Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования кадрового потенциала в сфере гостеприимства'

Современные проблемы формирования кадрового потенциала в сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТА / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / MOTIVATION OF THE ENTRANT / PROFILE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова В.Н.

Рассмотрен опыт подготовки специалистов для сферы гостеприимства в ведущих европейских школах гостиничного бизнеса, в частности, условия поступления и требования к абитуриентам. Проанализированы преимущества используемого подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купцова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF FORMING HUMAN POTENTIAL IN THE SPHERE OF HOSPITALITY

The experience of training specialists for hospitality in the leading European schools of the hotel business, in particular, the conditions of admission and requirements for entrants, is considered. The advantages of the approach are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования кадрового потенциала в сфере гостеприимства»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

В. Н. Купцова

Алтайский государственный университет, Барнаул

Аннотация. Рассмотрен опыт подготовки специалистов для сферы гостеприимства в ведущих европейских школах гостиничного бизнеса, в частности, условия поступления и требования к абитуриентам. Проанализированы преимущества используемого подхода. Ключевые слова: международные стандарты, мотивация абитуриента, профильные классы.

Abstract. The experience of training specialists for hospitality in the leading European schools of the hotel business, in particular, the conditions of admission and requirements for entrants, is considered. The advantages of the approach are analyzed. Key words: International standards, motivation of the entrant, profile classes.

остиничный бизнес уникален тем, что его работники, по сути, являются неотъемлемой «частью»

гостиничного продукта. Ведь персонал прикладывает максимум усилий, чтобы гость остался

доволен и вновь вернулся в гостиницу. Отношение к туристу, внешний вид, готовность выполнить любую просьбу гостя формирует общее впечатление о гостинице и, таким образом, повышают качественную сторону гостиничного продукта.

В области международного туризма российской гостиничной индустрии приходится конкурировать с четко и профессионально организованным сервисом в зарубежных странах [3].

В связи с этим, значительно вырос спрос на квалифицированных гостиничных работников. Прошедшая в Сочи зимняя олимпиада четко обозначила острую необходимость в обучении отечественных высококвалифицированных специалистов в сфере гостеприимства, отвечающих международным стандартам.

УДК: 930.22

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

За последние годы российскими образовательными учреждениями накоплен большой опыт подготовки кадров для гостиничного бизнеса, достаточно глубоко изучены разнообразные педагогические инновации, позволяющие обеспечить подготовку высоко конкурентных специалистов. Тем не менее, остается много важных вопросов, которые требуют обсуждения и решения, в том числе, проблемы интернационализации туристского и гостиничного образования в условиях глобальной интеграции, взаимодействие учебных учреждений и работодателей в процессе подготовки кадров, повышение заинтересованности представителей гостиничного бизнеса в совместной разработке стандартов, механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере туризма и гостеприимства и др. [1].

Чтобы соответствовать уровню международных стандартов в гостиничном сервисе, необходимо учитывать опыт ведущих европейских школах гостиничного бизнеса, таких как Ecole Hoteliere de Lausanne, Swiss Hotel Management School, Les Roches International School of Hotel Management.

Лозаннская Школа Oтельного Менеджмента (Ecole Hoteliere de Lausanne,) была основана в 1893 году и является первым университетом, в котором осуществляется обучение по специальности «Индустрия гостеприимства». Цель её учебный программ заключаетcя в воспитании нового поколения амбициозных лидеров индустрии гостеприимства, являющейcя найболее бурно развивающейcя экономической отраслью. Всего в школе 1200 студентов из 55 стран, которые после окончании обучения могут работать в любой точке планеты [5].

К преимуществам международного образования в сфере гостеприимства можно отнести:

— высокопрофессиональную подготовку, подкрепляемую практикой в лучших международных отелях;

— признанные во всем мире дипломы, позволяющие устроиться на работу в различных странах, в том числе и России;

— гибкость многоступенчатой учебы с правом выбора студентом курса и продолжительности обучения (от 4 недель до 4 лет) с получением документа по окончании каждой ступени;

— отличный практический опыт, приобретаемый во время высокооплачиваемой практики, которая занимает, как правило, около половины учебного процесса [4].

Поступить в школу могут не все желающие, критерии отбора будущих студентов очень жесткие. Помимо общепринятых документов и экзаменов, абитуриент проходит следующие испытания:

— количественные и аналитические тесты способностей;

— тест на пригодность к «гостеприимству»;

— интервьюирование;

— деловые игры, упражнения;

— демонстрация интереса к вопросам гостеприимства и желания работать в этой индустрии, а также конкретных талантов (творчество, находчивость, организаторские способности);

— тест на оценку лидерского потенциала и навыков работы в команде;

— международное мировоззрение, включающее знания о других странах, интерес к другим культурам и т. п.

Результаты испытаний внимательно изучаются приемной комиссией для доказательства того, что абитуриент обладает качествами, существенными для работы и будущей карьеры в сфере гостеприимства [5].

Таким образом, не только высокое качество получаемого образования, но и специализированный отбор абитуриентов играют важную роль в получении высокопрофессиональных качеств будущего специалиста. Не зря концепция Лозаннской Школы Отельного Менеджмента гласит — «в сфере туристическо-гостиничных услуг может работать тот человек, который испытывает потребность в оказании услуги другому человеку и от этого в высшей степени получает удовлетворение».

Не каждый человек подходит для работы в гостинице, для этого нужно обладать многими качествами (терпением, доброжелательностью и т. п.), но главное качество —это гостеприимство, то есть готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли. Не все обладают этим врожденным качеством, этому не научишь — это черта характера.

Проанализировав результаты тестирования личностных качеств студентов образовательных учреждений Алтайского края, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис», мы вынуждены признать, что многие из них не готовы оказывать услуги гостеприимства другому человеку, и тем более получать от этого удовлетворение.

62

Наука и туризм: стратегии взаимодействия

Одной из важных составляющих качества получаемого образования является мотивация абитуриента. Исследования мотивации обучающихся показали, что у значительной части студентов средних специальных образовательных учреждений Алтайского края, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис», она либо совсем отсутствует («учиться не хочется, но заставляют родители», «учиться вынуждают обстоятельства» и т. п.), либо наблюдаются утилитарно-практические мотивы («получение диплома», «устройство на работу с целью достижения материального благополучия» и т. п.). Лишь небольшая часть студентов руководствуется в обучении социально-ценностными мотивами (рисунок).

«Гостиничный сервис» студентов Алтайского края

Одним из основных требований, предъявляемых к потенциальным работникам индустрии гостеприимства является знание иностранных языков. В Лозаннской Школе Oтельного Менеджмента Ecole Hoteliere de Lausanne предпочтение отдается абитуриентам со знанием 3-х и более языков, процент которых составляет 85% [5].

Абитуриенты, поступающие на специальность «Гостиничное дело» в России, предъявляют результаты ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию, то есть акцент на знание иностранного языка не делается уже на начальном этапе отбора будущих специалистов. Так как начальный уровень языковой подготовки абитуриентов иногда очень слаб, дальнейшее обучение в вузе углубленных знаний иностранного языка так же не дает.

Слабая языковая подготовка специалистов, выпускаемых учебными заведениями края, вынуждает гостиничные предприятия отдавать предпочтение выпускникам ведущих экономических и лингвистических вузов.

Таким образом, потенциал будущего специалиста гостиничной индустрии должен формироваться еще на этапе обучения в школе. Этому должна способствовать программа профориентации ученика, где в индивидуальном порядке должны работать как психологи, так и преподаватели вузов. Абитуриенту должно быть в полном объеме и доступно объяснены тонкости будущей профессии и требования, предъявляемые к нему. Обязательным условием приема на специальность «Гостиничное дело» и «Туризм» должно стать знание иностранного языка, географии и т. д. Этому может способствовать развитие системы профильных классов в школах края. Также представляется целесообразным разработать специализированные психологические тесты для оценки личностных качеств, необходимых для успешной работы в гостиничном бизнесе.

Гостиничная сфера — это весьма перспективный рынок труда, нуждающийся во вливании молодых, профессионально обученных кадров, психологически ориентированных работать на благо других людей [2].

Библиографический список

1. Актуальные вопросы туристского бизнеса в условиях инновационной экономики [Текст]: Материалы краевой научно-практической конференции. Красноярск, 15 декабря 2009 г. — Красноярск: ВСИТ — филиал РМАТ, 2009. — 344 с.

2. Гостинец гостеприимства. Круглый стол на тему «Проблемы подготовки кадров для гостиничного хозяйства», Киев, — 2005.

□ получениедиплома ■ устройство на работу

□ желание родителей

□ другие причины

Рисунок 1. Основные мотивации получения специальности

3. Кобяк М., В. Актуальные вопросы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии гостеприимства/ Российское предпринимательство. — 2011. — № 1, вып.1 (175). — С. 145-148.

4. Международный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства Ковалева Н. И. к. п.н., Никольская Е. Ю. к. э.н., Кафедра гостиничное дело ГАОУ ВПО МГИИТ им.Ю. А. Сенкевича / Тематический сборник материалов Международной научно-практической конференции Москва — 2012. —

5. Ecole hôtelière de Lausanne, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ehl.edu/eng.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. И. Макринова, Е. О. Святая

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород

Аннотация. Рассматривается комплекс теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельского туризма Ключевые слова: сельский туризм, гостевой дом, учебно-методическое обеспечение.

DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF REMOTE PREPARATION OF YOUNG STAFF FOR OBJECTS OF RURAL TOURISM

Abstract. A set of theoretical provisions and practical recommendations for improving the system of training, retraining and advanced training of personnel in the field of rural tourism Key words: Rural tourism, guest house, educational and methodical support.

уризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки эко-

номики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, та-

ких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.

Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.

Всю большую популярность сельское гостеприимство приобретает на Белгородчине. Сельский туризм в Белгородской области развивается в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011-2015 годы», а также Правительство региона утвер-

С.273-279

УДК: 378.1

OF MUNICIPAL AREAS OF BELGOROD REGION

E. I. Makrinova, E. O. Svyataya

Belgorod University of Cooperation, Economics & Low, Belgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.