Научная статья на тему 'Разработка программно-методического обеспечения процесса профессионального образования личности специалистов'

Разработка программно-методического обеспечения процесса профессионального образования личности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2003
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY'S PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / PROGRAM-AND-METHODOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROGRAM / CONCEPT OF EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звада Ольга Владимировна, Поленин Олег Викторович

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества подготовки специалистов на различных уровнях и этапах. Ее решение возможно путем разработки современного программно-методического обеспечения процесса образования. Выделяются основные функции программно-методического обеспечения в соответствии с содержанием образовательного заказа и содержанием образовательной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звада Ольга Владимировна, Поленин Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program-and-Methodological Support Development of the Experts' Personality Professional Education Process

The article is devoted to the topical problem of the experts' training quality improvement. Its solving is possible due to the development of modern program-and-methodological support of educational process. The basic functions of the program-and-methodological support according to the contents of the educational order and educational model are come forth.

Текст научной работы на тему «Разработка программно-методического обеспечения процесса профессионального образования личности специалистов»

УДК 373.6 ББК Ч 45/47

Звада Ольга Владимировна

заместитель директора по правовому обеспечению и организационному развитию г. Магнитогорск Поленин Олег Викторович ведущий специалист отдела лицензирования, аттестации и аккредитации и инспектирования учебных заведений г. Челябинск Zvada Olga Vladimirovna Deputy Director of the Legal Groundwork and Organizational Development

Magnitogorsk Polenin Oleg Viktorovich Top Expert

Department of Licensing, Certification, Accreditation and Inspection

of Educational Institutions Chelyabinsk

Разработка программно-методического обеспечения процесса профессионального образования личности специалистов

Program-and-Methodological Support Development of the Experts’ Personality

Professional Education Process

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества подготовки специалистов на различных уровнях и этапах. Ее решение возможно путем разработки современного программно-методического обеспечения процесса образования. Выделяются основные функции программно-методического обеспечения в соответствии с содержанием образовательного заказа и содержанием образовательной модели.

The article is devoted to the topical problem of the experts’ training quality improvement. Its solving is possible due to the development of modern program-and-methodological support of educational process. The basic functions of the program-and-methodological support according to the contents of the educational order and educational model are come forth.

Ключевые слова: профессиональное образование личности, программно-методическое обеспечение, образовательная программа, концепция образовательной программы.

Key words: personality’s professional training, program-and-methodological support, educational program, concept of educational program.

В России формируется новая система профессионального образования. В

связи с этим следует признать актуальность внесения изменений в систему профессионального образования в целом, а также в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов любого профиля, в том числе и педагогов образовательных учреждений, осуществляющих эти процессы. Актуальность изменений определяется в первую очередь наблюдаемым снижением уровня образования выпускников общеобразовательных школ, профессиональных образовательных учреждений всех уровней и типов.

Актуальность проблемы определяется, на наш взгляд, необходимостью разрешения объективных противоречий, существующих с учетом современных условий реализации образования личности.

Во-первых, противоречие между потребностями личности и потребностями общества (производства, культуры, науки, техники и т.д.). Потребности личности заключаются в первую очередь в материальном обеспечении своей жизни и деятельности, в обеспечении их безопасности, а также безопасности родных и близких людей, в духовном развитии. Потребности общества отличаются. Например, для производства в первую очередь важно обеспечение рабочими кадрами.

Во-вторых, противоречие между потребностью производства в кадрах и недостаточным или несоответствующим уровнем их подготовки в системе образования.

В-третьих, противоречие между реализуемым процессом стандартизации образования, что находит свое выражение в переходе к ЕГЭ, и объективной необходимостью науки, культуры, производства в креативной личности, способной к саморазвитию. Это противоречие находит свое выражение в противопоставлении исполнителя и инициатора. Для производства нужен исполнитель. Для развития общества в целом нужен инициатор, творец, созидатель. Нам представляется неслучайным продолжающийся процесс совершенствования государственных образовательных стандартов в системе профессионального образования всех уровней и типов. По существу мы

наблюдаем переход к ГОС четвертого поколения на основе К0-9001. Это поколения 1987, 1991, 2000 годов и 2010 года. Стандарт и творчество - два различных аспекта образования личности.

Их противоположность, на наш взгляд, находит свое отражение в сути проблемы - подготовка специалиста осуществляется через его образование.

Понятие образования, по существу, имеет многоаспектный характер. В частности образование определяется:

1) как результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками; в этом случае образование и обучение тождественный;

2) как процесс поэтапной передачи и усвоения научных (общих и специальных) знаний, умений, навыков и формирования качеств личности;

3) как система видов деятельности субъектов и образовательных учреждений, обеспечивающих передачу и усвоение знаний, умений, навыков и формирование качеств личности; в этом случае образование рассматривается как целостное единство обучения и воспитания, обеспечивающие развитие личности;

4) как ценность, определяющая отношение обучающегося к овладению знаниями, умениями, навыками и формируемым качествам личности; как значимое качество, свойство (образованность), которым необходимо обладать;

5) как мировоззрение, включающее систему взглядов и убеждений, определяющих направление и характер деятельности и поведения каждого человека;

6) как политика и идеология, представляющие собой заказ общества и комплекс нормативно-правовых актов, направленных на его удовлетворение (Законы, Положения, образовательные стандартны, программы, планы и т.п.) и определяющих направление, содержание и уровни овладения человеком знаниями, умениями, навыками и формирования качеств личности.

В связи с этим, актуальным является выделение проблемы разработки программно-методического обеспечения функционирования и развития системы образовательных учреждений, в том числе и профессиональной

подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Ее постановка и решение, на наш взгляд, невозможны без определения четкой методологической основы. В качестве таковой в современной педагогике определяются положения ряда подходов - деятельностного, личностного, системного, аксиологического и др.

Выполнение требований этих подходов, по нашему мнению, предполагает разработку определенной модели организации как процесса образования в целом, так и его программно-методического обеспечения. Ознакомление с существующими вариантами моделей организации образование привело нас к выводу о несостоятельности подавляющего большинства из них, так они не учитывают ни современные социально-экономические условия, ни образовательный заказ, ни требования государственного образовательного заказа.

Наиболее приемлемый, на наш взгляд, вариант моделей организации образования предложили Мануйлов В.Ф., Федотова А.В., Шестернина Е.Ю. и

др. [4].

Их вариант нам представляется значимым, так как с учетом предлагаемых моделей возможна разработка программно-методического обеспечения образования любого типа и уровня (табл. 1).

Таблица 1

Номер модели Основные признаки модели

Модель № 1 подготовка специалистов по интегрированным образовательно-производственным программам

Модель №2 интегрированная программа на основе государственного, регионального, муниципального или отраслевого заказа

Модель №3 интегрированная программа с включением заданий и видов образовательной деятельности (курсовых работ и проектов, всех видов практик и дипломных разработок) по заданиям заказчика

Модель № 4 интегрированная программа целевой подготовки с элементами международного сотрудничества

Модель № 5 интегрированная программа образовательной, научной и инновационной деятельности обучающихся

Таким образом, особенности разработки и реализации программнометодического обеспечения процесса профессионального образования будущего специалиста определяются с учетом ряда методологических положений.

Во-первых. В центре процесса образования должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение к обучающемуся, отношение людей друг к другу, возникающее в процессе их совместной образовательной деятельности (Давыдов В.В.).

Во-вторых. Все компоненты профессионального образования формируются под влиянием внешней ситуации, внешней среды (концепция генерализации С.Л. Рубиншейна).

В-третьих. Развитие личности определяется уровнем организации и уровнем овладения ими основными видами учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

В-четвертых. Эффективность профессионального образования определяется оптимальным соотношением государственных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала.

В конечном итоге - программно-методическое обеспечение должно способствовать выполнению комплексу функций образования (табл. 2).

Кроме того, мы в полной мере стремились учесть то, что программнометодические материалы в соответствии с государственным образовательным стандартом должны обеспечивать:

1) формулировку цели и задач образования;

2) разработку содержания профессионального образования;

3) разработку и реализацию комплекса способов и средств активизации деятельности обучающихся.

Таблица 2

Содержание компонентов программно-методического обеспечения

Функци и Образовател ьная Воспитател ьная Развивающая - социально-психологичес кая Развиваю щая -социально-экономиче ская

Задачи Приобретени е знаний общей и профессиона льной направленно сти Формирова ние навыков (привычек) профессион альной деятельност и Прагматическ ая направленнос ть -психологичес кая подготовка к профессионал ьной деятельности Специализ ация образован ия

Формы Лекция, семинар Практикум Деловая игра Рефераты, курсовые и дипломны е работы,

Способ ы Изучение фундаментал ьной теории Изучение практики профес. деятельност и Формировани е этики профессионал ьных отношений Участие в работе бизнес-структур

Средств а Учебные пособия Сборники ситуативны х задач контекстног о характера Нормы этики деловых отношений, ситуационные игры Пособия, справочни ки бизнес-консульта нта

Результ аты - сформированные базисные элементы проф культуры; - конкурентоспособность профессиональных зна их реализации. ессиональной ний и умений

Общепризнанным фактом является то, что образовательный стандарт является основой формирования основных компонентов профессиональной квалификации специалиста. Это означает подчинение процесса

профессионального образования требованиям государственного образовательного стандарта:

- при разработке и уточнении учебных планов и образовательных

программ по специальностям;

- при разработке форм и методов повышения профессиональной

квалификации;

- при передаче и усвоении учебного материала и овладения видами

деятельности по специальностям.

Разработку методико-технологических аспектов разработки программнометодического обеспечения образования, на наш взгляд, следует осуществлять с учетом особенностей каждого уровня и типа образования и в сочетании теоретического и практического обучения. Поскольку это определяется деятельностной основой образования личности.

В связи с этим, разработка той или иной технологической процедуры осуществлялась нами по определенному алгоритму:

1. Атрибутивная часть технологии (авторы, образовательное учреждение, сфера образовательной деятельности, образовательный акт, цель, сроки и условия реализации).

2. Концептуальная основа технологии (совокупность теоретических положений, идей, направлений, подходов, на основе которых разрабатывается технология).

3. Содержательная часть технологии (формируемые знания, умения, навыки, качества личности, содержание учебного и воспитательного материала, подлежащего передаче и усвоению участниками образовательного процесса).

4. Процессуальная часть технологии (описание этапов реализации технологии, описание деятельности участников образовательного акта).

5.Технологическая карта образовательного акта (представление технологии в виде матрицы, таблицы и т.п.).

Основными аспектами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения мы считаем:

- использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, проектная деятельность, кейсы, тренинги и т.д.);

- реализация модульных технологий обучения;

- организация самостоятельной работы слушателей таким образом, чтобы формировались умения и навыки поиска информации, работы в коллективе, дисциплинированность и т.д.;

- аттестация обучающихся и выпускников должна быть организована таким образом, чтобы оценивались не только профессиональные знания и умения по дисциплине, но и основные умения и навыки;

- обеспеченность учебного процесса учебными пособиями, компьютерными программами, учебными лабораториями, преподавателями с высоким уровнем квалификации, которые должны уметь создавать самостоятельные учебные пособия, проводить практические занятия с помощью компьютеров и специального оборудования, планировать учебные занятия с использованием активных методов обучения.

Эти аспекты учитываются и при аккредитации любого образовательного учреждения.

Перспективным методом активизации деятельности обучающихся является метод «портфолио». В процессе обучения по той или иной дисциплине, или группе дисциплин обучающиеся формируют папку-портфолио (кейс) по предложенной схеме:

- выполненные практические задания;

- отзывы преподавателей и руководителей исследовательских работ;

- найденная и обработанная информация по проблемам профессиональной

деятельности;

- тексты выступления с докладами и сообщениями на семинарах,

конференциях;

- таблица с отметками преподавателя о посещении занятий и

консультаций, о своевременности выполнения заданий;

- планы, отчеты по самостоятельной работе обучающихся.

А также другие материалы, которые используются для оценки уровня развития профессиональной квалификации слушателей.

При разработке программно-методического обеспечения мы исходили из того, что их основанием служит образовательная программа.

Концепция разработки и реализации образовательной программы предполагает создание документа, дающего представление о процессе профессиональной подготовки по данной программе, во-первых, как едином целом и, во-вторых, как компоненте системы профессионального образования в целом. В концепции отражаются новые педагогические и методические направления, способствующие усилению межпредметных связей, ориентации образования на конечный результат.

Основная функция концепции, реализованная нами в ходе исследования, заключается в том, чтобы основные компоненты профессиональной квалификации (знания, умения, навыки и качества личности) оказались встроенными в различные части образовательной программы, а именно:

- в процесс целеполагания и мотивации процесса образования;

- в содержание процесс профессионального образования;

- в результаты профессионального образования (достигнутый уровень профессиональной квалификации обучающихся);

- в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели всеми необходимыми качествами профессионально компетентного специалиста. Основополагающими документами для разработки концепции

образовательной программы, на наш взгляд, являются:

- содержание нормативных требований к уровню профессиональной квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перечень основных компонентов профессиональной квалификации;

- нормативные документы, определяющие содержание образовательной программы (в первую очередь, образовательный стандарт).

При разработке концепции учитываются ресурсы учебного заведения по внедрению в учебный процесс активных методов обучения, условия организации учебного процесса и т.д.

С учетом выделенных положений нами разрабатывались экспериментальные программы профессионального образования и подготовки учащихся учреждений дополнительного образования, профессиональных училищ, учреждений повышения профессиональной квалификации специалистов (педагогов-тренеров, например). В значительной степени они носили авторский и инновационный характер.

Разработка и внедрение авторских образовательных программ осуществлялись нами на основе дифференцированного подхода. Дифференциация образовательного процесса происходит на основе максимально полного учета уровня:

- сформированности профессионального интереса;

- развития профессионально значимых способностей личности;

- общего развития обучающихся;

- сформированности их ценностных ориентаций;

- овладения обучающимися основными видами профессиональной деятельности;

- овладения слушателями профессиональными знаниями.

Дифференциация программно-методического обеспечения процесса профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения профессиональной квалификации осуществлялась нами по следующим направлениям:

1 - разработка комплекса заданий диагностического характера;

2- разработка содержания основных видов профессиональной деятельности;

3 - выделение основных компонентов знаний, умений и навыков профессиональной направленности в содержании общеобразовательных и специальных дисциплин;

4 - разработка комплекса профессионально ориентированных ситуаций по развитию профессиональной квалификации.

В конечном итоге образовательная программа как базовый элемент программно-методического обеспечения должна была иметь следующие признаки:

- целостности профессионального образования как системы;

- воспроизводимости процесса и его компонентов в конкретной среде для достижения поставленных целей образования;

- нелинейности образовательных структур, реализуемых в процессе, и приоритетности тех факторов и условий, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;

- адаптации образовательного процесса к личности обучающегося и его познавательным способностям;

- потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования профессионально значимых знаний и умений;

- результативности процесса (в нашем случае результатом является формирование у обучающихся основных компонентов профессиональной квалификации).

В соответствии с этими требованиями нами были разработаны и реализованы несколько вариантов образовательных программ. Назначение каждой разрабатываемой образовательной программы состояло в определении основного содержания профессионального образования личности обучающихся по реализуемой ими профессиональной деятельности с учетом общих принципов образования - научности, доступности, систематичности, последовательности и других принципов.

В соответствии с выделенными требованиями структура образовательной

программы включала в себя ряд компонентов.

1. Информационная карта, в которой указывались:

- отдел (кафедра, направление образования, факультет);

- специальность;

- преподаватель, автор и исполнитель программы;

- авторское название программы;

- вид программы;

- продолжительность освоения программы;

- предметная область (или направленность) программы;

- уровень освоения программы;

- формы организации образовательного процесса.

2. Пояснительная записка с указанием:

1) для кого предназначена программа;

2) актуальность предметной области, рассматриваемой в программе;

3) особенности программы;

4) обоснование структуры программы;

5) этапы изучения программы;

6) цель и задачи образования, реализуемые с помощью программы;

7) компоненты профессиональной компетентности, формируемые с помощью программы;

8) предполагаемые результаты реализации программы;

9) формы и методы контроля за уровнем образования обучающихся;

10) критерии и показатели эффективности программы.

3. Тематическое планирование с указанием тем занятий, количества часов на теоретическое обучение и практическую подготовку, видов деятельности обучающихся на каждом занятии.

4. Содержание занятий с указанием:

1) темы занятия;

2) основных понятия и положений, подлежащих усвоению на занятии;

3) плана занятия (вопросы для изучения);

4) методов и видов деятельности, реализуемых на занятии;

5) практических умений, формируемых на занятии;

6) вопросов и заданий для контроля и самоконтроля;

7) рекомендуемой литературы.

Учитывая особенности процесса профессионального образования каждого уровня или типа, мы при разработке концепции образовательной программы учитывали цель ее реализации. В соответствии с целью нами выделено четыре уровня ее реализации:

1) актуальный (наличный) уровень;

2) базовый уровень максимально полного выполнения требований образовательного стандарта и образовательного заказа;

3) адаптивный уровень образования в рамках существующих организационных форм, методических систем и технологий;

4) неадаптивный уровень в рамках инновационных подходов, методик и технологий, обеспечивающих высокий уровень активности слушателей.

При разработке программы и других материалов максимально полно должен быть реализован следующий алгоритм действий разработчика программно-методического обеспечения:

Первое действие - анализируется содержание профессиональных стандартов или квалификационных требований по выбранной специальности или профессии.

Второе действие - изучаются результаты исследования регионального рынка труда и мнения отдельных работодателей.

Третье действие - выбирается формат разрабатываемой образовательной программы, т.е. определяется, является ли данная программа основной или дополнительной, форма ее реализации (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), уровень образования (уровень профессионального образования), длительность, объем контактных часов и т.д.

Четвертое действие - анализируется возможный состав слушателей: возраст, предыдущий опыт работы и учебы, пол, цели обучения и т.д.

Пятое действие - анализируются имеющиеся ресурсы: финансовые, материальные, человеческие, временные.

Шестое действие - разрабатывается и реализуется концепция разработки программно-методического обеспечения.

Реализация данного алгоритма обеспечивает разработку эффективной методической концепции, учитываемой в программе. Кроме того,

реализованные в программе положения находят свое отражение в подготовленных нами по различным направлениям методических пособиях, указаниях, рекомендациях.

Библиографический список

1. Белкин, А.С. Компетентность, профессионализм, мастерство / А.С.Белкин. -Челябинск, 2004 - 176 с.

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский.

- М.: Академия, 2001. - 188 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №1.- С. 3-16.

4. Мануйлов, В.Ф. Инженерное образование: инновации/ В.Ф. Мануйлов, А.В.

Федотова, Е.Ю. Шестернина // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 4653.

5. Сумцова, Н.В., Едронова В.Н. Обеспечение качества образования: пути повышения

эффективности учебного процесса // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 6. - С. 30-36.

6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста /

Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

Bibliography

1. Belkin, A.S. Competence, Professionalism, Skills / A.S. Belkin. - Chelyabinsk, 2004. - 176 P.

2. Manuylov, V.F. Engineering Education: Innovations / V.F. Manuylov, А.У. Fedotova, E.Yu. Shesternina // Higher Education in Russia. - 2004. - № 2. - P. 46-53.

3. Sumtsova, N.V., Edronova, V.N. Maintenance of Education Quality: Ways of Educational Process Efficiency Improving / N.V. Sumtsova, V.N. Edronova // Higher Education Today.

- 2003. - № 6. - P. 30-36.

4. Tatur, Yu.G. Competence in the Structure of the Model of the Experts’ Training Quality / Yu.G. Tatur // Higher Education Today. - 2004. - № 3. - P. 20-26.

5. The Concept of Modernization of the Russian Education till 2010 // Standards and Monitoring in Education. - 2002. - № 1. - P. 3-16

6. Zagvyazinsky, V.I. The Theory of Training: Modern Interpretation / V.I. Zagvyazinsky. -M.: Academy, 2001. - № 1. - 188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.