реализация программы будет способствовать подготовке сельских жителей по организации сельского туризма, что в свою очередь обеспечит:
— занятость и источник дохода сельским семьям;
— вывод экономики села из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития, остановку миграции населения в города, развитие сельской инфраструктуры (дороги, благоустройство и развитие территорий и др.);
— приобщение туристов, местного населения к природно-рекреационным, культурно-историческим, социально-этнографическим и другим ценностям, традиционным для данной местности.
Цель программы заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельского туризма
Основной идеей программы является создание условий для большей доступности и популяризации сельского туризма региона на международном туристском рынке с использованием инновационных технологий; активизация инициатив сельского населения и поиска новых форм своего развития; сохранение и развитие регионального туристского потенциала.
Основными задачами разработки программы дистанционной подготовки молодых кадров для объектов сельского туризма муниципальных районов Белгородской области выступают:
— формирование профессиональных модулей для анализа потребностей сельского населения в обучении по программе организация туристской деятельности (сельский туризм);
— разработка методических и образовательных программ для формирования последовательного развития сферы сельского туризма;
— модернизация качества подготовки специалистов для сферы сельского туризма;
— организация информационно-образовательной деятельности в сфере сельского туризма;
— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельского туризма.
Результатом работы станет разработанный дистанционный курс подготовки молодых кадров в сфере сельского туризма, который позволит:
— учиться и повышать профессиональную квалификацию без ущерба работе, семье или другой форме учебы, в любом удобном ритме, в любое время и в любой точке мира;
— использовать современные программные и технические средства, которые будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса;
— построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия слушателя с обучающей системой;
— приобщить туристов, местное население к природно-рекреационным, культурно-историческим, социально-этнографическим и другим ресурсам, традиционным для данной местности.
Разработанное учебно-методическое обеспечение может быть использовано жителями сельской местности, специализированными организациями туристской индустрии, учебными заведения г. Белгорода и Белгородской области, других регионов России, стран СНГ.
Методические разработки могут использоваться в учебном процессе для подготовки студентов по специальностям: «Социально-культурный сервис и туризм», «Гостиничный сервис», «Туризм»,
по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело» в рамках учебных дисциплин: «Управление персоналом в туристской индустрии», «Организация туристской деятельности», «Технологии гостиничной деятельности».
Существенный вклад в развитие теории, раскрывающей экономическую природу и особенности туристских услуг внесли такие российские и зарубежные ученые, как В. И. Азар, М. Б. Биржаков, И. Т. Балабанов, В. С. Боголюбов, И. И. Булыгина, С. А. Быстров, Ф. Волков, Н. И. Гранин, Т. Ш. Джан-джугазова, М. А. Жукова, Е. Л. Драчева, М. В. Ефремова, И. В. Зорин, Н. И. Кабушкин, А. Д. Каурова, В. А. Квартальнов, В. И. Никифоров, В. С. Сенин, А. Д. Чудновский и др. Отдельные аспекты развития сельского туризма нашли отражение в работах Белгородских ученых: Гончаровой Л. Н., Макрино-вой Е. И., Иваницкой Т. Ю., Стрябковой Е. А. и др.
В ходе выполнения работы, авторами проведены исследования предпочтений потребителей туристских услуг в регионе, которые показали, что сельский туризм является востребованным на рынке туристских услуг, как в Белгородской области, так и в других регионах Российской Федерации.
Белгородская область — это район с достаточно высоким сельскохозяйственным потенциалом, что помогает формировать и материальную базу для сельского туризма. Однако одной материальной базы недостаточно. Успех и ощутимые результаты во многом будут зависеть от слаженной работы и заинтересованности различных представителей общества: хозяев гостевых домов и объектов сельского туризма, местного населения, органов власти, общественных организаций, туристических фирм [Макринова 2012:3].
Основными направлениями развития сельского туризма в России в настоящее время являются создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной архитектурой, организация «сельских» туров с проживанием и питанием туристов в деревенском доме, знакомство с традиционными сельским бытом и ремеслами, сдача в наем домов и комнат в экологически чистых районах [Макринова 2013:6].
Реализация долгосрочной целевой программы «Развитие сельского туризма в Белгородской области» будет способствовать формированию современного рынка туристских услуг, привлечению инвестиций для развития объектов инфраструктуры, популяризации туристского брэнда Белгородской области, развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма в целях формирования туристско-рекреационного кластера [Снитко 2014:9].
В настоящее время в программе участвуют около ста усадеб и подворий. Среди них — гостевые дома, агропроизводственные и экскурсионные усадьбы, в некоторых из которых нынешние владельцы сохраняют уклад и традиции старинных родов. Этим усадьбам присвоены различные категории соответствия. Это те подворья, хозяева которых сохранили местные обычаи, традиционные ремесла, создали в усадьбах своеобразные музеи и зоопарки.
Прежде чем начать работу по приему туристов, хозяину сельского гостевого дома необходимо ответить на вопрос: «Подходит ли деятельность по оказанию гостеприимства для Вас»? Это вопрос сложный, и на него трудно сразу однозначно ответить. Известны случаи, когда, наряду с основной сельскохозяйственной деятельностью, крестьяне начинали оказывать услуги по приему туристов, и через некоторое время доходы от этой деятельности уже реально превышали доходы от личного крестьянского хозяйства. Однако, все же чаще, сельский туризм является дополнительной деятельностью, и доходы от нее составляют 25-50% дохода от личного крестьянского хозяйства.
Некоторые хозяева сельских гостевых домов рассматривают туризм просто как способ разнообразить свою ежедневную жизнь, занимаются им больше ради развлечения, а не ради денег.
Ключ к успеху в туризме — когда клиент остается довольным всем. Основой является обеспечение туристам отдыха таким образом, чтобы гость был полностью довольным. Это особенно важно в сельском туризме, поскольку развитие бизнеса в будущем зависит от отзывов довольных клиентов.
Беря за основу возможность такого развития событий, для руководителя и персонала важно разработать такую систему оказания услуг и такие основные условия, которые обеспечат хороший отдых и, в конце концов, оставят клиента довольным, не смотря на незапланированные изменения [Роздольская 2009:7].
Каждое желание, которое выражает клиент при общении с лицом, предоставляющим услуги, является потенциальным моментом истины, когда у гостя может сложиться позитивное, негативное или нейтральное впечатление.
Первоначальная концепция момента истины, которая рассматривала только отношения между людьми, была расширена и включила ожидания и впечатления гостей от всего комплекса элементов путешествия. Так, например, от чистоты входа в дом зависят первые впечатления гостей от места их пребывания. Или атмосфера в семье хозяина, которая также сильно влияет на восприятие гостями их отдыха. Позднее эти моменты истины образуют основу восприятия клиентами услуг, которые им предоставляют.
Чтобы приятно удивить гостя, усадьба обязана оказывать «необычные» услуги и качественный продукт. Для того, чтобы выбрать методы удовлетворения и «завоевание» клиентов, необходимо попытаться увидеть дом глазами гостя и, таким образом, увидеть возможные моменты истины. Если вы не удовлетворяете своих гостей, они пойдут в другое место. Статистические данные, полученные в результате исследований, показывают:
— один из четырех гостей остается недовольным;
— 96% недовольных клиентов никогда не высказывают своего недовольства хозяевам;
— в среднем, недовольный отдыхающий рассказывает про свои впечатления как минимум десяти знакомым;
— двое из троих недовольных клиентов никогда не приезжают вновь.
Эта статистика говорит о том, что невозможно недооценивать запросов клиента. Отдыхающие вносят значительный вклад в развитие индивидуального производства и в экономику в целом. Возможно, что довольный клиент вернется на это же самое место с желанием потратить больше денег, или по его рекомендации на усадьбу приедет новый отдыхающий.
В данном случае понятие стадий удовлетворения потребностей применяется для анализа запросов гостя и оценки возможностей их реализации. Построение данной модели облегчает развитие стратегий управления для обеспечения успешного бизнеса и удовлетворения клиента, поскольку те, кто оказывает услуги, а так же специалисты маркетинга и менеджмента будут более четко представлять свою роль, свои основные задачи, необходимые для каждой стадии, а также потребности и запросы гостей на каждой стадии [Святая 2013:8].
Когда гости выезжают, им можно раздать анкеты, разработанные с целью определения оценки качества ваших услуг. Эти анкеты, иначе «карточки комментариев», собираются хозяином усадьбы и подлежат тщательному анализу.
Комментарии собираются с целью улучшения качества продукта и услуг. Хозяева по-разному подходят к комментариям гостей. Часто, особенно в маленьких усадьбах, хозяева особенно часто наблюдают, что отзывы туриста негативны. Когда хозяева больших усадеб получают большое количество отзывов гостей, они довольно часто раздают эти комментарии персоналу с целью улучшения работы.
Таким образом, обеспечение квалифицированными кадрами в сфере сельского туризма позволит создать условия стимулирования, привлечения внебюджетных отечественных и зарубежных инвестиций на среднесрочный и долгосрочный период. Кроме этого формирование квалифицированного кадрового резерва в сфере сельского туризма будет способствовать формированию нового привлекательного образа г. Белгорода и Белгородской области.
Библиографический список
1. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы».
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского туризма в Белгородской области» на 2011-2015 годы.
3. Макринова, Е. И. Организация туристической деятельности (сельский туризм) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012. № 6. — С. 120-127.
4. Макринова Е. И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте (Учеб. пособие Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса и туризма) // Троицкий мост, 2013. — 208 с.
5. Макринова Е. И., Паронян А. А. Образовательный уровень как объективный фактор повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве / Е. И. Макринова, А. А. Паро-нян // Вестник Курской государственной Сельскохозяйственной академии. — 2013. — № 8. — С. 25-28.
6. Макринова Е. И., Святая Е. О. Развитие услуг сельского туризма на территории муниципальных районов как инновационное направление туриндустрии: монография / Макринова Е. И., Свя-
тая Е. О. — Санкт-Петербург, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», 2013.
7. Роздольская И. В., Макринова Е. И. Мониторинг мотивированности персонала организаций потребительской кооперации: организационно-методические основы и эмпирические исследования // Экономика и предпринимательство. — 2009. № 1. С. 57-65.
8. Святая Е. О. Влияние качества гостиничных услуг на удовлетворенность потребителей: методика оценки и эмпирические исследования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 468-475.
9. Снитко Л. Т., Гомонко Э. А., Высочиненко А. С. Сельский туризм как фактор диверсификации социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации. — Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1. С. 127-130.
УДК: 331.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. К. Касенова, А. А. Муканова
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар
Аннотация. Рассматривается проведение деловых игр в рамках аудиторных занятий по разным дисциплинам направления подготовки «Туризм», на моделирование реальной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.
Ключевые слова: деловая игра, моделирование, интерактивные средства обучения.
PROFESSIONAL TRAINING OF TOURISM MANAGER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
G. K. Kasenova, A. A. Mukanova
S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar
Abstract. We consider the conduct of business games in the classroom for various disciplines in the field of training "Tourism", modeling of real activities in the field of tourism and hospitality. Key words: business game, modeling, interactive learning tools.
Среди выпускников общеобразовательных школ Павлодарской области с 2006-2013 гг. прослеживается тенденция выбора направления подготовки «бакалавр туризма». Это говорит о высоком общем интеллектуальном уровне развития как абитуриентов, так и студентов, гармоничном развитии будущего специалиста сферы туризма и гостеприимства, что необходимо для успешной профессиональной деятельности [1].
Начало третьего тысячелетия вошло в историю как период интенсивного развития и качественных преобразований в сфере высшего образования, связанных с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования.
Желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. В быстро меняющемся мире, когда происходит трансформация традиционных форм в новую