Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка менеджера туризма в системе высшего образования'

Профессиональная подготовка менеджера туризма в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / BUSINESS GAME / MODELING / INTERACTIVE LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касенова Г.К., Муканова А.А.

Рассматривается проведение деловых игр в рамках аудиторных занятий по разным дисциплинам направления подготовки «Туризм», на моделирование реальной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF TOURISM MANAGER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

We consider the conduct of business games in the classroom for various disciplines in the field of training “Tourism”, modeling of real activities in the field of tourism and hospitality.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка менеджера туризма в системе высшего образования»

тая Е. О. — Санкт-Петербург, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», 2013.

7. Роздольская И. В., Макринова Е. И. Мониторинг мотивированности персонала организаций потребительской кооперации: организационно-методические основы и эмпирические исследования // Экономика и предпринимательство. — 2009. № 1. С. 57-65.

8. Святая Е. О. Влияние качества гостиничных услуг на удовлетворенность потребителей: методика оценки и эмпирические исследования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 468-475.

9. Снитко Л. Т., Гомонко Э. А., Высочиненко А. С. Сельский туризм как фактор диверсификации социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации. — Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1. С. 127-130.

УДК: 331.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. К. Касенова, А. А. Муканова

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар

Аннотация. Рассматривается проведение деловых игр в рамках аудиторных занятий по разным дисциплинам направления подготовки «Туризм», на моделирование реальной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: деловая игра, моделирование, интерактивные средства обучения.

PROFESSIONAL TRAINING OF TOURISM MANAGER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

G. K. Kasenova, A. A. Mukanova

S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar

Abstract. We consider the conduct of business games in the classroom for various disciplines in the field of training "Tourism", modeling of real activities in the field of tourism and hospitality. Key words: business game, modeling, interactive learning tools.

Среди выпускников общеобразовательных школ Павлодарской области с 2006-2013 гг. прослеживается тенденция выбора направления подготовки «бакалавр туризма». Это говорит о высоком общем интеллектуальном уровне развития как абитуриентов, так и студентов, гармоничном развитии будущего специалиста сферы туризма и гостеприимства, что необходимо для успешной профессиональной деятельности [1].

Начало третьего тысячелетия вошло в историю как период интенсивного развития и качественных преобразований в сфере высшего образования, связанных с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования.

Желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. В быстро меняющемся мире, когда происходит трансформация традиционных форм в новую

систему гибких, многообразных, полных риска форм занятости, от выпускников все чаще требуется не квалификация, а компетенция. Профессиональная компетентность специалиста по рекреации и туризму, определяемая как его готовность и способность принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности на основе интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволит будущему специалисту эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность, обеспечит ему конкурентоспособность и уверенность в собственных силах [3].

Подготовка квалифицированных специалистов в индустрии туризма должна отвечать требованиям рынка труда. Для обслуживания иностранных туристов в гостиницах должны работать менеджеры, умеющие свободно говорить на иностранных языках, владеющие современными компьютерными технологиями. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусмотрено преподавание некоторых дисциплин на иностранном языке.

В современных условиях велика роль информационных технологий. Скорость технологического обновления достигла такой величины, что профессиональные знания стали устаревать еще до того, как выпускники станут применять их на практике. Современный специалист должен владеть информационными компетенциями, которые позволят ему получать пользу от доступа к ресурсам знаний, а также включать опыт других в свое образование. В учебном процессе этот вопрос еще недостаточно решен [2].

Существует достаточно большое количество методов и форм обучения, которые определяются требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.

Один из таких методов — проведение деловых игр, которые могут найти применение при ведении аудиторных занятий по разным дисциплинам направления подготовки «Туризм». Смысл деловой игры заключается в имитации реальной обстановки, его можно рассматривать как моделирование реальной деятельности тех систем отношений и проблем, которые характерны для будущей профессиональной деятельности выпускников. Проведение интеллектуальных деловых игр профессорско-преподавательским составом на кафедре географии и туризма ПГУ им. С. Торайгырова является одной из составляющих учебного процесса направлению подготовки «Туризм».

К.г.н., профессором Царегородцевой А. Г. разработаны серии занятий в форме деловых игр. Деловая игра проводится по подгруппам с применением интерактивных средств обучения. Проект предоставляется к защите как в виде презентации с применением компьютерной технологии в 3D формате (рисунок 1), так и в виде достаточно развернутого отчета. Игра заканчивается итоговой дискуссией — подведением результатов всеми ее участниками. Так, например, по дисциплине «Гостиничное хозяйство» и сопутствующей ей дисциплине по выбору «Гостиничный сервис», тема деловой игры может касаться одного из разделов этих дисциплин или же охватывать в целом тематику по дисциплинам, как результат пройденного материала с выходом на рейтинговый контроль.

Рисунок 1. Компьютерная модель 3D гостиницы

Студенты разрабатывают и представляют к защите проекты бизнес-плана по созданию и экономическому обоснованию своей гостиницы, выбранную ими организационную структуру и форму управления гостиницей, приводят финансовый план с расчетными данными по загрузке номерного фонда и другим показателям, обосновывают архитектурное решение внутренней структуры гостиницы с применением компьютерной технологии в 3Б формате, составляют БШОТ-анализ слабых и сильных сторон Проекта и разрабатывают стратегитеческий план развития предприятия (рисунок 2).

Рисунок 2. Презентация проекта бизнес-плана гостиницы

По дисциплине вузовского компонента «Туристические и экскурсионные объекты мира» студенты проводят заочные путешествия по странам в форме театрализованного спектакля с ролями, в костюмах народов мира. Через образные рассказы экскурсоводов, красочные видеофильмы, формируются знакомые образы — Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и другие прекрасные творения рук человеческих — Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

В начале занятия старшим преподавателем Касеновой Г. К. проводится тренинг-разминка с целью выявления кругозора студента. Самой яркой и интересной частью занятия является комплексная характеристика значимых туристических экскурсионных объектов мира «Как прекрасен этот мир», где студенты в роли гида, в виде образных рассказов представляют значимые туристические экскурсионные объекты мира в виде презентации на интерактивной доске.

В конце занятия проводится интеллектуальная игра «Мозговой штурм» с целью контроля усвоения знаний и умений. В процессе занятия используются следующие методы — «ролевая игра», метод критического мышления («мозговой штурм»), информационные технологии, принцип наглядности и полиязычия (рисунок 3). Студенты получают массу впечатлений, активизируют свой познавательный интерес через поиск, исследования, стремятся к приобщению к прекрасному — к знакомству с достопримечательностями мира. Им, как будущим бакалаврам туризма, необходимо продолжать изучение этой темы, ведь она не имеет границ. Сегодня у них — заочное путешествие, а в недалеком будущем они обязательно посетят эти лучшие уголки нашей планеты.

Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп и позволяет вовлечь в занятие максимально возможное количество обучающихся. В деловых играх создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.

Рисунок 3. Студенты на занятии «Заочное путешествие. Достопримечательности мира»

Проведение деловых игр способствует развитию деловых качеств и мышления у студентов, чувства команды, умению отстаивать свое мнение, способностью анализировать современное состояние рынка индустрии туризма и гостеприимства, прогнозировать ситуации развития предприятия.

Перспективным является применение методов проектов, который позволяет продемонстрировать студентам практическую значимость приобретаемых ими знаний.

Одной из важнейших задач для вузов является организация практики, стажировки студентов на предприятиях туристско-гостиничного комплекса, в том числе в туристских предприятиях в летний период, позволяющие им приобрести навыки профессиональной подготовки.

Подготовка специалистов в Казахстане ведется с учетом содержания отечественных туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для приема туристов и методики адресного рекламирования туристских услуг среди потенциальных клиентов. Для этого преподавательский состав системно повышает свою квалификацию (проведение тренингов, семинаров, стажировок в пределах Казахстана и за рубежом, участие в научно-практических конференциях и форумах).

Для мотивации студентов 1-го курса Павлодарского государственного университета им. С. Торай-гырова, к выбранному ими направлению подготовки «Туризм» проводятся занятия кружка «Исток» (руководитель ст. преподаватель Касенова Г. К.), посредством чего студенты совместно с преподавателями вовлечены в научно-исследовательскую и практическую деятельность:

Таким образом, подготовка специалистов с отличной научной и практической базой, знанием иностранных языков, современных компьютерных технологий будет способствовать созданию положительного туристского имиджа Казахстана [4,5].

Библиографический список

1. Актуальные вопросы развития туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. — № 3, 2009. — С. 23.

2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). Методическое пособие. М., 2005.

3. Дуйсен Г. М. Основы формирования и развития индустрии туризма в Казахстане. Алматы, 2002. — 92 с.

4. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности» от 13 июня 2001 г., № 211 Ведомости Парламента РК, 2001, № 13-14, С. 175.

5. Подготовка кадров сферы рекреации и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования, или компетентностный подход к подготовке специалистов сферы рекреации и туризма // Туризм: право и экономика. — № 4, 2008. — С. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.