Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение процесса повышения профессиональной квалификации специалистов'

Программно-методическое обеспечение процесса повышения профессиональной квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Валеев Азат Салнмьянович, Гришин Алексей Владимирович, Сайгушев Николай Яковлевич

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества подготовки специалистов. В основе проблемы выделяется ряд объективных противоречий. Определенный уровень их решения, по мнению авторов, возможен путем разработки современного программно-методического обеспечения процесса образования. Выделяются основные функции программно-методического обеспечения в соответствии с содержанием образовательного заказа и содержанием образовательной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Валеев Азат Салнмьянович, Гришин Алексей Владимирович, Сайгушев Николай Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение процесса повышения профессиональной квалификации специалистов»

РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 373.6

В. А. Беликов, С. П. Беловолова, А. С. Валеев,

А. В. Гришин, Н. Я. Сайгушев

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В России сформировалась новая система образования и система управления ею. Последние десятилетия XX и начало XXI вв. отмечены действием глобальных образовательных тенденций, которые называют «мегатенденциями» (М. В. Кларин и др.). К их числу относятся:

- растущая массовость образования и его непрерывный характер;

- высокая значимость образования как для индивида, так и для общества;

- ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности;

- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,

- ориентация обучения на развитие личности учащихся и обеспечение их созидательных возможностей и качеств.

В связи с этим следует признать актуальность внесения изменений в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов любого профиля, в том числе и педагогов образовательных учреждений, осуществляющих эти процессы. Актуальность изменений определяется в первую очередь наблюдаемым снижением уровня образования выпускников общеобразовательных школ, профессиональных образовательных учреждений всех уровней и типов. Этот факт признается и на уровне сатириков (М. Задорнов), и на уровне учителей и преподавателей, и на уровне правительства, в частности Министерства образования и науки РФ.

К сожалению, законодательное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не стало фактором повышения качества обучения и воспитания учащихся школ. Тот факт, что четверть выпускников школ России полу-

чили неудовлетворительные оценки по ЕГЭ по математике, русскому языку и литературе, говорит о неудовлетворительном состоянии образовательного процесса в средней школе.

Можно также предположить, что не станет фактором повышения качества подготовки специалистов и переход высшего образования на двух уров-невую систему образования.

Кадры работников системы образования по-прежнему в значительной степени не соответствуют требованиям образовательного заказа государства общеобразовательной и профессиональной школе. Не соответствуют ни по уровню подготовки, ни по мотивации профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации специалистов любого профиля, в том числе и педагогов образовательных учреждений, определяется, на наш взгляд, необходимостью разрешения объективных противоречий, существующих с учетом современных условий реализации образования личности.

Во-первых, противоречие между потребностями личности и потребностями общества (производства, культуры, науки, техники и т. д.). Потребности личности по определению социологов заключаются в первую очередь в материальном обеспечении своей жизни и деятельности, в обеспечении их безопасности, а также безопасности родных и близких людей, в духовном развитии. Потребности общества отличаются. Например, для производства в первую очередь важно обеспечение рабочими кадрами.

Во-вторых, противоречие между потребностью производства в кадрах и недостаточным или несоответствующим уровнем их подготовки в системе образования. Например, приводятся данные о том, что только треть выпускников школ поступают в учреждения НПО и СПО (причем половина из них предполагают получить не рабочие специальности, а экономические и правовые). Это в то время, когда в связи с развитием производства нужны квалифицированные рабочие кадры начального и среднего звена.

В-третьих, противоречие между реализуемым процессом стандартизации образования, что находит свое выражение в переходе к ЕГЭ, и объективной необходимостью науки, культуры, производства в креативной личности, способной к саморазвитию. Это противоречие находит свое выражение в противопоставлении исполнителя и инициатора. Для производства нужен исполнитель. Для развития общества в целом нужен инициатор, творец, созидатель. Нам представляется неслучайным продолжающийся процесс совершенствования государственных образовательных стандартов в системе профессионального образования. По существу мы наблюдаем переход к ГОС четвертого поколения на основе 180-9001. Это поколения 1987, 1991, 2000 годов и 2010 года. Рассматриваемый в печати стандарт качества 180 10015 по сути определяет стратегию развития образования.

Стандарт и творчество - два различных аспекта образования личности.

Их противоположность, на наш взгляд, находит свое отражение в сути проблемы - подготовка специалиста осуществляется через ее обучение, или через образование. Наверное, ни один благоразумный человек не будет отрицать приоритет образования личности перед ее обучением. Поскольку образование предполагает и обучение, и воспитание, и развитие личности специалиста.

Понятие образования, по существу, имеет многоаспектный характер. В частности образование определяется:

1) как результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками; в этом случае образование и обучение тождественный;

2) как процесс поэтапной передачи и усвоения научных (общих и специальных) знаний, умений, навыков и формирования качеств личности;

3) как система видов деятельности субъектов и образовательных учреждений, обеспечивающих передачу и усвоение знаний, умений, навыков и формирование качеств личности; в этом случае образование рассматривается как целостное единство обучения и воспитания, обеспечивающие развитие личности;

4) как ценность, определяющая отношение обучающегося к овладению знаниями, умениями, навыками и формируемым качествам личности; как значимое качество, свойство (образованность), которым необходимо обладать;

5) как мировоззрение, включающее систему взглядов и убеждений, определяющих направление и характер деятельности и поведения каждого человека;

6) как политика и идеология, представляющие собой заказ общества и комплекс нормативно-правовых актов, направленных на его удовлетворение (Законы, Положения, образовательные стандартны, программы, планы и т. п.) и определяющих направление, содержание и уровни овладения человеком знаниями, умениями, навыками и формирования качеств личности.

В связи с этим, актуальным является выделение проблемы разработки программно-методического обеспечения функционирования и развития системы образовательных учреждений, в том числе и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Ее постановка и решение, на наш взгляд, невозможны без определения четкой методологической основы. В качестве таковой в современной педагогике определяются положения ряда подходов - деятельностного, личностного, системного, аксиологического и др.

Выполнение требований этих подходов, по нашему мнению, предполагает разработку определенной модели организации как процесса образования в целом, так и его программно-методического обеспечения. Ознакомление с существующими вариантами моделей организации образование привело нас к выводу о несостоятельности подавляющего большинства из

них, так они не учитывают ни современные социально-экономические условия, ни образовательный заказ, ни требования государственного образовательного заказа.

Наиболее приемлемый, на наш взгляд, вариант моделей организации образования предложили В. Ф. Мануйлов, А. В. Федотова, Е. Ю. Шестернина и др. [4].

Их вариант нам представляется значимым, так как с учетом предлагаемых моделей возможна разработка программно-методического обеспечения образования любого типа и уровня (табл. 1).

Таблица 1

Варианты моделей организации образования ( В. Ф. Майнулов и др.)

Номер модели Основные признаки модели

Модель № 1 подготовка специалистов по интегрированным образовательнопроизводственным программам

Модель № 2 интегрированная программа на основе государственного, регионального, муниципального или отраслевого заказа

Модель № 3 интегрированная программа с включением заданий и видов образовательной деятельности (курсовых работ и проектов, всех видов практик и дипломных разработок) по заданиям заказчика

Модель № 4 интегрированная программа целевой подготовки с элементами международного сотрудничества

Модель № 5 интегрированная программа образовательной, научной и инновационной леятельности обучающихся

Таким образом, особенности разработки и реализации программно-методического обеспечения процесса повышения профессиональной квалификации специалистов определялись нами с учетом ряда методологических положений.

Во-первых. В центре процесса повышения профессиональной квалификации специалистов должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение к обучающемуся, отношение людей друг к другу, возникающее в процессе их совместной образовательной деятельности (В. В. Давыдов).

Во-вторых. Все компоненты профессиональной квалификации личности слушателя, уровень его профессионального образования формируются под влиянием внешней ситуации, внешней среды (концепция генерализации

С. Л. Рубиншейна).

В-третьих. Развитие личности слушателей определяется уровнем организации и уровнем овладения ими основными видами учебно-познаватель-ной и профессиональной деятельности.

В-четвертых. Эффективность повышения профессиональной квалификации слушателей определяется оптимальным соотношением государс-

твенных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала.

В конечном итоге - программно-методическое обеспечение должно способствовать выполнению комплексу функций образования (табл. 2).

Кроме того, мы в полной мере стремились учесть то, что программно-ме-тодические материалы в соответствии с государственным образовательным стандартом должны обеспечивать:

1) формулировку цели и задач повышения профессиональной квалификации;

2) разработку содержания профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации слушателей;

3) разработку и реализацию комплекса способов и средств активизации деятельности слушателей.

Таблица 2

Содержание компонентов программно-методического обеспечения

Функ- ции Образователь- ная Воспитатель- ная Развивающая -социально- психологическая Развивающая - социально-экономическая

Задачи Приобретение знаний общей и профессиональной направленности Формирование навыков (привычек) профессиональной деятельности Прагматическая направленность - психологическая подготовка к профессиональной чея ПЕПМЮС! и Специ- ализация образования

Формы Лекция, семинар Практикум Деловая игра Рефераты, курсовые и дипломные работы,

Спо- собы Изучение фундаментальной теории Изучение практики профес. деятельности Формирование этики профессиональных отношений Участие в работе бизнес-структур

Средс- тва Учебные пособия Сборники ситуативных задач контекстного характера Нормы этики деловых отношений, ситуационные игры Пособия, справочники бизнес-консультанта

Резуль- таты - сформированные базисные элементы профессиональной культуры; - конкурентоспособность профессиональных знаний и умений их реализации.

Общепризнанным фактом является то, что образовательный стандарт

является основой формирования основных компонентов профессиональной квалификации специалиста. Это означает подчинение процесса про-

фессионального образования требованиям государственного образовательного стандарта:

- при разработке и уточнении учебных планов и образовательных программ по специальностям;

- при разработке форм и методов повышения профессиональной квалификации;

- при передаче и усвоении учебного материала и овладения видами деятельности по специальностям.

Разработку методико-технологических аспектов разработки программно-методического обеспечения образования, на наш взгляд, следует осуществлять с учетом особенностей каждого уровня и типа образования и в сочетании теоретического и практического обучения. Поскольку это определяется деятельностной основой образования личности.

В связи с этим, разработка той или иной технологической процедуры осуществлялась нами по определенному алгоритму:

1. Атрибутивная часть технологии (авторы, образовательное учреждение, сфера образовательной деятельности, образовательный акт, цель, сроки и условия реализации).

2. Концептуальная основа технологии (совокупность теоретических положений, идей, направлений, подходов, на основе которых разрабатывается технология).

3. Содержательная часть технологии (формируемые знания, умения, навыки, качества личности, содержание учебного и воспитательного материала, подлежащего передаче и усвоению участниками образовательного процесса).

4. Процессуальная часть технологии (описание этапов реализации технологии, описание деятельности участников образовательного акта).

5. Технологическая карта образовательного акта (представление технологии в виде матрицы, таблицы и т. п.).

Основными аспектами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения слушателей мы считаем:

- использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, проектная деятельность, кейсы, тренинги и т. д.);

- реализация модульных технологий обучения;

- организация самостоятельной работы слушателей таким образом, чтобы формировались умения и навыки поиска информации, работы в коллективе, дисциплинированность и т. д.;

- аттестация слушателей и выпускников должна быть организована таким образом, чтобы оценивались не только профессиональные знания и умения по дисциплине, но и основные умения и навыки;

- обеспеченность учебного процесса учебными пособиями, компьютерными программами, учебными лабораториями, преподавателями с высоким уровнем квалификации, которые должны уметь создавать самостоятельные

учебные пособия, проводить практические занятия с помощью компьютеров и специального оборудования, планировать учебные занятия с использованием активных методов обучения.

Перспективным методом активизации деятельности обучающихся является метод «портфолио». В процессе обучения по той или иной дисциплине, или группе дисциплин слушатели формируют папку-портфолио (кейс) по предложенной схеме:

- выполненные практические задания;

- отзывы преподавателей и руководителей исследовательских работ;

- найденная и обработанная слушателями информация по проблемам профессиональной деятельности;

- тексты выступления с докладами и сообщениями на семинарах, конференциях;

- таблица с отметками преподавателя о посещении занятий и консультаций, о своевременности выполнения заданий;

- планы, отчеты по самостоятельной работе слушателей.

А также другие материалы, которые используются для оценки уровня развития профессиональной квалификации слушателей.

При разработке программно-методического обеспечения мы исходили из того, что их основанием служит образовательная программа.

Концепция разработки и реализации образовательной программы предполагает создание документа, дающего представление о процессе повышения квалификации слушателей по данной программе, во-первых, как едином целом и, во-вторых, как компоненте системы подготовки и переподготовки специалиста. В концепции отражаются новые педагогические и методические направления, способствующие усилению межпредметных связей, ориентации обучения на конечный результат.

Основная функция концепции, реализованная нами в ходе исследования, заключается в том, чтобы основные компоненты профессиональной квалификации (знания, умения, навыки и качества личности) оказались встроенными в различные части образовательной программы, а именно:

- в процесс целеполагания и мотивации процесса повышения квалификации;

- в процесс профессионального обучения, обеспечивающего повышение квалификации;

- в результаты профессионального обучения (достигнутый уровень профессиональной квалификации слушателей);

- в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели всеми необходимыми качествами профессионально компетентного специалиста.

Основополагающими документами для разработки концепции образовательной программы повышения профессиональной квалификации слушателей, на наш взгляд, являются:

- содержание нормативных требований к уровню профессиональной квалификации;

- перечень основных компонентов профессиональной квалификации, полученных в результате оценки сферы профессиональной деятельности слушателей и анализа профессиональных стандартов;

- нормативные документы, определяющие содержание образовательной программы (в первую очередь, образовательный стандарт).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке концепции учитываются ресурсы учебного заведения, осуществляющего повышение профессиональной квалификации, по внедрению в учебный процесс активных методов обучения, условия организации учебного процесса и т. д.

Концепция разработки базовой профессиональной образовательной программы повышения профессиональной квалификации слушателей включает в себя ряд основных разделов.

1. Введение. Общая характеристика образовательной программ (государственный образовательный стандарт, формы обучения, уровни подготовки, уровень обеспечения квалификации, сроки обучения).

2. Характеристика сферы профессиональной деятельности слушателей, обеспечиваемой данной программной (характеристика сферы деятельности, профессиональные стандарты или квалификационные характеристики, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, занимаемые должности, данные оценки рынка труда, социальные партнеры).

3. Сопряжение с другими образовательными программами (сопряжение с уровнем среднего профессионального образования, сопряжение с уровнем высшего профессионального образования, социальное партнерство в сфере образования, договорные отношения с учебными заведениями).

4. Требования к слушателю (психологический портрет, базовый уровень образования, ценностные ориентации).

5. Требования к уровню подготовки выпускников (общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по учебным дисциплинам, требования к уровню подготовки по профессиональной практике, общие квалификационные требования).

6. Организация учебного процесса (теоретическое обучение, профессиональная практика, учебный план, аттестация слушателей).

7. Воспитание (формируемые качества личности, мировоззрение, воспитательные мероприятия).

8. Учебные кабинеты, лаборатории, необходимые для обеспечения повышения уровня профессиональной квалификации слушателей.

9. Трудоустройство выпускников.

10. Дополнительные образовательные программы и квалификации.

С учетом выделенных положений нами разрабатывались экспериментальные программы повышения профессиональной квалификации специалистов (педагогов образовательных учреждений). В значительной степени они носили авторский и инновационный характер.

Разработка и внедрение авторских образовательных программ осуществлялись нами на основе дифференцированного подхода. В процессе повышения профессиональной квалификации дифференциация образовательного процесса происходит на основе максимально полного учета уровня:

- сформированности профессионального интереса;

- развития профессионально значимых способностей личности;

- общего развития слушателей;

- сформированности их ценностных ориентаций;

- овладения слушателями основными видами профессиональной деятельности;

- овладения слушателями профессиональными знаниями.

Дифференциация профессиональной подготовки, переподготовки повышения профессиональной квалификации осуществлялась нами по следующим направлениям:

1 - разработка комплекса заданий диагностического характера;

2 - разработка содержания основных видов профессиональной деятельности;

3 - выделение основных компонентов знаний, умений и навыков профессиональной направленности в содержании общеобразовательных и специальных дисциплин;

4 - разработка комплекса профессионально ориентированных ситуаций по развитию профессиональной квалификации.

Мы выделили основные компоненты процесса повышения профессиональной квалификации слушателей - общеобразовательная, теоретическая, методическая, практическая и рефлексивная подготовка.

В конечном итоге образовательная программа должна была иметь следующие признаки:

- целостности профессионального образования как системы;

- воспроизводимости процесса и его компонентов в конкретной среде для достижения поставленных целей образования;

- нелинейности образовательных структур, реализуемых в процессе, и приоритетности тех факторов и условий, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;

- адаптации образовательного процесса к личности слушателя и его познавательным способностям;

- потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования профессионально значимых знаний и умений;

- результативности процесса (в нашем случае результатом является формирование у слушателя основных компонентов профессиональной квалификации).

В соответствии с этими требованиями нами были разработаны и реализованы несколько вариантов образовательных программ.

Назначение каждой разрабатываемой образовательной программы состояло в определении основного содержания профессионального образования личности слушателей по реализуемой ими профессиональной деятельности с учетом общих принципов образования - научности, доступности, систематичности, последовательности и других принципов.

При разработке образовательной программы в полной мере учитывались следующие требования:

1. Структурное соответствие.

2. Актуальность и обоснованность.

3. Диагностируемость.

4. Преемственность.

5. Соответствие оформления структуре программы.

В соответствии с выделенными требованиями структура образовательной программы включала в себя ряд компонентов.

1. Информационная карта, в которой указывались:

- отдел (кафедра, направление повышения квалификации, факультет);

- специальность;

- преподаватель, автор и исполнитель программы;

- авторское название программы;

- вид программы;

- продолжительность освоения программы;

- предметная область (или направленность) программы;

- уровень освоения программы;

- формы организации образовательного процесса.

2. Пояснительная записка с указанием:

1) для кого предназначена программа;

2) актуальность предметной области, рассматриваемой в программе;

3) особенности программы;

4) обоснование структуры программы;

5) этапы изучения программы;

6) цель и задачи образования, реализуемые с помощью программы;

7) компоненты профессиональной компетентности, формируемые с помощью программы;

8) предполагаемые результаты реализации программы;

9) формы и методы контроля за уровнем образования слушателей;

10) критерии и показатели эффективности программы.

3. Тематическое планирование с указанием тем занятий, количества часов на теоретическое обучение и практическую подготовку, видов деятельности слушателей на каждом занятии.

4. Содержание занятий с указанием:

1) темы занятия;

2) основных понятия и положений, подлежащих усвоению на занятии;

3) плана занятия (вопросы для изучения);

4) методов и видов деятельности, реализуемых на занятии;

5) практических умений, формируемых на занятии;

6) вопросов и заданий для контроля и самоконтроля;

7) рекомендуемой литературы.

Важным аспектом разработки программно-методического обеспечения мы считаем необходимость учета уровневого характера повышения профессиональной квалификации слушателей. Это означает, что на каждом уровне профессионального обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения (осознание, осмысление, обобщение, текущее повторение, тематическое повторение, формирование и совершенствование умений, стандартное применение, эвристическая деятельность, творческое применение, исследование). Нарушение любой закономерности приводит к снижению качества знаний.

Учитывая особенности процесса повышения профессиональной квалификации, мы при разработке концепции образовательной программы учитывали цель ее реализации в процессе повышения профессиональной квалификации слушателей. В соответствии с целью нами выделено четыре уровня ее реализации:

1) актуальный (наличный) уровень повышения профессиональной квалификации слушателей;

2) базовый уровень максимально полного выполнения требований образовательного стандарта и образовательного заказа;

3) адаптивный уровень повышения профессиональной квалификации образования в рамках существующих организационных форм, методических систем и технологий;

4) неадаптивный уровень повышения профессиональной квалификации в рамках инновационных подходов, методик и технологий, обеспечивающих высокий уровень активности слушателей.

При разработке программно-методического обеспечения процесса повышения профессиональной квалификации возникает проблема определения перечня умений и навыков, формируемых на основе образовательной программы с помощью дидактических и методических материалов. Решая данную проблему, мы получаем возможность формирования профессионально квалифицированной личности слушателя.

Для этого при разработке программы и других материалов максимально полно должен быть реализован следующий алгоритм действий разработчика программно-методического обеспечения:

1 действие - анализируется содержание профессиональных стандартов или квалификационных требований по выбранной специальности или профессии;

2 действие - изучаются результаты исследования регионального рынка труда и мнения отдельных работодателей;

3 действие - выбирается формат разрабатываемой образовательной программы, т. е. определяется, является ли данная программа основной или дополнительной, форма ее реализации (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), уровень образования (уровень профессионального образования), длительность, объем контактных часов и т. д.;

4 действие - анализируется возможный состав слушателей: возраст, предыдущий опыт работы и учебы, пол, цели обучения и т. д.

5 действие - анализируются имеющиеся ресурсы: финансовые, материальные, человеческие, временные;

6 действие - разрабатывается и реализуется концепция разработки программно-методического обеспечения.

Реализация данного алгоритма обеспечивает разработку эффективной методической концепции, учитываемой в программе. Кроме того, реализованные в программе положения находят свое отражение в подготовленных методических пособиях, указаниях, рекомендациях.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Компетентность, профессионализм, мастерство [Текст] / А. С. Белкин. - Челябинск, 2004 - 176 с.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 188 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С. 3-16.

4. Мануйлов, В. Ф. Инженерное образование: инновации [Текст] / В. Ф. Мануйлов, А. В. Федотова, Е. Ю. Шестернина // Высшее образование в России. - № 2. - 2004. - С. 46-53.

5. Сумцова, Н. В., Едронова В. Н. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса [Текст] / Н. В. Сумцова,

В. Н. Едронова.// Высшее образование сегодня. - 2003. - № 6. - С. 30-36.

6. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 3. - С.20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.